СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум для педагогов "Обеспечение информационной безопасности дошкольников как условие их успешной социализации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Публикация посвящена вопросам организации работы педагогов детского сада по обеспечению информационной безопасности. В публикации обоснована актуальность вопроса, представлены практические задания для педагогов. 

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для педагогов "Обеспечение информационной безопасности дошкольников как условие их успешной социализации"»

Семинар - практикум для педагогов


Обеспечение информационной безопасности дошкольников

как условие их успешной социализации


Подготовил:

заместитель заведующего по ВМР

Детского сада № 10

Я. С. Лобова


Информационное воздействие становится главным рычагом управления людьми. Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) меняют не только структуру отношений, но и образ жизни людей, мышление, механизмы функционирования семьи, общественных институтов, органов власти. Бесконтрольное пользование информационными технологиями (Интернетом, мобильной и электронной связи), доступности СМИ нередко оказывает на детей психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты, деструктивные группировки. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной, вредной для развития детей информацией приобретает катастрофические масштабы. Дети и подростки в силу возраста не обладают способностью фильтровать качество информации. У них не сформированы критерии различия, они не видят опасностей и не осознают рисков, принимают всю информацию, не понимая, что она может быть противозаконной, неэтичной, недостоверной, вредоносной.

При правильном использовании информации, критическом ее осмыслении – любой источник информационного мира может оказаться платформой для гражданского развития сознания ребенка, поскольку интернет, в том числе, социальные сети, являются на сегодняшний день мощным средством распространения массовой культуры, и соответственно механизмом позитивной социализации детей любого возраста, особенно дошкольного. Именно в период детской социализации закладываются важные основы социальной жизни ребенка, формируются и развертываются нравственные представления, мышление, речь, физические и психические способности. Д.И. Фильдштейн под социализацией понимает «как вхождение в мир конкретных социальных связей, так и освоение социального как всеобщей характеристики человечества. Это осознание, освоение ребенком социокультурных достижений общества и обеспечивает индивидуализацию…». Таким образом, информационное пространство, информационное поле, в котором живет и развивается ребенок должно стать питательной средой для его развития и саморазвития на протяжении всей жизни, т.е. тем самым обеспечить процесс его позитивной социализации.

Без решения проблемы информационной безопасности детей дошкольного возраста, без обеспечения условий их защиты от влияния негативной информации, процесс построения личности ребенка невозможен. Чтобы непрерывный личностный рост ребенка превратился в ресурс его саморазвития, необходимо научиться правильно подавать материал дошкольникам, отбирать информацию релевантную их возраста, соблюдать закономерности развития психики ребенка, выявлять положительные образцы детской информационной продукции для успешного обеспечения процессов позитивной социализации.

Информационная безопасность дошкольников рассматривается как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».

Проблема обеспечения информационной безопасности детей возникла на этапе развития человечества, обозначаемом понятием «информационное общество». Для такого общества характерно наличие единого мирового информационного пространства. Важную роль в нем играют коммуникативные технологии, взаимодействие людей в информационной среде, являющейся неотъемлемой частью социальной среды. Таким образом, Современные дети находятся в иной социальной ситуации развития, нежели прошлое поколение. Они погружены и развиваются в мире информационных технологий, это поколение «цифровое».

За последнее десятилетие в системе образования нашей страны произошли изменения, связанные с осознанием рисков негативного воздействия информации на развитие детей. Вместе с этим фиксируется запаздывание адаптации общества к требованиям информационной среды. Среди источников опасности рассматриваются средства массмедиа, прежде всего Интернет. Распространено мнение, что проблемы защиты детей дошкольного возраста могут быть решены средствами контроля и ограничения доступа к массовой информации. Узость данного подхода становится очевидной при рассмотрении компонентов, образующих информационную среду как часть образовательной среды дошкольных образовательных организаций. На основе Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» выделяются следующие компоненты:

  • продукция средств массовой информации;

  • печатная продукция;

  • аудиовизуальная продукция на любых видах носителей;

  • зрелищные мероприятия.

Также необходимо рассматривать информацию, получаемую детьми в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

Принципиальная возможность развития ребенка «в здоровом направлении» тесно связана с удовлетворением одной из базовых потребностей – потребности в безопасности. В случае неудовлетворения потребности ребенка в безопасности (в стабильности, защите, свободе от страха, тревоги и хаоса, в порядке, законе, ограничениях и др.) она (неудовлетворенность) становится доминирующей, что тормозит или деформирует развитие.

