Семинар практикум для родителей
«Песочная страна – страна чудес»
Цели:
помощь по использованию песочной терапии в развитии речи детей дошкольного возраста;
Познакомить родителей с играми на песке;
Предложить родителям подборку игр и игровых упражнений по речевому развитию детей;
Заинтересовать и привлечь родителей к изготовлению домашней песочницы для игр;
Показать значимость совместной работы ДОУ и семьи.
Материал: песочница, мелкие игрушки, мультимедийная установка, бумага, карандаши.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на нашу встречу. Меня зовут Мартынюк Виктория Олеговна. Я работаю воспитателем на специализированной группе №2 «Колокольчики» и веду студию дополнительного образования «Песочные фантазии».
Тема нашего семинара «Песочная страна – страна чудес».
Сегодня я вас познакомлю со значением игр с песком в развитии речи детей дошкольного возраста и на практике предложу вам несколько игр и упражнений, при помощи которых можно способствовать развитию речи детей, предоставлю вашему вниманию отрывок занятия с воспитанниками студии.
- Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала.
Простейший ящик из стола покрасим голубою краской.
Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой.
Игрушек маленький набор возьмём в игру…
Подобно Богу, мы создадим свой мир чудес,
Пройдя ПОЗНАНИЯ дорогу!
Советский педагог В.А. Сухомлинский сказал «Ум ребенка — на кончиках пальцев». Эти слова дают объяснение того, каким образом развивается малыш. Известно, что пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя на кистях рук акупунктурные точки, можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь рук и мозга. Чем выше двигательная активность пальцев, тем лучше развита речь.
С каждым годом в детских садах увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии. При этом у них часто наблюдается заниженный уровень речевого общения, агрессивность, неумение и нежелание уступать друг другу, быть терпимее и доброжелательней. Замечается также нередко быстрая утомляемость, рассеянность, безучастность на занятиях, что ведёт к ограничению речевой практики, что, в свою очередь, задерживает развитие коммуникативных навыков.
Причин таких отклонений существует несколько, самая распространённая это отсутствие или недостаточность живого общения между взрослыми и детьми.
Существует много приёмов и методов, которые способствуют развитию речи детей. Я хочу остановиться на одном из них подробнее. А именно на методе песочной терапии.
А что же такое песок для детей? Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка!» Песочная терапия — это, по сути, игра. Ведерко, формочки, совок - первое, что приобретают ребенку родители. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице.
Принцип «Терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. В России песочная терапия получила широкое распространение в 90-х годах 20 века, и связано это было с развитием арт-терапии. Наиболее известные отечественные специалисты - ученые, адаптирующие данный подход являются Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. и Грабенко Т.М.
Песочная игротерапия дает больший воспитательный и образовательный эффект:
она существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, замечательно развивает речь и мелкую моторику пальцев, фантазию, творческие способности. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление). Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями. Хороша песочная терапия для дошкольников и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в рисовании. А значит, нет место и разочарованиям, ошибкам и неуверенности в собственных силах.
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Все игры с песком можно разделить на три группы:
Обучающие игры (облегчают процесс обучения счёту, грамоте, чтению, пись-
му)
нице строят «сказочную страну» и заселяют её сказочными персонажами.
Затем детям предлагается продолжение сказки, в которой некто или нечто
разрушает созданный мир. Жители сказочной страны обращаются к детям
за помощью. Дети обыгрывают ситуацию борьбы со злом и восстанавли-
вают мир.)
кой моторики. (Рисование на песке узоров ладонями и пальцами, экспери-
ментирование с песком, выкладывание фигур и узоров
камушками, пуговицами и т.д.)
ния, обучение чтению и письму. («Путешествия к буквам», рисование на
песке букв с помощью палочек, пальцев, выкладывание камушками узо-
ров из букв, «письмена на песке»)
Познавательные игры (получение детьми начальных энциклопедических зна-
ний)
Игры на знакомство с окружающим миром. (Лес, поле, горы, море, город,
деревня, дикие животные, домашние животные, и т.д.)
ческих зон и жизнь в них, путешествия по разным странам.)
тах: лунный ландшафт, поверхность Марса и т.д.)
сражения.)
городов, деревень.)
Проективные игры (через них психологи осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребёнка).
А сейчас я Вам предлагаю окунуться в мир детства. Мне нужно для игр 3 человека.
У всех есть мечта побывать на море. Тем, кто был на море, хочется ещё раз пройтись по песку, вспомнить, как приятно, когда волны омывают тебя. Я вам предлагаю побывать на морском берегу.
Встанем все в круг на ковре, возьмёмся за руки, закроем глаза и произнесём волшебные слова «ковёр лети, к морю нас неси» (включить звуки моря).
