СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум для родителей "Учимся общаться с ребенком"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мы постараемся узнать много нового как о себе, так и своих детях.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум для родителей "Учимся общаться с ребенком"»

Семинар-практикум для родителей

Учимся общаться с ребенком


Цель: познакомить родителей с методами и приемами, способствующими развитию гармоничных детско-родительских взаимоотношений, психолого-педагогическое просвещение родителей, создание благоприятного эмоционального климата в семье.

Участники: группа родителей детей дошкольного возраста 18-20 человек.

Оборудование: бейджики (по количеству участников, мультимедийный экран, бумага формата А3, фломастеры, клей, ножницы, раздаточный материал для упражнений, мягкая игрушка, клубочек, журналы.

Время: 2–2,5 часа.


Ход семинара: СЛАЙД 1


Добрый день, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас в этом зале. Тема нашего практического семинара «Учимся общаться с ребенком». Сегодня мы постараемся узнать много нового как о себе, так и своих детях. Мы будем много общаться, поэтому предлагаю подписать ваши бейджики и прикрепить их.


УПРАЖНЕНИЕ «ЗНАКОМСТВО» (психолог)

Для начала познакомимся друг с другом. Будем передавать по кругу мягкую игрушку. Каждому участнику нужно назвать свое имя, имя своего ребенка, качество, присущее вам как родителю, которое начинается с первой буквы вашего имени.


ПРАВИЛА (психолог) СЛАЙД 2

Для плодотворной работы предлагаю утвердить правила, по которым мы будем работать:

  1. Добровольное участие в выполнении упражнений и заданий.

  2. Один говорит – все слушают.

  3. Обсуждать действие, а не личность.

  4. Не критиковать

  5. Быть позитивным.


ИГРА – ПОЖЕЛАНИЕ «ВОЛШЕБНОЕ ПИРОЖНОЕ»

Уважаемые участники! В Европе есть такая традиция – подавать пирожные с наилучшими пожеланиями. Предлагаю каждому взять пирожное и узнать, что вас ждет в ближайшем будущем

Участники берут пирожные с пожеланиями для поднятия настроения и настроя на работу.


Все мы очень любим своих детей, но порой нам, взрослым, так тяжело понимать их, ведь мы забыли, какими сами были в детстве. А что же такое «детство»?

ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ДЕТСТВО»


Детство – это уникальный период в жизни ребенка. В начале дороги рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни – мама и папа. На следующем этапе ребенок приходит в детский сад, и его окружают другие взрослые и дети. Перед педагогами стоит задача создать условие для роста физически и психически здорового ребенка. Это задание невозможно выполнить без взаимодействия, общения с вами, родители. Мы должны помнить, что даже у самого маленького ребенка уже существует свой круг общения, разные люди имеют влияние на малыша. Наши дети – это целая Галактика, и у каждого она своя.


УПРАЖНЕНИЕ «ГАЛАКТИКА»

Перед вами – лист синей бумаги – это «кусочек Вселенной». Пока на нем нет ни одной звезды. Каждый из вас сейчас создаст свою галактику. На большой звезде напишите имя своего ребенка, а на маленьких звездочках – людей, которые входят в ближайший круг общения и могут оказывать влияние на вашего малыша.

ВЫВОД: В дошкольном возрасте первоочередное влияние на ребенка имеет семья.


Ваш ребенок, конечно же, самый лучший, самый умный, самый воспитанный, самый добрый. Но все-таки, есть качества, которые не очень вам нравятся.

ЗАДАНИЕ «КАКТУС И ЦВЕТОК»

Предлагаю вам написать на колючках кактуса качества ребенка, которые вам не очень нравятся и вы хотели бы их изменить. А теперь сомните кактус и выбросьте его.

На лепестках цветка напишите качества своего ребенка, которыми вы гордитесь.


