СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Эмоциональный интеллект (EQ) школьников с ЗПР и его развитие"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации раскрыта суть понятия "Эмоциональный интеллект; обозначены признаки низкого эмоционального интеллекта; актуальность и основные способы развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития.

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Эмоциональный интеллект (EQ) школьников с ЗПР и его развитие"»

Эмоциональный интеллект (EQ)  школьников с ЗПР и его развитие «Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит, и на 90% из того, как вы на это реагируете» ( Чарльз Свиндолл ) «Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит, и на 90% из того, как вы на это реагируете», — отмечал писатель  Чарльз Свиндолл . По данным многочисленных исследований, успех в жизни примерно на 80% зависит от эмоционального интеллекта и только на 20% — от интеллектуального развития. Мы знаем примеры отличников и эрудитов, которые в школе подавали большие надежды, потом получили по 2–3 диплома, но не смогли найти хорошую работу с достойной зарплатой. Не меньше есть примеров троечников, которые еле-еле закончили школу, а потом стали успешными предпринимателями или руководителями.

Эмоциональный интеллект (EQ) школьников с ЗПР и его развитие

«Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит, и на 90% из того, как вы на это реагируете» ( Чарльз Свиндолл )

«Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит, и на 90% из того, как вы на это реагируете», — отмечал писатель  Чарльз Свиндолл .

По данным многочисленных исследований, успех в жизни примерно на 80% зависит от эмоционального интеллекта и только на 20% — от интеллектуального развития. Мы знаем примеры отличников и эрудитов, которые в школе подавали большие надежды, потом получили по 2–3 диплома, но не смогли найти хорошую работу с достойной зарплатой. Не меньше есть примеров троечников, которые еле-еле закончили школу, а потом стали успешными предпринимателями или руководителями.

План выступления: раскрыть суть понятия «эмоциональный интеллект», его компоненты признаки низкого эмоционального интеллекта  актуальность развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития  основные способы развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития На сегодняшнем вебинаре мы постараемся раскрыть суть понятия «эмоциональный интеллект», его компоненты, рассмотрим признаки низкого эмоционального интеллекта; актуальность развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития и основные способы развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития.

План выступления:

  • раскрыть суть понятия «эмоциональный интеллект», его компоненты
  • признаки низкого эмоционального интеллекта
  • актуальность развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития
  • основные способы развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития

На сегодняшнем вебинаре мы постараемся раскрыть суть понятия «эмоциональный интеллект», его компоненты, рассмотрим признаки низкого эмоционального интеллекта; актуальность развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития и основные способы развития эмоционального интеллекта у детей с задержкой психического развития.

Человечество проходит испытания на прочность, к которым сложно подготовиться. Трудно сохранять спокойствие, быть уравновешенным и эффективным в момент, когда так высок градус неопределенности. Чтобы пережить этот опыт с минимальными потерями, важно отслеживать свои эмоциональные реакции и учиться их контролировать. Эмоциональная компетентность никогда не была настолько важной для нас самих, окружающих людей и всего мира, как сейчас. Мы не можем контролировать пандемию коронавируса, но перестать распространять «эмоциональные вирусы» нам вполне по силам. Именно в данный момент на первый план выходит социально-эмоциональное обучение. Распознавание эмоций и использование силы эмоционального интеллекта сейчас важнее, чем когда-либо. В то время как мир перевернулся с ног на голову, есть возможность применить «инструменты», которые помогут управлять настроением, спасут от отчаяния и не позволят тревогам и стрессам вылиться в форму деструктивных проявлений.

Человечество проходит испытания на прочность, к которым сложно подготовиться. Трудно сохранять спокойствие, быть уравновешенным и эффективным в момент, когда так высок градус неопределенности. Чтобы пережить этот опыт с минимальными потерями, важно отслеживать свои эмоциональные реакции и учиться их контролировать.

Эмоциональная компетентность никогда не была настолько важной для нас самих, окружающих людей и всего мира, как сейчас. Мы не можем контролировать пандемию коронавируса, но перестать распространять «эмоциональные вирусы» нам вполне по силам.

