Семинар для родителей
«Научим детей основам безопасности жизнедеятельности»
Цель: Научить родителей игровым приемам обучения и закрепления знаний детей старшего дошкольного возраста о правилах безопасного поведения в окружающем мире
Задачи:
- знакомить родителей с работой ДОО по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- повышать уровень знаний родителей по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;
- воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность детей, их эмоциональное благополучие.
Уважаемые родители! Приветствую Вас на всеобуче «Научим детей основам безопасности жизнедеятельности».
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
П. Лич и П. Статмэн в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что они любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
Наш всеобуч пройдет в форме семинара и будет посвящен вопросу формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников. Сегодня мы с Вами научимся, как в доступной игровой форме можно закреплять в домашних условиях знания правил безопасного поведения у детей, немного поиграем и побудем детьми. Для этого вам нужно взять со стола детскую ладошку любого цвета, которого вы пожелаете.
А сейчас у кого красные ладошки - команда «Знайки», а у кого зеленые – команда «Умники».
Но для начала, вспомните, уважаемые родители, как весело Вам было в детстве задавать друг другу вопросы и отвечать на них! Предлагаю перенестись в страну детства и снова стать детьми.
- Ребята, чтобы мы с вами не попадали в неприятные и опасные ситуации, вспомним о правилах безопасного поведения и проведем викторину «Что я знаю о безопасности?».
Командам по очереди задаются вопросы, они дают на них ответы.
Вопросы:
1. Как правильно идти на прогулку в детском саду?
1) парами, за воспитателем
2) бегом, перед воспитателем
2. Как правильно сидеть на стуле?
1) спокойно, руки на коленях
2) качаясь
3. Где можно играть в футбол?
1) на тротуаре, возле дороги
2) во дворе
4. Кто правильно играет в группе?
1) дети бросаются игрушками
2) дети строят башню из кубиков
5. Кто правильно переходит дорогу?
1) мама с ребёнком по «зебре»
2) папа с ребёнком в стороне от «зебры»
6. Кто правильно идёт по улице?
1) мальчик вырвался, и убежал от мамы
2) девочка идёт за руку
7. Кто правильно играет на участке?
1) дети с палками
2) дети с совочком и ведёрком
8. Кто правильно поступает?
1) ребёнок разжигает костёр
2) ребёнок включает газовую плиту
(ребенку нельзя разжигать костёр и включать газовую плиту)
9. Названием какого животного обозначают пешеходный переход?
1) жираф
2) зебра
10. По какому номеру можно вызвать службу спасения в нашей стране?
1) 112 +
2) 911
11. Как обходить стоящий трамвай?
1) спереди +
2) сзади
12. Можно ли при езде в автомобиле разрешать ребёнку переключать радио с волны Ретро ФМ на Детское радио?
1) да —
2) нет —
(Ребёнок вообще не должен сидеть на переднем сиденье +)
13. По какой стороне тротуара нужно ходить?
1) по правой +
2) по левой
14. Двухколёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека — это:-
1) мопед
2) велосипед +
15. С какого возраста ребёнку можно ездить на велосипеде по дороге?
1) 7 лет —
2)10 лет
(14 лет +)
16. По какой стороне движется автотранспорт в нашей стране?
1) по правой +
2) по левой
17. На дороге без тротуаров по какой стороне можно везти ребёнка на санках?
1) по правой
2) по левой (навстречу транспорту) +
18. Регулировщик стоит лицом к пешеходам, руки опущены — какому сигналу светофора это соответствует?
1) красному +
2) зелёному.
Молодцы! Отличные ответы!
Воспитатель подводит итог по викторине.
Вот и настало время возвращаться в мир взрослых. Я предлагаю поиграть в игру «Снежинка».
Воспитатель раздает каждому участнику по листку бумаги.
Сейчас мы выполним с вами интересное упражнение. У вас в руках листы бумаги, все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию:
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
- опять сложите пополам
- снова оторвите правый верхний уголок
- сложите лист пополам
- оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку.
Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете?»
У всех ли одинаковые листки?
Чем они отличаются?
В чем листки похожи?
Каков смысл задания?
Вывод: Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили? Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но, если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит.
Сейчас предлагаю всем встать и немного размяться.
Игра «Слепой и поводырь»
Родители разбиваются на пары по собственному желанию. Определяются, кто из них будет играть роль Слепого, а кто Поводыря.
Задача: пройти по обозначенному маршруту, выполняя свои роли (поводырь ведёт слепого). Определяется маршрут, даются указания о направлении движения.
Родители выполняют задание.
Вопросы:
- Какие чувства испытывали «слепые»? (Неуверенность, страх или спокойствие, потому что был уверен в поводыре…)
- Какие чувства испытывали поводыри? (Ответственность, тревогу за партнёра…)
- Как вы думаете, а в отношениях РОДИТЕЛЬ – РЕБЁНОК кто какую роль выполняет? (РЕБЁНОК – это слепой, а РОДИТЕЛЬ – поводырь.)
Вывод: Совершенно верно, вы заботитесь и беспокоитесь о своих детях, стараетесь за них определить их дальнейшие шаги. Не проще ли научить своего ребёнка навыкам безопасного поведения? И начинать это надо уже в дошкольном возрасте.
Для следующего упражнения нужен «доброволец».
Упражнение «Диктат»
(обращается к «добровольцу»): Вы сейчас будете играть роль ребенка.
(обращается к родителям): А мы все вместе вспомним, как общаемся со своими детьми.
Уважаемые родители, что вы обычно говорите своим детям, когда они капризничают? («Не плачь, прекрати» и т. д.) Значит мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства.
Воспитатель обвязывает добровольцу область сердца.
Что мы говорим ребенку, если он без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать? («Не трогай!»)
Воспитатель связывает бинтом руки.
Если ребенок разбегался, мешает вам, мы говорим? («Не бегай!») Воспитатель связывает ноги.
Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем. («Не слушай!»)
Воспитатель завязывает уши.
Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему.? («Не кричи! «) Воспитатель завязывает рот.
Как вы думаете, ему хорошо?
А сейчас спросим нашего «добровольца», как он себя чувствует?
Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь?
Почему бы не спросить у него самого?
Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии?
Что же делать?
- А сейчас, я раздам памятку родителям от ребенка.
(Родителям раздаются памятки по соблюдению правил безопасности на дороге, в быту, в природе.)
Уважаемые родители, Вы участвовали в семинаре по формированию основ безопасного поведения на улице, в быту. Очень надеюсь, что наше мероприятие вам понравилось, и Вы используете этот педагогический опыт в воспитании своих детей. Ответив сегодня на вопросы по безопасности, Вы сможете сами в дальнейшем задавать их Вашему ребенку, тем самым закреплять навыки безопасного поведения в жизни.
В игровой форме Вы сможете не только научить, но и помочь запомнить знание правил безопасного поведения у своих детей на долгие годы! В тесном сотрудничестве с Вами, уважаемые родители, планомерная и систематическая деятельность, направленная на воспитание безопасности жизнедеятельности детей, станет важным условием подготовки ребёнка к безопасному существованию в окружающей среде, будет носить профилактический характер, и должна проводиться не время от времени, а всегда, постоянно.
Вот и подошло к концу наше мероприятие. Надеюсь, семинар Вам понравился, и Вы приобрели драгоценный опыт по воспитанию основ безопасности у детей. До свидания, до новых встреч!