Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом своей работы по теме: «Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО».
«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда, во всей его сложности и многогранности, человека нельзя воспитывать»
В.А.Сухомлинский
Трудовое воспитание дошкольников на современном этапе является
одной из важнейших сторон воспитания, как для родителей, так и для дошкольного образовательного учреждения. В последнее время, современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их к обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех этих учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но помогают ребенку легче адаптироваться в социальном окружении.
Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у
детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду
как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.
В последнее время в ДОУ закономерностью становится тенденция увеличения времени на обучение, а не на воспитание. Многие стороны воспитательного характера остаются в стороне, в том числе и трудовое воспитание, которое особенно актуально и сегодня.
Это приводит к тому, что, вырастая, дети становятся глухими к нуждам окружающих их людей, самонадеянными, ленивыми, проявляющими слабость в определенных ситуациях (попадают под зависимость алкоголя, наркотиков и т.д.).
Актуальность опыта в решении задач трудового воспитания дошкольников мы видим в следующем:
1.Снижение у детей интереса к труду.
Взрослым хочется все сделать самим – быстрее, лучше, аккуратнее. Они не задумываются над тем, что если ребенку все время отказывать в желании что-то сделать самому (застегнуть пуговицу, завязать шнурки, накрыть на стол, полить цветы) то в скором времени таких желаний у ребенка появляться не будет.
2. Отсутствие у старших дошкольников желания участвовать в повседневной трудовой деятельности.
3. Низкий уровень сформированности трудовой деятельности к концу дошкольного возраста.
4. Бедность, узость и бессистемность знаний детей о труде взрослых.
В условиях введения ФГОС ДО, проблема трудового воспитания стала
рассматриваться несколько под другим углом. Ведь теперь целью
дошкольного воспитания становится развитие активной, самостоятельной, инициативной, творческой личности, способной преобразить окружающий мир, а не подстраиваться под него.
В соответствии с ФГОС трудовое воспитание, которое отражено в области «Социально-коммуникативное развитие» - это одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач ( которые вы видите на экране)
Развитие навыков самообслуживания; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться;
воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование умения ответственно относиться к порученному заданию;
формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.
Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов: ( которые представлены на слайде)
- поддержка инициативы в различных видах деятельности;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- принцип развивающего образования (системности и последовательности).
Всем вам известно, по своему содержанию труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида: ( они представлены на слайде)
• самообслуживание,
• хозяйственно-бытовой труд,
• труд в природе,
• ручной и художественный труд.
Неизменным в трудовой деятельности является ранняя (детская) профориентация, или другими словами знакомство с профессиями.
Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий: (которые вы видите на экране )
- создание эмоционально-положительной обстановки в процессе труда;
- создание мотивации трудовой деятельности;
- систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;
- создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление
к полезным делам;
- учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;
- поощрения в процессе и по результатам труда.
- подбор материалов и оборудования для труда
Так как среда – это одно из основных средств развития личности ребенка, важнейший механизм его саморазвития, источник индивидуальных знаний и социального опыта, мы руками воспитателей и родителей ДОУ её заметно обновили и преобразили. В групповых комнатах с помощью родителей были оформлены Центры природы и уголки дежурства, в которых в свободном доступе и достаточном количестве для детей имеются необходимые атрибуты для трудового воспитания.
Большое внимание уделяем материалам по профессиям. Нами собраны картотеки сюжетно-ролевых игр по профессиям, загадок, подвижных игр, пальчиковых гимнастик. Подобрана художественная и познавательная литература, собраны куклы в спецодежде, имеются многофункциональные ширмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, бизиборды.
Все группы обеспечены дидактическими играми и наглядно-дидактическим материалом по трудовому воспитанию. Пополняется коллекция виртуальных экскурсий по предприятиям нашего города. Созданы альбомы и самодельные книжки – малышки «Профессии моей семьи», «Предприятия нашего города».
Всю свою работу строили по 3 направлениям: с детьми, педагогами и родителями.
Работа с педагогами
Прежде чем начать работу с детьми по данной теме необходимо самим овладеть определенными знаниями и умениями.
Поэтому для педагогов были проведены ряд консультаций, которые представлены на экране
« Метод проектов как инновационная деятельность в ДОУ»
« Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
« Трудовое воспитание детей в процессе организации прогулки»
« Формы взаимодействия с родителями по вопросам трудового воспитания»
« Организация дежурства в детском саду для детей дошкольного возраста»
Семинары
« Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников»,
« Квест - игра одна из современных педагогических технологий в работе с дошкольниками»,
Деловая игра « Калейдоскоп профессий»
Педагогический совет « Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников в свете ФГОС ДО».
Смотр – конкурс « Лучший уголок природы в детском саду», « Лучшее дидактическое пособие по ранней профориентации дошкольников».
Работа с детьми
Одним из современных инновационных методов работы с детьми является проект. В начале учебного года воспитателями были выбраны проекты для своих возрастных групп по данной теме. В течение года проводилась работа по данным проектам, представленным на экране.
Проект, включает в себя разнообразные средства, методы и приемы работы с детьми.