Именно в данный момент на первый план выходит социально-эмоциональное обучение. Распознавание эмоций и использование силы эмоционального интеллекта сейчас важнее, чем когда-либо. В то время как мир перевернулся с ног на голову, есть возможность применить «инструменты», которые помогут управлять настроением, спасут от отчаяния и не позволят тревогам и стрессам вылиться в форму деструктивных проявлений.

Эмоциональный интеллект  это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией Для того чтобы раскрыть специфику развития эмоционального интеллекта, нужно определить суть понятия «эмоциональный интеллект». Это понятие впервые появилось в 90-ых годах XX века. Его открыли Джон Майер и Питер Сэловей, которые утверждали о связи эмоционального интеллекта с умственными способностями. Эмоциональный интеллект – это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией. Эмоциональный интеллект – это способность, а любую способность можно развивать.

Эмоциональный интеллект

это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией

Для того чтобы раскрыть специфику развития эмоционального интеллекта, нужно определить суть понятия «эмоциональный интеллект». Это понятие впервые появилось в 90-ых годах XX века. Его открыли Джон Майер и Питер Сэловей, которые утверждали о связи эмоционального интеллекта с умственными способностями.

Эмоциональный интеллект – это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Эмоциональный интеллект – это способность, а любую способность можно развивать.

признаки низкого эмоционального интеллекта

  • Вам трудно понять чувства других людей
  • Вы обвиняете других в своих эмоциональных проблемах
  • Вы считаете других слишком ранимыми
  • У вас бывают неожиданные эмоциональные всплески
  • Вы не испытываете эмпатию
  • Вам трудно поддерживать отношения с друзьями
  • Вы не знаете, как вести себя в ситуациях с высоким эмоциональным накалом

Существуют 17 признаков низкого эмоционального интеллекта:

Вам трудно понять чувства других людей. (люди с низким эм.инт. не понимают и не замечают чувства людей вокруг. Они не могут понять, почему кто-то разозлился на них, и эта неспособность разобраться в ситуации раздражает их. В целом, люди с низким Экью воспринимают эмоц-ть как недостаток.)

Вы обвиняете других в своих эмоциональных проблемах. (Вы наверняка знаете, что эмоции – это отражение внутр-х переживаний. Но люди с низким Экью считают, что в их эмоц.состоянии виноваты другие. Такие люди не берут ответственности за свои чувства. Действительно, иногда очень трудно признать, что никто не отвечает за вашу жизнь, кроме вас самих).

Вы считаете других слишком ранимыми. (Люди с низким Экью не всегда понимают, что они делают что-то не так. Н-р, они могут рассказывать анекдоты, когда у других случилось горе. И когда люди с низким Экью не получают реакции, на которые они рассчитывали, они считают, что другие слишком ранимые. Для человека с низким Экью действительно трудно распознать эмоции других людей и в результате он неправильно интерпретирует ситуацию.

У вас бывают неожиданные эмоциональные всплески. (один из основных аспектов эмоц. интеллекта – это умение контролировать свои эмоции. К сожалению, люди не с самым высоким Экью склонны терять контроль над своими эмоциями и реакциями. И это приводит к чрезмерным и внезапным эмоц. всплескам).

Вы не испытываете эмпатию. (Люди с низким Экью не могут уловить нюансы эмоц. состояния другого человека, и не могут поставить себя на его место).

Вам трудно поддерживать отношения с друзьями. (Люди с низким Экью зачастую создают впечатление холодных и равнодушных. Именно по этой причине им трудно заводить друзей, они не способны оказать поддержку людям).

Вы не знаете, как вести себя в ситуациях с высоким эмоц.накалом. (сильные эмоции могут поставить в тупик людей даже с высоким Экью. А те, у кого низкий Экью зачастую невыносимо находиться в эмоц.накалённой атмосфере. Они не могут понять, что происходит и не знают, как решить эту проблему. Человек с низ.уровнем Экью предпочитает удалиться, чем решать эмоц. конфликт. Также в такой ситуации он закроется в себе и спрячет свои эмоции глубоко внутри).

признаки низкого эмоционального интеллекта

  • Вы ходите с непроницаемым лицом
  • Вы не распознаёте интонации
  • Вы легко поддаётесь стрессу
  • Вы не можете определить свои эмоции
  • Вы делаете поспешные выводы
  • Вас легко обидеть
  • Вы чувствуете себя непонятым

Вы ходите с непроницаемым лицом (человек с высоким Экью может выражать свои эмоции таким образом, что другие люди могут их идентифицировать. Однако, если человек ходит с непроницаемым лицом, вы не можете определить, какие эмоции он испытывает в данный момент).

