СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум для родителей: "Песочная страна-страна чудес".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар - практикум: "Песочная страна-страна чудес" предлагает родителям получить информационно-практическую помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям.

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для родителей: "Песочная страна-страна чудес".»

Семинар практикум для родителей

«Песочная страна – страна чудес»

Цели:

  • Дать возможность родителям получить информационно – практическую

помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей дошкольного возраста;

  • Познакомить родителей с играми на песке;

  • Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений по речевому развитию детей;

  • Заинтересовать и привлечь родителей к изготовлению домашней песочницы для игр;

  • Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи.

Материал: песочница, мелкие игрушки, мультимедийная установка, бумага, карандаши.




Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Меня зовут Мартынюк Виктория Олеговна. Я работаю воспитателем на специализированной группе №2 «Колокольчики» и веду студию дополнительного образования «Песочные фантазии».

Тема нашего семинара «Песочная страна – страна чудес».

Сегодня я вас познакомлю со значением игр с песком в развитии речи детей дошкольного возраста и на практике предложу вам несколько игр и упражнений, при помощи которых можно способствовать развитию речи детей, предоставлю вашему вниманию отрывок занятия с воспитанниками студии.


- Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:

Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.

Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.

Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.

Игрушек маленький набор возьмём в игру…

Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,

Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!


     


   Советский педагог В.А. Сухомлинский сказал «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Эти слова дают объяснение того, каким образом развивается малыш. Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.

С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков. 

Причин таких отклонений существует несколько, самая распространённая это отсутствие или недостаточность живого общения между взрослыми и детьми.

Существует много приёмов и методов, которые способствуют развитию речи детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. А именно на методе песочной терапии.



А что же такое песок для детей? Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» Песочная терапия — это, по сути, игра. Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.


Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. В России песочная терапия получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптирующие данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и Грабенко Т.М.


Песочная игротерапия дает больший воспитательный и образовательный эффект:

она существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, замечательно развивает речь и мелкую моторику пальцев, фантазию, творческие способности. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.


 Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.


Все игры с песком можно разделить на три группы:

  1. Обучающие игры (облегчают процесс обучения счёту, грамоте, чтению, пись-

му)

  • Моделирование игр – сказок. (После прослушивания сказки, дети в песоч-

нице строят «сказочную страну» и заселяют её сказочными персонажами.

Затем детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто

разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям

за помощью. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом и восстанавли-

вают мир.)

  • Игры на развитие тактильно - кинестетической чувствительности и мел-

кой моторики. (Рисование на песке узоров ладонями и пальцами, экспери-

ментирование с песком, выкладывание фигур и узоров

камушками, пуговицами и т.д.)

  • Игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизноше-

ния, обучение чтению и письму. («Путешествия к буквам», рисование на

песке букв с помощью палочек, пальцев, выкладывание камушками узо-

ров из букв, «письмена на песке»)

  1.  Познавательные игры (получение детьми начальных энциклопедических зна-

ний)

  • Игры на знакомство с окружающим миром. (Лес, поле, горы, море, город,

деревня, дикие животные, домашние животные, и т.д.)

  • Географические игры. (Моделирование в песочнице различных климати-

ческих зон и жизнь в них, путешествия по разным странам.)

  • Фантастические игры. (В песочнице имитируется мир на других плане-

тах: лунный ландшафт, поверхность Марса и т.д.)

  • Исторические игры. (Дети строят и проигрывают исторические события,

сражения.)

  • Игры – экскурсии по городам. (В песочнице моделируется строительство

городов, деревень.)

  1.  Проективные игры (через них психологи осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребёнка).



А сейчас я Вам предлагаю окунуться в мир детства. Мне нужно для игр 3 человека.

У всех есть мечта побывать на море. Тем, кто был на море, хочется ещё раз пройтись по песку, вспомнить, как приятно, когда волны омывают тебя. Я вам предлагаю побывать на морском берегу.

Встанем все в круг на ковре, возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём волшебные слова «ковёр лети,  к морю нас неси» (включить звуки моря).

Вот мы и оказались на пляже, давайте по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Задания:

Дотрагиваться до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно

Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу

Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной

-Какой песок? (холодный)

-Давайте его согреем (Перетираем песок между пальцами и ладонями)

Положите руки в песок, проскользите по песку двумя руками одновременно, сделайте отпечатки кистей рук, внутренней стороной, теперь внешней. Важно задержать руку в песке, слегка и вдавив её. Что вы чувствуете?  Переверните руки тыльной стороной. (Родители описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно – неприятно», «колючее – шершавое – гладкое»)



Сейчас предлагаю пересыпать песок из одной ладошки в другую, почувствуем, как приятно нашим ладошкам, теперь из правой руки на поверхность экрана, затем из левой руки, теперь двумя руками одновременно. Наберите в ладошки песка, и с  разной высоты попробуйте просыпать его на экран, создавая горы в левом нижнем углу. Что вы чувствуете?

Предлагаю при помощи пальчиков нарисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочерёдно правой и левой рукой коротенькие прямые линии, потом одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и мизинцами).

- нарисуем лесенку, для того что бы подняться на гору;

- рисуем солнышко в правом верхнем углу;

- мы же с вами на море, а на море плавают корабли, разложите кораблики по поверхности экрана в горизонтальном положении, чего-то не хватает нашим кораблям, как вы думаете, чего? (парус);

- нарисуем паруса, незабываем, что паруса  имеют наклонные прямые линии.

- теперь пальчиком нарисуем волны, сейчас всеми пальчиками рисуем волны возле каждого корабля;

- в море растут ещё и водоросли, давайте их нарисуем указательным пальчиком, но не забываем, что водоросли растут снизу вверх, могут быть волнистыми и прямыми;

- какое же море без дельфинов, рядом с каждым кораблём нарисуем дельфина, прорисовываем ему плавники, глаза;

- вдруг на море подул ветер, образовался шторм и кораблики начало закручивать в водоворот, изображаем водоворот;

 - подул лёгкий ветерок, море успокоилось (рисование всей кистью руки).

Нам пора возвращаться домой, но мы должны попрощаться с песком такими словами: «В ладошки наши посмотри – мудрее стали ведь они. Спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!».

Спасибо, можете проходить на свои места. Приглашаю еще 3 желающих со мной поиграть.

Для поддержания интереса, в игру вводятся разные сказочные, любимые мультипликационные, вымышленные персонажи.



-Предлагаю поиграть в игру «КТО ЛИШНИЙ» (игрушки: медведь, заяц, лиса, волк, кошка; грибочки, деревья)

— В Волшебной Песочной стране живет Песочный Человечек, который спрятал в своем лесу животных. А теперь вы станете волшебниками – найдете, где же спрятались животные? Искать надо двумя пальцами (Родители ищут в песке спрятанных животных)

— Скажите, а кто из животных здесь лишний? (кошка)

-Почему? (Она – домашнее животное, а остальные – дикие.)



Другой вариант игры на классификацию предметов. Нужно найти один из предметов и сказать что вы нашли, а также назвать к какой группе предметов это относится: животные, транспорт т.д. (родители по очереди выполняют задание). 

Игра «Песочные прятки». Выберите, пожалуйста, каждый по 6 игрушек. Назовите их. После слов «Открываются глаза, начинается игра». Вы открываете глаза и смотрите, какую игрушку я спрятала. Игра – наоборот. Дети прячут, педагог отгадывает.

Игра «Необыкновенные следы»

«Идут медвежата» — взрослый кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев взрослый ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — взрослый расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — взрослый двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — родители оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.


Спасибо за участие. А сейчас предлагаю посмотреть часть занятия студии «Песочная фантазия».



В заключении хочется сказать, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось, чтобы он всесторонне развивался. Именно поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Ещё раз спасибо, что вы все пришли. Хочется вам пожелать крепкого здоровья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!