ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ № 233
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
(ФКП образовательное учреждение № 233)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА СЕМИНАРСКОГО ЗАНЯТИЯ
по теме: «Правила оказания первой помощи»
Дисциплина: Охрана труда и ОБЖ
Профессия: Портной
Разработал: Заведующий филиалом
ФКП образовательного
учреждения № 233
Ю. В. Воротникова
Керчь
2018 г.
Рассмотрено и утверждено на заседании
методической комиссии
Протокол №___________
«___»__________ 20___г.
Председатель МК
___________________ Ю.В.Воротникова
Данная методическая разработка предназначена для проведения уроков общепрофессионального учебного цикла по предмету «Охрана труда и ОБЖ» в учебных группах по профессии «Портной» по теме «Правила оказания первой помощи» в разделе «Основы медицинских знаний» в рамках освоения основной программы профессионального обучения по профессии «Портной» 3 разряд.
Данная методическая разработка может быть использована в профессиональных образовательных учреждениях.
Автор – составитель: Ю.В. Воротникова
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | стр. |
| Пояснительная записка | 3 |
1. | Методические рекомендации | 5 |
2. | План занятия | 7 |
3. | Материалы для контроля исходного и конечного уровней усвоения | 10 |
4. | Критерии оценивания | 12 |
5. | Список использованных источников | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
В Уставе Всемирной организации здравоохранениия так и записано, что «здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
3доровье человека неотделимо от его жизнедеятельности
и ценно тем, что является непременным условием эффективной деятельности, через которую достигаются благополучие и счастье.
Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивающие охрану и укрепление здоровья, называют здоровым образом жизни.
3доровый образ жизни (3ОЖ) - это рационально организованный, трудовой, активный, основанный на принципах нравственности способ существования, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды и позволяющий до глубокой старости сохранять физическое, психическое и нравственное здоровье.
Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.
Психическое здоровье, зависящее от состояния головного мозга, характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств человека.
Нравственное здоровье определяется теми моральными
принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья являются прежде всего сознательное отношение к труду, стремление овладеть сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Нравственное здоровье считается высшей мерой общечеловеческих качеств, которые и делают человека настоящим гражданином.
Целостность человеческой личности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. 3доровый, духовно развитый человек счастлив - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремясь к самоусовершенствованию, достигает неувядающей молодости духа и внутренней красоты.
Для сохранения и укрепления здоровья нужны постоянные и значительные усилия. Заменить их нельзя ничем. Человек настолько совершенен, что в его силах вернуть здоровье, пока болезнь не запущена окончательно.
В рамках изучения данной темы применяется одна из форм эффективных технологий обучения системно - деятельностного подхода - семинар. Спецификой данной формы ведения занятия является совместная работа преподавателя и обучающихся над решением стоящей проблемы, а сам поиск верного ответа строится на основе чередования индивидуальной и коллективной деятельности.
Оценка производится через механизм совместного обсуждения, сопоставления предложенных вариантов ответов с теоретическими и эмпирическими научными знаниями, относящимися к данной предметной области. Это ведет к возрастанию возможностей осуществления самооценки собственных знаний, умений и навыков, выявлению обучающимися «белых пятен» в системе своих знаний, повышению познавательной активности.
Находясь в процессе поиска ответов на поставленные вопросы, обучающиеся формируют собственную культуру мышления и действий. Они развивают критичность мышления, создают продукт собственного творчества, формируют независимость личности, способность самостоятельно реагировать на нестандартные ситуации, возникающие в процессе взаимодействия. Коллективный характер работы на семинаре придает большую уверенность обучающимся, способствует развитию между ними продуктивных деловых взаимоотношений.
Цель данного занятия - систематизация и обобщение знаний по изучаемой теме, формирование умений работать с дополнительными источниками информации, сопоставлять и сравнивать точки зрения, высказывать свою точку зрения.