Вы не распознаёте интонации. (Многие люди выражают свои чувства не только посредством слов и мимики, но и с помощью голосовых интонаций. А люди с низ.Экью не могут распознать настроение людей по их голосу. Именно по этой причине, если ваш коллега, например, не может определить, что вы не довольны во время телефонного разговора, то вы имеете дело с человеком с низким Экью).

Вы легко поддаётесь стрессу. (Люди с низким Экью не показывают своих эмоций и копят их внутри. В результате накопившиеся тревоги создают смесь тревоги, напряжения и стресса, а это очень опасно. Так как подавление эмоций ведёт к опасным состояниям. Способы избавления от стресса у людей с низ. Экью зачастую диструктивны).

Вы не можете определить свои эмоции. (У людей с низ. Экью ограниченный словарь эмоций, поэтому даже тогда, когда они испытывают какие-то эмоции, они не могут описать, что они чувствуют. Но, стоит заметить, что только 36% людей могут определить их правильно).

Вы делаете поспешные выводы. (Люди с низким Экью склонны делать поспешные выводы, толком не разобравшись в ситуации. Они предпочитают подбирать только те факты, которые подтверждают их точку зрения и игнорировать те, которые её опровергают. Даже если они понимают, что не правы, то всё равно продолжают ожесточённо спорить. В свою очередь люди с высоким Экью подавляют свою первую негативную реакцию. Они знают, что эмоции не должны влиять на их решение. Такие люди оценивают проблему со всех сторон, принимая во внимание все «за» и «против»).

Вас легко обидеть. (Если среди ваших знакомых есть человек, перед которым надо ходить буквально на цыпочках, то скорее всего, у него низ. Экью. Дело в том, что такие люди не могут провести грань между унижением и юмором. Именно по этой причине они смешивают эти понятия и воспринимают дружеские шутки как издевательства. Зачастую затаённые обиды могут привести к депрессиям).

Вы чувствуете себя непонятым. (Людям с низким Экью трудно выразить свои чувства словами, и это может привести к ощущению, что их никто не понимает. Люди с высоким Экью могут испытывать ту же проблему, но они знают, но они знают, как и когда изменить подход, чтобы более точно донести свою идею).

признаки низкого эмоционального интеллекта

  • Вы часто вовлекаетесь в споры
  • Вы преуменьшаете важность эмоций
  • Вы не знаете свои эмоциональные триггеры

Вы часто вовлекаетесь в споры. (среди ваших знакомых есть человек, который спорит буквально со всеми: с коллегами, с семьёй, друзьями и даже незнакомцами на улице. Скорее всего, у него низ. Экью. Такие люди любят участвовать в дискуссиях и ожесточённых спорах. Проблема в том, что они не понимают чувства других людей и вступают в спор, не принимая во внимание их эмоциональное состояние).

Вы преуменьшаете важность эмоций. (Люди с низ. Экью могут знать, что они отличаются от других. Именно поэтому они преуменьшают значение эмоций в их жизни. От человека с низким Экью вы можете услышать следующее утверждение: «В моей жизни самое главное – острый ум и беспристрастная логика». В то же время помните, что эмоции помогают выстроить функциональные отношения и донести свои идеи и мысли. И это ещё не всё. Эм.интеллект необходим для продуктивного мышления, особенно в критических и рискованных ситуациях).

Вы не знаете свои эмоциональные триггеры. (Люди с выс.Экью отлично знают свои триггеры (триггеры-это ситуации, которые провоцируют определённые эмоции и реакции). Когда вы знаете, какие слова и действия провоцируют у вас негативные эмоции, вы предпочитаете их избегать. Но люди с низ.Экью не в состоянии предсказать свою реакцию на схожие обстоятельства, поэтому их ждут неприятные последствия).

