Государственное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Антрацитовская основная школа №8»
Семинар
«Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
Подготовила
учитель начальных классов
«АОШ№8»
Кулешова Н.В
Антрацит 2024
Семинар
«Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
Цель семинара:
-познакомиться с факторами риска профессиональной деформации личности педагога, синдром профессионального выгорания;
-обеспечить педагогов информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье участников образовательного процесса;
-выявить наличие или отсутствие этого синдромам у себя;
-освоить методы и приёмы помощи самому себе в ситуациях профессионального стресса.
Задачи семинара:
познакомить с приемами саморегуляции;
научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;
оптимизировать самооценку педагогов;
снять эмоциональное напряжение;
сформировать позитивное мышление преподавателей ( восприятие окружающей действительности).
Участники: педагоги.
Время проведения: 1час.
План семинара :
1.Теоретическая часть:
Влияние профессиональной роли на личность педагога. Факторы, усиливающие влияние профессии на личность педагога. Профессиональная деформация педагога: синдром хронической усталости, синдром эмоционального выгорания.
Факторы профессионального выгорания.
Стадии профессионального выгорания.
Три аспекта профессионального выгорания.
Симптомы
2.Практическая часть :
Тренинг «Как жить полной жизнью, а не только на работе» :
Анкета для оценки психофизического состояния учителя на уроке и его умения управлять собой.
Упражнение «Плюс-минус» .
Ассоциативные тест.
Медитация.
Рефлексия
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы проведём семинар-практикум на тему
«Факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»,
Перед тем, как мы начнём, я хотела бы, что - бы мы с вами в ходе семинара придерживались нескольких простых правил:
1.Поддержание диалога и обратной связи.
2.Активность
3.Честность.
4. Самое главное – сохранять позитивный настрой, не смотря на то, что сегодня на семинаре мы рассматриваем достаточно важную проблему синдрома профессионального выгорания.
Введение: Я хотела бы начать наш семинар с притчи об учителе (Музыкальное сопровождение ,заставка)
Притча "Зачем нужен учитель"
Однажды к Великому Мастеру пришел молодой человек. У него был всего лишь один простой вопрос: “Я уже все изучил и все знаю. Я прочел много книг, сам могу выступать с лекциями. И всему этому я научился сам, мне никто не помогал. Ответьте же мне тогда на мой вопрос: нужен ли мне Учитель?”.
Мастер рассмеялся: “Приходи через пару деньков, и ты получишь свой ответ”.
Юноша ушел обескураженный. Он так и не понял, почему же Мастер не смог сразу ему ответить.
Через несколько дней он все же вернулся. Мастер вручил ему конверт и сказал: “Отнеси, пожалуйста, это письмо в деревню, что находится по ту сторону реки. На берегу есть лодка, есть лодочник, он тебя переправит”.
На следующий день, прямо с утра юноша отправился на берег, нашел лодочника и сел в лодку. Но когда они отплыли, он вдруг вспомнил, что не расспросил о дороге в деревню и собственно не знает, как добраться туда. Юноша поинтересовался у лодочника, но тот тоже не знал дороги.
Пришлось вновь идти к Мастеру, чтобы узнать точный путь к этой деревне.
И тогда Мастер сказал юноше: “Это и есть ответ на твой вопрос. У тебя есть цель путешествия, есть средство, чтобы добраться до нее, но ты не знаешь дороги, по которой тебе нужно идти. Вот причина, из-за чего ты остановился. Тебе понадобился проводник, который хорошо знает этот путь. Мало иметь знания. Чтобы окунуться в них и правильно ими воспользоваться, нужен Учитель”.
Ведущий
Наш труд ,труд учителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего прекрасные цветы. Один цветок любит яркий свет солнца, другой - тень. Одному цветочку достаточно песчаной почвы, а другое – нужно холить и лелеять , постоянно подкармливать. Но каждому нужен уход, иначе мы не вырастим то растение , которое радует глаз и делает нас хотя бы немного счастливее.