Занятие проходит в форме направляемой дискуссии. В ходе такой разновидности дискуссии обучающиеся осуществляют:
- актуализацию и устное воспроизведение изучаемых сведений;
- отстаивание своей точки зрения;
- обмен знаниями с партнерами по дискуссии;
- анализ, критическую оценку и отбор информации;
- построение индуктивных и дедуктивных умозаключений;
- интеграцию имеющихся сведений;
- выработку фактических и оценочных заключений;
- выработку итоговой, общей точки зрения, вызывающей согласие всех сторон.
Порядок работы группы:
1. Преподаватель делит группу на подгруппы по 6 человек. Подгруппа разбивается по три человека. Каждая тройка должна подготовить сообщение на установленную для группы тему. Но при этом тройкам в рамках подгрупп даются противоположные точки зрения.
2. В качестве самостоятельной работы при подготовке к семинару каждая тройка получает учебные материалы, содержание которых поддерживает заданные им точки зрения. Преподаватель советует каждой из троек, как лучше спланировать изложение своей точки зрения. Представить ее аргументацию, чтобы убедить оппонентов (т. е. другую тройку, входящую в подгруппу).
3. В ходе учебного занятия обе тройки излагают свои точки зрения, отстаивают свои позиции, оспаривают взаимные доводы.
4. Затем вся шестерка, составляющая данную подгруппу, ищет согласие, объединяет все имеющиеся сведения и выдвигает суждения с обеих из намеченных ранее позиций. Их задача – совместно подготовить текст сообщения на заданную тему.
На протяжении всего обсуждения обучающийся проходит путь от ознакомления с фактами до выработки обоснованных суждений.
Отправляясь от первоначальных представлений, обучающийся сталкивается с иной, отличной от своей, точки зрения, оказывается вынужденным пересмотреть справедливость своих утверждений. Возникает своеобразный концептуальный конфликт. Чтобы разрешить неопределенность, обучающийся ищет новые сведения, новые данные, приходит к более глубокому осмыслению явлений, стремясь понять точку зрения оппонента, его ход рассуждений.
Требуемое в модели учебного спора-диалога представление своей точки зрения помогает разносторонне осмыслить ее самому, а попытки понять иную точку зрения ведут к пересмотру и обогащению своей позиции, так как они связаны с освоением новых, поступающих от оппонента сведений, аргументов, использованием сложных мыслительных операций.
По замыслу, учебный спор-диалог должен длиться до тех пор, пока расхождение мнений не удается преодолеть. Он завершается выработкой общего взгляда на проблему, достижением соглашения. Понятно, что на все это уходит довольно много времени и сил. С другой стороны, длительную активную включенность обучающихся в самообразовательную по своему характеру работу можно считать одним из важнейших результатов и показателей успешности обучения.
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Тема занятия: оказание первой медицинской помощи. Здоровый образ жизни.
Формируемые компетенции:
- развитие умения применять полученные теоретические знания на практике:
- принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
- овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
- владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях.
Цели занятия:
- формирование умения использовать различные информационные источники;
- формирование знаний о культуре здоровья как жизненно важной социально-нравственной позиции личности;
- освоение основных понятий о состояниях, при которых оказывается первая помощь.
Образовательная технология:
- критического мышления;
- кейс-технология;
- технология группового взаимодействия;
- организация самостоятельной работы.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Организационная форма семинара: доклады с взаимным рецензированием; направляемая групповая дискуссия.
Оснащение занятия:
- методическое: методическая разработка занятия, рабочая программа учебной дисциплины «Охрана труда и ОБЖ», комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины «Охрана труда и ОБЖ»;
- материально – техническое: персональный компьютер, видеоролики: «Вред алкоголя», «О вреде курения», «Наркотики и их воздействие на организм человека».
