ЗАСЕДАНИЕ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ БИОЛОГИИ, ХИМИИ И ЭКОЛОГИИ
ОЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ДЛЯ МНЯ ЭТО - …»
Косолапова Лидия Геннадиевна,
учитель биологии МОУ «СОШ р.п. Озинки»
Озинского района Саратовской области,
руководитель РМО учителей биологии, химии и экологии
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством.
Искусство основано на интуиции, технология – на науке.
С искусства всё начинается, технологией – заканчивается,
чтобы затем всё началось сначала.
В. П. Беспалько
Цель: определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности, обеспечивающей повышение результативности образовательного процесса.
План:
Выступление руководителя РМО
Анкетирование педагогов и анализ результатов анкетирования.
Выступление педагогов (опыт работы по внедрению инновационных педагогических технологий)
Современные дети отличаются от тех детей, для которых создавалась ранее и до сих пор существующая система образования. Резко возросла информированность детей, «полезная» и «вредная» информация доступна практически любому ребенку. Современные дети очень мало читают, как классическую, так и научно-популярную литературу. У детей наблюдается ограниченность в общении со сверстниками. Увеличилось количество детей, у которых наблюдается несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы и разных типов мышления. И в настоящее время учитель должен решать очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта и искать ответ на вопросы: «Как обучать в новых условиях? Как вызвать интерес к предмету? Как «заставить» мыслить?»
Обновление современного российского образование и введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования требует личного начала педагога. Учитель должен отчетливо понимать., что современный урок – это урок-открытие, урок-познание, урок с использованием инновационных педагогических технологий. Открытость педагога инновациям, поиск новых форм и методов – залог успешной работы, которая принесет желаемые результаты.
Что же такое педагогическая технология? Определений много:
Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология – совокупность психолого – педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П. Волков).
Но ясно одно, педагогические технологии отвечают на вопрос: «Как учить результативно?»
Следствием постоянного развития и совершенствования педагогических подходов и методов стали инновационные педагогические технологии, то есть технологии, благодаря которым происходит интеграция реализации новых идей в образование. Инновации сопровождают общество с самого начала его возникновения, но как педагогическая категория они относительно молоды.
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека. Понятие «инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение». В последнее время много говорится об инновациях в образовании. Хотя в российской образовательной системе речь об этом шла еще в 80-е годы XX века.
Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Используя инновации в образовательном процессе, мы ищем пути, которые позволят улучшить процесс обучения, и прежде всего его качество. Таким образом, инновации – это улучшение чего-то уже существующего.
За время существования нашего учебного заведения педагогический коллектив МОУ «СОШ р.п. Озинки» накопил большой пласт традиций в образовательном процессе: использование информационно-коммуникационных технологий, организация предпрофильной подготовки в основной школе и профильного обучения в средней школе (социально-экономический профиль, физико-математический профиль, химико-биологический профиль); использование современных образовательных технологий.
Но это вовсе не значит, что школа живет только традициями и ничего нового у нас не появляется. Ведь существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы, формы и подходы к образованию которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.
В нашей школе мы совмещаем традиционную и инновационную образовательную деятельность. Она распространяется как на содержание, методы, так и контроль за качеством образовательного процесса. Одной из форм инновационной деятельность школы является работа в рамках опытно-экспериментальной площадки.
С 2011 года по 2015 год (в течение 4 лет) в целях развития опытно-экспериментальной деятельности школы в рамках реализации президентской инициативы «Наша новая школа» на базе МОУ «СОШ р.п. Озинки» была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме «Профильное обучение школьников в дистанционной форме» при научном руководстве кафедры информатизации образования Государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования «Саратовского областного института развития образования» (ГАУ ДПО «СОИРО»)
За 4 года работы региональной площадки было апробировано 13 дистанционных курсов по различным предметам: русскому языку, литературе, физике, информатике, биологии, химии, обществознанию, истории, иностранному языку, литературе. В работе площадки приняло участие 11 педагогов. За время работы опытно-экспериментальной площадки дистанционным обучением было охвачено 350 учащихся школы, из которых 60% составили учащиеся профильных классов. О положительном опыте работы в рамках данной площадки говорит процент поступление выпускников 11-х классов с учебные заведения соответствующего профиля: 2012-2013 - 78%, 2013-2014 - 74%, 2014-2015 – 76%.
Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения обучающихся. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве или во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Реализация идей дистанционного образования с использованием новейших аппаратных средств и программных ресурсов, которые используются в практике деятельности образовательных учреждений, позволяет сделать процесс образовательной коммуникации более оперативным и способствует обеспечению равных возможностей в получении качественного и доступного образования обучающимися с различными образовательными потребностями и физическими возможностями.