5 компонентов развития эмоционального интеллекта 1. Самосознание 2. Саморегуляция 3. Мотивация 4. Эмпатия 5. Социальные навыки Развитие эмоционального интеллекта включает в себя 5 компонентов Самосознание — способность человека правильно понимать свои эмоции и мотивацию, оценивать свои слабые и сильные стороны, определять цели и жизненные ценности. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции и сдерживать импульсы. Мотивация — способность стремиться к цели ради самого факта ее достижения. Эмпатия — способность понимать эмоции, которые испытывают окружающие, учитывать чувства других людей при принятии решений, а также сопереживать другим людям. Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми и направлять их поведение в желаемом направлении. Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить правильные отношения с другими.  

5 компонентов развития эмоционального интеллекта

1. Самосознание

2. Саморегуляция

3. Мотивация

4. Эмпатия

5. Социальные навыки

Развитие эмоционального интеллекта включает в себя 5 компонентов

Самосознание — способность человека правильно понимать свои эмоции и мотивацию, оценивать свои слабые и сильные стороны, определять цели и жизненные ценности.

Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции и сдерживать импульсы.

Мотивация — способность стремиться к цели ради самого факта ее достижения.

Эмпатия — способность понимать эмоции, которые испытывают окружающие, учитывать чувства других людей при принятии решений, а также сопереживать другим людям.

Социальные навыки — способность выстраивать отношения с людьми и направлять их поведение в желаемом направлении.

Самосознание и самоконтроль помогают работать с собой, а социальная компетентность и управление отношениями строить правильные отношения с другими.

 

Особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе:

– незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов

– преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов

– низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности

– ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире

– снижение работоспособности

– повышенная истощаемость

– неустойчивость внимания

– ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью

– расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля

- чувство тревожности или беспокойства , замкнутость

С целью формирования эмоционального интеллекта детей с ЗПР мною на коррекционно-развивающих занятиях как психолога, педагогами в ходе урочной и внеурочной деятельности используются многочисленные приёмы, с некоторыми из которых я вас ознакомлю.

Но сперва обозначим особенности детей с задержкой психического развития, которые необходимо учитывать в учебном процессе (они перед вами, на слайде):

– незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;

– преобладание игровых мотивов, дезадаптивность побуждений и интересов;

– низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности;

– ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире;

– снижение работоспособности;

– повышенная истощаемость;

– неустойчивость внимания;

– ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью;

– расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля.

Часто можно наблюдать у школьников с ЗПР чувство тревожности или беспокойства. Они замкнуты в себе и не любят контактировать с окружающими, редко заводят дружбу.

Интеллектуально эти дети сохранны. Они могут понять смысл доступных их возрасту сказки или рассказа, сюжетной картинки, могут в должной последовательности разложить серию картинок и составить по ним рассказ. Умеют использовать оказываемую им помощь при выполнении того или иного смыслового задания. Но, когда к такому ученику не обеспечивается индивидуальный подход, учитывающий его психические особенности, и не оказывается должная помощь в школе и дома при затруднениях в обучении, возникает педагогическая запущенность, которая усугубляет эти затруднения. Но в результате своевременной и правильно организованной коррекции некоторые черты должны, очевидно, исчезать или сглаживаться, а другие — трансформироваться.

 

В нашей школе, я считаю, достаточно активно ведётся работа по развитию эмоц. Интеллекта. Немалую роль в его развитии играет внеурочная деятельность. Это может способствовать развитию у детей общего эмоционального благополучия. Именно внеурочная деятельность даёт опыт творческой деятельности, поскольку предоставляет возможность обучающимся попробовать свои силы в разных её формах. Также она обладает значительными возможностями и для развития индивидуальных способностей, даёт простор детской изобретательности и фантазии.

Методы развития эмоционального интеллекта

- внеурочная деятельность

  • сказка, притчи, художественные произведения
  • игра
  • школьные праздники
  • рисуночная терапия

(«Мой страх», «Самый грустный день в моей жизни»,

«Самый счастливый день в моей жизни», "Мой гнев",

«Мои обидчики», «Школа зверей»)

Методы для развития эмоционального интеллекта:

Сказка и чтение худож.литературы , притч особенно пробуждает активность ребенка, так она настраивает ребенка на сопереживание, сочувствие: ребенок мысленно проходит с героем весь путь. Но обычного прочтения будет недостаточно. Необходимо четко определять, что ребенок смог перенести из сказки или рассказа в свой нравственный опыт, что изменилось в его эмоциональной сфере, узнать его отношение к героям, проанализировать их действия.

