ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕМЕШКИНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
Профилактика буллинга в школе
педагог-психолог
Рябоконь Н.С.
28.12.2020 г.
Здравствуйте, уважаемые педагоги!
Сегодня мы обсудим актуальную и острую проблему школьной травли. Будем разбираться в сути буллинга, говорить об инструментах выявления и предотвращения травли в детских коллективах.
Травля детей со стороны сверстников, так называемый «буллинг», сегодня одна из наиболее распространенных проблем в школьных коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам. За последние 10 лет уровень общения между подростками изменился самым кардинальным образом. Хамство - стало нормой, теперь нецензурные выражения от подростков слышны на каждом шагу.
Причины подростковой жестокости кроются в жизни всего нашего общества. «Неблагополучные» семьи, окружение, в котором пребывает подросток, общение в школе, СМИ. Эти причины являются основными в формировании подростковой жестокости.
Всё это обуславливает рост насилия в школе между детьми. Практически в каждом классе есть ученики, которые становятся объектами насмешек и открытых издевательств. Самое главное, что проблема в том, что в группе риска может оказаться практически любой.
БУЛЛИНГ - это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный индивид или группа таковых получает удовольствие, причиняя боль, насмехаясь, добиваясь покорности и уступок, завладевая имуществом более слабого. Пострадавшие чаще всего испытывают стыд и неуверенность в себе, но предпочитают не сообщать об издевательствах.
В буллинге участвуют не только дети, но и педагоги. Жертвами буллинга могут стать и дети и педагоги, так и буллерами могут выступать и взрослые и дети. Во многом развитию буллинга способствуют воспитание в семье, установки, которые воспитываются в детях с малолетства; а так же развитию травли способствует микроклимат того образовательного учреждения, куда попадают дети для получения образования.
Главные компоненты буллинга:
- Это агрессивное и негативное поведение.
- Осуществляется регулярно.
- Происходит в отношениях, участники которых
обладают неодинаковой властью.
4. Это поведение является умышленным.
Виды буллинга:
1. Физический школьный буллинг – применение физической силы по отношению к ребенку (избиение, побои, толчки, шлепки, удары, подзатыльники, пинки ). В крайних случаях применяется оружие, например нож. Такое поведение чаще встречается среди мальчиков, чем у девочек. Подвидом физического буллинга является сексуальный (домогательства, насилие, принуждения к сексу).
2. Психологический буллинг имеет несколько подвидов:
- вербальный буллинг – обидное имя или кличка, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, насмешки, распространение обидных слухов, бесконечные замечания, необъективные оценки, унижение в присутствии других детей .
- невербальный буллинг – обидные жесты или действия (плевки в жертву либо в её направлении, показывания неприличных жестов);
- запугивание – использование постоянных угроз, шантажа для того, чтобы вызвать у жертвы страх, боязнь и заставить совершать определенные действия и поступки;
- изоляция – жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом .
- вымогательство – от жертвы требуют деньги, ценные вещи и предметы путем угроз, шантажа, запугивания ;
- повреждение и иные действия с имуществом – воровство, грабёж, прятанье личных вещей жертвы;
- школьный кибербуллинг – оскорбление, унижение через интернет, социальные сети, электронную почту, телефон или через другие электронные устройства (пересылка неоднозначных изображений и фотографий, анонимные телефонные звонки, обзывания, распространение слухов, жертв буллинга снимают на видео и выкладывают в интернет ).
Обычно физическое и психологическое насилие сопутствуют друг другу.
Часто буллерами становятся:
Дети, воспитывающиеся родителями-одиночкам;
Дети из семей, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни;
Дети из властных и авторитарных семей;
Дети из конфликтных семей;
Дети с низкой устойчивостью к стрессу;
Дети с низкой успеваемостью.
