СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар - практикум для воспитателей "Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар - практикум направлен формирование представлений педагогов об особенностях работы с агрессивными детьми и пополнение методической копилки воспитателей картотекой «Игры и упражнения на снижение агрессивности дошкольников»

Просмотр содержимого документа
«Семинар - практикум для воспитателей "Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 6»

(МБ ДОУ «ЦРР – детский сад № 6»

654007, Россия, Кемеровская область – Кузбасс,

Г. Новокузнецк, ул. Павловского,8 – А

Тел./факс 8 (3843) 46 – 54 – 55

E-mail: [email protected]












Семинар – практикум для педагогов


«Агрессивный ребенок:

кто он и как ему помочь?»










Составитель:

Педагог – психолог

Серебрякова Наталия Александровна



Новокузнецкий городской округ, 2025

Цель: формирование представлений педагогов об особенностях работы с агрессивными детьми.

Задачи:

  1. Познакомить с видами агрессии и особенностями агрессивного поведения.

  2. Дать практические навыки работы с агрессивными детьми с использованием различных специфических и неспецифических методов коррекции.

  3. Пополнить методическую копилку воспитателей картотекой «Игры и упражнения на снижение агрессивности дошкольников»

Место проведения: музыкальный зал.



Ход семинара.

  1. Оргмомент

Участники сидят в кругу.

Психолог:

Добрый день уважаемые коллеги! Тема нашего семинара - практикума «Агрессивный ребенок: кто он и как ему помочь?».

Сначала мы обговорим правила работы на семинаре - практикуме:

  • Называем друг друга по имени и отчеству

  • Отключаем телефон, чтобы быть максимально включенным в данное мероприятие.

  • Проявляем активность

  • Соблюдаем конфиденциальность

  • За отказ от выполнения задания и за критические высказывание в адрес других участников …. (приседания и пр.)


  1. Игра – приветствие «Дружная семья»

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Руку дай соседу справа.

Руку дай соседу слева.

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.

Улыбнись соседу справа,

Улыбнись соседу слева.

Обними соседа справа,

Обними соседа слева.

Ты погладь соседа справа (гладят по голове и говорят: «Ты такой хороший»)

Ты погладь соседа слева.

Я такой хороший (гладим по голове себя)


Какие виды приветствий вы используете в своих группах? (Ответы педагогов)


  1. Анкета «Какая я?»

Цель: выявление уровня агрессивности педагогов (Приложение 1)

  1. Мини – лекция «Что такое агрессия и агрессивность»


Агрессивное поведение - одно из самых распространённых нарушений среди детей дошкольного возраста. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и т. д. Обычно с усвоением правил и норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уступают место другим, более миролюбивым формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. 

Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Главной отличительной чертой агрессивных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, конкурент, препятствие, которое нужно устранить.


Главные проблемы агрессивных детей лежат в сфере отношений. Однако агрессивные дети существенно различаются как по формам проявления агрессии, так и по мотивации данного поведения. У одних детей агрессия носит мимолетный, импульсивный характер, не отличается особой жестокостью и наиболее часто используется для привлечения внимания сверстников. У других агрессивные действия используются для достижения конкретной цели (чаще всего - получить желанный предмет) и имеют более жесткие и устойчивые формы. У третьих преобладающей мотивацией агрессии является «бескорыстное» причинение вреда сверстникам (агрессия как самоцель) и проявляется в наиболее жестоких формах насилия.

Всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Давайте порассуждаем агрессивно это хорошо или плохо?

Давайте разбираться.

Термин «агрессия» употребляется сегодня в широком контексте и поэтому нам так важно определиться с такими понятиями как агрессия и агрессивность.


Агрессия - это действие человека, противоречащее нормам и правилам поведения и наносящее вред объекту нападения одушевлённому или нет, приносящее физический или моральный ущерб либо вызывающий психологический дискомфорт. (Может быть направлена на человека, на животное, предметы и т.д.)

Агрессивность - это свойство личности, выражается в готовности к совершению агрессивных действий. Такой деструктивный компонент человеческой активности является необходимым в созидательной деятельности, так как формирует способность устранять и разрушать препятствия на своем жизненном пути. Поэтому каждая личность должна обладать небольшой степенью агрессивности.