Действительно, наш труд, труд учителей, педагогических работников невозможно переоценить, да и в реальности выходит так, что наш труд ещё и недооценивают. И как сейчас принято нас, педагогов, относят к сфере обслуживания. В настоящее , достаточно тяжёлое время, нам приходится что называется «держать лицо»
Высокая эмоциональная нагрузка, частые стрессы, напряжённость, организационные моменты , большая ответственность за результат своего труда в целом – не самым лучшим образом отражается на здоровье. Вот почему мы и решили сегодня рассмотреть , достаточно важный для нашего здоровья вопрос. «Синдром профессионального выгорания»
Для начала рассмотрим, что же такое Синдром профессионального выгорания :
Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех , кто работает с людьми: врачей, педагогов, психологов и психотерапевтов, социальных работников, работников сферы услуг, сотрудников правоохранительных органов. Синдром формируется у людей, которые в силу своей профессии постоянно вынуждены контактировать с другими людьми, выслушивать их просьбы, жалобы, требования .
Основная причина синдрома - это несоответствие между требованиями, предъявляемыми к работнику, и его реальными возможностями. Нам каждый день приходится сдерживать свои эмоции, особенно это касается людей эмоциональных, а в нашем коллективе это около 80 %.
Представим ситуацию, когда у человека возникает несоответствие между собственными этическими принципами и ценностями и требованиями, которые предъявляет работа. Если для работника важно удержаться на этом рабочем месте, то постепенно идёт привыкание к нарушению собственных принципов, снижается их эмоциональная значимость. И в это время синдром профессионального выгорания выступает как механизм психологической защиты в ответ на психотравмирующие воздействия.
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.
Что интересно, психологи утверждают,что данное явление «заразно»: те, кто подвержен выгоранию становятся циниками, негативистами и пессимистами, которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание «выгорающих».
Факторы : личностные и ролевые
Личностные:
1.1. Возраст. Подверженные возрастным кризисам сотрудники наиболее склонны к профессиональному выгоранию. К ним относятся кризис профессионального самоопределения (20-23 года), кризис смысла жизни (30 лет), кризис среднего возраста (40-45 лет). Кроме того, профессиональному выгоранию подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места. К такой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового рабочего места снижается.
1.2. Гендерные особенности. Большинство исследователей анализируемой нами проблематики приходят к выводу о том, что женщины больше подвержены эмоциональному выгоранию, нежели мужчины, потому как именно они постоянно испытывают внутриличностный конфликт, связанный с работой. Именно женщины сильнее переживают внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности.
1.3. Особенности характера. Так, например, интроверты, пессимисты, люди с заниженной самооценкой чаще подвержены эмоциональному истощению и депрессиям. Эмоциональное выгорание как средство психологической защиты возникает быстрее у тех, кто менее реактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан. Формирование симптомов выгорания проходит медленнее у людей импульсивных, обладающих подвижными нервными процессами. Повышенная впечатлительность и чувствительность могут полностью блокировать рассматриваемый механизм психологической защиты и не позволят ему развиваться.
1.4. Нравственные дефекты и дезориентация личности. Нравственный дефект обусловлен неспособностью включать во взаимодействие с деловыми партнерами такие моральные категории, как добропорядочность, честность, уважение прав и достоинств другой личности. Нравственная дезориентация вызывается иными причинами — неумением отличать благо от вреда, наносимого другой личности. Однако и в случае нравственного дефекта, и при наличии нравственной дезориентации формирование эмоционального выгорания облегчается.
Ролевые факторы :
Проблемы, возникающие из-за несовпадения сложившегося профессионального типа - Сотрудник давно «перерос» свою работу.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
Пассивный уход от разрешения конфликтов
Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность –
Психологически трудный контингент.
Высокий темп работы, постоянно возрастающие требования.
Дестабилизирующая организация деятельности
Неблагополучная психологическая атмосфера коллектива.
СТАДИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии, которые могут привести к профессиональной непригодности:
ПЕРВАЯ СТАДИЯ:
-начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но … скучно и пусто на душе;
-исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
-возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, всё чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ:
-возникают недоразумения с коллегами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;
-неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии коллег – вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала – это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:
-притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
-такой человек по привычке может ещё сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
ТРИ АСПЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВЫЙ – снижение самооценки. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
ВТОРОЙ – одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с клиентами. Преобладают объект - объектные отношения.
ТРЕТИЙ – эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
СИМПТОМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
ПЕРВАЯ ГРУППА: Психофизические симптомы
Чувство постоянной усталости не только по вечерам , но и по утрам , сразу после сна ( симптом хронической усталости );
ощущение эмоционального и физического истощения;
снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);
частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса;
полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.
ВТОРАЯ ГРУППА: Социально-психологические симптомы:
безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, «что не получится» или « не справлюсь»;
общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
ТРЕТЬЯ ГРУППА: Поведенческие симптомы
Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять её - всё труднее и труднее;
постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома её не делает;
руководитель затрудняется в принятии решений;
чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
дистанцированность от сотрудников , повышение неадекватной критичности;
злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.
Как быть?! Ведь только эмоционально уравновешенный педагог, справляющийся со своими задачами, более адекватно и справедливо воспринимает своих учеников, более доброжелателен. Спокойный педагог не только в силах давать знания по программе, но и способен организовывать педагогическое пространство, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка. Работа такому педагогу только в удовольствие.
Практическая часть.
Тренинг
Важно помнить и знать, что в нашей жизни кроме работы есть ещё множество аспектов и сфер, и как бы Вы не любили свою работу и не каким бы не были хорошим специалистом нужно не забывать о других сферах и интересах в своей жизни.
Жить полной жизнью – это значит реализовывать все свои мечты, ценить каждый момент жизни, делать то, что действительно хочется, не зажимая себя в тисках стереотипов и общественного мнения.
Звучит это все достаточно просто, но на деле же, овладеть искусством жить полноценно удается далеко не всем. Многие живут именно в тех рамках, которые создало общество: утомительная работа , которая забирает все силы, затем бытовая рутина – например, готовка ужина мужу, которая уже давно не приносит удовольствия. Существуют, конечно, и радости, но они очень кратковременны – поездка на море, посещение салона красоты и т.д. А ведь жизнь может и должна быть бесконечной радостью!
Вообще, всех людей можно условно разделить на две категории: одни считают, что чудес в жизни не бывает, ну а другие уверены, что вся жизнь – это чудо.
Жить полной жизнью можно только в том случае, если ты относишься ко второй категории. Чтобы в нее попасть, нужно кардинально поменять свое мировоззрение, нужно приучить себя видеть радости во всех мелочах, находить хорошее даже в чём-то плохом, это конечно не происходит за один день, но перевоспитывать себя на позитивный лад никогда не поздно.
Прежде чем начать ряд ассоциативных методик, упражнений и игр, нам нужно настроиться, настроить своё дыхание и мышцы. Для этого мы выполним ряд упражнений на стабилизацию эмоционального состояния, расслабления и снятие напряжения :
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ И ЕГО УМЕНИЯ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ
Цель анкеты: самооценка педагогом психофизического состояния на уроке и умения управлять им. («5» - да, «4» - скорее соответствует, чем нет, «3» - затрудняюсь ответить, «2» - скорее не соответствует, «1» - не соответствует).
1. Работа в школе не оказывает отрицательного влияния на мое психофизическое состояние.
2. Ученики меня уважают; им нравится предмет, который я преподаю.
3. Коллеги и администрация относятся ко мне уважительно, доброжелательно.
4. После урока я не чувствую усталости.
5. От накопившейся за неделю усталости легко избавляюсь.
6. На уроке я нахожу время для расслабления.