Буллеры – это:
- Активные, общительные дети, претендующие на роль лидера в классе;
- Агрессивные дети, использующие для самоутверждения безответную жертву;
- Дети, стремящиеся быть в центре внимания;
- Дети высокомерные, которые делят всех на "своих" и "чужих" (что является результатом соответствующего семейного воспитания);
- Максималисты, не желающие идти на компромиссы;
- Дети со слабым самоконтролем, которые не научились брать на себя ответственность за свое поведение;
Зачинщиками травли становятся несколько человек, все остальные являются их последователями. Они с удовольствием смеются над неудачами изгоя, прячут его вещи в туалете, подхватывают обидные прозвища, не упускают случая его толкнуть, оскорбить или демонстративно игнорируют и не желают принимать его в свои игры. Почему же добрые и отзывчивые по отношению к своим близким дети становятся тиранами для не сделавшего ничего плохого лично им сверстника?
- Во-первых, большинство ребят подчиняются так называемому стадному чувству: «Все пошли, и я пошел, все толкали, и я толкнул». Ребенок не задумывается над происходящим, он просто участвует в общем веселье. Ему в голову не приходит, что чувствует в этот момент жертва, как ей больно, обидно и страшно.
- Во-вторых, некоторые делают это в надежде заслужить лидера класса.
- В-третьих, кое-кто принимает участие в травле от скуки, ради развлечения (они с тем же восторгом будут пинать мяч или играть в салки).
- В-четвертых, часть детей активно травят изгоя из страха оказаться в таком же положении или просто не решаются пойти против большинства.
Поведение жертвы определяется по следующим показателям:
- кого-то зажимают в углу помещения; школьные принадлежности ребенка часто бывают разбросаны по классу или спрятаны;
- на уроках ученик ведет себя скрытно, боязливо;
- школьника постоянно оскорбляют, дразнят, дают обидные прозвища;
- во время перемены, в столовой ребенок держится в стороне от других школьников;
- на других детей школьник реагирует глупой улыбкой, старается отшутиться, убежать;
- ребенок может быть растерянным, трястись от испуга, страха, плакать;
- признаки насилия на теле или лице у школьника;
- один из учеников находится в изоляции;
- младшие школьники боятся зайти в туалет;
- дети после уроков не расходятся, а кого-то ждут около школы.
Каковы могут быть последствия для жертвы буллинга:
Плохие отношения с одноклассниками могут стать причиной низкой успеваемости. У ребенка пропадает желание ходить в школу, у него могут развиться различные невротические и даже психические расстройства. Подозрительность, неверие в добрые намерения других людей – естественное состояние нормальной психики, в течение долгого времени подвергавшейся атаке отвержением. Самое страшное, что регулярные издевательства способны спровоцировать попытку самоубийства или покушение на кого-то из преследователей . Травля наносит непоправимый ущерб не только психике жертвы. Не менее вредна ситуация травли для наблюдателей. Они рискуют так и остаться безвольными пешками в руках более сильных и предприимчивых. Агрессоров же развращает безнаказанность, они усваивают, что подобными методами можно управлять окружающими.
О классе, в котором происходит травля, нельзя говорить, как о коллективе. Объединение произошло не благодаря взаимной симпатии или общим интересам, а по необходимости - детям просто некуда деться. В такой группе нет динамики, отношения не развиваются, а застывают. Тем более велика вероятность, что, если уйдет тот, кого травят, в классе появится новый изгой, так как это единственно возможный способ построения взаимоотношений, усвоенный ребятами.
Как быть в случаях обнаружения буллинга
Отношения в классе/группе во многом зависят от тактики поведения, избранной педагогом с первых дней работы с классом/группой. Педагог может не только не допустить возникновения ситуации отвержения, но и должен способствовать преодолению стереотипа отношений в классе/группе.
В случае возникновения в классе буллинга необходимо:
- Оставаться спокойным и контролировать ситуацию в классном коллективе.
- Отнестись к случаю или к рассказу о буллинге серьезно.
- Оказать поддержку потерпевшему.
- Показать обидчику (агрессору, буллеру) своё отношение к ситуации.
- Дать возможность оценить ситуацию обидчику с точки зрения потерпевшего (т.е. поставить себя на место жертвы).
- Обсудить с коллективом учеников и педагогов определившуюся проблему буллинга.