Подойдя творчески к решению данной задачи, были разработаны конспекты занятий по трудовому воспитанию. В каждой группе были проведены открытые занятия для родителей: « Служба быта « Солнышко», « Книжкина больница», «Путешествие в страну земледелия», « В гостях у Феи трудолюбия», « Посадка лука», « Урок труда для Ленивицы» , « Поможем Федоре».
Неотъемлемой частью в трудовом воспитании является совместная деятельность в процессе режимных моментов в течение всего дня: дежурства по столовой, по занятиям, уголку природы; оказание посильной помощи помощнику воспитателя, большинство детей принимают активное участие в хозяйственно – бытовом труде. В вечернее время дети совместно с воспитателями занимаются реставрацией книг, ремонтом коробок, изготовлением пригласительных и подарков к праздничным мероприятиям. Но хочется отметить, что не все дети находят радость в труде, есть и такие, которые не желают трудиться, над чем мы и работаем.
Для детей старших групп были проведены КВН « Знаю все профессии», мастер класс « Учись быть красивой».
В этом году силами родителей и сотрудников была проведена работа по благоустройству огорода, где дети, старших групп , под контролем взрослых посеяли морковь, редис, укроп, репу; а дети среднего возраста посадили: лук, капусту, бобы , горох и свеклу. А огурцы и томаты посадили в маленький парничок. В течение всего сезона дети ухаживали за овощами (пололи, поливали, рыхлили) и в результате получили хороший урожай . С каким удовольствием все на обеде угощались витаминами с грядки!
На участках детского сада дети также принимают активное участие в труде: летом ухаживают за цветами в клумбах, а в зимнее время в обязанность детей входит подкормка птиц и забота о деревьях на участках.
По профориентации с младшими дошкольниками были проведены экскурсии по детскому саду, где дети наблюдали за работой дворника, прачки, медсестры, поваров. Для детей старших групп были проведены встречи с интересными людьми (из числа родителей). Дети знакомились с профессиями швеи, лесника, парикмахера, сталевара, художника – оформителя, ветеринара. Побывали в гостях в пожарной части нашего города, музее металлургов, магазине, парикмахерской, почте, музее Фока.
Конечно, не всегда возможно организовать реальную экскурсию (дорога, затраты, безопасность), но тут нам на помощь приходят виртуальные экскурсии. Составляя виртуальные экскурсии, мы учитываем возраст детей, делая материал доступным и понятным.
В работе с детьми используем современные педагогические технологии такие как квест – игра. С детьми старшей группы была проведена квест – игра « Путешествие в страну профессий»
Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра. Принимая на себя разные социальные роли, ребенок осваивает в игре сложную систему человеческих отношений. Именно в игровой практике ребенок начинает понимать, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают друг друга и помогают.
Неотъемлемой частью в работе по трудовому воспитанию является использование информационно - коммуникативной технологии. Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление дошкольников. Вариативность использования различных игр и упражнений, просмотр презентаций, видеороликов, мультфильмов, игр с применением ИКТ - всё это позволяет в интересной форме решать задачи трудового воспитания.
Эффективным методом в трудовом воспитании является и театрализованная деятельность, ведь дети любят очень подражать, быть на кого то похожими. Большинство родителей наших воспитанников работают на металлургическом заводе, поэтому мы решили познакомить детей с профессией металлурга. Дети подготовительной группы приготовили театрализованный игровой спектакль « Как Вовка профессию выбирал».
С огромным удовольствием смотрели представление дети нашего детского сада, ученики первого класса школы № 7, воспитанники детского сада
« Солнышко» и родители.
Несколько лет наш детский сад сотрудничает с Нижегородским театром
« Зазеркалье», который по нашей просьбе выступает с представлениями по профориентации: « Мой друг Светофор», « Приключения Клёпы».
Сотрудничество с семьей
Как бы мастерски опытный и талантливый педагог ни реализовывал все цели и задачи по ФГОС, какие бы интересные трудовые игры ни придумывал, результат воспитания ребенка не будет достигнут, если нет единства и преемственности в воспитательном процессе в детском саду и в семье.
Поэтому важно выработать общую систему приобщения к труду детей, донести до родителей важность совместного труда дома. Содержание совместных трудовых мероприятий для родителей и детей может быть разнообразным: это и родительские собрания, консультации, беседы, мастер-классы, тематические стенды (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы), совместные творческие выставки (кормушек, скворечников, огородов на окне), экологические акции и субботники, конкурсы поделок и рисунков, фото и видеоотчеты о семейных трудовых делах, встречи с интересными людьми ( из числа родителей), совместные проекты, оформление групповых комнат к праздникам, привлечение родителей в образовательную деятельность (создание мини-музеев «Умелые руки наших мам», «Предметы старины», посещение открытых занятий, участие в праздниках и развлечениях). Такие общие для родителей и детей дела прекрасно реализуют дидактические и воспитательные задачи трудового воспитания.
ВЫВОД
Таким образом, при целенаправленной, планомерной работе по трудовому воспитанию на этапе завершения дошкольного образования воспитанники проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах трудовой деятельности, обладают установкой положительного отношения к разным видам труда, активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, что позволяет сделать вывод о сформированности у детей предпосылок к учебной и трудовой деятельности, что улучшает адаптацию ребенка в обществе. В дальнейшем, мы хотим продолжить работу по трудовому воспитанию, планируем особое внимание уделить ранней профориентации дошкольников.