Мастер-класс для воспитателей
«Алгоритм звукового анализа слова»
Подготовила учитель-логопед: Габовская О.В.
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.
Задачи:
уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале,середине и конце слова);
тренировать навык дифференциации согласных по твердости мягкости,
глухости звонкости;
Материал: наглядный материал для различения звуков, Звуковички; звуковые колокольчики, набор фишек для звукового анализа, дидактические игры: «Подарки
для матрешек», «Рассели животных в домик», «Зажги свет в окошке», «Звенит –не звенит».
План проведения:
1. Вступительное слово
2. Игры игровые упражнения с педагогами, на формирование
фонематического восприятия, фонематического слуха.
3. Выступление учителя-логопеда -способы образования гласных и
согласных звуков; -этапы проведения звукового анализа
4. Практическая часть: игра-занятие с педагогами «Развиваем фонематический слух»
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте.
Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы
обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты.
Тысячи разных звуков окружают человека: стук дождя по окну, скрип
снега под ногами, шум волн в море, стрекотание кузнечика, пение птиц.
На протяжении многих тысячелетий звуки речи складывались в
определённом порядке, становились словами, которые имели значение,
смысл.
Звуковую сторону речи изучает ФОНЕТИКА.
Само название образовано от греческого слова «phone»,
что означает «звук».
Фонетика нужна и важна, поэтому не случайно обучение в школе
начинают с букв и звуков. А звуки бывают гласные и согласные.
Послушайте отрывки стихотворения из книги Валентины Васильевны
Волиной «Учимся играя».
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт.
Звук получается гласный.
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь. получается гласный.
Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи.
Умение слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово - является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.
У ребёнка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать?
Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть
умений сформировать ещѐ в детском саду.
Основные компоненты, которые входят в процесс обучения
грамоте:
сформированность звуковой стороны речи, т.е. ребенок должен владеть
правильным, чѐтким произношением звуков всех фонематических
групп (свистящих, шипящих, соноров);
сформированность фонематических процессов, т.е. умение слышать,
различать и дифференцировать звуки родного языка;
готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи, т.е. выделять
начальный гласный из состава слова; анализ гласных звуков; слышать
и выделять первый и последний согласный звук в слове;
знакомство с терминами: "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки
гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие.
умение работать со схемой слова, предложения.
Дошкольный возраст благоприятное время для формирования
фонематического восприятия или фонематического слуха.
2.для этого существуют специальные игры и игровые
упражнения.
Например: (с педагогами проводится игры)
1.«Хлопни в ладоши, если услышишь звук «А» и, у, а, с, т, а, о, м, и, а. о, а.-в слогах - ам, ту, си, ва, ка, ит, ал.-в словах -аист, дом, сук, автобус, Аля, и. т. д.
2.«Послушай слова и назови те, в которых есть звук «А» сом, Аля, небо, мак, луна.
3.«Послушай и повтори»
Я произношу разные звуки, а вы повторите за мной только звук «А. »
о, с, а; и, у, а. о; м, а, и, а; а, о, у, а
4.«Послушай и повтори».
Я назову вместе два звука, а вы произнесите их отдельно
3.Скажите, что такое звуки? (Звуки —это то, что мы слышим и произносим).
А что такое буквы? (Буквы мы пишем и читаем).
Какие бывают звуки?(Гласные звуки и согласные).
звуки (А, У, О, И, Ы, Э).
Детям я объясняю, что гласные звуки можно петь, воздух выходит свободно.
Их обозначаем красным цветом.
Обратите внимание, что гласных букв больше, чем гласных звуков (10 букв и 6 звуков,
что связано с особенностями употребления букв я, ю, е, ѐ (йотированных)
.Эти буквы обозначают слияние двух звуков [jа], [jо], [jу], [jэ].
А согласные звуки петь не могут . Воздух свободно выйти из ротика не
может, ему мешают то губы, то зубки, то язык.