КОЛЫБЕЛЬНЫЕ

Как мы уже сказали, основное воспитание ребенка осуществляется в семье. И каждая семья это делает по-своему, исходя из традиций своих семей и народов. О разных методах воспитания нам поведают колыбельные мира.

  1. Колыбельная русская.

  2. Колыбельная испанская (обратите внимание на поведение мамы).

  3. Еврейская колыбельная (символичная).


СХЕМА «6 ШАГОВ» ПРЕЗЕНТАЦИЯ (СЛАЙД 3)

Конечно, наши дети вырастают и становятся на самостоятельный путь.

На схеме показаны 6 шагов взросления ребенка и 6 ступеней родительского влияния.

Постепенно ребенок становится самостоятельным, учится принимать решения, делать выбор и нести ответственность. Однако, мы не должны забывать, что такие качества как «самостоятельность» и «ответственность» необходимо начинать воспитывать с раннего возраста. Это нелегкая и длительная работа. Но успешное обучение в школе невозможно без этих качеств. Поступив в первый класс со своим ребенком, родители очень быстро понимают, что несамостоятельный ребенок и безответственный ученик не может хорошо учиться, быстро ориентироваться в большом объеме информации, вовремя выполнять домашние задания. И, к сожалению, эта неорганизованность остается на всю жизнь.


Глядя на схему, можно сделать вывод, что влияние родителей по мере того, как растет ребенок, постепенно уменьшается, и это правильно. Но родительская любовь остается с ребенком всегда.


СЛАЙД 4. ЛЮБОВЬ

А что же означает слово «любовь»? Любовь – это чувство, свойственное человеку, это глубокая привязанность к другому, глубокая симпатия. Любовь рождается в сердце, она все принимает и все прощает.


СЛАЙД 5. УВАЖЕНИЕ

Слово «любовь» я хотела бы дополнить словом «уважение». Уважение – позиция одного человека по отношению к другому, признание его достоинств. Уважение рождается в разуме, оно избирательно. Уважение – это равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям.

Мы знаем, как ответить на вопрос «Любишь ли ты?» - «Да» (или «нет»). А вот вопрос «Уважаешь ли ты?» многих ставит в тупик. Счастливые дети растут в тех семьях, где царят искренние любовь и уважение между родителями. Счастливые дети растут в семьях, где не принято язвить, отпускать колкие замечания, сомневаться в способностях. Счастливые дети растут в семьях, где уважительно относятся к позиции ребенка «Я сам», к его личному пространству и увлечениям, его особенностям. Уважению нельзя научить, оно воспитывается только личным примером.


Для ребенка взрослые являются образцом во всем: в поведении, в речи, в стиле одежды, в отношении к ребенку, к друг другу, к родственникам. Если ребенок не ощущает чуткости, любви со стороны окружающих, то у него возникает недоверчивое отношение к миру, а возможно, и ощущение страха, которые могут сохраниться на всю жизнь. Даже нечаянно оброненное слово может нанести ребенку психологическую травму.

Давайте подумаем, какие выражения можно использовать при общении с ребенком, а каких лучше избегать.


ТЕСТ-ИГРА «ВСЕГДА, НИКОГДА, ВОЗМОЖНО»

Перед вами лежат конфеты, на которых написаны выражения, и корзинки, куда их нужно разместить.


Как вы думаете, какие условия необходимы для благоприятного общения?


ПРЕЗЕНТАЦИЯ. СЛАЙД 6

  1. Одновременно с улыбкой внимательный, добродушный взгляд.

  2. Зрительный контакт на уровне глаз ребенка.

  3. Дистанция, которая комфортна собеседникам.

  4. Убрать «барьеры» - столы, стулья, книгу в руках.

  5. Открытые жесты.

  6. Прием «присоединения» - мы, нам, у нас.


ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ПАУЗА


МУЛЬТФИЛЬМЫ

Роль мультфильмов в жизни детей.

