Семинар-практикум для педагогов
«Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Подготовила: старший воспитатель Волкова Е. А.
Цель: Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников , их мотивацию на использование в практике методов и приёмов по данному вопросу.
Задачи:
- Вызвать у участников интерес к демонстрируемым приёмам.
- Развивать творческую активность педагогов.
Повестка семинара:
1. Реализация задач ФОП ДО по формированию основ гражданственности и патриотизма в ДОУ ( Волкова Е. А.)
2. Развивающая среда по нравственно – патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. ( Карочкина Е. А.)
3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников (Давыдова Е. В.)
4. Деловая игра « Россия – родина моя» (Волкова Е. А., Кузина О. Н.)
Актуальность
1.Проблематика гражданственности и патриотизма сегодня приобретает особую актуальность, учитывая геополитическое положение России. На сегодняшний день наша страна переживает непростой исторический период: война, антирусская пропаганда Запада. Самая большая опасность, которая грозит нашему обществу, заключается не только в экономическом кризисе, а в первую очередь – в разрушении личности. Проблемы снижения уровня жизни населения, его расслоение, обесценивание традиционных моральных норм и ценностей, пропаганда бездуховности, насилия с телевизионных экранов, неопределенность в оценке событий исторического прошлого русского народа негативно повлияли на нравственные и патриотические ценности подрастающего поколения.
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Очевидно, что для этого необходимо определить нравственные ориентиры, способные вызвать чувства самоуважения и единения.
Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1.Обучение и воспитание ребенка дошкольного возраста как гражданина РФ, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2.Создание единого ядра содержания ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социо-культурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
3.Обеспечить ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально- культурных традиций.
Этапы патриотического воспитания дошкольников
(формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств);
(развитие интереса к своей стране); эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).
художественно - ознакомительный
(знакомство с народными традициями, национальным искусством
Формы работы представлены на слайде.
Условия
комплексный подход;
знание педагогом истории и культуры своего народа;
правильно подобранный материал (по принципу доступности и понятности) ;
тематическое построение материалов; совместная работа детского сада и семьи
Средства патриотического воспитания:
окружающая среда, художественная литература и искусство, фольклор, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.
Духовно-нравственное воспитание детей осуществляется в процессе освоения ими всех образовательных областей, предусмотренных ФГОС ДО
Социально-коммуникативное развитие: воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу, к окружающим; воспитание уважения,
взаимопонимания.
Речевое развитие: формирование у детей представлений о роли слова в жизненных ситуациях (с помощью слова можно познакомиться, приласкать, согреть, обидеть); развитие у детей интереса к художественной литературе как к источнику духовно- нравственного опыта людей; побуждение детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок и рассказов на духовно- нравственные темы.
Познавательное развитие: развитие у детей представлений о Родине, Отечестве и социокультурных ценностях нашего народа; формирование представлений о труде как основе жизни человека на земле.
Художественно-эстетическое развитие: воспитание у детей эстетических и нравственных чувств посредством музыкальной и изобразительной деятельности.
Физическое развитие: формирование у детей представления о физической силе как о способе защиты в опасных ситуациях и оказании посильной физической помощи окружающим
Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объемах гражданское, патриотическое воспитание:
- Алёшина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников»
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живем в России»
- Князева О.Л., Михалева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
- Кондрыкинская Л.А. « С чего начинается Родина»
- Оверчук Т.И. «Мой родной дом»
- Новицкая М.Ю. «Наследие»
Комратова Н. Г., Л. Ф Грибова Программа по патриотическому воспитанию « Моя малая родина»
- Нищева Н. В., Кириллова Ю. А. Парциальная программа « Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста ( с 5 – 7 лет) в соответствии с ФОП ДО « Я люблю Россию»
Богословец Л. Г., Давыдова О. И. « Россия – моя история»
Кириллова Ю. А. « Спортивно – патриотическое воспитание дошкольников в ДОУ»
Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее, за свою нацию необходимо в любое время. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть чем гордиться!
2. Рекомендации по развивающей среде по нравственно – патриотическому воспитанию представит Карочкина Е. А.
3. Основа патриотизма – это семья. Об организация активного взаимодействия с семьями воспитанников расскажет Давыдова Е. В.