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух. Твердые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие —зеленым цветом. Чтобы вашим детям было понятнее, мы связываем твердые звуки с образом старшего большого гнома
со строгим, твердым характером, а мягкие звуки с образом гнома младшего
маленького с веселым, мягким характером. Старший гном живет в доме
с синей крышей и дружит с твердыми согласными звуками. Младший гном
живет в доме с зеленой крышей и дружит с мягкими звуками. Запомните, что
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что при
произнесении глухих звуков горло молчит, а при произнесении звонких
звуков горло работает. Часто, чтобы различить эти звуки, дети прибегают к
тактильному контролю (ладонью прикасаются к горлу и проверяют наличие
вибрации). Или дети ладошками закрывают ушки и слушают –
тихо в ушках или звук сильный.
Давайте поиграем в игру «Звенит –не звенит».
Если в начале слова вы услышите звонкий согласный —поднимите карточку с колокольчиком, если глухой —карточку, где колокольчик зачеркнут. Ракета, пила, бабочка, точка, дочка, кочка, бочка, почка.
Чтобы ребенку было легче выполнить
звукобуквенный анализ слова, я использую схему. Перед вами лежат
карточка и фишки. Давайте попробуем с вами вместе сделать звуковой
анализ слова
ЛИСА
Сначала мы медленно произнесѐм это слово, выделяя голосом каждый звук
и прислушаемся, какие звуки здесь есть. В слове лиса всего четыре звука.
Первый звук [ль] —
согласный, мягкий,
звонкий. Обозначается зеленым
квадратом.
Второй звук [и] —
гласный, обозначается красным квадратом.
Следующий звук –[с].
Он согласный, твердый, глухой. Обозначается синим квадратом. Последний звук [а] –
гласный, обозначается красным цветом.
Далее скажите, сколько в слове гласных звуков, сколько твердых согласных,
сколько мягких согласных звуков. Теперь каждый звук подпишем буквой.
Попробуйте теперь самостоятельно сделать звуко-буквенный анализ
Слова РОЗА.
Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи
мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть грамотным чтением и письмом .
Практическая часть
Уважаемые коллеги, я вам предлагаю перейти к практической части и поиграть в игры (проводится игры с воспитателями по звуковому анализу слов).
2.
Этапы | Цели | Варианты игр |
1 этап (узнавание неречевых звуков) 3-4 года | Развитие слухового внимания и слуховой памяти. Научить ребенка слышать звуки, уметь их сравнивать. | «Закрой глазки и прислушайся!.. что шумит?…, что гудит?.., кто кричит?.., кто смеется?...» «На чем играют?» «Солнце или дождик?» |
2 этап | Различение высоты, силы, тембра голоса | «Далеко - близко» «Как гудит пароход?» «Узнай свой голос» |
3 этап | Различение слов, близких по звуковому составу | «Не ошибись» "Доскажи словечко" «Исправь ошибки» "Верно-неверно» |
4 этап | Различение слогов | «Лишний слог» «Одинаковые или разные слоги» «Короткие длинные слова» "Что лишнее?» |
5 этап | Различение звуков | «Прогулка на велосипедах» «Отгадай, какой звук произнесу?» «Веселые звуки» «Красный – белый» «Собери звуки в баночку» |
6 этап | Развитие звукового анализа слова | «Назови первый звук в слове» «Назови звуки» «Где звук?» «Найди ошибку и назови слово правильно» «Какой звук пропал в слове?» «Какой звук в слове лишний?» «Кто больше слов придумает?» «С какого звука начинаются слова» «Шифровщики» «Назови все звуки в слове» «Найди домик для слова» «Твердый – мягкий» «Звуковая дорожка» «Угадай слово по первым звукам» «Рассели картинки в домики» «Где кто живет?» «Делим слова на слоги» |
Список использованной литературы:
1. Александрова Т. В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников / Т. В. Александрова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 48 с.
3. Ванюхина Г. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников / Г. Ванюхина. – Екатеринбург: «Старсо», 1993 г.
3. Журова Л. Е. Подготовка к обучению грамоте детей 5 – 6 лет. Конспекты занятий / Л. Е. Журова. – М: Винтана – Граф, 2010.- 96 с.
4. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда / Г. А. Каше. – М: Просвещение, 1985. – 207 с.
5. Колесникова Е. В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5 – 6 лет. Учебно-методическое пособие / Е. В. Колесникова. – М: Издательство «Ювента», 2009. – 80 с.
6. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. – М. АРКТИ, 2003. – 240 с.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Миронова С. А. Коррекция нарушений речи: Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, С. А. Миронова. – М: «Просвещение», 2010. – 271 с.
8. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. – Москва; Воронеж, 1995. – 382 с.
УЧИМСЯ ВЫДЕЛЯТЬ ЗВУК
Игра "ГОВОРЯЩАЯ КАРТИНКА"
Игровой материал: иллюстрации (этот вариант игры легко показать на иллюстрации в книге Л.П. Успенской и М.Б.Успенского "Учитесь правильно говорить").
Правила игры: Этот игровой приём всегда вызывает интерес у детей. Удачен он и в методическом плане, потому что позволяет одновременно различать трудные звуки и определять согласные по мягкости - твердости. Спросите у детей:
"Умеют ли картинки разговаривать?" "Конечно, нет", - не задумываясь отвечают дети. Тогда говорим, что покажем им необыкновенную картинку: если её рассматривать внимательно, то она как будто начинает звучать. И рассказываем по картинке:
"На каникулах Вова приехал погостить к бабушке. Рано утром убежал кататься на велосипеде. Уже завтрак готов, а Вовы всё нет. Сердится большой чайник С-С-С, сердится маленький чайничек С'-С'-С, а Вова в кустах прячется, да ещё и нам показывает: Ц-Ц-Ц, не выдавайте, где я. Комары уже Вову заметили: 3-3-3 ~ радостно звенит большой, З'-З'-З' - вторит маленький, сейчас мы позавтракаем. Камыши укоризненно головами качают: Ш-Ш-Ш, Вову укоряют: "Не стыдно прятаться?" и т.д.
Рассказываем так, чтобы все звуки на картинке получили логичное объяснение. А в конце предлагаем детям несколько минуток тихо посмотреть на картинку, стараясь представить её звучание.
Игра "ФОНЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА"
Правила игры: Начинаем с простых вопросов:
Как тикают часы? — Тик-так.
Как подзывают цыплят? - Цып-цып.
Как чикают ножницы? - Чик-чик.
Как шипит змея?- Ш-Ш-Ш и т.д.
Игра № 7. "ВЕСЕЛАЯ ПОЛЯНКА"
Правила игры: Перед началом игры мы с детьми договариваемся о том, кто будет изображать комара, кто пчёлку, кто змею, кто листочек, кто дятла и т. д.
Игра № 10. "СЕРДИТЫЙ ВОРОН" (Выделение первого звука)
Игровой материал: игрушки или картинки, кукла. Правила игры: Детям даем игрушечных зверей или картинки.
В домике живут звери: лиса, медведь, кошка, собака, белка, баран, морж, коза и т.д.
Вокруг домика речка, и пройти в домик можно только вот по этому мостику. Мостик не простой, волшебный: уйти из домика по нему легко, а обратно прийти трудно.
На перилах мостика сидит сердитый Ворон. Каждого, кто подходит к мостику, он спрашивает, какой в его имени первый звук. Кто правильно скажет, тот пройдёт. А кто не знает, какой в его имени первый звук, перед тем мостик проваливается, перейти по нему нельзя.
Подошли звери к мостику, очень хотят домой попасть, а перейти не могут, потому что никто из них не знает, какой же в его имени первый звук.
Игра № 2. "ЗВУКОВЫХ ДЕЛ МАСТЕРА"
(Выделение ударного гласного)
Игровой материал: 6 фигурок Мастеров, предметные картинки, бумага, цветные карандаши или фломастеры.
Правила игры:
В стране звуков живут замечательные Звуковых дел Мастера. Их зовут: Ах, Ох, Ух, Эх, Их, Ых. У каждого Мастера есть молоточек, которым он ударяет по словам. Ударит Мастер Ах по слову "шкаф", и А звучит ясно, громко, отчётливо. По слову "стол" ударяет, конечно, Мастер Ох. А чтобы зазвучало слово "стул", должен поработать Мастер Ух и т.п.
Не все дети сразу начинают легко различать гласные звуки, а без этого важнейшего навыка нельзя научить составлять звуковые модели слов. Поэтому весь игровой материал с этими сказочными персонажами должен быть освоен детьми очень хорошо.
