Городское методическое объединение учителей информатики
Семинар-практикум
«Типовые задачи применения УУД»
Разработала: Баяндина Е.С., учитель информатики МАОУ СОШ №12,
г. Березники
МАОУ СОШ №12 г. Березники Пермского края
участник краевого проекта «Разработка и апробация типовых задач применения универсальных учебных действий» Руководители проекта: Коротаева Татьяна Викторовна, Аверина Светлана Сергеевна, старшие научные сотрудники ИРО ПК.
Авторский коллектив
План реализации мероприятий проекта.
Наименование мероприятия
Сроки
С еминар « Типовые задачи применения УУД как методическое понятие. Конкретизация требований».
26.04.2016
Семинар «Типовые задачи применения УУД на разном учебном содержании».
май 2016
Семинар « Условия включения типовых задач применения УУД в содержательно-временную схему учебного процесса».
июнь 2016
Семинар - практикум
« Анализируем эффективность включения типовых задач применения УУД в деятельность обучающихся ».
октябрь 2016
Группы типовых задач
применения УУД
- Познавательные УУД (использование знаков, символов, схем и др.)
- Коммуникативные УУД (информационное сообщение, коммуникация в учебном сотрудничестве и др.)
- Регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль и др.)
Основные требования к продуктам реализации проекта
- Описаний условий включения типовых задач применения УУД в содержательно-временную схему учебного процесса . Необходимо определить:
- - конкретную группу УУД ( ориентир планируемые метапредметные результаты );
- - место использования ( урок или внеурочная деятельность );
- - учебное содержание ( темы программ по учебному предмету, программ ВД, где будут применяться типовые задачи );
- - необходимое количество предъявлений конкретной типовой задачи учащимся в течение года, а также с 5 по 9 класс;
- - ориентировочные сроки.
Образовательный результат в терминологии ФГОС
Умение создавать умозаключение
Конкретизированный результат
Умение создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок
(от обобщения к частным фактам)
Тема школы
Создание типовых задач по теме «Умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок»
Тезаурус
Умозаключение –
суждение, посредством которого из 2-х посылок по определённым правилам вывода получается суждение-заключение.
Тезаурус
- Дедукция – переход от общего к частному. Если умозаключение справедливо во всех случаях, то оно справедливо и в каждом частном случае.
- Суждение строится на основе понятий и по форме является повествовательным предложением.
- Посылка - исходное суждение.
Тезаурус
Структура умозаключения
Посылка 1 М_____________Р
Посылка 2 S______________M
Умозаключение S P
Р - это большая посылка (суждение, в котором содержится больший термин – предикат заключения )
S - меньшая посылка (суждение, в котором содержится меньший термин – субъект заключения)
М - средний термин – это термин, содержащийся в обеих посылках. Именно он есть связующее звено между двумя посылками.
Учебные дисциплины
русский язык, литература/литературное чтение, английский язык, география/окружающий мир, информатика
Описание типовой задачи по теме «Умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок»
Метапредметный результат: умение создавать умозаключение.
Конкретизация метапредметного результата: умение создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок .
Цель: формирование умений составлять умозаключения от общего вывода к частным явлениям (от обобщения к частным фактам).
Возраст: 9-11 лет/ 4, 5 класс
Учебная дисциплина : русский язык, литература/литературное чтение, английский язык, география/окружающий мир, информатика.
Форма выполнения задания: индивидуальная
Время выполнения: зависит от количества заданий
Количество заданий:
Инструкция
- Описание задания: сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок
- Инструкция:
- 1) Прочитай 1 и 2 посылки.
- 2) Рассмотри предложенную схему высказывания.
- 3) Подумай и сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок по логической схеме.
- 4) Время на выполнение работы ___ минут.
Построение умозаключения:
Схема:
Посылка 1 М_____________Р
Посылка 2 S______________M
Умозаключение S P
__________________________________________________
Например, М Р
Посылка 1. Все птицы имеют оперение.
S M
Посылка 2. Страус-птица.
S P
Умозаключение: Страус имеет оперение.
Примеры создания типовых задач по предметам апробации
Примеры использования типовой задачи
на уроках информатики
Тема урока
«Информатика и информация»
Форма выполнения задания: индивидуальная
Описание задания: сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок.
Инструкция:
Прочитай 1 и 2 посылки
Рассмотри предложенную схему высказывания.
Подумай и сформулируй высказывание, следующее из содержания данных посылок по логической схеме.
Схема:
Посылка 1 М_______Р
Посылка 2 S _______M
Умозаключение S______P
Примеры использования типовой задачи
на уроках информатики
Тема урока
«Информатика и информация»
1. Все органы чувств – информационные каналы человека.
2. Зрение – орган чувств.