Деловая игра « Россия – родина моя»
1 ведущий: Начинается Родина с памяти
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна,
Деревень с их кривыми избушками,
Где жива всё ещё старина.
Начинается Родина с детства,
С материнской, отцовской любви,
Школьной парты, букетов цветистых,
Что учителю мы принесли.
- А что такое Родина?
(Тренинг на создание образа «Родина».)
Предлагаю всем встать в круг. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте тот образ, который вызывает у вас слово «Родина» (включается спокойная релаксационная музыка). Скажите, пожалуйста, какой образ возник у вас? (Педагоги по очереди озвучивают свои ассоциации на данное слово). Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины, у кого-то он похож, у кого-то нет. Давайте выведем свое определение слова «Родина», исходя из ваших образов.
Вывод: даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.
Направления по патриотическому воспитанию дошкольников следующие :
Экологическое.
Историко-краеведческое.
Культурное.
2 ведущий: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает.
- Каждый регион, город неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и родителей знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого.
- Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.
Игра с педагогами «Наша страна»
Историко-краеведческое направление.
1. Земля, где ты родился? (Родина).
2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом? (Страна).
3. Как называется наша страна? (Россия).
4. Древнее название России? (Русь).
5. Какой праздник отмечается в России 12 июня (12 июня отмечается День рождения России).
6. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны? (Государство).
7. Человек, который принадлежит к постоянному населению данного государства и пользуется всеми правами, выполняет все обязанности этого государства? (Гражданин).
8. Как называются граждане России? (Граждане России называются россияне).
9. Официальная эмблема государства? (Герб).
10. Что символизирует двуглавый орел на гербе России? (единство; верность; силу; власть)
11. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов? (Флаг).
12. Что означают цвета Российского флага?
БЕЛЫЙ – Справедливость, Небо, Чистоту совести
СИНИЙ - Огонь, Кровь солдат, Отвагу, Трудолюбие
КРАСНЫЙ - Верность, Правду, Мир.
13. Назовите столицу России. (Столица России — город Москва).
14. Назовите адрес детского сада? (улица Урицкого, 17)
15. Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу? (Патриотизм).
1 Ведущий: Предлагаю вам, выбрать по одному предмету из предложенного, который, по- вашему мнению, в мире считают символом России.
Игра «Символы России»
Валенки. Босоножки. Кроссовки.
Сковорода. Тарелка. Самовар. Кастрюля.
Скрипка. Барабан. Балалайка. Гитара.
Барби. Робот. Матрёшка.
Такими нашу страну представляют иностранцы, а теперь скажите, кто каждый день пьет чай из самовара, играет на балалайке, ходит в валенках, приобретает в качестве подарка матрёшку. Но матрёшку мы ещё можем себе позволить купить.
Что можем сказать? Что, считая эти предметы символами России в нашем современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Так что, мы с вами уважаемые коллеги должны научить ребёнка видеть прекрасное и удивляться, и, хотелось бы вызвать положительный отклик в его сердце, и хотя многие образы еще не совсем понятны ребенку в детстве, но мне, кажется, что они обязательно оставят след и наложат положительный отпечаток на формирование личности ребенка. Научить любить родину ребенка не просто, научить его быть причастным к истории своей родины – это настоящее искусство и мастерство.
2 ведущий: Физкультминутка «Дружно за руки возьмёмся»
Дружно за руки возьмёмся – (Взяли за руки друг друга)
И по городу пройдёмся – (Ходьба на месте)
Есть у нас дома большие - (Поднять руки вверх)
Много есть домов поменьше – (Наклоны вниз)
Зелень яркая вокруг – (Разводят руки в стороны)
На ветру качается – (Покачать руками вправо – влево)
Ты – мой друг и я твой друг- (Вытянуть правую, затем левую руку вперёд)
Пусть дружба не кончается - (Рукопожатие, хлопки в ладоши)
1 ведущий «Знатоки русской народной культуры» (Культурное направление)
- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Игра с педагогами «Восстановите пословицы.»
1. Нет в мире краше. когда над ней крыша одна.
2. Глупа та птица,. а своё село всё на уме.
3. Если дружба велика,. чем с родной земли сойдет.
4. Семья сильна,. хорошие дети растут.
5. Человек без Родины. будь и сыном своего народа.
6. В хорошей семье. что соловей без песни.
7. Будь не только сыном своего отца. Родины нашей.
8. Казак скорее умрет,. которой свое гнездо не мило.
9. Живёшь на стороне,. будет Родина крепка.
Игра с педагогами «Вспомнить и дописать».
1. Для Родины своей ни сил ни жизни не … (жалей)
2. Родина – мать сумей за нее… (постоять)
3. Чужбина калина, Родина - … (малина)
4. Русский солдат не знает …. (преград)
5. Тот герой, кто за Родину стоит … (горой)
6. Береги землю родимую, как мать … (любимую)
7. Казак на чужбине воюет, а жена …. (в доме горюет)
8. Козак без коня, что охотник ….(без ружья)
9. Родина – мать, а чужбина - …. (мачеха)
Игра с педагогами: «Скажи иначе пословицу» (на столах)
- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:
«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу – кобыле легче».
«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».
«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».
«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».
2 ведущий: С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры…Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний.
Подвижная игра «Поясок» – с элементом народного костюма.
Выходят 4 участника (нужны три ленточки).
Задание: Пока играет музыка, нужно правильно, без ошибок сплести поясок.
Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.
1 ведущий: Экологическое направление.
- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.
Интересное о птицах! Птицы Кулебак. Давайте назовём птиц (снегирь, сойка, синица, стриж, дятел, воробей, кукушка , колибри).
1. Какой птицы нет в Кулебаках? (Колибри.)
2. Пение какой птицы подражает голоса животных (Сойка. Ярко-голубой цвет. Родственник –ворона, галки. Питается желудями, гусеницами, жуками).
3. Синица. Как различать самку и самца? У кого чёрное пятно на животе, у кого – полоска?.(Синица. Большая. У самца чёрное пятно на животе, у самки- полоска. Питается насекомыми. Пшеницу не ест, а питается семечками, орехами (расколоть надо ей, сало, жир).
4. У какой птицы крылья длиннее , чем тело и с земли слететь не может?. (Стриж. Крылья длиннее чем тело. С земли слететь не может. 4 пальца вперёд. А сзади нет пальца, поэтому нечем оттолкнуться от земли. Если птица на земле находится, можно её взять и подняться на третий этаж и подкинуть, тогда она взлетит. Эта птица всё делает в полёте. Живёт на скалах или под окном 4,5 этажа. Питается в полёте мухами, пьёт- догоняет каплю воды. Как ласточка с водоёма. Спаривается, спят. Несколько раз за ночь поднимается высоко. Птица перелётная).
5. Какая птица занесена в красную книгу? (Дятел занесён в красную книгу. Сотрясение мозга нет. В одну секунду- 25 ударов. Язык с костями. Кость через весь язык, через ноздрю и в череп. Иголкой накалывает, есть клейкое вещество. Работает как амортизатор, как хрящ. Клюв трясёт, а череп слабо. Удар делает строго перпендикулярно).
2 ведущий: Песня душа народа. Много песен сложено о великой России, её красотах. Одним из интересных упражнений, которое хорошо воспринимается детьми, является.
Игра «Угадай право».
Инструкция: Уважаемые педагоги, Вам необходимо определить права с фрагментом из песни.
1. Итак, звучит первая мелодия (Я на солнышке лежу) Какое право обозначено в данной песне?- право на отдых.
2. Внимание, звучит песня (В траве сидел кузнечик). Как вы думаете, о каком праве идет речь в данной песне? – право на жизнь.
3. (Буквы разные писать)- право на образование.
4. (У меня сестренки нет, у меня братишки нет.) – право на семью.
5.(Песенка про лето)- право на отдых.
6.(Песенка Айболита)- право на медицину.
7.(Песенка разбойников)- право на защиту.
8. И заключительная мелодия звучит. (Песенка «Про поросенка») – право на жилище.
1 ведущий: Что значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.
- Родить патриота нельзя, его надо воспитать.
Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?». А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
- Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное. Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей тоже в Ваших руках.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
Попрошу Вас выйти, и сделать круг. Выставить ладоши и вложить друг другу пожелание, надежду, хорошее настроение… Вместе мы сила!
Спасибо Вам за внимание!
Я желаю вам удачи,
Она всегда пригодится.
Я желаю здоровья всем вам,
Его никогда не хватает.
Я желаю счастья вам
Оно всегда так ждется!