- При необходимости привлечь родительскую общественность.
1. Следует с самого первого дня пресекать любые насмешки над неудачами одноклассников.
2. Если по каким-либо причинам репутация ребенка испорчена, нужно дать ему возможность показать себя в выгодном свете.
3. Помогают объединить класс/группу совместные мероприятия, поездки, выпуск стенгазет и т.д.
4. Необходимо дать возможность наиболее активным детям проявить себя и самоутвердиться за счет своих способностей, а не за счет унижения других.
5. Следует избегать высмеивания и сравнивания ребят на уроках. Некоторые учителя даже оценки за контрольные работы не объявляют публично, а выставляют в дневники. Разбор ошибок необходимо делать, не называя тех, кто их допустил,
6. Имеет смысл поговорить с преследователями о том, почему они пристают к жертве, обратить их внимание на чувства жертвы.
Методы профилактики буллинга
Можно использовать для бесед время классного часа. Воздействие будет максимальным, если обсуждение темы станет естественным продолжением школьных будней. Короткие, но частые беседы гораздо эффективнее, чем редкие и продолжительные. Такой ритм — еженедельное краткое обсуждение темы — очень эффективен. Ученики постоянно ощущают, что учитель, родители и школа не потерпят травли, а хорошие поступки не останутся без внимания и будут оценены по достоинству. Однако важно, чтобы эти беседы не превратились в формальный ритуал, проводимый лишь для того, чтобы быть проведенным. Тогда они потеряют свою силу, а в худшем случае приведут к обратному результату. Ученики заметят, что педагогу, в сущности, все равно, и создается лишь видимость того, что все в порядке, что его легко провести. Это на руку преследователям, а жертве становится еще тяжелее.
Обычно правила класса разрабатываются и письменно формулируются вместе с учащимися. Это можно сделать различными способами. Можно каждому дать задание письменно сформулировать правила, затем разделить учеников на группы, в которых они отберут, скажем, по три правила. Группы выносят свое решение на общее обсуждение, и правила выбираются путем голосования. Список правил вывешивается в классе. Правила могут действовать в течение определенного времени, но их необходимо подкреплять и соблюдать. Их следует документально зафиксировать, важно также, чтобы директор и учителя придавали им значение.
Многие педагоги, посмотрев фильм с классом, и обсуждая с учениками тему буллинга, с помощью фильма могли проиллюстрировать, о чем шла речь. Ученики, как правило, узнают показанные в фильме приемы, а последующее обсуждение дает им названия и помогает повысить уровень осознания. Большинство учащихся проникаются чувствами жертвы буллинга, когда видят происходящее на экране. Тогда педагог имеет возможность дать ученикам высказаться и сам даёт необходимые пояснения.
Ученикам дается задание написать небольшое сочинение о буллинге, можно дополнительно пояснить, какие вопросы должны быть в нём отражены. Задание можно выполнить в школе, а можно дать на дом (в этом случае ученик при желании сможет обсудить задание с родителями). Процесс написания сочинения даёт более глубокое понимание темы. Нередко в сочинениях всплывает важная для взрослого информация, о которой ученик не может говорить прямо. Кроме того, сочинение может отразить склонности автора. Не исключено, что среди авторов есть жертва буллинга, преследователь или популярный ученик. Это даёт педагогу дополнительные возможности.
- Комбинирование форм работы
Литература, фильмы, постановки, сочинения и беседы способствуют профилактике буллинга. Такие формы работы можно использовать как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Это не потребует больших временных затрат, но продемонстрирует позицию школы, даст учащимся повод задуматься и послужит систематическим напоминанием. Если учитель пользуется доверием учеников, то эти профилактические меры бывают весьма эффективными.
Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.
Информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон». Также необходимо просматривать личные странички наших учеников в социальных сетях, обращать внимание на посты и комментарии. Никто не призывает нас нарушать внутреннее пространство и лезть в личную жизнь наших подопечных. Но предупредить, предотвратить насилие и агрессию и защитить слабых мы обязаны.
ВСЁ В НАШИХ РУКАХ. УДАЧИ НАМ!