С 2013 года на базе МОУ «СОШ р.п. Озинки» в рамках реализации проекта «Развитие дистанционного проекта «Образование» был создан муниципальный центр дистанционного обучения детей-инвалидов.
Данная форма обучения даёт возможность ребёнку получить качественное образование с помощью информационных технологий, обучиться работе на компьютере, через социальную сеть расширить круг своих знакомых и друзей. При этом ему будет доступно «живое» общение с педагогом, т.к. ребёнок имеет право получить образования как на дистанционном уровне, так на домашнем обучении.
Обучение в дистанционной форме (на расстоянии от школы) за это время (за 3 года) было организовано для 2-х учащихся с ограниченными физическими возможностями, один ученик в этом учебном году успешно завершил свое обучение и получил аттестат об основном общем образовании.
Достигнув одних целей наш педагогический коллектив ставит перед собой новые. В соответствии с программой развития целью нашей школы является: «Освоение новых подходов к образованию при реализации стандартов второго поколения через: целенаправленную работу по стабильному повышению качества знаний, роста результативности, эффективности обучения, воспитания, развития и успешности участников образовательного процесса». Основными задачами, конечно при решении данной цели являются: обеспечение инновационной деятельности школы, продолжив внедрение образовательных технологий, адекватных структуре профильного обучения; и обеспечение поддержки выстраивания индивидуальной образовательной траектории каждого участника образовательного процесса (ученика, учителя, родителя). Каким же образом бы будем реализовывать данные задачи? Конечно через работу в рамках экспериментальной площадки.
С этого учебного года МОУ «СОШ р.п. Озинки» вошла в состав 233 образовательных организаций, которые совместно с Некоммерческим партнерством «Объединений профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Леонида Владимировича Занкова» в соответствии с приказом №2016 от 08.06.2016 г. Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» которые будут работать в рамках экспериментальной площадки по теме «Система Л.В. Занкова как научно-методологическая программа «педагогики развития» в образовательных организациях России». В работе данной площадки будут задействованы учащиеся 1-х классов (набор 2016-2017 уч.год), учителя начальных классов, работающие по программе Л.В. Занкова, педагог-психолог, учитель логопед и администрация школы. Целью работы по данной теме является подтверждение эффективности педагогической системы развивающего образования Л.В. Занкова как эффективного инструмента развития универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов.
С 1 сентября 2016 года в соответствии с приказом Министерства образования Саратовской области №1451 от 22.04.2016 г. на базе нашей школы будет открыта региональная инновационная площадка по теме «Повышение эффективности образовательного процесса через формирование регионального банка инновационных образовательных ресурсов» (до 30 июня 2019 года). При работе в рамках данной площадки педагоги школы будут использовать уже наработанный опыт по обучению обучающихся в дистанционной форме и смогут создать авторские дистанционные курсы, которые позже смогут использовать как педагоги района, так и области.
На предыдущем заседании РМО педагоги приняли участие в исследовании по теме «Инновационные педагогические технологии».
Педагогам было необходимо продолжить предложение «Инновационные педагогические технологии для меня – это…». Были получены следующие ответы:
технология, которая дает возможность педагогу наиболее эффективно использовать время урока и индивидуально подойти к каждому ученику;
технология, которая позволяет мне развиваться как педагогу;
известная технология, которая используется в новых современных условиях;
технология, которая помогает заинтересовать детей предметом, который я преподаю.
В своих высказываниях учителя отмечают следующие качества инновационных педагогических технологий: универсальность, открытость, надпредметность, сочетаемость.
Педагогам было предложено оценить степень владения современными педагогическими технологиями и методами обучения. Из приведенной таблице видно, что наиболее распространёнными на уровне «активно используются в работе» среди учителей РМО являются информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии. Достаточно известны, но не так масштабно используются интерактивные технологии, технология «Портфолио», метод проектов, технология модульного обучения.
№ п/п | Педагогические технологии, методы обучения | Степень владения педагогической технологией |
Слабо информирован | Владею теоретической информацией, есть потребность узнать, как применить на практике | Активно применяю на практике, могу поделиться опытом по применению |
1 | Технология модульного обучения | 1 | 14 | 1 |
2 | Информационно – коммуникационные технологии | | 3 | 13 |
3 | Интерактивные технологии методы обучения: 3.1. дискуссии 3.2. деловые и ролевые игры 3.3. коллективные решения творческих задач 3.4. кейс – метод | 3 | 10 | 3 |
4 | Технология проблемного обучения | 2 | 7 | 7 |
5 | Метод проектов | | 8 | 8 |
6 | Технология «Портфолио» | 5 | 10 | 1 |
7 | Здоровьесберегающие технологии | | | 16 |
8 | Другое (укажите) | | | |
Педагогам было необходимо продолжить предложение «Использование современных инновационных педагогических технологий позволяет мне…». Были получены следующие ответы:
находить наиболее эффективные пути обучения;
развиваться себе как специалисту и лучше понимать своих учеников;
разнообразить урок.
