МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 39»
Семинар – практикум
для родителей
«Подготовка к обучению грамоте»
Учитель - логопед:
Орленко Н.А.
г. Майкоп, 2023 г
Цель: уточнить представление родителей о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
Активизировать знания родителей о звуках, слогах, словах, предложениях.
Познакомить родителей с содержанием работы по развитию фонематического слуха.
Познакомить родителей с содержанием работы по подготовке руки к письму.
Воспитывать мотивацию к занятиям с ребенком.
Оборудование: Раздаточный материал: предметные картинки, сигнальные карточки (для определения твёрдости-мягкости согласных звуков, гласных звуков), схема характеристики звуков, графические схемы предложений, заготовки для штриховки , карандаши, листы бумаги, выставка методической литературы.
Ход семинара:
Логопед:
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о том, как подготовить ребёнка к обучению грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть вы, для того, чтобы у вашего ребёнка обучение не вызывало затруднений в школе.
Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Это сложный процесс, который распадается на несколько этапов, большая часть которых приходится на школу. Но чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений сформировать ещё в детском саду.
Чтение и письмо принадлежит к числу сложных психофизиологических процессов и осуществляется при взаимодействии ряда механизмов, среди которых решающую роль играют:
- зрительный;
- речедвигательный;
- речеслуховой;
- смысловой.
Все эти механизмы необходимо развивать нам у ребёнка до обучения в школе.
Задачи при подготовке к чтению и письму:
Развитие артикуляционного аппарата.
Развитие фонематического слуха.
Работа со звуками и слогами, моделями слова, деление слов на слоги, выделение ударного слога.
4.Знакомство со зрительным образом всех букв алфавита.
До школы ребёнок должен овладеть правильным, чётким произношением всех звуков (свистящих, шипящих, соноров). Поэтому нам необходимо чаще проводить артикуляционную гимнастику. Это укрепит мышцы речевого аппарата, звуки будут произноситься чётко. Важно с ребёнком чаще проговаривать чистоговорки, скороговорки, стихотворения.
На наших логопедических занятиях мы развиваем у детей фонематический слух через знакомство со звуками. Звуков в русском языке 36 согласных и 6 гласных. Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык. Гласные звуки можно петь [а, о, у, и, ы, э]. Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть [ССС, МММ], но петь их нельзя. Согласные звуки бывают твердыми, мягкими, глухими, звонкими. Например, слова кот и кит. В каких словах звук [К] слышится твёрдо или мягко? Твёрдыми звуки будут, если за ними следуют другие гласные [а, о, у, ы, э]. Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы ( е, ё, и, ю, я ) или (ь). Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’]. Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они слышатся в начале слова (юбка, ялик, ёжик, енот). Если пишутся после согласных (зяблик, редиска), обозначают один звук.
Наша общая задача научить детей выделять звуки в звучащем слове, определять последовательность звуков в слове, учить давать характеристику звукам. Давайте поиграем в игры, которые вы сможете использовать дома.
Игра «Определи первый звук в слове»
На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить, с какого звука начинается слово «абрикос», «ласточка» выбрать и показать тот предмет, название которого начинается с этого же звука
- со звука «а» (арбуз, апельсин, ананас, автомобиль, автобус);
- со звука «л» (лук, лодка, лошадь, луна, ландыш, лавка).
Игра «Определи последний звук в слове»
На каждом столе карточки с изображениями предметов. Предлагается определить последний звук в слове «лес», «душ» выбрать и показать тот предмет, название которого заканчивается этим же звуком
- звуком «с» (нос, насос, пылесос, автобус, пёс);
- звуком «ш» (мышь, малыш, шалаш, душ, брошь, ландыш).
Игра «Определи позицию звука в слове» У каждого на столе карточки. Предлагается определить позицию звука «Р» (в начале, в середине, в конце слова) в словах и показать соответствующую карточку. Слова: топор, фартук, ракета, трава, ворона, ручка, повар.
Научив ребёнка слышать звуки, выделять их из слов, необходимо ещё научить его делить слова на слоги. Это пригодится в школе, когда ребёнок будет писать слова. Существует приём, когда ладонь нужно положить под подбородок и протяжно пропеть слово. Сколько раз подбородок дотронется до ладони, столько и слогов в слове. Дома вы можете поиграть в игру «Магазин», «продавать» слова. Сколько слогов, столько стоит слово.
Предлагаются родителям картинки, они определяют количество слогов в слове.
До школы важно научить ребёнка правильно выделять ударный слог. Поиграйте с ребёнком в игру «Незнайка». В этой игре нужно произносить слова неверно, с неправильным ударением. Ребёнок должен вас исправить (Акула, машинА, кОнструктор, учЕник). Слова будут звучать смешно, и ребёнок с удовольствием будет играть.
В старшем возрасте мы должны максимально обогатить и активизировать словарь ребёнка, работать над пониманием смысла слова. Потому что, читая текст, ребёнок должен понимать смысл прочитанного, объяснить его.
Ещё одной важной задачей для нас будет знакомство детей с буквами. Мы должны помнить, что звуки отличаются от букв. Звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем. Показывая буквы, мы должны произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает. Например, звук [Д] мы произносим отрывисто: [Д]! и букву Д необходимо называть так же: Д! Ни в коем случае не ДЭ. При написании давайте только печатные образцы. Дома повесьте плакат с буквами на стену, магнитные буквы на холодильник, периодически повторяя буквы. Просите отыскать ту букву, с которой начинается любое слово (слон горы, троллейбус и т.д.).
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному: написать букву в воздухе, на столе. Можно выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, верёвочек, природного материала. Написать букву пальчиком на песке, манке или другой мелкой крупе. Предложите ребёнку вырезать из бумаги образ буквы, вылепить из пластилина, теста. Предложите дописать недостающую часть буквы, поиграть с изографами. Чаще предлагайте штриховать рисунки карандашами, выполняйте графические диктанты.
Буквы писать ваш ребёнок должен только карандашом. Обратите внимание на то, как держит он карандаш. Ребенка, научившегося неправильно держать ручку, очень трудно переучить. Как исправить?
Для исправления неправильного навыка письма можно воспользоваться следующими приемами. На верхней фаланге среднего пальца можно поставить точку, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.
Нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец.
Если жестко фиксирована рука, то может помочь обведение или рисование крупных фигур, размером в треть альбомного листа, без отрыва руки.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Желаю вам успеха!