Проблема «Телевидение и дети» сегодня волнует всех: и любящих родителей, и педагогов, и врачей. Чтобы успеть переделать всю домашнюю работу или немного отдохнуть, родители часто включают мультфильмы своим малышам. Пока ребенок с наслаждением смотрит очередной мультик, взрослые не задумываются о том, что таким образом дети привыкают к просмотру мультфильмов и очень скоро их уже невозможно оторвать от просмотра бесконечных сериалов. Мультфильмы иногда заменяют детям книги, общение с детьми и родителями, прогулки. Однозначно сказать, можно или нельзя смотреть детям мультфильмы, невозможно. Есть много прекрасных развивающих и воспитывающих мультфильмов и фильмов для детей, а есть и как раз, наоборот, вредящие.



Как вы думаете, какая польза от просмотра мультфильмов? СЛАЙД 7

  1. Поучительный сюжет.

  2. Познавательность.

  3. Мотивация к положительным поступкам.

  4. Ребенок учится сопереживать и радоваться вместе с героями.

  5. Анализ поступков героев.

  6. Концентрация внимания.

  7. Развитие зрительной памяти, логики, слуха, речи.

  8. Хорошее настроение.

  9. Немного свободного времени для мамы )).

Негативное влияние мультфильмов на психику ребенка. СЛАЙД 8

  1. Герои мультфильмов не всегда воспитанные. Много насмешливых эпизодов над людьми, животными, пожилыми людьми.

  2. Уродливые персонажи вызывают страх у детей. Но постепенно он привыкает к чудовищам и монстрам.

  3. Ребенок «на лету» запоминает бранные и жаргонные выражения любимых героев и начинает употреблять их в повседневном общении.

  4. Девиантное (отклоняющее) поведение персонажей остается безнаказанным, они могут бить и убивать, у других персонажей это вызывает только смех. Дети начинают копировать такое поведение.

  5. Смешиваются полоролевые функции: девочка (женщина) ведет себя как мужчина (агрессивно разговаривает, дерется, убивает).





Внутренний мир ребенка еще только складывается, и роль в его формировании играет все, что он получает от взрослого: игры, сказки, совместные занятия, в том числе и мультфильмы. Они не только времяпрепровождение, но и средство воспитания.

Однако не следует усаживать к телевизору ребенка младше 3-х лет. Основные функции движения еще не сформированы, ребенок еще не способен делать одновременно несколько вещей: смотреть, слушать, двигаться, держать предметы. Именно поэтому дети фокусируются только на яркой движущейся картинке, сидя неподвижно по несколько часов и ничего не замечая вокруг.

Какое решение? СЛАЙД 9

Во-первых, все сюжеты должны быть только качественными, без искажений, страшных персонажей, бранной лексики, жаргона и неадекватных жестов, крови, агрессии.

Во-вторых, старайтесь смотреть мультфильмы вместе с ребенком и комментировать их.

В-третьих, обращайте внимание на возрастной ценз мультфильмов.


В четвертых, не заменяйте общение с ребенком просмотром мультфильмов.


В-пятых, чем младше ребенок, тем меньше времени он должен проводить у телевизора или компьютера.



ВИДЕОРОЛИК О МУЛЬТФИЛЬМЕ «МАША И МЕДВЕДЬ»


Исследователи пытаются привлечь внимание еще к одной проблеме: героини большинства зарубежных мультфильмов «нарисованы» таким образом, что частый просмотр детьми мультфильмов с их участием рано или поздно может привести к угасанию функции продолжения рода. Так может произойти потому, что образ мультипликационной женщины лишен романтики и целомудрия, но при этом наделен взрослым реализмом, демонстрацией агрессии и жестокостью. Традиционные для общества женские качества, которые «прорисовывают» отечественные мультфильмы - целомудрие, нежность, застенчивость, бескорыстие, скромность и материнство - рискуют отойти на второй план, поскольку тенденция предпочтения мультфильмов уже развернулась в направлении западной киноиндустрии. М/ф «Алладин». М/ф «Белоснежка».