Глава 3. ИГРЫ, ПОМОГАЮЩИЕ ОПРЕДЕЛИТЬ МЕСТО ЗВУКА В СЛОВЕ
Игра № 1. "ЗВУКОЕДИК"
Игровой материал: кукла. Правила игры: рассказываем детям.
У Звуковичков есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.
Вариант этой игры:
"Истории про Звукоедика"
Звукоедик попал в сад. Теперь он отгрызает первый (или последний) звук в названиях фруктов: ...руша, ...эрсик и т.п.
Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..., сосн... .
Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку. До тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый или последний звук в словах.
Игра № 2. "В СТРАНЕ ЗВУКОВ"
Правила игры: В стране звуков не принято называть друг друга по именам или фамилиям. Там говорят только первый и последний звуки. Например:
Вова - [В-А]
Серёжа - [С- А]
Баранкин - [Б - Н]
и т.д.
Игра № 5. "ИЗОБРАЗИ ПРЕДМЕТ. КОТОРЫЙ НАЧИНАЕТСЯ С ТОГО ЖЕ ЗВУКА, ЧТО И ТВОЁ ИМЯ"
Правила игры: Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя. Например:
Девочку зовут Катя. Какой первый звук в её имени?-К. Названия каких предметов начинаются с этого же звука? -Кошка или канат, камень и т.п.
Как изобразим кошку (канат, камень и т.п.)?
Дети придумывают. Отмечаем наиболее выразительный показ.
Глава 4. УЧИМСЯ СЛЫШАТЬ СОГЛАСНЫЕ МЯГКИЕ И ТВЕРДЫЕ
Игра № 1. "НАЙДИ СВОЙ ДОМИК"
Игровой материал: два домика, предметные картинки.
Правила игры: В разных концах комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. "летают" по комнате и напевают свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например, сыр (С), лист (Л').
Была хорошая погода, пошли звуки погулять.
Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные, в зеленый - мягкие. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот "звук вымок под дождем. "
Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости - мягкости, то вводим "слова-ловушки", т.е. такие, которые начинаются с гласного звука: аист, ослик, игла и т.д. Для таких звуков нет "домика".
. "Мама варила обед"
Какие блюда приготовила мама, если в их названии есть
звук:
Р - борщ, рыба, рагу, картошка. Р'- рис, курица, креветки, варенье.
Игра № 3. "УПРЯМЫЕ ЗВУКОВИЧКИ"
(С мячом)
Игровой материал: мяч.
Правила игры: Называем твердый согласный звук и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, ребенок называет пару заданного звука (маленького "братца") и бросает мяч ведущему. Например:
Б-Б' Н-Н' К-К'.
Или, наоборот, называем мягкий согласный, а ребенок в ответ - большого "братца", т.е. твердую пару названного звука:
Ф'-Ф З'-З.
Глава 5. НЕ ПУТАЕМ ЗВУКИ!
1. "Шарик и комар"
Перед началом игры напоминаем, что звук 3 - песенка комара, а звук С - так выходит воздух из воздушного шарика. Затем в разных концах стола помещаем два рисунка: на одном изображен комар, а на другом шарик. На столе разложены разные предметы, например: наперсток, салфетка, замок, игрушечный заяц, значок и другие. Ребенок берёт предмет, называет его, определяет, какой в нём звук: С или 3 и кладёт предмет к картинке с шариком или с комаром.
Так же играем на различение звуков С - Ш; Ч - Щ; Ш - Ж; Щ-Ш.
2. "Закончи слово"
Говорим, что если в конце слова звучит звук Ц, встают мальчики, а если звук С - девочки.
Словарный материал:
автобу(с) глобу(с) молоде(ц)
колоде (ц) коло (с) страу(с)
дворе(ц) ледене(ц) певе(ц)
абрико(с) огуре(ц) анана(с)
компа(с) матро(с) мизине(ц)
Игра № 2. "КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ" Различение звуков С -Ш
Игровой материал: два больших листа бумаги с рисунками.
Правила игры: Нарисованы два чемодана. На них значки С и Ш. Вокруг изображены предметы одежды, обуви, головные уборы. Надо "разложить" их по чемоданчикам: в один собрать все вещи, в названиях которых есть звук С, в другой со звуком Ш.