Первые признаки агрессивности ребенок начинает проявлять в 1,5 – 2 года, когда возникает необходимость делиться игрушками и невозможность разрешить внутренний конфликт, связанный с «исследовательским инстинктом» и новой системой запретов, ограничений и социальных обязанностей. В дальнейшем ребенок учится контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их социально приемлемым способом. О том, что ребенок агрессивен можно говорить тогда, когда тенденция проявлять агрессию наблюдается у ребенка на протяжении не менее 6 месяцев.

Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Так же причинами агрессивности могут быть индивидуальные особенности человека (сниженный контроль над своим поведением). Так же агрессивные реакции могут быть физически и психически обусловлены (возрастные кризисы, физический дискомфорт, дети раннего возраста ещё не умеют себя контролировать и не знают нравственные правила и нормы)

А.Баас и А.Дарки выделяют 5 видов агрессии, которые можно наблюдать у людей всех возрастов: физическая агрессия, раздражение (вспыльчивость, грубость), вербальная (угроза, ругань), косвенная, негативизм (оппозиция).

Причины появления агрессии у детей и методы её коррекции.

На экране причина, у педагогов методы коррекции. Педагоги предлагают метод коррекции, устраняющий причину, на экране высвечивается правильный ответ.

Причина

Метод коррекции

Недостаток двигательной активности, физической нагрузки

Подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости» между занятиями.

Гипоопека, неприятие родителями

Совместная деятельность, налаживание эмоционального контакта с ребёнком

Повышенная тревожность, страх нападения со стороны родителей

Прекратить любые физические наказания, оскорбления, унижения

Наладить с ребёнком эмоциональный контакт

Обращение администрации ДОУ, соседей в органы защиты прав детей

Усвоения манеры агрессивного поведения родителей, как эталона

В первую очередь изменить собственное поведение, научиться контролировать и выражать свои эмоции приемлемым способом

Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

Препятствовать появлению дома, в группе таких игрушек или направлять их агрессивный потенциал в положительное русло

Проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок

Ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц

Давать варианты и образцы миролюбивых способов общения

Перевод драк в конструктивное русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ

Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

Подвижные, сюжетно - ролевые игры на понимание эмоционального состояния

Психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение

Обучение приёмам саморасслабления

Внутренняя неудовлетворённость ребёнком своего положения в группе сверстников, отсутствие внимания, особенно если ему присуще стремление к лидерству

Включение ребёнка в коллективные игры на эмоциональное общение и сближение

Вовлечение в совместную деятельность, где могут раскрыться его достоинства

Социально-культурный статус семьи

Изменение семейной среды и воспитания

«Очеловечить» эмоциональные отношения

Не использовать как «одобряемые» вербальные и физические способы агрессивного поведения

Определить для всех членов семьи границы дозволенного

Выявить и при необходимости изменить типичные реакции на те или иные проступки и действия

Нестабильная социально-экономическая ситуация

 Спокойное принятие ситуации, развитие срессоустойчивости

В целом же можно с огромной долей уверенности предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребёнка играет семейная среда и воспитание. Если ребёнка строго наказывать за любое проявление агрессивности, то он научится скрывать свой гнев в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации (это схоже с сжиманием пружины). Пренебрежительное, попустительское отношение взрослых к агрессивным вспышкам ребёнка так же приводит к формированию у него агрессивных черт личности. Дети часто используют агрессию и непослушание, чтобы привлечь к себе внимание взрослых. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцируют ребёнка на капризы, вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего.

  1. Игровое упражнение  «Воздушный шарик»


Все играющие сидят в кругу. 

Ведущий дает инструкцию: «Сейчас мы с вами будем надувать шарик. Только это не простой шарик. Представьте, что шарик - это ребенок, а наши вдохи негативные воздействия на него со стороны сверстников, родителей, педагога. Первый вдох - мама утром накричала на ребенка, потому что опаздывает на работу, второй-сверстник в детском саду не дал поиграть новой игрушкой, три - нечаянно толкнул девочку, не удержал равновесие, потому что его толкнули самого, а воспитатель поругал его, четыре - и так далее. Что в итоге станет с шариком? Правильно - лопнет! Это вариант ребенка, который знает, что нужно вести себя хорошо всегда и со всеми. Другой вариант - мы отпустим наши пальцы (отпускайте, шарик начал метаться из стороны в сторону, выплескивая воздух (негативное воздействие) на окружающих. Это вариант ребенка, который не может справиться с внешними раздражителями. В итоге, ребенок как в первом, так и во втором случае не может приобрести свою правильную и красивую форму.

Чего же не хватает?

-Ленточки, веревочки. Правильно, шарику (ребенку) нужно помочь. Завяжем шарик ленточкой и посмотрим, какой красивый он у нас!

Наша с вами основная задача, как педагогов заключается в том, чтобы научить ребенка правильным образом направлять и проявлять собственные чувства, то есть обучить ребенка избавляться от негативных чувств и эмоций, но только социально приемлемыми способами. Научить ребенка управлять своими эмоциями, в частности гневом. Именно управлять, а не подавлять гнев. Подавленный гнев может накапливаться и вызвать внезапный приступ агрессии, может выливаться в психосоматические заболевания.

Вместе с тем, не стоит пытаться полностью отгородить ребенка от негативных переживаний. В повседневной жизни всегда были, есть и будут ситуации, которые вызывают в нас негативные эмоции, в этом и состоит жизь. Важно обучить ребенка противостоять агрессорам, не поддаваться на их провокации, (сохранять спокойствие), говорить «нет», с юмором относиться к мелким неудачам и знать, что взрослые всегда помогут (просить помощи).

В любом случае, важно помнить о том, что только личный пример и формирование таких качеств, как сопереживание, сочувствие, желание помогать другим людям, способно противостоять агрессии и всему тому негативу, что окружают любого человека.

Как помочь агрессивному ребёнку?

Коррекционная работа должна вестись параллельно с работой родителей и педагогов над собой, в частности:

  • изменение негативной установки по отношению к ребёнку на позитивную

  • изменение стиля взаимодействия с ребёнком

  • расширение своего поведенческого репертуара через развитие собственных коммуникативных навыков

Независимо от причин агрессивного поведения ребёнка существуют общие рекомендации:

  1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребёнка непосредственно перед их проявлением (остановит занесённую для удара руку, окрикнуть ребёнка).

  2. Показать ребёнку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более к людям. Использовать «я-послания», избегая «ты-осуждений».

  3. Установить чёткий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нём (использовать короткие слова: «Стоп», «Нет»). Выражайте удивление, недоумение, огорчение по поводу агрессивного поведения детей, это формирует у них сдерживающие начала

  4. Говорите открыто, дружелюбно, искренне, будьте образцом миролюбивого отношения между людьми. Стремитесь чувствовать и принимать ребенка в каждый момент времени, ценить его безусловно, за то, что он есть.

  5. Замечайте и подчеркивайте любые позитивные сдвиги в поведении ребенка, какими бы незначительными они ни были.

  6. Обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме. Дайте ребенку возможность выплеснуть гнев, сместите его на другие объекты (побить подушку, разорвать бумагу и пр.). Если вы сами испытываете гнев, дайте образец того, как говорить и проявлять свои чувства и эмоции социально приемлемым способом. Признавайте право ребенка возмущаться и выбрасывать свою энергию различными способами.

  7. Обучение детей приёмам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях

  8. Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях. Наиболее эффективно это можно сделать в игровой форме.

Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста, а также средство социализации ребёнка. Именно через игру можно минимизировать проявления агрессивного поведения детей.

Игры для агрессивных детей делятся на несколько типов:

  1. Игры, направленные на обучение способам выражения гнева в приемлемой форме.

  2. Игры, направленные на обучение приемам саморегуляции, самообладаия.

  3. Игры, направленные на отработку навыков общения (коммуникативные игры).

  4. Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.



