Проблемная сессия: Анализ внутренней среды образовательного учреждения « Диагностика и определение базовых проблем, влияющих на качество образования в общеобразовательном учреждении » Круглый стол Билетникова Э.И. зам.директора по УВР МБОУ СОШ №82
Неуспевающие школы не одинаковы, природа и причины их низких результатов разнообразны. Надо понимать, что низкая успеваемость – это не отдельный феномен, за ним – целый комплекс различных переменных, которые взаимодействуют по разному в разных школьных контекстах .
А. Харрис.
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ
качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;
Внутренний мониторинг качества образования выступает в качестве индикатора, показывающего есть проблема или нет
- Качество образовательных программ ОУ (Соответствие структуры и содержания основной образовательной программы требованиям федеральных государственных образовательных стандартов)
- Качество образовательной среды ОУ
- Качество педагогических и других кадров ОУ (Численность, возраст, образование, уровень квалификации и т.д.)
- Качество родителей (законных представителей) обучающихся ОУ (например, удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся содержанием основной образовательной программы)
- Качество процессов реализации образовательных программ ОУ (образовательный процесс).
- Качество обучающихся ОУ ( общая численность, по классам, обученность, учебные и внеучебные достижения, т.д.)
Количество обучающихся на уровне ООО
Контингент
Доля молодых педагогов и пенсионеров, работающих в ОУ
Качество образования на уровне ООО за 3 года
Качество образования в 9-ых классах за 3 года
Контингент повышенной сложности
Неэффективные образовательные стратегии
Снижение учебных результатов
Низкий кадровый ресурс
Реализация стратегии через проекты
Целевое состояние
Исходное состояние
Траектория изменений
Проект - средство решения проблемы
Проблема
- Относится к субъекту
- Имеет границы
- Содержит негатив в формулировке
- Ключевая проблема
- Корневая проблема
Тендер проблем
Критерий
1
Вес
2
Проблемы
3
1
Итого
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Карта проблемного поля
Карта проблемного поля
Отсутствие маркетинга в ОО
Нет инструментов для изучения
Недостаток ресурсов
Финансовые ограничения
Ограниченные рекламные возможности
Однообразие услуг
Новый опыт
Принципы построения Карты проблемного поля
- Необходимо выделить субъект/объект в качестве носителя проблемы
- Сформулировать от его имени ключевую проблему
- Изобразить ее в овале, разместить вверху схемы в качестве следствия
- Задать вопросы «почему?», которые помогут определить причины возникновения проблемы
- Написать причины в овалах, проследить за тем, чтобы формулировки также представляли собой проблемы
Карта (дерево)целей
Типы целей
- Цель, как намерение
- Цель, как результат (показатели)
Карта (дерево)целей
Снижение текучести кадров
Снижение нервных перегрузок операционистов
Удовлетворенность клиентов
Отлаженные бизнес-процессы
Отличия целей и действий
Цели как намерения
Действия
Не конкретны
Конкретны
Отвечают на вопрос «ЧТО НУЖНО?»
Отвечают на вопрос «КАК?» и «ЧТО ДЕЛАТЬ»
Имеют множество способов достижения
Представляют собой конкретный способ достижения
Пример формулировки решений
ЭФФЕКТЫ
Дерево решений
Снижение текучести кадров
?
Снижение нервных перегрузок операционистов
?
?
Удовлетворенность клиентов
Отлаженные бизнес-процессы
?
Алгоритм принятия решений
- Описание ситуации: структурирование, выделение главного
- Анализ ситуации
- Предложение критериев решения
- Поиск решений
- Выбор
- Оценка
Дерево решений
Снижение текучести кадров
Снижение нервных перегрузок операционистов
Удовлетворенность клиентов
Отлаженные бизнес-процессы
Дерево решений
Запретить увольнения
Снижение текучести кадров
Увеличить З/пл
Набрать новых
Провести антистресс
Снижение нервных перегрузок операционистов
Научить работать с возражениями
Предложить бонусы, скидки
Удовлетворенность клиентов
Применить персональный подход
Отладить самим
Отлаженные бизнес-процессы
Привлечь консультантов