Следующий вид развития эмоц.мира ребёнка - это игра. Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактом является и то, что игра — это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения, она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

Школьные праздники являются одной из массовых форм работы. Их тематика самая разнообразная: «День Учителя», «День Победы», новогодние праздники, 23 февраля, 8 марта, праздник, посвящённый окончанию школы и т.д. Праздники доставляют учащимся радость, объединяют, вызывают общие чувства, переживания.

Рисуночная терапия (изотерапия или арттерапия)

– психокоррекционное воздействие посредством изобразительной деятельности. Рисуя, человек дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, безболезненно соприкасается с неприятными, травмирующими образами. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, при коррекции эмоционального неблагополучия, страхов, тревожности. Также артерапия может выступать и как диагностический инструментарий. Темы рисунков на занятиях самые разнообразные: "Мой страх", "Самый грустный день в моей жизни", "Самый счастливый день в моей жизни". После проводится обсуждение рисунков, дети вспоминают и делятся событиями и чувствами, связанными с этим днём.

Рисунок "Мой гнев", «Мои обидчики». На занятиях (больше индивидуальных) я прошу нарисовать людей, на которых сильно обижен ребёнок, но не просто нарисовать, а поставить их в неловкую ситуацию. Это им очень нравится. Мы же не можем запретить ребёнку испытывать агрессию или обиду. Это нам неподвластно. Но мы можем выплестнуть эту обиду, в данном случае, через рисунок.

Можно попросить нарисовать «Школу зверей», посмотреть, какое животное ребёнок выберет на роль учителя, тем самым поняв его отношение к нему. Вариантов множество.

Методы развития эмоционального интеллекта   На слайде вы можете видеть рисунки детей нашей школы. Мы рисовали существо по имени «Лень», также дети рисуют разные существа: «Гнев», «Обида», «Счастье» в зависимости от темы занятия. А справа дети выполняли упражнение «Мой класс – цветущий сад», где им предлагалось нарисовать своих одноклассников в виде цветов, деревьев или растений. Тут обращали внимание на цвет, которым было разукрашено растение, размер. Тем самым, можно определить, как ребёнок относится к тому или иному однокласснику, почему у него такое отношение и т.д. Всё это на занятии обсуждается, анализируется. Дети учатся слушать о себе чужое мнение, быть терпимым к нему.

Методы развития эмоционального интеллекта

На слайде вы можете видеть рисунки детей нашей школы. Мы рисовали существо по имени «Лень», также дети рисуют разные существа: «Гнев», «Обида», «Счастье» в зависимости от темы занятия. А справа дети выполняли упражнение «Мой класс – цветущий сад», где им предлагалось нарисовать своих одноклассников в виде цветов, деревьев или растений. Тут обращали внимание на цвет, которым было разукрашено растение, размер. Тем самым, можно определить, как ребёнок относится к тому или иному однокласснику, почему у него такое отношение и т.д. Всё это на занятии обсуждается, анализируется. Дети учатся слушать о себе чужое мнение, быть терпимым к нему.

Методы развития эмоционального интеллекта

- музыкальная деятельность

Внеурочная музыкальная деятельность . Участие школьников в различных внеклассных мероприятиях по музыке развивает не только их познавательные интересы, но и способствует расширению музыкального кругозора. На своих занятиях я включаю музыку различной эмоциональной окраски. После прошу детей определить характер музыки и нарисовать то, что им представилось во время её прослушивания. На слайде представлены некоторые рисунки. Слева дети слушали успокаивающую мелодичную музыку, а справа – напряжённую, тревожную.

Также на своих занятиях я активно использую мышечное расслабление (релаксация). Под музыку летаем в космос, гуляем по лесу, слушая звуки природы; загораем на берегу моря, слушая крик дельфинов; отправляемся в сад, встречая необычные предметы, придающие нам сил, здоровья, хорошего настроения и т.д. Таких упражнений очень много, они вызывают у детей только положительные эмоции и снятие напряжения. После релаксации я также иногда прошу их нарисовать то, что им представилось во время прослушивания музыки с моим словесным сопровождением.

