СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар "Формирование смыслового чтения-необходимое условие развития метапредметных компетенций"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Семинар "Формирование смыслового чтения-необходимое условие развития метапредметных компетенций"»

22 февраля 2019г.

Панаева Н.Б.

Семинар «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций»

Чтение – ничто;

осмысленное чтение кое-что;

чтение осмысленное и прочувствованное

– совершенство»

А.С.Пушкин



Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», так как одним из главных источников развития личности является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром.

В Федеральном государственном образовательном стандарте выделено отдельное умение – «смысловое чтение». Под смысловым чтением понимается:

- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;

- определение основной и второстепенной информации;

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности.

Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.

Смысловое (продуктивное) чтение– это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения, т.е. это чте­ние, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Для смыслового понимания недостаточно про­сто прочесть текст, необходимо дать оценку инфор­мации, откликнуться на содержание.

Цель смыслового чтения — максимально точ­но и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:

  • осмысливать цели чтения;

  • выбирать вид чтения в зависимости от его цели;

  • понимать текст;

  • извлекать из текста необходимую информацию, определяя основную и второстепенную;

  • анализировать;

  • сравнивать;

  • видоизменять;

  • генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).


Выделяют следующие виды смыслового чтения:

  • просмотровое - вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта;

  • ознакомительное – вид чтения, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация;

изучающее - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается;


  • рефлексивное - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.



Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:

Развитие умения анализировать задание.

Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.

Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения текста.



Преобразование прочитанного текста в таблицу.

Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.

Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д., развитие воображения

Этапы формирования навыка смыслового чтения

Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?

Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов). Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать. 

Работа с ключевыми словами. В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут.

Работа со словами-образами. Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении. 

Работа с многозначными словами. Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.

Работа с фразеологизмами. Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).

Рассказ по предложению. Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.

Применение метода «диалог с автором текста». Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции. 

Развитие читательского воображения. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.

Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются. 

Обучая работе с текстом, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии:

  • если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами;

  • по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения;

  • иллюстрации помогают различать сказки и рассказы;

  • заголовок помогает понять тему и главный смысл книги;

  • сколько в книге произведений, и какие именно, можно узнать по оглавлению или содержанию.



Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:

  • определять эмоциональный характер текста;

  • выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;

  • опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;

  • определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;

  • уметь прогнозировать содержание текста, который предстоит прочитать;

  • осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;

  • формулировать тему небольшого текста;

  • выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;

  • определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;

  • находить главную мысль, сформулированную в тексте


Система оценивания сформированности смыслового чтения:

- структура системы оценки (мониторинговая карта)


- подтверждающими материалами диагностической работы являются результаты мониторинга работы с текстом в 3-4 классах;

- результаты внешней экспертизы достижений учащихся (ВПР по русскому языку и окружающему миру)


Примеры иллюстраций и заданий к выступлению взяты из пособий издательства «Планета»: «Чтение с увлечением»

4