Семинар для педагогов
«Основные приемы взаимодействия с особым ребенком»
Цель: познакомить педагогов с разными психофизиологическими особенностями развития «особенных детей»: агрессивных, застенчивых, гиперактивных, тревожных детей, ЗПР, ММД, с нарушением и дефетами речи, представить педагогам практические рекомендации специалистов направленных на преодоление агрессивности, тревожности, застенчивости у воспитанников; содействовать развитию эмпатийности, коммуникативных умений у педагогов.
Предварительная работа:
1. Разработка плана семинара педагогами-психологами Пихнивской Е.П. (1 корпус) и Бернаевой З.С. (2 корпус)
2. Подбор практических упражнений.
3. Приглашение специалистов - Литвинова Елена Леонидовна. Тренер по Адаптивной Физической Культуре, АВА-терапист (RBT-уровень) и Горковенко Оксана Николаевна - педагог по обществознанию, кандидат исторический наук, АВА-терапист (RBT-уровень).
4. Оформление раздаточного материала для практических упражнений.
5. Распечатка анкет для педагогов по данной тематике.
6. Подбор видеороликов с канала «ютуб».
7. Подбор музыкального сопровождения.
Ход семинара:
1) Приветствие. Анкеты.
Педагоги-психологи: «Уважаемые коллеги добрый день! Мы рады приветствовать Вас на сегодняшнем семинаре!»
Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность.
2) Представление гостей:
- Спикер - Литвинова Елена Леонидовна. Тренер по Адаптивной Физической Культуре, АВА-терапист (RBT-уровень), специалист по альтернативной коммуникации, председатель Благотворительной региональной общественной организации родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ и инвалидов детства "Единый мир".
- Возможно сможет подъехать Горковенко Оксана Николаевна. Педагог по обществознанию, истории, кандидат исторический наук, АВА-терапист (RBT-уровень), специалист по альтернативной коммуникации, член Благотворительной региональной общественной организации родителей детей-инвалидов, детей с ОВЗ и инвалидов детства "Единый мир".
3) Упражнение «Волшебный мешочек»
Цель: стимулирует внимание участников, активизирует их творческие способности, вовлекает их в совместную деятельность, помогает лучше узнать друг друга, развитие тактильных ощущений.
Педагог-психолог: участникам нужно встать в круг, под музыкальное сопровождение – на том человеке, где музыка остановиться – человек должен угадать предмет – определив тактильно, что там такое, и угадав, по его внешним признакам дать ассоциацию с ребенком.
Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (достать из коробки звездочку).
А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (достать кубик).
А есть дети очень противоречивые: 5 мин он спокойный и милый, а потом, вдруг начинает непонятно себя вести, бегать в разные стороны, потом вроде опять успокаивается, а потом все повторяется (достать неваляшку).
А есть, которые живут в своем мирке – тихие, не заметные, не общительные (достать ракушку).
А еще есть дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (достать мячик).
Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (достать колючий ежик).
Все дети разные, они не похожи друг на друга.
В последнее время проблема общения с «особенным ребенком» стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность «особенным ребенком» неуклонно растет.
Если в давние времена «особенный ребенок» становились по преимуществу подростки, то теперь нередко попадают в данную категорию дети - дошкольники.
Почти в каждой возрастной группе встречается хотя бы один «особенный ребенок» поведение которого отличается от поведения других детей – это могут быть дети с признаками агрессивного поведения, гиперактивные дети или наоборот замкнутые, боязливые, тревожные. (слайд 1 – категории «особенные дети»)
4) Выступление 1 специалиста – Тренер по РАС - Спикер - Литвинова Елена Леонидовна «Дети с аутизмом, альтернативные коммуникации с «особенными детьми»
5) Мультфильм.
6) Игра «Посещение зоопарка»
Цель: Снятие мышечного напряжения, расслабить мышцы спины.
Участники встают друг за другом, образуя круг. Ведущий становится позади одного из участников и рассказывает о посещении зоопарка, массируя спину тому, кто стоит впереди.
Ведущий дает инструкцию:
В зоопарке утро. Служащий зоопарка чистит граблями дорожки (при помощи пальцев делать по спине движения сверху вниз, справа налево).
Затем он открывает ворота зоопарка (ребрами ладоней проводить направо и налево от позвоночника).
Приходят первые посетители (при помощи кончиков пальцев “сбегать” вниз по спине).
Они идут к вольеру с жирафами и смотрят, как они радостно прыгают (короткие, но сильные хлопки по спине крест-накрест).
Рядом загон со львами. Сейчас раздают корм, и львы с жадностью едят мясо (двумя руками мять шею и лопатки).
Затем посетители идут к пингвинам, которые весело скользят в воду (медленно провести ладонями вниз по спине рядом с позвоночником, но не по позвоночнику).
Слышатся дикие прыжки кенгуру (“топать” кончиками пальцев по спине).
Рядом находится вольер со слонами (медленно и сильно нажимать кулаками на спину).
А сейчас посетители идут в террариум со змеями. Змеи медленно ползают по песку (делать ладонями движения, похожие на змеиные).
Вот и крокодил разевает пасть и хватает еду (коротко и сильно щипать руки и ноги).
А здесь колибри прилетела в гнездо и устраивается там поудобнее (запустить пальцы в волосы и слегка подергать их).
Сейчас посетители идут к выходу и садятся на скамейку (кончиками пальцев пробежать по спине и положить обе руки на плечи; почувствовать дыхание партнера, затем убрать руки и поменяться местами).
7) Выступление 2 специалиста - Абрамова Екатерина Андреевна - !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.
8) Мультфильм «Кастрюлька Анатолия»
9) Упражнение «Работа над ошибками»
10) Рубрика «Специалисты отвечают» - вопрос по проблемам в работе педагогов.
11) Итог Семинара.
Педагог-психолог: «Особенный ребенок» - Он ПРОСТО такой и НУЖНО постараться это ПОНЯТЬ и ПРИНЯТЬ.
Главная задача взрослых: не задавать себе бесконечный вопрос «Почему он такой?».
А задать надо другой вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ему помочь?
12) Завершение - Упражнение «Закончи предложение»
Цель: актуализация сильных сторон личности, принятие «особенного ребенка».
Каждый участник (по кругу) произносит утверждение, начиная со слов: «Теперь в моей работе с особенным ребенком – Я …»
Атрибуты:
Под музыка Аллы Пугачевы – «Этот Мир придуман не нами – этот мир придуман не мной»
13) Благодарственные письма участникам Семинара.
ЗА ВСЕ БЛАГОДАРЮ!!!