22 февраля 2019г.
Панаева Н.Б.
Семинар «Формирование смыслового чтения – необходимое условие развития метапредметных компетенций»
Чтение – ничто;
осмысленное чтение кое-что;
чтение осмысленное и прочувствованное
– совершенство»
А.С.Пушкин
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров», так как одним из главных источников развития личности является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром.
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделено отдельное умение – «смысловое чтение». Под смысловым чтением понимается:
- осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Задачей каждого учителя сегодня является обучение детей грамотному смысловому чтению на всех предметах учебного плана и в процессе внеурочной деятельности.
Прочные и осознанные навыки смыслового чтения во многом содействуют принятию и освоению школьниками социальной роли обучающихся, развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения.
Смысловое (продуктивное) чтение– это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения, т.е. это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Цель смыслового чтения — максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное «вчитывание» и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные умения смыслового чтения, развитие которых должно обеспечиваться всей образовательной деятельностью:
осмысливать цели чтения;
выбирать вид чтения в зависимости от его цели;
понимать текст;
извлекать из текста необходимую информацию, определяя основную и второстепенную;
анализировать;
сравнивать;
видоизменять;
генерировать (создавать тексты под свои цели и задачи).
Выделяют следующие виды смыслового чтения:


изучающее - вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается;


Для обучения смысловому чтению используются следующие методы и приемы:
Развитие умения анализировать задание.
Поиск ключевых слов в задании и умение вчитываться в инструкцию.
Ответы на поставленные вопросы (как письменные, так и устные).

Определение последовательности событий в прочитанном тексте.

Формулирование простых выводов после прочтения текста.

Преобразование прочитанного текста в таблицу.
Сопоставление иллюстративного материала с текстовой информацией.
Объяснение различных ситуаций с помощью прочитанного текста.

Умение, опираясь на прочитанный текст, доказывать свою точку зрения, опровергать какие-либо утверждения.

Нахождение нужной информации в различных информационных источниках: словарях, справочниках, энциклопедиях и т.д., развитие воображения

Этапы формирования навыка смыслового чтения
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать?
Работа с незнакомыми словами (объяснение незнакомых слов). Учитель обязательно должен определить, понятен ли детям смысл отдельных слов. Ему необходимо уточнить это во время прочтения, чтобы у учеников сформировался навык самостоятельного выделения незнакомых слов, значение которых необходимо расшифровать.
Работа с ключевыми словами. В любом написанном материале непременно присутствуют ключевые слова, без которых теряется смысл произведения. Учитель должен помочь школьникам найти их и объяснить необходимость применения и смысл, который они несут.
Работа со словами-образами. Получить удовольствие от чтения художественного текста невозможно без чуткого отношения к словам-образам или художественным средствам, найденным автором произведения. Знакомство со словами-образами, в которых скрываются секреты красоты текста, начинается с понятия о сравнении.
Работа с многозначными словами. Найди хорошо знакомые слова в другом, непривычном, употреблении.
Работа с фразеологизмами. Дача располагалась в живописной роще, в очень удобном месте: рядом (в двух шагах) протекала речка, и до станции было совсем недалеко (рукой подать).
Рассказ по предложению. Прочитай предложение, подумай и составь по нему небольшой рассказ. Принцип составления рассказа – разворачивание текстовой информации.
Применение метода «диалог с автором текста». Диалог с автором текста происходит в результате активного вычитывания текстовой информации с целью понять «загадки» текста, разглядеть позицию автора, осознать свое отношение к этой позиции.
Развитие читательского воображения. Многие трудности понимания и запоминания текста связаны с неразвитым воображением. Развитие читательского воображения предполагает работу как над воссоздающим, так и над творческим воображением.
Тренироваться «включать» воображение следует на небольших текстах, содержащих 1-2 образных элемента, которые легко воссоздаются.
Обучая работе с текстом, можно формировать начальные формы познавательной и личностной рефлексии:
если рассмотреть, как напечатан текст, можно легко отыскать книги со стихами;
по фамилии автора можно предположить тематику и жанр произведения;
иллюстрации помогают различать сказки и рассказы;
заголовок помогает понять тему и главный смысл книги;
сколько в книге произведений, и какие именно, можно узнать по оглавлению или содержанию.
Осознанность чтения предполагает сформированность следующих умений:
определять эмоциональный характер текста;
выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание текста, который предстоит прочитать;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той, которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте
Система оценивания сформированности смыслового чтения:
- структура системы оценки (мониторинговая карта)
- подтверждающими материалами диагностической работы являются результаты мониторинга работы с текстом в 3-4 классах;
- результаты внешней экспертизы достижений учащихся (ВПР по русскому языку и окружающему миру)
Примеры иллюстраций и заданий к выступлению взяты из пособий издательства «Планета»: «Чтение с увлечением»
4