Вот мы и оказались на пляже, давайте по-разному поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.
Задания:
Дотрагиваться до песка поочерёдно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно
Легко/с напряжением сжимаем кулачки с песком, затем высыпаем в песочницу
Дотрагиваемся до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной
-Какой песок? (холодный)
-Давайте его согреем (Перетираем песок между пальцами и ладонями)
Положите руки в песок, проскользите по песку двумя руками одновременно, сделайте отпечатки кистей рук, внутренней стороной, теперь внешней. Важно задержать руку в песке, слегка и вдавив её. Что вы чувствуете? Переверните руки тыльной стороной. (Родители описывают и сравнивают свои ощущения: «приятно – неприятно», «колючее – шершавое – гладкое»)
Сейчас предлагаю пересыпать песок из одной ладошки в другую, почувствуем, как приятно нашим ладошкам, теперь из правой руки на поверхность экрана, затем из левой руки, теперь двумя руками одновременно. Наберите в ладошки песка, и с разной высоты попробуйте просыпать его на экран, создавая горы в левом нижнем углу. Что вы чувствуете?
Предлагаю при помощи пальчиков нарисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком поочерёдно правой и левой рукой коротенькие прямые линии, потом одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и мизинцами).
- нарисуем лесенку, для того что бы подняться на гору;
- рисуем солнышко в правом верхнем углу;
- мы же с вами на море, а на море плавают корабли, разложите кораблики по поверхности экрана в горизонтальном положении, чего-то не хватает нашим кораблям, как вы думаете, чего? (парус);
- нарисуем паруса, незабываем, что паруса имеют наклонные прямые линии.
- теперь пальчиком нарисуем волны, сейчас всеми пальчиками рисуем волны возле каждого корабля;
- в море растут ещё и водоросли, давайте их нарисуем указательным пальчиком, но не забываем, что водоросли растут снизу вверх, могут быть волнистыми и прямыми;
- какое же море без дельфинов, рядом с каждым кораблём нарисуем дельфина, прорисовываем ему плавники, глаза;
- вдруг на море подул ветер, образовался шторм и кораблики начало закручивать в водоворот, изображаем водоворот;
- подул лёгкий ветерок, море успокоилось (рисование всей кистью руки).
Нам пора возвращаться домой, но мы должны попрощаться с песком такими словами: «В ладошки наши посмотри – мудрее стали ведь они. Спасибо, милый наш песок, ты всем нам подрасти помог!».
Спасибо, можете проходить на свои места. Приглашаю еще 3 желающих со мной поиграть.
Для поддержания интереса, в игру вводятся разные сказочные, любимые мультипликационные, вымышленные персонажи.
-Предлагаю поиграть в игру «КТО ЛИШНИЙ» (игрушки: медведь, заяц, лиса, волк, кошка; грибочки, деревья)
— В Волшебной Песочной стране живет Песочный Человечек, который спрятал в своем лесу животных. А теперь вы станете волшебниками – найдете, где же спрятались животные? Искать надо двумя пальцами (Родители ищут в песке спрятанных животных)
— Скажите, а кто из животных здесь лишний? (кошка)
-Почему? (Она – домашнее животное, а остальные – дикие.)
Другой вариант игры на классификацию предметов. Нужно найти один из предметов и сказать что вы нашли, а также назвать к какой группе предметов это относится: животные, транспорт т.д. (родители по очереди выполняют задание).
Игра «Песочные прятки». Выберите, пожалуйста, каждый по 6 игрушек. Назовите их. После слов «Открываются глаза, начинается игра». Вы открываете глаза и смотрите, какую игрушку я спрятала. Игра – наоборот. Дети прячут, педагог отгадывает.
Игра «Необыкновенные следы»
«Идут медвежата» — взрослый кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев взрослый ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — взрослый расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — взрослый двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — родители оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы.
Спасибо за участие. А сейчас предлагаю посмотреть часть занятия студии «Песочная фантазия».
В заключении хочется сказать, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Во время пребывания ребёнка в детском саду мы (педагоги, дети и родители) составляем треугольник. Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребёнок. Его задача – познавая новое, открывать самого себя (что я могу, умею, на что я способен). Задача взрослых – помочь ему в этом нелёгком деле. Что произойдёт с трёхногим табуретом, если подломится одна ножка? Он упадёт! А как говорится в басне И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт». Поэтому наши усилия необходимо объединить для того, чтобы ребёнку хорошо жилось, чтобы он всесторонне развивался. Именно поэтому мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только вместе, только совместными усилиями родителей и дошкольного учреждения мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.
Ещё раз спасибо, что вы все пришли. Хочется вам пожелать крепкого здоровья, благополучия в семье, успехов и терпения. Пусть дети радуют вас!