Значит, ___________________________
Примеры использования типовой задачи
на уроках информатики
Тема урока
«Устройства ввода»
1. Все устройства ввода - аппаратные средства для преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, воспринимаемую компьютером.
2. Клавиатура - это устройство ввода.
Значит, _________________________
Примеры использования типовой задачи
на уроках информатики
Тема урока
«Компьютерная память»
1. Все носители внешней памяти предназначены для долговременного хранения информации.
2. Магнитные и оптические диски – носители внешней памяти.
Значит, _________________________
Примеры использования типовой задачи
на уроках русского языка
Тема урока
«Имя существительное»
1. Все имена собственные пишутся с заглавной буквы.
2. Все названия городов – имена собственные.
Значит, ________________________
Примеры использования типовой задачи
на уроках литературного чтения
Тема урока
Е.С. Велтистов «Приключения Электроника»
1. Фантастический рассказ – это произведение, созданное воображением писателя-фантаста.
2. «Приключения Электроника» – фантастический рассказ Е.С. Велтистова .
Значит, _________________________
Примеры использования типовой задачи
на уроках географии
Тема урока
«География – одна из наук на планете Земля »
1.Природой созданы моря, вулканы, горы, острова и т.д.
2.География изучает объекты, созданные природой.
Значит, _______________________
Итог участия в краевом проекте
Разработан банк типовых задач из
35 заданий
Критерии оценивания КМ
Критерии оценивания каждого высказывания
Оценка в баллах
Высказывание
Наличие
1
Отсутствие
0
Оформление высказывания
Соответствует логической схеме
1
Не соответствует логической схеме
0
Содержание высказывания
Полное
1
Неполное
0
Время
уложился
1
не уложился
0
Результаты апробации
Все учащиеся овладели умением создавать умозаключение дедуктивного типа на основе двух посылок.
Образовательный результат в терминологии ФГОС
Умение самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации
Конкретизированный результат
Умение определять общий признак
Инструкция
- Описание задания: сформулируй признак, по которому сгруппированы объекты, явления, слова, понятия, высказывания.
- Инструкция:
- 1) Рассмотри данные в таблице.
- 2) Подумай и определи признак, по которому сформированы группы.
- 3) Запиши признак в таблицу.
- 4) Время на выполнение работы ___ минут .
1 уровень
Информатика
?
?
килобайт
хранение
бит
передача
терабайт
обработка
Информатика
Единицы измерения
Информационные процессы
килобайт
хранение
бит
передача
терабайт
обработка
2 уровень
Определите и запишите признак, по которому сформированы группы, дополните своим примером.
Информатика
?
?
Символьная форма
осязание
Графическая форма
зрение
Естественные языки
обоняние
?
?
Информатика
Представление информации
Информационные каналы человека
Символьная форма
осязание
Графическая форма
зрение
Естественные языки
обоняние
Формальные языки
слух
3 уровень
Найдите в каждой группе лишнее слово, вычеркните его. Сформулируйте и запишите общий признак для остальных слов.
Информатика
?
?
4,7 Гб
дискета
9,1 Гб
оптический диск
8,5Гб
винчестер
17 Гб
контроллер
Информатика
Ёмкость
DVD - диска
Носитель информации
4,7 Гб
дискета
9,1 Гб
оптический диск
8,5Гб
винчестер
17 Гб
контроллер
4 уровень
Прочитайте слова.
Определите и запишите признак для классификации.
Оформите группы в соответствии с данным признаком .
Информатика
- Монитор
- Сканер
- Плоттер
- Мышь
- Принтер
- Микрофон
Информатика
Устройства ввода
Устройства вывода
монитор
сканер
плоттер
мышь
принтер
микрофон
5 уровень
Определите и запишите признак, по которому сформированы группы, запиши названия групп, дополни своим примером.
Информатика
?
?
?
Windows
текстовый редактор
WinRAR
графический редактор
Kaspersky Anti-Virus
развивающие игры
?
?
Информатика
Программное обеспечивание
Системное ПО
Прикладное ПО
Windows
текстовый редактор
WinRAR
графический редактор
Kaspersky Anti-Virus
развивающие игры
?
?
Критерии оценивания:
Критерии
Параметры
Определён признак классификации
Баллы
Верно
Неверно
1
Определен общий признак группы
0
За каждое верное определение признака
Записан собственный пример (исключено лишнее )
За каждый верный пример
1
1
Уровни, фиксирующие наличие умения определять признак объекта:
Высокий уровень
85-100%
Средний уровень
65-84%
Ниже среднего уровня
Низкий уровень
30-64%
меньше 30%
Высокий уровень
Средний уровень
85-100%
Ниже среднего уровня
65-84%
Низкий уровень
30-64%
меньше 30%
Итог участия в краевом проекте
Разработан банк типовых задач из
35 заданий
Вывод:
Результаты показали необходимость продолжения работы над формированием умения определять общий признак группы.
Спасибо
за внимание!