Пояснительная записка
Курс внеурочной деятельности «Семья на Руси» предназначен для обучающихся 8 класса и направлен на достижение планируемых результатов обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на уровне основного общего образования.
Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Цель программы: осознание обучающимися назначения и смысла семьи в жизни человека через знакомство с традиционными для России семейными ценностями на примерах обрядов и традиций семейного уклада на Руси.
Задачи программы:
- ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни;
- изучение семейных традиций, обрядов, праздников, особенностей воспитания детей на Руси;
- воспитание у обучающихся чувства ответственности за свою семью;
- формирование представлений о семейных ролях и гармоничных взаимоотношениях в семье;
- формирование представлений о влиянии традиций на культуру современного русского народа.
Внеурочные занятия проводятся на основе системно-деятельностного подхода и предусматривают поиск и использование информации из дополнительных источников (интернета, СМИ, художественных произведений русской литературы, изобразительного искусства), работу с историческими источниками и др.
Изучение курса предполагает подготовку и защиту проектов, написание творческих работ, проведение массовых внеклассных мероприятий.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
- формирование у обучающихся осознанного понимания значимости семьи в жизни человека;
- формирование уважительного отношения к институту семьи и брака;
- получение опыта эмоционально-ценностного отношения посредством изучения семейных традиций, обрядов и праздников;
- приобщение к культурно-историческому опыту построения модели благополучной и счастливой семьи;
- развитие познавательного интереса к изучению семейных традиций;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, умения понимать и принимать семейную культуру своего народа.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- овладение способностью формулировать цели и задачи учебной деятельности, находить средства её осуществления;
- умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, правильно распределять роли в совместной деятельности.
Познавательные:
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения заданий и её анализ;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
Коммуникативные:
- готовность и умение слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную;
- умение представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, рассказ, доклад, презентация и др.);
- умение высказывать своё мнение; готовить сообщения по выбранным темам;
Предметные результаты:
- способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию в ходе изучения семейных традиций, установление причин и последствий важных событий в жизни семьи;
- понимание значения нравственности, семьи и общества;
- уважительное отношение к семейной культуре своего народа;
- знание и соблюдение норм морали, стремление следовать нравственным, духовным идеалам как подготовка к созданию семьи и выстраиванию гармоничных взаимоотношений;
- понимание значимости семейных ценностей, сознательного самоограничения в поступках, поведении, неприятия потребительского отношения к жизни для сохранения семьи.
- понимание влияния традиций на культуру современного русского народа.
Содержание программы
Традиции обряда рождения младенца на свет.
Рождение детей- истинное предназначение брака. Благочестивость брака. Обязанности беременной женщины. Предродовые обряды. Повитуха. Обряд подпоясывания младенца. Родины. Крестины. Крестные родители. Крестильный обед.
Семейные праздники.
Называние детей именем святого. День Ангела, день памяти небесного покровителя. Святцы – церковный календарь. Значение имени в жизни человека.
Семейные игры. Семейные праздники. Рождество. Святки. Крещение. Масленица. Вербное воскресение. Пасха. Красная горка. Иван Купала. Ильин день. Медовый Спас. Яблочный Спас. Третий Спас (Хлебный или Ореховый). Покров день.
Воспитание детей на Руси.
Домашнее воспитание. Приобщение к фольклорному творчеству. Ведение домашнего хозяйства. Подготовка приданого. Ткачество. Этапы становления мужчины. Воспитание силы духа. Ответственность. Систематический труд. Уход за скотиной. Промысловые занятия.
Свадебный обряд.
Сватовство. Рукобитье. Приданое. Девичник. Расплетание девичьей косы. Причеты. Первый день: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир. Дружка. Второй день: сырный, поцелуйный, поклонный, большой стол, горячий обед. Третий день: почестье, госьба, отгостки, перегулка, хлебины. Свадебные песни: прощальные, величальные, корильные. Обережные обряды. Пословицы и поговорки.
Влияние традиций на культуру современного русского народа.
Просмотр фильмов «Без семьи»(1984), «Карантин» (1983) и др. Андрей Рябушкин. «Семья купца в 17 веке», Сергей Иванов «Семья», Иван Куликов «Семья лесника», Иван Куликов «Чаепитие в крестьянской избе» и др.
Календарно-тематическое планирование
№ темы | Темы | Количество часов | Дата | Контроль | Примечание |
План | Факт |
Раздел 1. Традиции обряда рождения младенца на свет (2 ч.) |
1 | Родины | 1 | | | | |
2 | Крестины | 1 | | | | |
Раздел 2. Семейные праздники (6 ч.) |
3 | Именины | 1 | | | | |
4 | Семейные игры | 1 | | | | |
5-8 | Семейные праздники | 4 | | | | |
Раздел 3. Воспитание детей на Руси (4 ч.) |
9-10 | Воспитание девочек на Руси | 2 | | | | |
11-12 | Воспитание мальчиков на Руси | 2 | | | | |
Раздел 4. Свадебный обряд (14 ч.) |
13 | Сватовство | 1 | | | | |
14 | Смотрины | 1 | | | | |
15 | Рукобитье | 1 | | | | |
16 | Девишник. Вытие | 1 | | | | |
17 | Расплетание девичьей косы. Причеты. | 1 | | | | |
18 | Свадебные песни | 1 | | | | |
19 | Первый день свадьбы. Приезд жениха. | 1 | | | | |
20 | Первый день свадьбы. Венчание | 1 | | | | |
21 | Первый день свадьбы. Гуляние. «Княжий стол» | 1 | | | | |
22 | Второй день свадьбы. Отводины | 1 | | | | |
23 | Третий день свадьбы. Госьба | 1 | | | | |
24 | Обережные обряды | 1 | | | | |
Раздел 5. Влияние традиций на культуру современного русского народа (11 ч.) |
25-27 | Образ семьи в произведениях устного народного творчества | 3 | | | | |
28-29 | Образ семьи в живописи | 2 | | | | |
30-33 | Образ семьи в отечественном кинематографе | 4 | | | | |
34-35 | Традиции моей семьи | 2 | | | | |