СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар для воспитателей "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар для воспитателей "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"

Просмотр содержимого документа
«Семинар для воспитателей "Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста"»

Семинар для воспитателей

«Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей старшего

дошкольного возраста».

К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь детей дошкольного возраста – явление редкое.

Проблемы речи детей дошкольников:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

2. Неспособность грамматически правильно построить предложение.

3. Бедность речи.

4. Недостаточный словарный запас.

5. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

6. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

7. Плохая дикция.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Именно поэтому мы ставим перед собой задачу развития связной речи у дошкольников.

Учитывая, что в наше время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

И сегодня мы хотим вас познакомить с методом «Мнемотехника».

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Задачи:

1. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

2. Развивать основные психические процессы - память, внимание, образное мышление; Способствовать формированию умений и навыков у детей восприятия, воспроизведения, использования средств технологии.

3. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи у детей

Мнемотаблицы- схемы - это

• Обогащение словарного запаса.

• Заучивание стихов.

• Пересказ художественной литературы.

• Обучение составление рассказов.

• Отгадывание и загадывание загадок.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная.

В качестве символов-заместителей на начальном этапе работы используются геомет-рические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (елоч-ка – зеленый треугольник, мышь – серый круг). На последующих этапах дети выби-рают заместители, без учета внешних признаков объекта, ориентированных на каче-ственные характеристики (злой, добрый, трусливый и т. п.),(черный круг – Баба – яга, голубой круг - царевна )

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.

Этапы:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из аб-страктных символов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по задан-ной теме.



Данную методику используют при отгадывании загадок:




При заучивании стихотворений:

• Чтение стихотворения воспитателем или родителем.

• Беседа о прочитанном.

• Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей.

• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке).

• Рассказывание стихотворения ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей.

М ишка, мишка, лежебока!

Спал он долго и

глубоко,

Зиму целую проспал

И на елку не попал,

И на санках не катался,

И снежками не

кидался.

Все бы Мишеньке храпеть!

Эх ты, Мишенька-медведь!



При описании предмета:


Итоговый результат:

• у детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.






Воспитателям предлагается стихотворение, по которому нужно будет составить схему для заучивания.





В руки овощи берем,

Овощи на стол кладем

Лук, морковка, кабачок,

Помидор, горох, лучок.