Тема выступления :
- « Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности учителя .»
Эпиграф к педагогическому совету
- “ Учитель — это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить ” (В.М.Лизинский)
Что такое педагогическая инновация
Результат реализации новых идей и знаний с целью их практического использования для удовлетворения определенных запросов потребителей.
Результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных решений, удовлетворяющих потребности человека и общества, вызывающих вместе с тем социальные и другие изменения.
Направление инноваций в образовании
На создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей
На изменение педагогической деятельности через внедрение в педагогический процесс новшеств: нового содержания обучения, воспитания, управления
Инновационный процесс
Единство трёх составляющих: создание, освоение и применение новшеств.
Процесс развития
Процесс разработки и освоения новшеств,
цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от исследований и разработок новой идеи до практического внедрения, созданного на ее основе новшества.
Что включает инновационный процесс?
Обновление форм, методов и средств обучения
Пересмотр содержания образования
Создание и использование современных образовательных технологий
Развитие креативных способностей учителя и ученика, их познавательно-ценностных интересов
Цель: «Воспитание не «эрудита», а развитие нестандартно мыслящего человека – «творца»
Что может быть инновационным?
Проект . Он направлен на создание устойчивой модели образовательной практики, решает стратегические задачи развития системы образования, является перспективным для внедрения в других О. О.
Деятельность по согласованию возникающих в результате инноваций вопросов в процессах обучения и воспитания.
Продукт –это модель инновационной практики О О или педагога, обеспечивающей высокую результативность, востребованность в системе образования, готовность к публикации и распространению.
Что такое нововведение?
Это процесс введения «новшеств» - таких компонентов или связей, которых раньше не было в образовательной системе образовательного учреждения.
Это процесс перехода системы из одного качественного состояния в другое на основе внедрения инноваций.
В чем специфичность инноваций в образовании?
Инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
Внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
Использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
В чем специфичность инноваций в образовании?
Использование инноваций приводит к качественному изменению уровня развития личности учащихся;
Инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы;
Внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы школы.
Составляющие педагогической инновации
Исследовательский компонент
Проектный компонент;
Управленческий компонент.
Классификация изменений
Предполагают новый вариант решения актуальной педагогической проблемы
Обусловливают новое содержание и способы деятельности педагога
Касаются принципиальных отличий от традиционного содержания образования
Процесс их строится на основе исследовательской и проектной деятельности
Проводятся на общешкольном уровне. Преобразовывается организационно-управленческая структура школьной системы
Носят системный и целенаправленный характер, являются результатом постоянного обновления и саморазвития на основе периодического анализа образовательной деятельности в школе
Примеры инновационной деятельности
Совершенствование содержания образования
Создание системы работы с одаренными детьми
Информатизация образовательного процесса
Совершенствование системы управления
Изучение и внедрение в практику современных педагогических технологий
Инновационные технологии
Проектно-исследовательские. Защита проектов
Информационно-коммуникационные
Метапредметный урок
Личностно - ориентированные
Инновационный потенциал педагога
способность к восприятию новой информации, приращению своих профессиональных знаний, выдвижение новых конкурентноспособных идей, нахождение новых методов решений стандартных и нестандартных задач
Совокупность творческих и культурных характеристик, выражающих его готовность и потребность совершенствовать педагогическую деятельность
Наличие средств, методов, обеспечивающих эту готовность
Критерии инновационного потенциала учителя
Открытость всему новому
Образованность
Профессиональная грамотность
Интеллектуальная и эмоциональная развитость
самомотивированность и работоспособность
Способность анализировать новые представления, идеи
Умение проектировать и моделировать идеи в практической деятельности
Результаты работы учителя в рамках инновационной деятельности
Позитивные результаты внеурочной деятельности по учебным предметам
Позитивная динамика учебных достижений обучающихся
Обобщение и распространение своего педагогического опыта
Позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя
Повышение квалификации и совершенствование педагогического мастерства
Участие в профессиональных конкурсах и фестивалях
Использование современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе