Семинар – практикум
для классных руководителей 1 – 9 классов
«Актуальные аспекты работы классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся».
Вступительное слово.
То, каким вырастет ребенок, зависит от 3-х жизненных условий:
- наследственность (семья, родители)
- воспитание (семья, школа)
- социальное окружение (семья, школа, друзья)
Доминирующим условием для успешного развития, становления и социализации личности ребенка является воспитание
К факторам, которые способствуют проявлению асоциального поведения, относятся:
1) наличие неблагополучия в семье (когда родители не только не занимаются воспитанием, но и показывают пример асоциального поведения);
2) ошибки, допускаемые педагогами. В результате педагогических ошибок и отрицательного воспитательного воздействия у ребенка происходят неблагоприятные изменения в психике, которые в медицинской психологии называются «дидактогении» - эмоциональная реакция, дающая сдвиг в настроении ребенка, вызванная нечутким или грубым словом педагога. Чтобы избежать в нашей с вами работе дидактогений, обратимся за помощью к науке «психологии».
2.Психологи выявили четыре основные причины серьезных нарушений поведения детей.
а) Привлечь к себе внимание.
Если ребенок не получает нужного количества внимания, то он находит способ его получить: непослушание. Учителя то и дело отрываются от своих дел, делают замечания… Нельзя сказать, что это уж очень приятно школьнику, но внимание непослушанием все-таки получено. Лучше уж такое, чем никакого.
б) Показать, что имеет власть над другими.
Детям особенно трудно, когда взрослые общаются с ними, в основном, в форме замечаний, указаний. Ребенок начинает восставать. Он отвечает упрямством. Смысл такого поведения – отстоять право самому решать свои дела, показать, что он личность.
в) Отплатить, отомстить, взять реванш.
Дети часто обижаются на взрослых за несправедливое наказание, обидное замечание. В глубине души ребенок переживает, а на поверхности – протесты, непослушание, неуспеваемость. Смысл плохого поведения: «Вы сделали мне плохо, пусть вам тоже будет плохо».
г) Продемонстрировать свою неспособность и неадекватность.
Ребенок потерял веру в собственные силы, накопив горький опыт неудач и критики в свой адрес, у него складывается низкая самооценка. Он может прийти к выводу: «Нечего стараться, все равно ничего не получится. Пусть я буду плохим».
Когда классный руководитель будет видеть и понимать, чем вызвано то или иное демонстративное поведение ребенка, станет ясно, как организовать профилактическую работу, направленную на предупреждение асоциального поведения.
ОБСУЖДЕНИЕ.
Каждый из вас определил, насколько рассматриваемая проблема актуальна и важна. Вы получили бланк-лист «Система деятельности классного руководителя по работе с трудновоспитуемыми детьми» и заполнили его, проставляя рядом с тем действием, которое в реальной личной практике по значимости является первым, вторым, и т.д.
Сравним результаты
Бланк – лист
«Система деятельности классного руководителя по работе с детьми, склонными к асоциальному поведению»
Действие – задача | Ранжирование |
Сформировать потребность к самовоспитанию. | 7 |
Выявить причины его асоциального поведения | 2 |
Формирование положительных качеств личности | 5 |
Подвергнуть ломке отрицательный стереотип поведения | 4 |
Поставить психолого-педагогическое заключение | 3 |
Сформировать положительный стереотип поведения подростка | 6 |
Изучить личность подростка | 1 |
Задачи определены.
4. Обсуждение рекомендаций классному руководителю по работе с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, и детьми «группы риска».
Тестирование классных руководителей.
Входной тест для классных руководителей.
Отвечать «да» или «нет»
Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
Ежедневно слежу за посещаемостью занятий трудновоспитуемыми учениками.
Ставлю в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Совместно с учителями-предметниками постоянно держу на контроле вопрос успеваемости.
Строго слежу за выставлением оценок в дневник.
Имею тесную связь с тренерами, руководителями кружков, контролирую занятость трудновоспитуемого в свободное время.
Ежедневно уделяю внимание трудновоспитуемому.
Каждую четверть заслушиваю трудновоспитуемых на классных собраниях. При необходимости приглашаю на Совет профилактики школы.
Не использую нравоучений. Не подчеркиваю проступки, воспитываю на положительных примерах.
Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, использую общественные поручения.
Обучаю детей методам самовоспитания.
Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать семейную обстановку.
Привлекаю родительскую общественность для перевоспитания трудновоспитуемых детей.
Поддерживаю тесную связь с ОДН.
В конфликтных ситуациях не стараюсь одержать победу любой ценой, считаю, что иногда можно и уступить.
Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
Стараюсь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
Не ставлю на ребенке крест.
Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
Диалог начинаю с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держу в своих руках, стараюсь диалог вести на равных.
Умею смотреть на вещи глазами подростка.
Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Подведение результатов:
От 20 до 24 «да». Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении и ваш ученик обязательно исправится.
От 15 до 19 «да». К сожалению, вы еще не достаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться.
Менее 15 «да». Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе вас ждет педагогический провал
Необходимым условием эффективности воспитательно-профилактической работы является ее систематичность.
Направления профилактической работы.
Наблюдения за детьми, требующими повышенного педагогического внимания; результаты фиксируются в индивидуальном дневнике наблюдений.
Систематическое отслеживание посещаемости занятий учениками. Ставить в известность родителей о пропусках занятий в тот же день.
Совместно с учителями-предметниками постоянно держать на контроле вопрос успеваемости. Строго следить за выставлением оценок в дневник.
Иметь тесную связь с тренерами, руководителями кружков, тем самым контролировать занятость учащихся в свободное время.
Каждую четверть при необходимости приглашать учащегося, требующего повышенного педагогического внимания, на совет профилактики школы.
Вовлекать учащихся в трудовую, спортивную и творческую деятельность класса, привлекать к участию в различных формах КТД, использовать общественные поручения.
Обучать трудновоспитуемых детей методам самовоспитания.
Нейтрализовать вредное влияние родителей, стараться нормализовать семейную обстановку. Индивидуально работать с неблагополучными семьями.
Привлекать родительскую общественность для воздействия ребенка.
Поддерживать тесную связь с ОДН. Организовывать встречи с работниками ОДН.
Проводить профилактические классные часы и коррекционно – развивающие занятия (тренинги, игры).
Психологические аспекты (советы психологов)
Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
В конфликтных ситуациях не старайтесь одержать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
Действуйте только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушивайте все, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте мнение, вносящее поправки в услышанное.
Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
Не ставьте на ребенке крест.
Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
Подведение итогов занятия.
Выполняя задание, вы убедились, что главные усилия нужно направить на то, чтобы переключить свои отрицательные эмоции (гнев, обиду, отчаяние) на конструктивные действия. Ведь чем больше недоволен взрослый, тем больше ребенок убеждается, что его действия достигли цели. Поэтому необходимо, прежде всего, изменить собственное отношение к ситуации и перейти к позиции помощи. Помните, при первых попытках улучшить взаимоотношения ребенок может усилить свое плохое поведение. Он не сразу поверит в искренность ваших намерений, и будет проверять их.
Рефлексия. Упражнение «Подарки» Когда говорят о «поражениях», то рядом ставят слово «горечь», когда о «победах» - слово «сладость». Если считать нашу сегодняшнюю работу маленькой победой, то можно получить награду - конфету. Только конфета непростая – под каждым фантиком написаны помогающие в жизни качества и позитивные мысли. Предлагаю всем, кто считает нашу работу – маленькой победой – взять конфету и зачитать какой фантик ему вручила «судьба» в моем лице.
Семинар подошел к концу. Спасибо за внимание и удачи в воспитательно – профилактической работе.