Семинар – практикум для педагогов
«Профилактика
психоэмоционального неблагополучия и стрессов
- основной компонент здорового образа жизни»
Цель: Снижение психоэмоционального напряжение педагогов, актуализировать знания о приемах саморегуляции.
Задачи:
Дать понятие стресса и влияние его на организм человека.
Обучение способам управления своим эмоциональным состоянием.
Обучение способам психологической самопомощи в ситуации стресса.
Обучение педагогов способам снижения стрессовых реакций организма.
Время проведения: 40 минут.
Добрый день, уважаемые коллеги! Наше занятие рассчитано на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации.
1 этап: Начало работы.
Задачи: вхождение в атмосферу группы; создание позитивного настроя на работу.
Описание: «Имена-качества», обмен чувствами.
Сидя в кругу, участники по очереди называют свое имя и 1-2 положительных качества на 1-ю букву имени. Например, «Я — Марина, мечтательная, миролюбивая».
2 этап: Разминка.
Задачи: сплочение; разрядка.
Игра «Черные шнурки».
Участники сидят на стульях, ведущий — в центре круга. Ведущий предлагает поменяться местами тем:
У кого есть брат, сестра?
Кто любит шоколад?
У кого есть дети?
Кто сегодня позавтракал?
Кто родился в мае?
У кого серые глаза? и т.д.
Задача — всем найти место, в том числе и ведущему.
Примечание: Важно, чтобы содержание формулировок так или иначе задействовало всех участников круга. При этом уместны формулировки, содержание которых «оставит» участников круга на местах.
3 этап: Основная часть.
Что такое стресс? Причины его возникновения.
Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Наиболее стрессовыми считаются три профессиональные сферы: здравоохранение, правоохранительные органы и образование.
Основные признаки стресса:
- физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, хроническая усталость, частые простуды и т. д.);
- эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т. д.);
- поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, и т. д.).
Многие из перечисленных состояний со временем усиливаются и могут привести к серьезным заболеваниям.
Причины возникновения стресса
Рассмотрим стрессовые ситуации:
- неорганизованность и, как следствие, неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка;
- конфликты с коллегами;
- чувство перегруженности работой, переутомляемость; психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны разными людьми;
- слишком высокая ответственность;
- тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.
Виной тому не только физиологические факторы, связанные с условиями труда (повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т. д.), а также психологические и организационные трудности: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора детей, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня. Работа с людьми, а с детьми в особенности, отнимает много сил. Уровень самоотдачи и самоконтроля столь высок, что психические ресурсы к следующему рабочему дню практически не восстанавливаются. Тревожность, депрессия, эмоциональное опустошение – вот цена ответственности, которую платит педагог.
Психологический дискомфорт педагога негативно влияет на его здоровье – физическое, психическое, профессиональное. И, конечно, все это отражается на учениках. Многие болезни педагогов (головные боли, боли в спине, ногах, горле) связаны с накопленным напряжением и проистекают от сдерживания эмоций. Если эмоция не отреагирована, у неё нет другого выхода, как проявить себя в одной из функций организма. Так, если нет выхода накопившемуся напряжению в теле, оно продолжает накапливаться до тех пор, пока не находит выхода в виде болей (голова, спина, спазмы желудка). Мышцы, поражённые стрессом, сокращаются и остаются в этом состоянии.
Как помочь себе?
Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, восстановления. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе профессиональной деятельности.
Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться распознавать в себе их признаки и симптомы, уметь управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. В этом случае, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболеваний. Психологические, терапевтические, релаксационные упражнения помогут поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.
Упражнения на избавление от отрицательной энергии
«Психоэнергетический зонтик»
Упражнение проводится в первые минуты занятия или периодически в течение всего занятия. Педагог встает перед ребятами, желательно в центре комнаты, и в процессе объяснения задания старается представить, что над группой образуется своеобразный «зонтик», накрывающий всех воспитанников.
Цель педагога: уверенно и крепко держать ручку этого «зонтика» на протяжении всего занятия. Упражнение формирует способность контролировать ситуацию в группе.
Упражнение «Резервуар»
В беседе с родителем трудного ребенка, например, сыграйте роль «пустой формы», резервуара, в которую Ваш собеседник «вливает», «закладывает» свои слова, состояния, мысли, чувства. Постарайтесь достигнуть внутреннего состояния «резервуара»: Вы форма, Вы не реагируете на внешние воздействия, а только принимаете их в свое внутреннее пространство. Отбросьте свои личные оценки, - Вас как бы нет в реальности, есть только пустая форма! Потренируйтесь 2 – 3 раза, когда у Вас получится, можно приступать к беседе.
Но, если всё-таки у Вас не получилось это всё сделать, и остался неприятный осадок после такого разговора, что делать? Выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Настроение»
Нужно взять цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисовать абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как хочется, в полном соответствии с настроением. Затем надо попробовать «перенести» свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуя его. Когда рисунок закончен, на другой стороне листа следует написать 5–7 слов, отражающих настроение. После этого нужно посмотреть на рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитать слова и эмоционально, с удовольствием разорвать лист и выбросить. Условно эмоциональное состояние переносится на рисунок.
Всего 5 минут, а Ваше эмоционально – неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в Ваш рисунок и было уничтожено Вами.
И в продолжение темы, относительно выхода отрицательной энергии, хотелось бы сказать, что энергетический потенциал педагога истощается и как следствие этого, он прибегает к формальным средствам воздействия, не требующим большой личностной и эмоциональной самоотдачи. Поэтому для того, чтобы уменьшить опасность применения средств педагогического манипулирования, педагогу необходимо своевременно «сбрасывать» психическую усталость и поднимать свое настроение. Чтобы знать, что для этого нужно делать, необходимо изучить самого себя.
Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. Слева напишите те занятия, которые помогают Вам хорошо отдохнуть, справа – те, которые способствуют улучшению Вашего настроения. А теперь подумайте, как бы Вы могли перестроить свой распорядок дня или недели, чтобы в свободное время можно было успеть заняться приятным для Вас делом.
4 этап: Рефлексия.
Задачи: осознание темы; сплочение группы.
Описание: Участников круга просят ответить на вопросы по итогу занятия:
Что для меня было важно?
Что было трудно?
Что понравилось?
Какой из способов снятия эмоционального напряжения вы бы хотели взять на вооружения?
Психологи знают немало приемов преодоления стрессовых ситуаций. Этими приемами и упражнениями для снятия стресса может овладеть каждый.
Заниматься успокаивающей психотехникой желательно каждый день. Лучше всего сразу после пробуждения. Уже через несколько дней вы почувствуете, что стали спокойнее, увереннее, более неуязвимым для стресса.
Если вы будете следить за своим настроением и вовремя скидывать напряжение при помощи этих упражнений, вы и сами не заметите как быстро в жизни все наладится, стресс отступит и снова начнется белая полоса.
Вас ожидает семейная жизнь без ссор, полная благожелательность коллектива на работе, даже в общественных местах вам станет попадаться больше вежливых и улыбчивых людей. А все потому что окружающий вас мир – это отражение вашего внутреннего состояния.
Давайте же изменим это состояние к лучшему, отбросим негативные эмоции и настроимся на позитивный лад.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2009.
2. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! Новосибирск: Наука, 2008.
3. Дружинин B.B., Конторов Д.С., Конторов М.Д. Введение в теорию конфликта. — М.: Радио и связь, 2009.
4. Дмитриев Л.И., Кудрявцев Β.Η., Кудрявцев Н.В, Введение в общую теорию конфликтов. —М.: 2010.
5. Основы конфликтологии: Учебное пособие. / Под ред. В.Н.Кудрявцева. —М.: Юристь, 2010
6. Социальные конфликты. — М.: РАН, 2010.
7. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. - М.: Банки в биржи, М.: ЮНИТИ, 2011.