7. Я стараюсь скрывать от учеников мое психофизическое состояние.
8. Жизненные трудности и перегрузки не отражаются на моем психофизическом состоянии.
9. В критической ситуации на уроке я сохраняю полное спокойствие.
10. В случае конфликта с классом или учеником никогда не теряю самообладание.
11. В интересах здоровья контролирую свое эмоциональное состояние на уроке.
12. В случае эмоционального напряжения или усталости я использую приемы психической саморегуляции.
13. Мое обычное состояние на уроке энергичное и жизнерадостное.
14. Меня трудно «вывести из себя» на уроке.
15. Мне легко удается сохранить положительный психологический климат в классе и создать комфортные условия для учащихся.
61-75 баллов – Ваше психоэмоциональное состояние на уроке благополучное.
45-60 баллов – временами чрезмерно напряжены, у Вас переменчивое настроение, старайтесь больше отдыхать и заниматься психофизической саморегуляцией.
20-44 баллов – Вы слишком напряжены, не создаете нормальной рабочей обстановки ни себе, ни ученикам, работая на пределе своих психофизических возможностей. Обратитесь за помощью к психологу.
Менее 20 баллов – Вам нельзя работать с детьми, Вы нуждаетесь в лечении.
Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.) (нужна доска )
Цель: помочь педагогам осознать позитивные и негативные моменты педагогической деятельности.
Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы. Позитивных моментов должно быть больше.
Ассоциативный тест « Прогулка по лесу»
Цель : помочь педагогам узнать больше о себе, друг о друге. Ну а теперь, уважаемые коллеги, предлагаю Вам совершить прогулку по лесу, которая поможет заглянуть нам в глубины нашего подсознания и узнать о себе немного больше.
(Музыка )
1.Представьте, что вы идете по лесу. Опишите, какой это лес. Там солнечно или пасмурно, какие деревья там растут, много ли их, как далеко друг от друга они растут? 2.Хорошо ли вам в этом лесу? Какое время года и какое время суток? Вы один (одна)? Что вы делаете в лесу. С какой целью вы сюда отправились?
3.Вдруг вы видите, что в траве что-то блестит. Наклоняетесь и видите ключ. Какой он? Что вы будет с ним делать — поднимите или пойдете мимо? Обрадовала ли вас находка?
4.Вдруг вы замечаете медведя. Какой медведь, что он делает? Как он к вам отнесся? Как реагируете на него вы?
5.Впереди родник. Вы станете из него пить, умываться?
6.Вы идете дальше и упираетесь в забор. Какой он: высокий, низкий, из какого материала? Вам надо оказаться с другой его стороны. Как вы станете его преодолевать? Легко ли вам перебраться?
7.Вы идете дальше и замечаете нору. Она большая или маленькая? Вы в нее заглянете? Вам интересно, какой зверь ее вырыл? Интересует ли вас животное, которое там сидит?
8.Неожиданно к вам подходит карлик. Он пытается обратить на себя ваше внимание, крутится под ногами. Ваша реакция? Вы сердитесь? Вы жалеете его? Он продолжает к вам приставать – что вы делаете?
9.Вы выходите на берег реки. Представьте себе реку очень отчетливо: какая там вода, какая скорость течения, какое дно, есть ли камни на дне. Нравится ли вам на берегу?
10.Вы идете дальше и видите дом. Какой он?
11.Хочу вас обрадовать: это ваш дом, на дверях — табличка, которая об этом и сообщает. Как выглядит табличка и что конкретно на ней написано?
12.Вы открыли дверь и вошли в дом. Осмотритесь. Уютно ли вам тут? Кругом чистота или беспорядок? Сколько комнат в этом доме? Какие? Назовите и опишите их.
13.Загляните в подвал. Что вы видите? Вы туда войдете? Если да, как себя там чувствуете? Хотите остаться или поскорее уйдете?
14.Вы поднимаетесь на чердак. Как он выглядит? Что там хранится? На чердаке порядок или всюду хлам? Сколько времени вы проведете там?
