СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для педагогов "Профилактика буллинга в школе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для психолого-педагогического семинара

Просмотр содержимого документа
«Семинар для педагогов "Профилактика буллинга в школе"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Профилактика буллинга  в школе педагог-психолог Рябоконь Н.С. 28.12.2020 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Профилактика буллинга в школе

педагог-психолог

Рябоконь Н.С.

28.12.2020 г.

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Сегодня мы обсудим актуальную и острую проблему школьной травли. Будем разбираться в сути буллинга, говорить об инструментах выявления и предотвращения травли в детских коллективах.

Здравствуйте, уважаемые педагоги!

Сегодня мы обсудим актуальную и острую проблему школьной травли. Будем разбираться в сути буллинга, говорить об инструментах выявления и предотвращения травли в детских коллективах.

Травля детей со стороны сверстников, так называемый «буллинг», сегодня одна из наиболее распространенных проблем в школьных коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. За последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь нецензурные выражения от подростков слышны на каждом шагу. Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости. Всё это обуславливает рост насилия в школе между детьми. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.

Травля детей со стороны сверстников, так называемый «буллинг», сегодня одна из наиболее распространенных проблем в школьных коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. За последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь нецензурные выражения от подростков слышны на каждом шагу.

Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.

Всё это обуславливает рост насилия в школе между детьми. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.

БУЛЛИНГ - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах. В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования. Главные компоненты буллинга: Это агрессивное и негативное поведение. Осуществляется регулярно. Происходит в отношениях, участники которых обладают неодинаковой властью. 4. Это поведение является умышленным.

БУЛЛИНГ - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.

В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.

Главные компоненты буллинга:

  • Это агрессивное и негативное поведение.
  • Осуществляется регулярно.
  • Происходит в отношениях, участники которых

обладают неодинаковой властью.

4. Это поведение является умышленным.

 Виды буллинга: 1. Физический  школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки ). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического  буллинга  является  сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).  2. Психологический буллинг имеет несколько подвидов: вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей . невербальный буллинг  – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);

Виды буллинга:

1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки ). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).

2. Психологический буллинг имеет несколько подвидов:

  • вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей .
  • невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
запугивание  –  использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки; изоляция  –  жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом . вымогательство  – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания ; повреждение и иные действия с имуществом  – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы; школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет ). Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.
  • запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
  • изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом .
  • вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания ;
  • повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
  • школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет ).

Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.

Часто буллерами становятся: Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам; Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни; Дети из властных и авторитарных семей; Дети из конфликтных семей; Дети с низкой устойчивостью к стрессу; Дети с низкой успеваемостью. Буллеры – это: - Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе; - Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву; - Дети, стремящиеся быть в центре внимания; - Дети высокомерные, которые делят всех на

Часто буллерами становятся:

Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам;

Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;

Дети из властных и авторитарных семей;

Дети из конфликтных семей;

Дети с низкой устойчивостью к стрессу;

Дети с низкой успеваемостью.

Буллеры – это:

- Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;

- Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;

- Дети, стремящиеся быть в центре внимания;

- Дети высокомерные, которые делят всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);

- Максималисты, не желающие идти на компромиссы;

- Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;

Зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?

  • Во-первых,  большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.
  • Во-вторых,  некоторые делают это в надежде заслужить лидера класса.
  • В-третьих,  кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).
  • В-четвертых,  часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.
Поведение жертвы определяется по следующим показателям: кого-то зажимают в углу помещения; школьные принадлежности ребенка часто бывают разбросаны по классу или спрятаны; на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо; школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища; во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников; на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать; ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать; признаки насилия на теле или лице у школьника; один из учеников находится в изоляции; младшие школьники боятся зайти в туалет; дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Поведение жертвы определяется по следующим показателям:

  • кого-то зажимают в углу помещения; школьные принадлежности ребенка часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
  • на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо;
  • школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
  • во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников;
  • на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
  • ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
  • признаки насилия на теле или лице у школьника;
  • один из учеников находится в изоляции;
  • младшие школьники боятся зайти в туалет;
  • дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.

Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:

Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей . Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.

О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.

Как быть в случаях обнаружения буллинга Отношения в классе/группе во многом зависят от тактики поведения, избранной педагогом с первых дней работы с классом/группой. Педагог может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе/группе. В случае возникновения в классе буллинга необходимо: - Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в классном коллективе. Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно. Оказать поддержку потерпевшему. Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации. Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы). Обсудить с коллективом учеников и педагогов определившуюся проблему буллинга. При необходимости привлечь родительскую общественность.

Как быть в случаях обнаружения буллинга

Отношения в классе/группе во многом зависят от тактики поведения, избранной педагогом с первых дней работы с классом/группой. Педагог может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе/группе.

В случае возникновения в классе буллинга необходимо:

- Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в классном коллективе.

  • Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно.
  • Оказать поддержку потерпевшему.
  • Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации.
  • Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).
  • Обсудить с коллективом учеников и педагогов определившуюся проблему буллинга.
  • При необходимости привлечь родительскую общественность.
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников. 2. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете. 3. Помогают объединить класс/группу совместные мероприятия, поездки, выпуск стенгазет и т.д. 4. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других. 5. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил, 6. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.

2. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.

3. Помогают объединить класс/группу совместные мероприятия, поездки, выпуск стенгазет и т.д.

4. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.

5. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил,

6. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.

Методы профилактики буллинга

  • Классный час

Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.

  • Внутриклассные правила

Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе. Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение.

  • Просмотр фильмов

Многие педагоги, посмотрев фильм с классом, и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда педагог имеет возможность дать ученикам высказаться и сам даёт необходимые пояснения.

  • Сочинение

Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нём отражены. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями). Процесс написания сочинения даёт более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для взрослого информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга, преследователь или популярный ученик. Это даёт педагогу дополнительные возможности.

  • Комбинирование форм работы

Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.

 Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.  Информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также необходимо просматривать личные странички наших учеников в социальных сетях, обращать внимание на посты и комментарии. Никто не призывает нас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь наших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых мы обязаны. ВСЁ В НАШИХ РУКАХ. УДАЧИ НАМ!

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

Информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также необходимо просматривать личные странички наших учеников в социальных сетях, обращать внимание на посты и комментарии. Никто не призывает нас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь наших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых мы обязаны.

ВСЁ В НАШИХ РУКАХ. УДАЧИ НАМ!