Методы развития эмоционального интеллекта   - сочинение историй  Сочинение историй  используется для вербализации внутренних переживаний, что во многом ведет к освобождению от этих переживаний. В работе с детьми эффективен метод общего сочинения историй ребенком и взрослым. Этот метод используется для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка дома и в школе. На занятиях я показываю детям рисунки с различным сюжетом и прошу предположить, что было до этого события и что будет после, как решить ситуацию, какие чувства испытывают дети, глядя на картинку, случалось ли с ними что-то подобное и т.д. Также на занятиях дети составляют небольшие рассказы по эмоциям. Им даётся карточка с 4 – 5 эмоциями и они должны составить по ней небольшой рассказ, чтобы в нём отражались эти эмоциональные состояния. Не стала на слайд выносить, думаю, всем понятно.

Методы развития эмоционального интеллекта

- сочинение историй 

Сочинение историй  используется для вербализации внутренних переживаний, что во многом ведет к освобождению от этих переживаний. В работе с детьми эффективен метод общего сочинения историй ребенком и взрослым. Этот метод используется для того, чтобы помочь ребенку найти адекватные способы разрешения конфликтов, вызывающих нарушения поведения ребенка дома и в школе. На занятиях я показываю детям рисунки с различным сюжетом и прошу предположить, что было до этого события и что будет после, как решить ситуацию, какие чувства испытывают дети, глядя на картинку, случалось ли с ними что-то подобное и т.д.

Также на занятиях дети составляют небольшие рассказы по эмоциям. Им даётся карточка с 4 – 5 эмоциями и они должны составить по ней небольшой рассказ, чтобы в нём отражались эти эмоциональные состояния. Не стала на слайд выносить, думаю, всем понятно.

Методы развития эмоционального интеллекта   - мимическая гимнастика На своих занятиях использую мимическую гимнастику . В данном случае детям предлагается прочитать четверостишье и определить, какая эмоция в нём спрятана. (можно использовать любые стихотворения). Или ещё вариант отгадать загадку про героев сказок и мультиков и распределить их по эмоциям. Целесообразно спросить, почему именно этого героя он отнёс к той или иной эмоции.

Методы развития эмоционального интеллекта

- мимическая гимнастика

На своих занятиях использую мимическую гимнастику . В данном случае детям предлагается прочитать четверостишье и определить, какая эмоция в нём спрятана. (можно использовать любые стихотворения).

Или ещё вариант отгадать загадку про героев сказок и мультиков и распределить их по эмоциям. Целесообразно спросить, почему именно этого героя он отнёс к той или иной эмоции.

Методы развития эмоционального интеллекта   - мимическая гимнастика Выражение лица - одно из древнейших средств невербальной коммуникации. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. На занятиях мы по описанию пытаемся угадать эмоцию.

Методы развития эмоционального интеллекта

- мимическая гимнастика

Выражение лица - одно из древнейших средств невербальной коммуникации. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. На занятиях мы по описанию пытаемся угадать эмоцию.

 Методы развития эмоционального интеллекта   Дневник успехов и достижений: создание ситуации переживания успеха поощрение активности и самостоятельности  ученика развитие умения адекватно оценивать своё поведение создание условий для становления целенаправленности и саморегуляции собственных действий На индивидуальных занятиях мы с ребёнком заводим Дневник успехов и достижений. Раз в неделю ребёнок его заполняет в свободной форме. Задачами ведения этого дневника: - создание ситуации переживания успеха; - поощрение активности и самостоятельности ученика; - развитие умения адекватно оценивать своё поведение. - создание условий для становления целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

Методы развития эмоционального интеллекта

  • Дневник успехов и достижений:
  • создание ситуации переживания успеха
  • поощрение активности и самостоятельности

ученика

  • развитие умения адекватно оценивать своё поведение
  • создание условий для становления целенаправленности и саморегуляции собственных действий

На индивидуальных занятиях мы с ребёнком заводим Дневник успехов и достижений. Раз в неделю ребёнок его заполняет в свободной форме.

Задачами ведения этого дневника:

- создание ситуации переживания успеха;

- поощрение активности и самостоятельности ученика;

- развитие умения адекватно оценивать своё поведение.