.Вы покидаете дом. С сожалением или с радостью? Хотите ли вы поскорее туда вернуться?
15.Вы идете дальше, и за холмом открывается вид на море. Опишите море. Спокойное оно или бурное, какая погода, есть ли солнце, ветер?
16.Над морем летают чайки. Высоко, низко, рядом с вами или далеко? Вы их слышите? Какие чувства вызывают они?
17.Вы видите корабль. Какой корабль, насколько он далеко от берега? Можете ли вы до него добраться? Станете ли вы это делать?
Ключ к тесту
1.-2.Лес символически отражает общество, которое вас окружает и ваше отношение к людям. Чем радостнее вам в лесу, тем более позитивно ваше отношение к людям; чем более пугающую картину нарисовало ваше воображение (мрачные деревья, непроходимая чаща), тем труднее вам проявить себя; вы не очень довольны окружающими и считаете, что они не понимают или недооценивают вас. Если вам кажется, что в лесу слишком тесно, то, скорее всего, вы устали от близкого окружения, скопления народа в метро, офисе или квартире.
3.Ключ — это ваше отношение ко всему новому, что приносит жизнь. Вашу готовность принимать перемены показывает то, подняли вы ключ или выбросили, обрадовались ему или нет.
4.Медведь символизирует вашу реакцию на потенциальную опасность. Если вы прячетесь или замираете от страха — скорее всего вы и жизни слишком пассивны, если кидаетесь на медведя — слишком активны.
5.Ваша готовность напиться из родника показывает вашу готовность идти навстречу любви. Готовы ли вы к тому, чтобы в вашей жизни появилась подлинная, истинная и чистая любовь? Или вы попали к замусоренному канализационному люку?
6.Море представляет чувственную, эмоциональную сторону любви. По тому, насколько бурным оно представляется вам, можно судить о том, какие отношения вас привлекают.
7.Забор — символ преград, которые есть на любом жизненном пути. Обратите внимание, какой у вас забор — символическая изгородь или Великая Китайская стена. То, как вы перелезли через забор, показывает, насколько легко вы преодолеваете препятствия. Если в вашем воображении внезапно появилось что-то или кто-то, кто помог вам в преодолении — значит, вы мало рассчитываете на себя, а к помощи и поддержке привыкли как к чему-то само собой разумеющемуся. Кстати, напрасно, не всегда в безлюдном лесу будут стоять ваши родственники и друзья в ожидании, когда же вам нужна будет их помощь.
В случае, если вы не смогли перебраться, то, возможно, сейчас перед вами стоит какая-то проблема, которая кажется вам неразрешимой.
Нора — ваше восприятие скрытой опасности. Если вы смело лезли в нору — вы отважный, безрассудный или слишком любознательный человек.
8.Ваше отношение к карлику покажет, насколько вы милосердны. Есть люди, которые бьют его ногами, а есть те, кто несет его на плечах.
9.Река — символ течения вашей жизни. Вспомните, насколько стремительным вам представлялся поток, насколько чистая вода. Дно и камни на нем тоже показывают жизненные трудности.
10.Дом — это вы сами. Насколько вам там нравится, настолько же хорошо вам с самой собой.
11.Табличка на двери говорит о том, кем вы сами себя считаете (у некоторых написано фамилия-имя-отчество, у некоторых – все регалии и заслуги, а у некоторых фамилия нацарапана сбоку мелом)
12.Те комнаты, которые вы увидели во время теста – это те аспекты вашей жизни, которые для вас наиболее важны. Там, где вам все нравится – все хорошо, если в какой-то из комнаты непорядок, возможно, есть проблемы в этой сфере жизни.
13.Подвал – ваше восприятие собственного бессознательного. Если вам плохо в подвале, то возможно, вы не в ладах с ним. Боитесь своих снов, не желаете вспоминать многие моменты прошлого, опасаетесь заглядывать в будущее. И это не очень хорошо, поскольку бессознательные страхи создают тревожность и перенапряжение.
