Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие музыкальных способностей у детей посредством игры на русских народных инструментах»
Одной из форм работы с одаренными детьми в нашем детском саду, является игра в ансамбле русских народных инструментах. На помогает развитию музыкальной памяти, ритма, тембрового восприятия, выработке исполнительских навыков, прививает любовь к музыке, стимулирует творческую инициативу. А также сплачивает детский коллектив, повышает ответственность каждого ребенка за правильное исполнение, помогает преодолевать неуверенность, робость.
Наш ансамбль называется «Ложкари», т.к. ведущим инструментом являются ложки. Создание такого ансамбля - дело очень сложное и трудоемкое – это многосторонний процесс.
Система специальных занятий и упражнений имеет дидактическую и воспитательную направленность, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка.
Обучая детей игре на народных музыкальных инструментах, могу следующие этапы:
I этап
а) Знакомство с инструментом, его особенностями и исполнительскими возможностями.
Знакомя детей с новым инструментом, вначале всегда играю на нем сама, чтобы увлечь детей, показываю различные приемы (например: ложки, трещотки …).
б) Постановка исполнительского аппарата - корпуса.
Заинтересовав детей, получив от них согласие, заниматься в ансамбле, начинаю знакомить их с приемами игры на ложках. Это начинается II этап: Освоение основных приемов игры, ритмическая тренировка.
На этом этапе уделяю большое внимание координированным, совместным действиям детей. С этой целью провожу музыкально-дидактические игры и упражнения. Например: Игра «Оркестр», «Эхо», «Сыграй как я», «Матрешки» и др. Постукивания ритма заданного педагогом, ритмические импровизации и игры с палочками (Проигрывание с участниками семинара игр: «Сыграй как я» и «Матрешки»).
Далее знакомятся с основными приемами игры:
Здравствуйте. (В 2 руках, в одной руке – здороваются друг с другом: коленями, плечами, полом, черенками ложек, холкой, локтем, стульчиков и т.д.).
Маятник. (Скользящие удары ложкой о ложку).
Мячики. (Двумя ложками по колену, отскакивают от колена, как мячики).
Трещотки. (Между рукой и коленом).
Тройка. (Рука – колено – вверх, колено – колено – соседа).
Круг. ( Рука –плечо, плечо, колено)
Четверка. (Рука – колено – холка пол).
Перечисленные приемы можно варьировать и использовать в любой последовательности.
Следующий - III этап работы. Развитие исполнительского мастерства - работа над художественным, эмоциональным, музыкально грамотным исполнением музыкального произведения.
На этом этапе обращаю внимание детей на то, что будь то групповое исполнение или ансамбль, смотрится в том случае, если все участники играют ритмично, слаженно, правильно держат музыкальные инструменты. С этой целью использую такой прием: даю детям возможность посмотреть и послушать со стороны в качестве зрителей и дать оценку исполнения, отметить тех, кто ошибся. Сама я в данном случае становлюсь рядовым участником ансамбля или дирижером.
Вот, давайте, и мы поработаем над исполнительским мастерством на примере русских народных песен: «Во саду ли, в огороде», «А я по лугу».
Постепенно, чтобы придать ансамблю ложкарей красивую тембровую окраску и колорит, стали применять художественный свист и игру на других народных музыкальных инструментах (рубель, трещотки, колокольчик, шумелки и др.).
Например: Русская народная песня «Тень, тень, потетень» (1 часть - ложки, 2 часть - народный инструмент, подходящий колориту героя (Играем с участниками семинара)).
А также инструменты - самоделки: шумелки, звенелки, маракасы, ветерок, бомбази, румба и др.).
Дети очень любят играть на таких инструментах. Во -первых: они необычны, во - вторых: они изготавливают сами в детском саду или дома с помощью родителей, в - третьих: дети приносят атрибуты для изготовления таких инструментов.
Инструменты - самоделки помогают поддерживать интерес к занятиям в ансамбле. Мы сочиняем музыкальные сказки. Например: «Зимний лес» или озвучиваем стихи и песенки.
Особо одаренным детям, даже из числа участников ансамбля, даю творческие задания, в которых игра на музыкальных инструментах сочетается и переплетается с танцем или песней (Например: «Облака» муз. Шаинского).
Или предлагаю детям играть на трех ложках, используя такие приемы:
1.Лягушка. (2 ложки в левой руке, в правой 1ю ложку прижимаем к ладони большим пальцем, 2ю кладем между третьим и четвертым пальцем).
2.Форшлаги, (скользящие удары по двум ложкам третьей).
3.Тремоло, (частые удары ложкой правой руки, между двумя ложками левой).
Игра в ансамбле русских народных инструментов заметно меняет детей - активизируется их внимание, память, творческая инициатива. Дети лучше понимают музыку, стремятся дальше заниматься ею. Многие поступают в музыкальную школу. Дети становятся внутренне сдержаннее и духовно богаче.