- создание условий для становления целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

 Методы развития эмоционального интеллекта   Дневник настроения Цель: диагностика эмоционального состояния В конце каждого занятия дети заполняют Дневник настроений . Цель: диагностика эмоционального состояния. Детям предлагается выбрать тот смайлик, который отражает их настроение сейчас. По этому же принципу учителя в нашей школе в конце урока проводят рефлекию. Способы у каждого свои, но смысл един. В начале и в конце урока они просят выбрать то настроение, которое у ребёнка сейчас и спрашивают, с чем это связано. Также после выполнения задания на уроке просят выбрать нужный цвет или смайлик, который символизирует степень удовлетворённости детей от выполненного упражнения (справился, справился с ошибками, не справился).

Методы развития эмоционального интеллекта

  • Дневник настроения
  • Цель: диагностика эмоционального состояния

В конце каждого занятия дети заполняют Дневник настроений . Цель: диагностика эмоционального состояния. Детям предлагается выбрать тот смайлик, который отражает их настроение сейчас.

По этому же принципу учителя в нашей школе в конце урока проводят рефлекию. Способы у каждого свои, но смысл един. В начале и в конце урока они просят выбрать то настроение, которое у ребёнка сейчас и спрашивают, с чем это связано. Также после выполнения задания на уроке просят выбрать нужный цвет или смайлик, который символизирует степень удовлетворённости детей от выполненного упражнения (справился, справился с ошибками, не справился).

 Методы развития эмоционального интеллекта   социальная служба «Школа мира» обучение школьников методам урегулирования конфликтов и способам позитивной самореализации Также в нашей школе действует социальная служба «Школа мира» на основе добровольческих усилий учащихся. В неё входят учащиеся 7 – 9 классов. Одной из задач Службы является - обучение школьников методам урегулирования конфликтов и способам позитивной самореализации. Кураторы Службы: педагог – психолог и социальный педагог. В случае конфликтной ситуации учащийся, родитель либо педагог может обратиться в Службу. После назначается примирительная встреча, где описывается проблемная ситуация и предлагаются способы её решения. На встречах мы проговариваем чувства, которые испытывают стороны, что предшествовало конфликтной ситуации и что нужно сделать, чтобы конфликтная ситуация больше не повторялась. Специально назначенным учащимся ведётся журнал и протокол примирительной встречи. В случае мирного решения конфликта сторонами подписывается примирительный договор.

Методы развития эмоционального интеллекта

  • социальная служба «Школа мира»

обучение школьников методам

урегулирования конфликтов и способам позитивной самореализации

Также в нашей школе действует социальная служба «Школа мира» на основе добровольческих усилий учащихся. В неё входят учащиеся 7 – 9 классов. Одной из задач Службы является - обучение школьников методам урегулирования конфликтов и способам позитивной самореализации. Кураторы Службы: педагог – психолог и социальный педагог.

В случае конфликтной ситуации учащийся, родитель либо педагог может обратиться в Службу. После назначается примирительная встреча, где описывается проблемная ситуация и предлагаются способы её решения. На встречах мы проговариваем чувства, которые испытывают стороны, что предшествовало конфликтной ситуации и что нужно сделать, чтобы конфликтная ситуация больше не повторялась.

Специально назначенным учащимся ведётся журнал и протокол примирительной встречи. В случае мирного решения конфликта сторонами подписывается примирительный договор.

На эмоциональную сферу детей с ЗПР может повлиять не только педагог и родитель, а и весь социум, который окружает ребёнка. Важным критерием в этом является принятие ребенка как личности, в возможности выражения чувств, в развитии интеллекта. И если он будет достаточно развит, то качество жизни ребёнка, имеющего ЗПР, улучшится в разы, потомучто он научится контролировать эмоции, принимать решения, повысит самоконтроль поведения, что в комплексе будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка Конечно на эмоциональную сферу детей с ЗПР может повлиять не только педагог и родитель, а и весь социум, который окружает ребёнка. Важным критерием в этом, является принятие ребенка как личности, в возможности выражения чувств, в развитии интеллекта. И если он будет достаточно развит, то качество жизни ребёнка, имеющего ЗПР, улучшится в разы. Потому что, он научится контролировать эмоции, принимать решения, повысит самоконтроль поведения. Что в комплексе будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка.