Для более подробного изучения определение уровня готовности педагогов РМО к инновационной деятельности предлагается комплект анкет (Приложение №1):
Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств»
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Диагностическая карта "Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"
В заключение хочется отметить: нововведения в образовании - это веление времени. Но ограничиться одними новыми технологиями и инновационными методиками недостаточно. Главным критерием ценности инновации является улучшении качества образования. Если инновация служит целям "украсить", "пустить пыль", "утвердиться", она никому не нужна, а ее внедрение лишь приводит к неоправданным затратам. При ведении в образовательный процесс нового важно понять, какой результат мы должны с вами получить в процессе нашей с вами работы. И здесь уместно вспомнить следующее высказывание Сенека: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».
Приложение №1
Комплект анкет на определение уровня готовности педагогов к инновационной деятельности
Анкета "Восприимчивость педагогов к новшествам"
Инструкция:
Уважаемый педагог! Определите свою восприимчивость к новому, используя следующую оценочную шкалу: 3 балла – всегда; 2 балла – иногда, 1 балл – никогда.
1. Вы постоянно следите за передовым педагогическим опытом, стремитесь внедрить его с учетом изменяющихся образовательных потребностей общества, индивидуального стиля вашей педагогической деятельности?
2. Вы постоянно занимаетесь самообразованием?
3. Вы придерживаетесь определенных педагогических идей, развиваете их в процессе педагогической деятельности?
4. Вы сотрудничаете с научными консультантами?
5. Вы видите перспективу своей деятельности, прогнозируете ее?
6. Вы открыты новому?
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Уровень восприимчивости педагогического коллектива к новшествам (К) определяется по формуле:
где: Кфакт – фактическое количество баллов, полученных всеми учителями;
Кмакс – максимально возможное количество баллов (18).
Для оценки уровня восприимчивости педагогического коллектива к новшествам используются следующие показатели:
К
0,45 К
0,65 К
К 0,85 – оптимальный уровень.
Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива
к освоению новшеств"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".
1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.
2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.
3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.
4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.
5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.
6. Потребность в лидерстве.
7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.
8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.
9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.
10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.
11. Потребность в риске.
12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.
13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"
Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).
1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.
2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.
3. Плохое здоровье, другие личные причины.
4. Большая учебная нагрузка.
5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.
6. Отсутствие материальных стимулов.
7. Чувство страха перед отрицательными результатами.
8. Отсутствие помощи.
9. Разногласия, конфликты в коллективе.
Спасибо!
Обработка результатов
Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
"Оценка готовности учителя к участию в инновационной деятельности"
Инструкция: Уважаемые коллеги! Оцените, пожалуйста, предложенные критерии своей готовности по 5-балльной шкале.
№ | Критерии | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I. Мотивационнотворческая направленность личности |
1 | Заинтересованность в творческой деятельности | | | | | |
2 | Стремление к творческим достижениям | | | | | |
3 | Стремление к лидерству | | | | | |
4 | Стремление к получению высокой оценки деятельности со стороны администрации | | | | | |
5 | Личная значимость творческой деятельности | | | | | |
6 | Стремление к самосовершенствованию | | | | | |
Всего: | |
II. Креативность педагога |
7 | Способность отказаться от стереотипов в педагогической деятельности, преодолеть инерцию мышления | | | | | |
8 | Стремление к риску | | | | | |
9 | Критичность мышления, способность к оценочным суждениям | | | | | |
10 | Способность к самоанализу, рефлексии | | | | | |
Всего: | |
III. Профессиональные способности учителя к осуществлению инновационной деятельности |
11 | Владение методами педагогического исследования | | | | | |
12 | Способность к планированию экспериментальной работы | | | | | |
13 | Способность к созданию авторской концепции | | | | | |
14 | Способность к организации эксперимента | | | | | |
15 | Способность к коррекции своей деятельности | | | | | |
16 | Способность использовать опыт творческой деятельности других педагогов | | | | | |
17 | Способность к сотрудничеству | | | | | |
18 | Способность творчески разрешать конфликты | | | | | |
Всего: | |
IV. Индивидуальные особенности личности учителя |
19 | Работоспособность в творческой деятельности | | | | | |
20 | Уверенность в себе | | | | | |
21 | Ответственность | | | | | |
Всего: | |
Спасибо!
Обработка результатов
На основе полученных результатов делаются выводы:
о высоком уровне готовности педагога к участию в инновационной деятельности – набрано от 84 до 71 балла;
среднем уровне – от 70 до 55 баллов;
низком уровне – менее 55 баллов.
Список литературы
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., 1989.
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. – М., 2010.
http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2015/09/29/diagnosticheskiy-instrumentariy-pedagogi