Раздел II. МОДЕЛИРУЕМ СЛОВА И ЧИТАЕМ
К моменту перехода ко второму разделу пособия ребенок в результате освоения игр, данных в первой части, умеет выполнять звуковой анализ слова:
выделять все звуки в слове;
определять их последовательность;
различать звуки по их качественным характеристикам:
гласные - согласные, мягкие - твердые;
с помощью цветных фишек составлять звуковую модель
слова.
Когда ребенок хорошо определяет все звуки, легко их интонирует, различает согласные по твердости и мягкости, то звуковой анализ получается у него быстро и просто. Такие дети с большой охотой выкладывают слова фишками, просят все новые задания. Если же дошкольник занимается звуковым анализом с неохотой, то это означает, что какие-то игры из предыдущего раздела необходимо повторить, выяснив, что именно вызывает у ребенка затруднение.
Глава 1. УЧИМСЯ ВЫПОЛНЯТЬ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА
Игра № 1. "ЧИТАЕМ ПО ФИШКАМ"
Игровой материал: фишки, карточки с изображением предмета и звуковой моделью слова, соответствующего предмету.
Правила игры: Для этой игры надо приготовить фишки синего, красного и зеленого цветов и карточки.
Ребенок последовательно протягивает каждый звук в слове и выставляет фишку. Гласные звуки обозначаются красным цветом. Твердые согласные - синим, а мягкие - зеленым.
Звуковая модель слова "дом" выложенная фишками выглядит так:
Вначале детям для анализа даем простые трехзвуковые слова: мак, дом, сыр, кит, луг, нос, мель, рак, соль и т.д.
Затем - четырехзвуковые, но такие, в которых нет рядом двух согласных или двух гласных: пила, луна, лиса, гуси, бусы, рыба и т.д. А потом более сложные слова: утки, паук, аист, лист, волк, сумка, тигр, парта и т.д.
Данные упражнения, игры облегчат обучение в школе.
В заключение хочу добавить, гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Все недостатки важно устранить ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива для исправления.
Выделение первого и последнего звука в словах.
1. «Назови первый звук» (игра с мячом).
Цель: учить выделять первый ударный гласный звук в слове.
Воспитатель называет слово (показывает картинку), интонационно выделяя первый звук, и просит детей назвать звук, который слышится в начале слова.
«Я назову слово, а вы мне скажите, какой первый звук слышите : утка – у, аист – а, окна – о и т.д. (проводится игра).
Аналогично проводятся игры: «Назови последний звук» (такси – и, кот – т)
Цель: учить выделять последний гласный (согласный) звук в слове.
«Сосчитай и назови звуки» (АУ, ИА, АУИ)
Цель: учить определять количество и последовательность гласных звуков .
2.«Умная машина» - игрушечная машина останавливается возле картинки и сигналит пешеходам первым звуком в их имени.
Улитка – у, Аня – А, Оля – О, Индеец – И; кот – к, муха - м .
3. «Вагончик» (картинка вагон, предметные картинки).
Цель: учить определять начальный и конечный гласный (согласный) звук - в начале или в конце вагона поедет например звук А ( А)? Где слышно данный звук в слове? (аист, машина, антенна, лиса и т.д.)
5. «Собираем звуки»- на звуковой полянке находятся картинки с отработанными в произношении гласными (согласными) звуками, детям дается символ гласного звука и предлагается найти предметы.
Например: У - улитка, удочка, утюг, утка; А - альбом, апельсин, автомат.
6. «Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» - 5 -10 слов со звуком (…)
Например со звуком [Р]. Назовите слова. 9воспитатели называют слова..
7. Назови картинки, определи первый звук в слове. Напиши в квадратике под картинкой соответствующую букву.
У
Определение места звука в слове.
1. «Снегири на веточках» - на веточке наклеены 3 кружка, 1-начало слова, 2 –середина, 3 - конец слова. Если звук К слышится в начале слова, снегирь сядет на первый кружок, если звук слышится в середине слова- снегирь сядет на второй кружок, если слышится в конце слова- посадите снегиря на 3 кружок.
Давайте с вами поиграем. (кот, мак, сумка, бак…).