На эмоциональную сферу детей с ЗПР может повлиять не только педагог и родитель, а и весь социум, который окружает ребёнка. Важным критерием в этом является принятие ребенка как личности, в возможности выражения чувств, в развитии интеллекта. И если он будет достаточно развит, то качество жизни ребёнка, имеющего ЗПР, улучшится в разы, потомучто он научится контролировать эмоции, принимать решения, повысит самоконтроль поведения, что в комплексе будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка

Конечно на эмоциональную сферу детей с ЗПР может повлиять не только педагог и родитель, а и весь социум, который окружает ребёнка. Важным критерием в этом, является принятие ребенка как личности, в возможности выражения чувств, в развитии интеллекта. И если он будет достаточно развит, то качество жизни ребёнка, имеющего ЗПР, улучшится в разы. Потому что, он научится контролировать эмоции, принимать решения, повысит самоконтроль поведения. Что в комплексе будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка.

 Желаем Вам дальнейших успехов в педагогической деятельности! Спасибо за внимание!

Желаем Вам дальнейших успехов в педагогической деятельности!

Спасибо за внимание!

 Интернет – ресурсы: https://ru.pinterest.com/pin/763430574334512630 / https:// www.bbc.co.uk/programmes/w3ct3274 https://wiphilanthropy.org/news/ictr-funds-covid-19-response-awards / https://rutube.ru/video/3ee9163a36ee1b33f71aadea7429fe92 / https:// ria.ru/20200921/koronavirus-1577531440.html?chat_room_id=1577531440 https://kolosinski.wixsite.com/evgenich/post/ русские-и-украинцы-сходство-и-различия-реальная-история-без-прикрас https://megabaza.net/en/Do-you-know-the-types-of-temperament-in-children%3F/interesting-information / https:// klev.club/kartinki/ludi/4576-kartinki-ljudi-jemocii-49-foto.html https:// www.sb.by/articles/terapiya-pozitivom.html https:// vogueindustry.com/17327068-discord-is-the-epitome-of-disorder https://www.tiktok.com/@ moments.xc https:// www.nios.ru/node/11328 https:// mega-lend.ru/revnovat/luchshuyu-podrugu.html https:// msc-sokol.livejournal.com/75779.html https:// playbookpro.ru/photo/mnenie-rebenka-i-v-interesax-rebenka https://pl.pinterest.com/pin/853150723137698765 /

Интернет – ресурсы:

https://ru.pinterest.com/pin/763430574334512630 /

https:// www.bbc.co.uk/programmes/w3ct3274

https://wiphilanthropy.org/news/ictr-funds-covid-19-response-awards /

https://rutube.ru/video/3ee9163a36ee1b33f71aadea7429fe92 /

https:// ria.ru/20200921/koronavirus-1577531440.html?chat_room_id=1577531440

https://kolosinski.wixsite.com/evgenich/post/ русские-и-украинцы-сходство-и-различия-реальная-история-без-прикрас

https://megabaza.net/en/Do-you-know-the-types-of-temperament-in-children%3F/interesting-information /

https:// klev.club/kartinki/ludi/4576-kartinki-ljudi-jemocii-49-foto.html

https:// www.sb.by/articles/terapiya-pozitivom.html

https:// vogueindustry.com/17327068-discord-is-the-epitome-of-disorder

https://www.tiktok.com/@ moments.xc

https:// www.nios.ru/node/11328

https:// mega-lend.ru/revnovat/luchshuyu-podrugu.html

https:// msc-sokol.livejournal.com/75779.html

https:// playbookpro.ru/photo/mnenie-rebenka-i-v-interesax-rebenka

https://pl.pinterest.com/pin/853150723137698765 /

 Интернет – ресурсы: https://podrostok-stal-neupravlyaemiym.lovecast.ru / https:// detki.guru/vospitanie/rebenka-obizhayut-v-shkole.html https:// infourok.ru/razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-podrostkov-s-zpr-sredstvami-igroterapii-7283874.html https:// nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2022/12/22/metody-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshih https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya

Интернет – ресурсы:

https://podrostok-stal-neupravlyaemiym.lovecast.ru /

https:// detki.guru/vospitanie/rebenka-obizhayut-v-shkole.html

https:// infourok.ru/razvitie-emocionalnogo-intellekta-u-podrostkov-s-zpr-sredstvami-igroterapii-7283874.html

https:// nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2022/12/22/metody-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-mladshih

https:// cyberleninka.ru/article/n/razvitie-emotsionalnogo-intellekta-u-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya