СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар – практикум для педагогов «Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар – практикум для педагогов «Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса»

Просмотр содержимого документа
«Семинар – практикум для педагогов «Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса»»

Семинар – практикум для педагогов «Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса»



Семинар – практикум для педагогов «Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса»

Составила: педагог дополнительного образования Масленникова Людмила Викторовна

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов дополнительного образования Центра с целью подготовки к участию в муниципальном проекте.

План работы:

  1. Теоретическая часть: освещение темы «Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса».

  2. Выполнение заданий педагогами.

  3. Обсуждение личного опыта использования современных альтернативных средств оценивания результатов образовательного процесса в объединениях.

  4. Домашнее задание педагогам.

  5. Памятка педагогам.


«Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса»


Отслеживание результатов и качества любой деятельности тесно связано с таким понятием, как «оценивание», которое чаще всего рассматривается как сопоставление полученных результатов с предполагаемыми или заданными по определенным критериям или как качественный анализ деятельности относительно реализации целей.

Для традиционной системы обучения характерна оценка результата освоения материала, предполагаемого программой, проверка полноты и правильности его воспроизведения и уровня полученных ЗУН. Эти критерии имеют в основном количественный характер, что позволяет использовать систему формальных измерений., т.е. использовать оценочную систему.

Элементами традиционной системы оценивания принято считать:

- Педагогическое наблюдение - повседневное наблюдение за учебной работой детей. Этот метод позволяет составить представление о том, как ведут себя дети, как они воспринимают и осмысливают изучаемый материал применять полученные знания умения и навыки.

- Устный опрос – индивидуальный, фронтальный, уплотненный. Сущность этого метода заключается в том, что педагог ставит обучающимся вопросы по содержанию изученного материала и побуждает их к ответам. Этот метод является наиболее распространенным при проверке и оценке знаний.

- Письменная проверка письменный ответ на заранее подготовленные педагогом вопросы/задания.

- Поурочный балл, выставляемый обучающимся за проявленные знания, умения и навыки по предмету в течение всего занятия. Так, ребенок может дополнять, уточнять или углублять ответы своих товарищей, подвергающихся устному опросу. Потом он может приводить примеры и участвовать в ответах на вопросы учителя при изложении нового материала

- Контрольные работы. Проверка и оценка знаний обучающихся, полученных по итогам прохождения определенной темы.

- Проверка домашних работ учащихся, которая позволяет изучать отношение учащихся к учебной работе, качество усвоения изучаемого материала, наличие пробелов в знаниях, а также степень самостоятельности при выполнении домашних заданий.

- Программированный контроль (тестирование). Сущность этого метода состоит в том, что обучающимся предлагаются вопросы, на каждый из которых дается три-четыре ответа, но только один из них является правильным. Задача ребенка - выбрать правильный ответ. Однако этот метод имеет и свои недочеты. Главным из них является то, что с его помощью можно проверить лишь отдельные стороны усвоения изучаемого материала.


Таким образом, традиционная система оценивания результатов образовательного процесса тем или иным способом сводится к оценке знаний, умений и навыков по определенной шкале, в школах нашей страны это традиционно эта шкала варьируется от 1 до 5.

Существуют различные мнения о целесообразности и корректности использования «балльных» оценок в процессе образования, но, бесспорно, то, что оценки помогают и педагогу, и обучающемуся понять:

  • на каком уровне находится последний и есть ли пробелы в знаниях;

  • позволяют педагогу анализировать результативность собственной работы;

  • мотивируют к учёбе, формируют стремление к достижению лучших результатов.

Все эти факты бесспорны, но говоря о дополнительном образовании, чьей характерной чертой является вариативность и добровольность образовательного процесса, понятие «балльной» отметки не совсем уместно.

В дополнительном образовании о результатах обучающихся судят, прежде всего, по итогам их участия в конкурсах, смотрах, олимпиадах; получению спортивных разрядов, грамот и других знаков отличия. Такие результаты наиболее ощутимы и очевидны. Но данный подход не всегда приемлем, так как:

— у разных обучающихся — разные исходные возможности, следовательно, не каждый способен подняться до уровня грамот и призовых мест;

— вне поля зрения остаются личностные результаты обучающегося (личностные результаты гораздо сложнее выявить и оценить).


Таким образом мы педагоги дополнительного образования встаем перед дилеммой, как же нам оценивать работу наших обучающихся, не формализовав нашу деятельность, а наоборот сделать ее объективной, интересной и увлекательной.


С этой целью давайте ознакомимся с самыми распространенными и узнаваемыми современными альтернативными методиками оценивания результативности образовательного процесса.


В настоящий момент основные принципы альтернативного оценивания исходят из принципов «безотметочного» обучения:

  • Критериальность оценивания (Отметка, как социальный инструмент манипуляции детьми отменяется, а содержательная оценка работы должна быть предельно дифференцирована, чтобы каждое усилие ребенка было оценено отдельно. Оценка педагога – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка, поэтому обучающие6ся должны получить от педагога (или выработать совместно) однозначные, предельно четкие КРИТЕРИИ оценки)

  • Приоритет самооценки обучающегося перед оценкой педагога (Самооценка ребенка должна предшествовать оценке взрослого, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними, своеобразной игрой в одни ворота)

  • Адекватность и рефлексивность самооценки (Ребенок учится адекватно оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между педагогом и обучающимся должно быть направлено на развитие у детей способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.)

  • Осознанность механизма оценивания обучающимся

  • Гибкость и вариативность

  • Естественность и систематичность процесса контроля и оценки.


Исходя из вышеперечисленных критериев можно выделить несколько популярных современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса, основанные на:

  1. Спецификации

  2. Портфолио

  3. Самооценке

  4. Визуализации и геймификации


  1. Оценка по спецификации (specifications grading)

Преимущества: система ориентирована на формирование навыков, а не на зубрёжку, у неё ясные критерии оценки, меньше давления на учащихся, больше времени для обратной связи.

Недостатки: жёсткие рамки. Те педагоги, которые ратуют за полный отказ от оценок, критикуют эту систему как ещё одну вариацию обычной шкалы измерения знаний.

Это вариант похож на знакомую нам систему «зачёт/незачёт». Но используется иная формулировка — «соответствует ожиданиям / не соответствует ожиданиям». В данной методики принято выделять три компонента.

  • Понятные условия задания (clear assignment specifications)

Педагог подробно описывает необходимые для обучающегося условия, то есть критерии получения будущей оценки. Приветствуются достаточно жёсткие, но при этом понятные рамки: финальный результат обучающегося либо соответствует необходимым критериям, либо нет. Середины не предполагается. Выставляемые критерии должны быть просты для проверки для того, чтобы педагог смог сосредоточиться на качественной обратной связи, а не выбирать между отметками.

  • Набор задач (bundles of assignments)

Этот компонент может применяться и вне самой системы. Суть его заключается в том, что педагог заранее дает четкие подробные инструкции, что и в каких объёмах обучающемуся необходимо будет сделать (тот самый набор задач), чтобы получить ту или иную оценку.

Вариант такой системы оценивания - оценочные контракты (grading contract). Педагог составляет подробный список того, что должны сделать обучающийся для получения оценки и заранее оповещает студентов обо всех условиях оценивания.

  • Токены (tokens)

Это поблажки или послабления — например, возможность пересдать задание или сдать его на день позже и так далее. Педагог «выдаёт» от одного до пяти токенов каждому ученику в начале периода обучения. Обучающиеся могут обменять токены на конкретное послабление или же сохранить их неиспользованными. За неиспользуемые токены обучающийся может получить какой-то простой приятный бонус, пусть даже это будет всего лишь шоколадка.

В системе оценивания по спецификациям есть два важных нюанса:

  • Концентрация педагога на результатах обучения — не просто на получении знаний, а на наборе умений и навыков. Обучающиеся должны их продемонстрировать, а не механически зазубрить что-то или правильно ответить на вопросы в тесте.

  • Критерии оценки могут быть очень разными.


Портфолио и конференции

Преимущества: система достаточно гибкая, позволяет педагогу давать обратную связь и отслеживать процесс обучения, а ученику даёт возможность самостоятельно оценивать свои успехи.

Недостатки: требуется значительное время для реализации.

Эта система куда более альтернативная и менее жёсткая, чем предыдущая. Суть в том, что обучающиеся хоть и получают промежуточные оценки, но общая «стоимость» таких оценок не влияет на финальную. К концу периода обучения дети создают портфолио, состоящее из выполненных заданий и примеров прогресса в обучении.

Опросники и самооценивание

Преимущества: показывают, что на самом деле выучил ученик и как он сам себя оценивает, развивают метакогнитивные навыки.

Недостатки: подход требует времени, понимания работы сервисов Google и потенциально — финансовых вложений.

Каждую неделю обучающиеся заполняют Google Forms и рассказывают, чему научились за это время, что узнали о самих себе, что бы им хотелось подтянуть или узнать, как они оценивают собственную работу. Результаты этого анкетирования проходят через сервис Form Publisher, а затем в виде отдельных файлов отправляются родителям. Таким образом и взрослые, и сам ребёнок могут понять, как проходит процесс обучения.

В конце отчетного периода дети заполняют ещё один опросник из трёх основных элементов:

  • процесс обучения (школьники оценивают свои сильные и слабые стороны);

  • прогресс в обучении (какие навыки удалось «прокачать»);

  • продукт (ученики самостоятельно оценивают, соответствуют ли их знания и умения заданным критериям, причём критерием может быть как знание ответа на конкретный вопрос по предмету, так и способность применить это знание в реальной жизни).


Визуализация и геймификация

Преимущества: наглядность и повышение мотивации благодаря игровым элементам, персонализированный подход к обучению, возможность для учеников оценить себя.

Недостатки: может потребовать много времени.

Игровая визуализация программы обучения: педагог самостоятельно украшает этапы-станции (темы, задания, тесты и проверочные), а обучающиеся отмечают стикерами, на каком этапе они находятся.

Итак, что дает нам использование альтернативных систем оценивания результатов образовательного процесса:


  • Снижается стрессовая ситуация в процессе контроля как для обучающихся, так и для педагогов;

  • Обучение становится личностно-ориентированным;

  • Обучающиеся могут самостоятельном оценивать свои способности и возможности, выстраивать приоритеты и т.д.

Таким образом, внедрение альтернативных средств оценивания результатов образовательного процесса:

  • повышает интерес обучающихся к учебной деятельности,

  • организует систематическую, ритмичную работу обучающихся,

  • повышает стимулирование в учебной деятельности.

Совершенствование форм и методов контроля привело, в итоге, к необходимости модернизации системы контролирующих действий, что определило качественное изменение места контроля в учебном процессе.



Приложение № 1


«Современные альтернативные средства оценивания результатов образовательного процесса»

Вопрос:

Ответ:

Назовите основные отличия традиционной системы оценивания результатов образовательной деятельности от альтернативных систем





Назовите основные элементы традиционной системы оценивания





Назовите основные принципы альтернативного оценивания





Опишите основные средства оценивания результатов образовательного процесса, которые вы используете на занятиях





Какие из вышеперечисленных средства оценивания результатов образовательного процесса могли бы вы использовать на занятиях своего объединения.





Какие методы оценивания результатов образовательного процесса по вашему мнению могли бы быть эффективно использованы в других объединениях нашего центра.





Приложение № 2

БАЛЛовство, а не оценка!

Основные принципы альтернативного оценивания:


  • Критериальность оценивания (Оценка педагога – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка).

  • Приоритет самооценки обучающегося перед оценкой педагога (Самооценка ребенка должна предшествовать оценке взрослого, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними).

  • Адекватность и рефлексивность самооценки (Сотрудничество между педагогом и обучающимся должно быть направлено на развитие у детей способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения).

  • Осознанность механизма оценивания обучающимся.

  • Гибкость и вариативность.

  • Естественность и систематичность процесса контроля и оценки.


Использование альтернативных систем оценивания результатов образовательного процесса

позволяет:


  • Снизить стрессовую ситуацию в процессе контроля как для обучающихся, так и для педагогов;

  • Сделать процесс обучения личностно-ориентированным;

  • Дать возможность обучающимся самостоятельном оценивать свои способности и возможности;

  • Повышает интерес обучающихся к учебной деятельности;

  • Организует систематическую, ритмичную работу обучающихся;

  • Повышает стимулирование в учебной деятельности.


БАЛЛовство, а не оценка!

Основные принципы альтернативного оценивания:


  • Критериальность оценивания (Оценка педагога – это, прежде всего средство выращивания здоровой самооценки ребенка).

  • Приоритет самооценки обучающегося перед оценкой педагога (Самооценка ребенка должна предшествовать оценке взрослого, лишь тогда оценочные отношения перестанут быть односторонними).

  • Адекватность и рефлексивность самооценки (Сотрудничество между педагогом и обучающимся должно быть направлено на развитие у детей способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения).

  • Осознанность механизма оценивания обучающимся.

  • Гибкость и вариативность.

  • Естественность и систематичность процесса контроля и оценки.


Использование альтернативных систем оценивания результатов образовательного процесса

позволяет:


  • Снизить стрессовую ситуацию в процессе контроля как для обучающихся, так и для педагогов;

  • Сделать процесс обучения личностно-ориентированным;

  • Дать возможность обучающимся самостоятельном оценивать свои способности и возможности;

  • Повышает интерес обучающихся к учебной деятельности;

  • Организует систематическую, ритмичную работу обучающихся;

  • Повышает стимулирование в учебной деятельности.