Как отвлечь ребенка от телевизора или компьютера?

ИГРА «КОРЗИНКА ЧЕПУХИ»

А сейчас мы ещё немного поиграем. Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из корзинки)

«Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

«Тесто» Лепите все, что захочется.

«Макаронные изделия» Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

«Манка и фасоль» Смешать, предложить выбрать фасоль из манки.

«Горох» Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

«Геркулес» Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

«Различные мелкие крупы» Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

«Одноразовые стаканчики» Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

«Сухие завтраки- колечки» Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты. - Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.

Вода, прищепки, пластиковые крышечки, соломинки для коктейлей и др.


Дети любят играть с предметами-заменителями.


Я хочу, чтобы в ваших счастливых семьях росли счастливые дети. Предлагаю создать

КОЛЛАЖ «СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ»


Наша встреча подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом.


Рефлексия:

Впечатление от родительского собрания.

Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).



БУКЛЕТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ















Литература:

1. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. Искусство общения с ребенком от года до шести лет. - М.: АРКТИ, 2004.

2. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? ТЦ Сфера, 2001.

3. Горшенина В. В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. Волгоград: Панорама, 2006.

4. Москалюк О. В., Погонцева Л. В. Педагогика взаимопонимания. Занятия с родителями. - Волгоград,: 2008.

5. Ткачева В. В. Гармонизация внутрисемейных отношений: папа, мама, я — дружная семья: практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. - М.: 2000.

6. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П. Азбука общения: развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет).- М.: Линка-Пресс, 2005.

























































Игра «Логический поезд».

Воспитатель. В волшебную страну на обычном транспорте не доехать. Давайте создадим необычный поезд. (Подходим к мольберту), посмотрите, паровозик есть, а вагончиков нет. Вагончиками будут картинки, их надо разложить так, чтобы каждая картинка была чем – то похожа на соседнею картинку: изображения на картинке могут быть одинакового цвета, могут иметь одну форму или умеют выполнять одно и то же действие. Или может что – то другое их объединяет, даже то чего не видно на картинке, а в жизни так бывает. (Картинки – вагончики соединяются между собой с помощью логической связи.)

Первым вагончиком я прикреплю картинку с изображением елочки, потому, что паровозик и елочка зеленого цвета. Как вы думаете, какую следующую картинку - вагончик нужно прикрепить? (Я прикрепляю шишку, потому что еловые шишки растут на ели. Белку, потому что белка грызет шишки. Кошку, потому что она тоже умеет лазить по деревьям, как белка. Цыпленок, потому, что он живет дома, рядом с человеком, как кошка. Солнышко, потому, что оно желтое как цыпленок. Шуба - она согревает, как солнышко, варежки – это тоже одежда и т.д.)



Игра «Сказка по кругу».

 Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя своё воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

 Ведущий держит в руках коробку и обращается к родителям:

 «В этой коробке живёт очень интересная сказка. Только каждое слово написано на отдельном листочке. Необходимо по очереди вытягивать слова и сочинять сказку». Например, первое слово «волк». Начинаем сказку: «Жил-был волк». Следующее слово «лес». Продолжаем сочинять: «Волк жил в лесу» и т.д.

 Каждый родитель принимает участие в сочинении сказки.

Игра с мячом.

 Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и  откровенно.

  1. В какую игру играли недавно с ребенком?

  2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

  3. Какие игры чаще играет ваш ребенок?

  4. При выборе новой игрушки  что учитываете, чем руководствуетесь?

  5. Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

  6. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

  7. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

  8. Какие  игрушки любимые у ребенка?

  9. Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?


1.Игра-задание

Уважаемые родители, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

Рассказываю о своих играх в детстве

Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

Слушаю рассказы, ребёнка об играх и игрушках в детском саду

Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или

игрушки

Часто дарю ребёнку игру, игрушку

- Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.