2. «Вагончики» - помогите пассажирам сесть правильно в вагоны. В зависимости от положения заданного звука дети расселяют картинки по вагонам: в первый со звукам (..) в начале слова, во второй со звуком (…) в середине слова, в последний со звуком (..) в конце слова.
У вас на столах лежат картинки, назовите картинку, определите, где в слове слышится звук [Л], помогите пассажиру занять своё место.
Аналогично проводятся игры: «Домики для слов», «Светофор», «Почтовые ящики»
3. Назовите картинки. Определите место звука (…) в названии каждого предмета и нарисуйте синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте.
4. Назови картинки. Определи место звука (..) в названиях нарисованных предметов и соедини картинку с соответствующей схемой.
5. Подбери слова на определенный слог (например: МУ- мука, муха, музей, мусор, мул).
6.Подбери картинки (слова) к заданной звуковой модели. На доске звуковая схема. Дети должны подобрать как можно больше слов (мысленно «подгонять» слова к схеме).
7.Подбор слов (картинок) к слоговым схемам. Назвать слова, состоящие из одного, двух-трех слогов.
8.Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова. Например: зайка-майка-гайка.
9. «Составь слово». Послушайте внимательно. Я назову звуки, а вы скажите, какое слово получилось. Д, Ы, М, Р,У, К, А.
10. «Зашифрованные слова». Рассмотрите картинки, назовите их, определите, с какого звука начинается название каждой картинки.
Запомни звуки, назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе. Какое слово получилось?
1-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни первый звук. Можно записать, соответствующие буквы.
МУКА
2-ый вариант. Из названия каждой картинки запомни последний звук.
МАК
На занятиях рекомендую использовать индивидуальные карточки с заданиями. Все задания на карточках должны сопровождаться яркими иллюстрациями, и защищены специальной пленкой (заламинированные), что дает возможность детям использовать фломастеры при выполнении заданий.
Примерные задания.
Составьте звуковые модели слов, сравни их.
Составьте звуковую модель слова, гласные звуки обозначь буквами.
Сколько всего звуков в слове? Напиши цифру в квадрате.
Соедини картинку со звуковой моделью.
Соедини картинки и звуковые модели.
Исправь ошибки в звуковой модели слова.
Подбери по одному слову к каждой звуковой модели.
Составь слово по первым звукам картинок.
Составь слово по последним звукам картинок.
10.Соедини картинку со слоговой схемой или соедини между собой картинки и слоговые схемы.
Данные упражнения, игры облегчат обучение в школе.
В заключение хочу добавить, гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Все недостатки важно устранить ещё в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойкий, сложный для корректировки дефект. Кроме того, важно помнить, что в дошкольный период речь ребёнка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива для исправления.
Играйте с детьми. В игре - сложное становиться доступным. Самое главное верить в ребенка и помочь ему постичь мир звуков!
Памятка для воспитателей
Алгоритм звукового анализа
1. Произнеси слово и послушай его.
2. Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?
3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
4. Обозначь выделенный звук фишкой.
5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.
Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)
6. Обозначь выделенный звук фишкой.
7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.
8. Произнеси слово по фишкам.
Звуки мы слышим и говорим, буквы – видим и слышим.
ГЛАСНЫЕ звуки не встречают преграды со стороны органов речи.
В русском языке 10 гласных букв: А, О, У, И, Ы, Э, Я, Е, Ё, Ю
гласных звуков всего 6 : А, О, У, И, Ы, Э.
Буквы Я, Е, Ё, Ю обозначают 2 звука:
- в начале слова (яма /йама/)
- после гласных звуков (маяк /майак/)
- после Ъ и Ь (вьюнок /вйунок/)
я = й+а, ю = й+у, е =й+э , ё = й+о
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
СОГЛАСНЫЕ звуки произносятся с преградой.
Согласные звуки делятся на Твердые и Мягкие, образуют пары:
например, [Б]– [Б`], [Т] – [Т`], [Л] – [Л`], П]– [П`], [Р] – [Р`], [З] – [З`], и др.
Не имеют парных звуков:
Всегда твёрдые согласные – [Ш], [Ж], [Ц].
Всегда мягкие согласные – [Ч], [Щ], [Й].
Согласный и гласный звуки образуют слог: АМ, СА, ОК, НЫ.
Картотека
Комплексов дыхательной гимнастики