2. ПЛАН ЗАНЯТИЯ
название этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | педагогическая цель этапа | время |
Организационный этап | -проверка присутствующих, внешнего вида обучающихся; -сообщение темы занятия, ее актуальности, целей, плана занятия | - подготовка рабочих мест; - запись в конспектах темы занятия | подготовка обучающихся к активной работе | 2 минуты |
Контроль исходного уровня знаний | выдача задания, объяснение цели и порядка выполнения задания. организация взаимопроверки выполненных работ обучающимися. | заполнение таблицы «Правила оказания первой помощи». проверка правильности выполнения работы соседа по парте. | Актуализация, систематизация полученных знаний: З5 порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим. У4 оказывать первую помощь пострадавшим. | 5 минут |
Теоретический разбор материала по вопросам семинарского занятия | 1.Озвучивание дискуссионных тем: «Алкоголь и его влияние на здоровье человека». «Табакокурение и его влияние на здоровье». «Наркотики и их пагубное воздействие на организм». «Духовность и здоровье семьи». 2.Организация выступления «троек» с подготовленными сообщениями по заранее выданным темам. 3.Организация дискуссии. 4. Контроль конечного уровня освоения знаний: решение ситуационных задач | 1. Запись дискуссионных тем в конспекты. 2. Выступление. 3. Отстаивание своих точек зрения. 4. Подбор и высказывание аргументов противоположных точек зрения. 5. Поиск компромиссных решений. 6. Подготовка и озвучивание общей точки зрения. 5. Решение ситуационных задач. | - Обеспечение профилактики асоциального поведения обучающихся; - Развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; - формирование умения использовать различные информационные источники; - формирование установки на здоровый образ жизни; - исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.); - Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности; - развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. | Общее время: 33 минуты: 1) дискуссия – 27 минут: - 3 минуты – организационный момент - по 4 минуты на каждую «шестерку». 2) контроль конечного уровня освоения – 6 минут. |
Заключительный этап | 1)т подведение итогов работы: организация блиц-обсуждения, пересмотрю ли я отношение к своим вредным привычкам. 2) ответы на вопросы; 3) задание для самоподготовки: Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. Основы безопасности жизнедеятельности, написать конспект по теме: Понятие и виды кровотечений. Первая помощь при наружных кровотечениях. 4) выставление комментированных оценок за занятие. | - задают уточняющие вопросы преподавателю по темам семинара и заданию для самоподготовки; - участвуют в блиц-обсуждении, пересмотрю ли я отношение к своим вредным привычкам. - записывают задание для самоподготовки. | рефлексия | 5 минут |
3. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО И КОНЕЧНОГО УРОВНЯ ОСВОЕНИЙ
Задание 1. Контроль исходного уровня освоений
Проверяемые результаты обучения:
З5 порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
У4 оказывать первую помощь пострадавшим.
Внимательно прочитайте утверждения, оцените их
правильность и разместите их в соответствующие столбцы таблицы
(Правильно) или (Неправильно). При выполнении данного задания
необходимо использовать теоретический материал.
Таблица 5.
1. Неблагоприятные факторы, вызывающие травмы могут быть
механическими.
2. Бинтовую повязку накладывают в направлении справа налево
и снизу вверх.
3. Бинтовую повязку накладывают в направлении слева направо
и снизу вверх.
4. Бинтовую повязку накладывают в направлении справа налево
и сверху вниз,
5. Для наложения расходящейся «черепашьей» повязки на колено пострадавшего бинт начинают накладывать с кругового витка вокруг коленной чашечки.
6. Циркулярная (круговая) повязка является наиболее прочной,
так как в ней все обороты бинта ложатся один на другой в форме
восьмерки.
7. Различают несколько видов бинтовых повязок: циркулярные,
спиральные, крестообразные, лейкопластырные и косыночные.
8. Косыночная повязка служит для перевязки головы.
9. Крестообразные (восьмиобразные) повязки используют для
бинтования ран на груди, на затылочной области, кисти руки, голеностопного сустава, то есть для бинтования частей тела с неправильной поверхностью.
10. Крестообразную повязку при травме кисти начинают делать
с круговых витков бинта в области лучезапястного сустава,
11. Виды повязок: простые, давящие, иммобилизирующие, корригирующие.
l2. Иммобилизирующая повязка исправляет неправильное положение какой-либо части тела,
13. Повязки из бинта - самые распространенные, так как они просты, надежны, особенно при повреждениях на подвижных частях
(область суставов), не вызывают аллергических реакций, легко модифицируются, позволяют усилить давление.