Игры, направленные на обучение

способам выражения гнева в приемлемой форме



Игровое упражнение «Пальцы добрые, пальцы злые» Возраст 3-4 года

Цель: Игра хорошо развивает мелкую моторику, даёт возможность выявить особенности общения ребёнка, помогает ощутить возможности своего тела, новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта, развивает эмоциональную сферу, коммуникативные навыки.

Представьте, что ваши пальчики - добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т.д. на правой руке пальчики превратились в добрых волчат, а на левой в злых мышат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, поссориться и т.д. если хорошо получается можно познакомиться с ручками других детей, мамы или папы.

Игровое упражнение «Обзывалки». Средний и старший дошкольный возраст.

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Перед игрой можно провести беседу, что люди обижаются на обидные слова и начинают тоже обзываться.

Детям предлагается передавая по кругу мячик обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей и фруктов, при этом обязательно называть имя того к кому обращаешься и даёшь мячик : "А ты Лёшка-картошка", "А ты - Иришка-редиска".

Обязательно предупреждаем, что на обзывали нельзя обижаться. Завершаем игру обязательно хорошими словами: "А ты, Маринка - картинка", "А ты, Антошка - солнышко"

Мячик передавать быстро, долго не задумываться.

Игровое упражнение «Добрая и злая кошка»

Игровое упражнение «Листок гнева»

Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.

Выплеснуть свой гнев на листок бумаги, скомкать этот лист (разорвать, выкинуть). В старшем дошкольном возрасте можно нарисовать свой гнев. Рассказать какой он формы, размера, чем питается, где живет. Потом дорисовать рисунок таким образом, чтобы гнев превратился, во что-то более безопасное.

Приемлемые способы выражения гнева вы найдете в Памятке (приложение 2)

Игры, направленные на обучение приемам

саморегуляции, самообладаия

Игровое упражнение «Говори!»

Цель: развитие внимания, произвольности. Возраст 5-6 лет

Взрослый бросает мяч и задаёт вопрос. Ребёнок должен поймать мяч, а ответить только после разрешения «Говори!»

  • Какие времена года ты знаешь?...Говори!

  • Какой сегодня день недели?...Говори

  • Сколько дней в недели? :Говори!

  • Какого цвета платье у Маши? :Говори!

  • Какого цвета твой стул?...Говори!

Игровое упражнение «Вдыхаю спокойствие, выдыхаю злость»

Цель: развитие внимания, произвольности. Возраст 5-6 лет

Сидя на стуле, спина прямая. Руки на животе. Вдохните глубоко и выдохните без паузы между вдохом и выдохом. Вдох несколько быстрее, чем выдох. Выдох более продолжительный, чем вдох. Вдыхая, мысленно или вслух проговаривайте: «Вдыхаю спокойствие», а на выдохе: «Выдыхаю злость (обиду)»

Игры, направленные на отработку навыков общения

(коммуникативные игры)

Командный рисовальщик.

Цель: развитие умения договариваться, чувствовать друг друга. Возраст старший дошкольный возраст

Участники (до 10 человек) встают в круг и берутся за концы верёвок командного рисовальщика и рисуют на ватмане рисунок, заданный педагогом: лабиринт, картину на свободную тему (один руководит куда вести, другие без слов), одному дан образец, и он говорит всем, куда двигать «рисовальщик». Фломастер в отверстие круга вставляйте плотней!

Помимо этих игр можно использовать другие игры:

  • «Ладонь в ладонь» - пройти препятствия взявшись за обе руки друг друга,

  • «Час «тишины» и час «можно» - оговаривается время, когда нужно вести себя очень тихо, а когда можно шуметь, кричать и т.д.,

  • «Падающая башня» - из подушек, мягких игрушек сооружается, а потом разрушается башня,

  • «Динозаврики» - дети изображают разных динозавров, диких животных. Хорошо помогает выплеснуть лишнюю энергию и плохие эмоции.

Упражнение «Презентация». Участники разбиваются на пары, в течение 5 минут беседуют друг с другом, затем каждый рассказывает кругу о своём собеседнике.

Игры, направленные на формирование эмпатии, доверия к людям.

Игровое упражнение «Сотвори чудо» - один волшебник выполняет желания другого, потом меняются местами.

Игровое упражнение «Ласковые ладошки» - один ребенок сидит в центре с закрытыми глазами. К нему подходит кто-то из детей, гладит его по рукам и садится тихо на свое место. Голящий открывает глаза и отгадывает кто его гладил.

Игровое упражнение «Сделай подарок соседу слева» - дается задание сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный, а выдуманный: «Что ты хочешь подарить именно этому человеку? Подари тот подарок, который по вашему мнению, именно сейчас нужен этому человеку. Подарок можно описать словами, а можно показать жестом.



Обратная связь

Каждый участник по кругу, передавая мяч, отвечает на вопросы:

  • Чем была полезна для вас эта встреча?

  • Какие конкретные приёмы возьмете себе в работу?

  • Ваши пожелания на следующую встречу?











































Приложение 1


Да

Нет


Да

Нет

  1. Временами кажется, что в меня вселился злой дух



11. В ответ на обычные распоряжения стремлюсь сделать всё наоборот



  1. Я не могу промолчать, когда чем- то недовольна



12. Часто ворчу, осуждаю, критикую



  1. Когда кто – то причиняет мне зло, я стараюсь отплатить тем же



13. Воспринимаю себя как самостоятельного и решительного человека



4. Иногда мне безо всякой причины хочется выругаться



14. Люблю быть первой, командовать, подчинять себе других



5. Бывает, что я с удовольствием бы сломала или разбила что – то



15. Неудачи вызывают у меня сильное раздражение, желание найти виноватых.



6. Иногда я так настаиваю на чём-то, что окружающие теряют терпение



16. Легко раздражаюсь, вступает в конфликты



7. Я не прочь подразнить животных



17. Стараюсь общаться с младшими и более слабыми



8. Переспорить меня трудно



18. У меня нередки приступы мрачной раздражительности



9. Очень сержусь, когда мне кажется, что надо мной подшучивают



19. Не считаюсь с мнением окружающих, не уступаю им



10. Иногда у меня появляется желание сделать что – то плохое, шокирующее окружающих



20. Уверен, что любое дело сделаю лучше других





Обработка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько баллов Вы набрали.

15 – 19 баллов – высокий уровень агрессивности

7 – 14 баллов – средний уровень агрессивности

– 6 баллов – низкий уровень агрессивности



Приложение 2


Памятка «Приемлемые способы выражения (выплёскивания) гнева»


  • Громко спеть любимую песню

  • Пометать дротики в мишень

  • Используя «стаканчик для криков» высказать все свои отрицательные эмоции

  • Налить в ванну воды, запустить в неё несколько игрушек и бомбить их мячиком

  • Пускать мыльные пузыри

  • Устроить «бой» с боксёрской грушей

  • Полить цветы

  • Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»

  • Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить.

  • Быстрыми движениями нарисовать обидчика а затем зачиркать его

  • Слепить из пластилина фигурку обидчика а затем сломать её.

  • Подраться с подушкой

  • Порвать лист бумаги в мелкие куски

  • Поколотить стол надувным молотком

  • Потопать ногами

  • Высказать свои чувства

  • Попросить помощи

  • Смыть дурные чувства

  • Надуть злостью шарик

  • Сплясать «буйный» танец



Список литературы

  1. Крейри Э. Я злюсь. Серия Учимся владеть чувствами - СПб., 1995

  2. Лесина С.В., Попова Г.П., Снисаренко Т.Л. «Коррекционно-развивающие занятия: комплекс мероприятий по развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии – Волгоград,

  3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми- СПб., 2001

  4. Тетерина Т.Л., Куприенко Н.А. Система работы педагога-психолога ДОО с участниками образовательного процесса – СПб., 2024

  5. Фромм Э Анатомия человеческой деструктивности- М., 1994

  6. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов-на-Дону, 2005



Оборудование

  • Анкета для педагогов

  • Карточка «Методы коррекции поведения агрессивных детей»

  • Воздушный шарик, нитка, надписи «мама», «папа», «сверстник», «споткнулся и сильно ударился», «воспитатель» и т.д.

  • «Командный рисовальщик»

  • Ручки, мяч

  • Бейджи.