Широко распространенные методы ознакомления детей с различными категориями опасностей формируют у них недоверие к людям, вызывают состояние тревожности, неуверенности в себе, стремление избегать знакомства с чем-то новым. Угрозой для развития может стать не только характер, но и способ восприятия информации. При просмотре мультфильмов, некоторых телепрограмм, в рамках традиционных способов проведения занятий в детском саду ребенку отводится роль пассивного получателя информации. При таком подходе не происходит формирования индивида как субъекта детских видов деятельности, не развивается познавательный интерес, воображение, подавляется воля. Информация воспринимается не как средство удовлетворения любознательности, решения практических или познавательных задач, а как источник впечатлений, эмоций, как развлечение. Это приводит к определенной зависимости, без телевизора или компьютера жизнь кажется детям безынтересной.

Ключом к пониманию роли информационной среды являются сложившиеся в науке представления о механизмах социализации – идентификации, обособлении, подражании, рефлексии, интериоризации.

Идентификация – один из путей развития ценностных ориентаций и личностно-смысловой сферы ребенка Суть идентификации состоит в отождествлении ребенком себя с носителями ценностей культуры (мать, сверстники, педагог, близкие и др.). В современных условиях дети нередко идентифицируют себя с героями мультфильмов, кинофильмов, компьютерных игр. Среди них немало ярких персонажей, которые передают ребенку ценностные, поведенческие установки, модели деятельности. В силу высокой восприимчивости к зрительным образам, отсутствия жизненного опыта и критического отношения к действительности, благодаря целенаправленному воздействию дети легко и прочно усваивают предлагаемую с экрана модель поведения. Эффект усиливается тем, что данные модели демонстрируют положительные герои, их действия вызывают у других персонажей радость, смех, удовольствие. Без опровержения подобного образа действий значимыми для ребенка людьми он может быть усвоен как эталон, пример для подражания.

Еще один механизм социализации – интериоризация. Это процесс преобразования внешне заданных норм, ценностей, действий во внутренние психические и личностные образования – убеждения, установки, мотивы. Интериоризация осуществляется в ходе общения и совместной деятельности с другими детьми и со взрослыми. Характерной особенностью современности становится значительное увеличение доли информации, получаемой с раннего детства не из личного общения, а из средств массовой информации. Информационная среда, становясь для ребенка «второй реальностью», выступает важным средством формирования установок, приобщения к ценностям. Ее базовые особенности: способность к созданию виртуальных миров, которые подменяют реальность, манипулирование сознанием и поведением людей, подмена целей, ценностей, своего образа жизни внешне навязанными стандартами, искажение информации – не обеспечивают формирования адекватной информационно-ориентировочной основы социального поведения детей.

Выделяют четыре основных подхода к обеспечению безопасности человека: 

  • ограждающий (устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду); 

  • обучающий (формирование навыков безопасного поведения, обучение предвидению, распознаванию опасностей, способам поведения в опасных ситуациях); 

  • образовательный (личностное образование, приобретение качеств, необходимых для успешного самообеспечения безопасности); 

  • личностно-развивающий (формирование личностной зрелости на основе поддержки становления ценностно-смысловой сферы человека и качеств субъекта жизни, устойчивости к негативным воздействиям, способности превращать опасности в фактор собственного развития, минимизировать количество опасностей).

Такие возрастные особенности детей, как неспособность критически оценивать информацию, отсутствие необходимых для этого знаний и умений, несформированность защитных психологических механизмов, определяют превалирование в дошкольном образовании ограждающего подхода. Он предполагает не только минимизацию рисков причинения информацией вреда физическому и психическому здоровью, нравственному, духовному, физическому и социальному развитию детей, но и создание условий для доступа их к информации, способствующей надлежащему развитию и воспитанию.

На современном этапе достаточно развиты технические и программные средства ограждения детей от приносящей вред информации, позволяющие обеспечивать их защищенность при использовании электронных образовательных ресурсов.

Но для решения задач создания чистой информационной образовательной среды в детском саду этого недостаточно. Актуальным является повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и родительской компетентности в области обеспечения информационной безопасности дошкольников. Проведенные в последнее время исследования показывают, что педагоги и родители дошкольников часто недооценивают угрозы, связанные с информацией. Анализ содержания конспектов мероприятий на многочисленных сайтах, позиционируемых как методические копилки, показывает наличие противоречивой информации, не соответствующей научным фактам. Нарушения требований к обеспечению информационной безопасности детей наблюдаются и при проведении зрелищных мероприятий в детском саду. Как бы это ни казалось парадоксальным, лидирующие позиции среди средств наглядности, нарушающих требования обеспечения информационной безопасности детей, традиционно занимают материалы (плакаты, дидактические пособия) по безопасности. Если абстрагироваться от текста, сопровождающего рисунки, посмотреть на предлагаемые изображения глазами ребенка, который не умеет читать, можно увидеть разнообразные модели опасного поведения. Только в одном подобном пособии представлен десяток таких моделей: дети, тянущие вилку электроприбора из розетки за шнур, самостоятельно тушащие пожар, переходящие проезжую часть дороги без взрослых, берущие лекарства из домашней аптечки и т.д.

В процессе организации образовательной деятельности воспитатель должен уметь выбирать информацию, печатную и аудиовизуальную продукцию, соответствующую возрастным особенностям, интересам и потребностям детей. Ученые подчеркивают важность информации, актуальной для когнитивного и морально-нравственного развития дошкольников. Педагогу важно понимать, что информация, как любой эмоционально значимый объект, не может быть нейтральной для психики ребенка. Она либо разрушает ее, либо влияет благотворно, созидательно. В силу специфики современных знаковых систем педагогам порой сложно оценить воздействие информации на детей, поэтому необходимо быть внимательными относительно продукции, вызывающей сомнения в соответствии с критериями, представленными в Федеральном законе «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

У детей дошкольного возраста невозможно сформировать представления и навыки, необходимые для обеспечения собственной информационной безопасности, соответствующие компетентности или готовность к распознаванию, предвидению и уклонению от опасностей, связанных с информационным пространством. Вместе с тем на этапе дошкольного детства закладываются основы ценностно-смысловой сферы, общей и информационной культуры. Чтобы ребенок вырос взыскательным читателем, зрителем, необходимо сформировать у него некий «внутренний фильтр»: нравственный стержень, чувство прекрасного, эстетический вкус, зрительскую культуру.

Важно поддерживать познавательный интерес, стремление общаться со сверстниками и взрослыми, знакомить со способами коммуникации. Важнейшим условием становления социально активной, психически устойчивой и психологически защищенной личности, способной противостоять негативным воздействиям информации и не поддающейся манипулированию, является развитие субъектности, которая определяется как самостоятельная активность, самодвижение, осознанная саморегуляция, качественное своеобразие человека как целеполагающего, свободного, ответственного и развивающегося существа.

Практические задания для педагогов.

Задание № 1. Приемы «ЗХУ» (Знаю. Хочу узнать. Узнал) и «Шесть шляп мышления».

Уважаемые коллеги, перед вами таблица, которую мы будем заполнять по теме «Растения». В таблице 3 столбца: 1 столбец – Знаю, 2 – Хочу узнать, 3 – Узнал. Прошу Вас ответить, что Вы знаете о растениях? Что Вы хотите о них узнать?


Знаю

Хочу узнать

Узнал

Растения – часть живой природы

Почему?



Растения выделяют в воздух кислород

Какие ещё есть группы

растений?



Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений

Что такое виды растений? Какие названия дают им

учёные?



Растения делятся на несколько групп: деревья, кустарники, травы





Сейчас я предлагаю Вам внимательно прослушать текст.

Растительный мир, или флора Земли — совокупность всех типов ядерных, многоклеточных, фотосинтетических растений, найденных в биосфере планеты. Большая часть организмов - это автотрофы, которые синтезируют свою пищу с помощью солнечной энергии, но есть и растения - гетеротрофы и очень мало видов, являющихся как автотрофами, так и гетеротрофами. История жизни на Земле и существование многих организмов буквально зависят от жизни растений. Поскольку животные не могут получать энергию непосредственно от Солнца, они должны есть растения (или других животных, которые имеют травоядный рацион), чтобы выжить. Растения также обеспечивают кислородом людей и животных, потому что поглощают углекислый газ в процессе фотосинтеза и выделяют кислород в атмосферу.

Растения распространены на суше, в океанах и в пресной воде. Они существовали на нашей планете миллионы лет. Предполагается, что существует около 300 000 видов живых зеленых растений, из которых 85 - 90% являются цветущими растениями.

Растения и животные — это царства живых организмов и каждое из них имеет характерные особенности. Как правило, растения укореняются в одной среде обитания и не передвигаются на протяжении жизненного цикла. Растения содержат в себе хлорофилл, способны самостоятельно производить пищу и находятся в основании пищевой цепи. Растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ, производимый животными. Растения либо не имеют, либо обладают очень простой сенсорной системой.

Чтобы изучить миллиарды различных растений, ныне живущих на Земле и уже вымерших, биологи сортировали, и классифицировали их, основываясь на определенных сходствах и различиях.