14. Циркулярная (круговая) повязка применяется для закрытия
больших ран. При ее наложении туры бинта идут в косом направлении вверх, на 2/З прикрывая предыдущий ход.
Условия выполнения задания:
1. Место выполнения задания: учебный кабинет.
2. Время выполнения задания: максимально 5 минут.
3. Порядок выполнения задания: обучающимся выполняют задание в конспектах: чертят таблицу и столбцах указывают номер определения, соответственно правильно или неправильно.
Эталоны ответов
Правильно 1,3,5,7,8,9,10,11,13,14 | Неправильно 2,4,6,12 |
Задание 2. Контроль конечного уровня освоения знаний
Проводится в форме решения ситуационных задач с применением кейс-технологии:
1. На улице к вам обращается подросток с просьбой закурить. Ваши действия.
2. В магазине девушка с неопрятной внешностью обращается к вам с просьбой купить бутылку пива, т.к. у нее не хватает денег. Ваши действия.
3. Коллега по работе во время перерыва хвастается как вчера «воспитывал» жену за плохо разогретый ужин, ударив ее несколько раз. Ваши действия.
4. Возвращаясь домой, на лестничной клетке вы увидели молодого человека в явном состоянии наркотического опьянения. Ваши действия.
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
1. Критерии оценки доклада
«Отлично» полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников.
При защите доклада обучающийся продемонстрировал отличное знание материала работы, приводил соответствующие доводы, давал полные развернутые ответы на вопросы и аргументировал их.
«Хорошо» - полностью раскрыта тема доклада, информация взята из нескольких источников.
При защите доклада обучающийся продемонстрировал хорошее знание материала работы, приводил соответствующие доводы, но не смог дать полные развернутые ответы на вопросы и привести соответствующие аргументы.
«Удовлетворительно» - тема доклада раскрыта не полностью, информация взята из одного источника.
При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог привести соответствующие доводы и аргументировать свои ответы.
«Неудовлетворительно» - тема доклада не раскрыта, информация взята из 1 источника.
При защите доклада обучающийся продемонстрировал слабое знание материала работы, не смог раскрыть тему не отвечал на вопросы.
2. Критерии оценивания правильности заполнения таблицы:
- В зависимости от полноты и правильности заполнения таблицы
90 -100 % - отлично
70-89 % - хорошо
50-69 % - удовлетворительно
0-49 % - не удовлетворительно
3. Критерии оценивания решения ситуационных задач:
В зависимости от полноты и правильности решения ситуации, умения обосновать свой выбор:
80 -100 % - отлично
60-79 % - хорошо
40-59 % - удовлетворительно
0-39 % - не удовлетворительно
За занятие выставляется оценка, соответствующая средне - арифметическому значению по количеству набранных балов за занятие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Н. В. Косолапова, Н. А. Прокопенко. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для сред. проф. образования. – 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2015.
Н.В.Косолапова. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие для учреждений нач. проф. Образования/ Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Е.Л.Побежимова.- М: издательский центр «Акдемия», 2013, - 144 с.
Дополнительные источники:
Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 10кл. учеб. для общеобразоват. учреждений. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 153 с.
Интернет-сайты для преподавателя:
www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал
www.obzh.ru - Федеральный образовательный портал по Основам безопасности жизнедеятельности
http://novtex.ru/bjd/ - Научно – практический и учебно-методический журнал «Безопасность жизнедеятельности»
http://www.law.edu.ru/ - Юридическая Россия: информационный портал
http://www.school-obz.org/ - Информационно-методическое издание для преподавателей журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
https://www.book.ru – Электронно - Библиотечная система
http://www.bezopasnost.edu66.ru – Безопасность. Образование. Человек.
http://spasedu.ru/ - ОБЖ. Основы безопасности жизни – научно-методический и информационный журнал