14.Чердак — метафора всего образования, культуры, интеллекта, всех социальных навыков, привитых вам. Если там бардак, то, возможно, вы и не знаете, зачем столько сил прикладывали когда-то к получению диплома.
15.Чайки — это ваши родственники. Комментарии по громкости, навязчивости и приближенности подставьте сами.
16.Корабль — это ваша мечта. Насколько она красива и насколько достижима, легко судить по тому, какой корабль и на каком расстоянии от берега вы его видите. Можно ли вообще до него добраться?
Упражнение-медитация «Сад моей души» (15 мин.)
1-я часть упражнения — медитативная и релаксационная визуализация.
Цель: снятие напряжения, восстановление гармоничного состояния.
Материалы и оборудование: магнитофон или музыкальный центр с записями спокойной, релаксационной музыки, удобные мягкие стулья или кресла, текст медитационной визуализации Инструкция. Сейчас я вам зачитаю текст — медитацию. Старайтесь представить все то, что я вам скажу.
После визуализации педагогам предлагается описать впечатления, чувства, ощущения и образы. Каждый делится впечатлениями. Описывает свое состояние и то, что он увидел.
Ожидаемый результат: расслабление всех групп мышц, снятие психоэмоционального напряжения.
Сейчас я буду предлагать вам кое-что представить, услышать, ощутить.
Не старайтесь и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой. Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота. Вы протягиваете руку и открываете их. За ними виден прекрасный сад. Вы идете по дорожке и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев, пенье птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение легкости и свободы. Вы гуляете по дорожке и вот впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете что-то близкое и родное. Подойдите и всмотритесь в него. Он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним, скажите ему то, что вы испытываете… Взгляните на мир так, как его видит этот цветок, узнайте, что он чувствует, что он думает, как ему в этом мире...Раз, два, три.
Сейчас вы опять – это вы, что вы сейчас испытываете к цветку, к миру? Скажите об этом. Скажите, что вы его любите. А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь. Тропа – это наша жизнь . Цветок –вы. Каждый прекрасен и неповторим! Берегите себя.
Шуточная притча об Учителе
Когда родился новый учитель, к его колыбели спустились три феи.
И сказала первая фея: "Ты будешь вечно молод, потому что рядом с тобой всегда будут дети"
И сказала вторая фея: "Ты будешь красив мыслями и душой, потому что нет благороднее призвания, чем дарить свое сердце детям"
И сказала третья фея: "Ты будешь бессмертен, потому что ты продолжишь свою жизнь в своих учениках"
Но тут к колыбели спустилась четвертая фея, злая, и мрачным голосом проверещала: "Но ты вечно будешь проверять тетради, рабочий день твой будет 8 часов до обеда и 8 часов после, все мысли твои будут в школе и только о школе, и никогда ты не успокоишься. Так что выбирай, пока не поздно!"
Учитель: "Поздно, эта фея всегда является слишком поздно, и те учителя, которые решили связать свою жизнь со школой, с детьми, никогда не изменят этой прекрасной профессии"
Подведение итогов семинара
Давайте рассмотрим основные советы, которые помогут не «выгореть» ,сохранить не только психическое ,но и физическое здоровье.:
Советы (раздаются распечатанные)
Относитесь к себе с любовью и старайтесь испытывать к себе симпатию;
Выбирайте дело, которое вам нравится, и избегайте занятий, которые не вызывают у вас особого энтузиазма, это поможет вам обрести счастье в профессиональном плане;
Не стоит искать в работе спасение или счастье. Помните, что она является деятельностью, которая хороша по определению;
Перестаньте жить за других людей и сконцентрируйтесь на своей жизни;
Уделяйте время не только работе, но и своим личным интересам и потребностям;
Трезво осмысливайте события прошедшего дня. Можете взять за правило подведение итогов.