Наша планета является домом для огромного количества различных видов растений (как изученных, так и неизвестных), расположенных на 7 континентах мира. Распространение флоры по континентам является следствием длительного процесса эволюции растений.

Растения служат фундаментом всей жизни на Земле и важным природным ресурсом, необходимым для благосостояния людей.

Кислород поступает к нам от растений, как побочный продукт фотосинтеза.

Все, что мы едим, происходит прямо или косвенно от растений. На протяжении всей человеческой истории приблизительно 7 000 различных видов растений использовались людьми в качестве пищи.

Растения помогают распределять и очищать воду планеты. Они также участвуют в перемещении воды в процессе, называемом транспирацией.

Одна четверть всех отпускаемых по рецепту лекарств поступает непосредственно от растений или является их производными. Кроме того, четыре из пяти человек во всем мире сегодня полагаются на установки первичной медико-санитарной помощи. Растения являются крупнейшим источником витаминов, необходимых для организма человека.

Растения выступают крупным источником сырья для текстильных материалов.

Изображения некоторых растений используются на национальных эмблемах, включая деревья и цветы.

Растения помогают уменьшить тепло и предотвращают испарение влаги. Таким образом, они являются экологическими полезными. Растения и деревья оказывают охлаждающее воздействие на атмосферу, приводя к осадкам. Поэтому дожди в пустынях — крайне редкое явление.

Есть огромное количество видов флоры на нашей планете, как зарегистрированных, так и не изученных или даже не названных. Тем не менее, хотя угроза существованию многих диких животных в настоящее время широко признана, мало кто знает, что растения также находятся в большой опасности. В феврале 2015 года Центр биологического разнообразия заявил: «Из более чем 300 000 известных видов растений МСОП оценил только 12 914 видов, установив, что около 68% оцениваемых видов растений находятся под угрозой исчезновения».

Уважаемые коллеги, подумайте и запищите, что Вы узнали о растениях из прочитанного текста. Все ли Вы узнали, что хотели?

Предлагаю Вам поделится на 5 групп. У каждой группы будет своя шляпа. Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы:

  • 1 группа. Белая шляпа - с помощью энциклопедий и атласа - определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

  • 2 группа. Жёлтая шляпа - подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

  • 3 группа. Чёрная шляпа- докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода?

  • 4 группа. Красная шляпа - подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

  • 5 группа. Зелёная шляпа - что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

У меня будет синяя шляпа, с помощью которой я буду обобщать высказывания групп.

  • Синяя шляпа отвечает за управление: обладатель синей шляпы становится ведущим, модератором дискуссии. Он не высказывает оценочных суждений, не спорит с обладателями шляп других цветов, но ставит задачу, регламентирует диалог и подводит конструктивные итоги.

  • Белая шляпа наделяет своего хозяина аналитическим мышлением: приводится сухая статистика и выявляются верифицируемые факты.

  • Красная шляпа позволяет дать выход эмоциям: переживаниям и опасениям, восторгу и радости.

  • Чёрная шляпа выполняет критическую функцию, приводит аргументы против, перечисляя всевозможные «а если», выявляя противоречия и ставя под сомнения различные умозаключения. 

  • Жёлтая шляпа олицетворяет оптимизм и приводит аргументы за.

  • Зелёная шляпа отвечает за креативность: предлагает нестандартные идеи и решения. 

Задание № 2. «Как видят мир животные?»

Уважаемые коллеги, все взрослые знают, что все животные видят мир по – своему в зависимости от своих размеров, среды обитания, устройства зрения и т.д. Например, кошка слабо различает все цвета, кроме серого, но способна видеть до сорока его оттенков; к тому же, кошка небольшого размера, и то, что нам кажется маленьким, для нее большое и т.д. Кошка, как и собака, видит коричневый, синий, желтый. Кроме того, они способны различить серого цвета.

Представьте, что Вы – кошка, которая лежит на окне и смотрит вниз, или собака, которая сидит в будке. Перед Вами листы бумаги и цветные карандаши, попробуйте нарисовать мир глазами кошки или собаки.

Задание № 3. Прием «Перемешанные события».

Коллеги, предлагаю Вам вспомнить русскую народную сказку «Гуси - лебеди» и поочередно (последовательно) записать персонажей, которые встречаются в сказке от начала и до конца.

Правильная последовательность: старик со старухою, дочка с сыночком; гуси – лебеди; печка; яблоня; молочная речка, кисельные берега; еж; избушка на курьих ножках; баба Яга; молочная речка, кисельные берега; яблоня; печка.