МКДОУ «Детский сад № 8 «Колосок»
Семинар практикум
«Развитие связной речи и коммуникативных навыков посредством продуктивных видов деятельности»
Подготовила и провела: воспитатель Егорова И.А
2022 г.
Детское художественное творчество нужно, прежде всего самому ребенку для развития его воображения, эмоционально-эстетической сферы, овладению речью как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира человека
Л. С. Выготский
Связная речь
- Связная речь - смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание
- Связная речь - процесс, деятельность говорящего
- Продукт, результат деятельности, текст, высказывание
Ранний возраст
- понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения
- понимание речи окружающих и использование активной речи детей как средства общения
Младший дошкольный возраст
- выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?)
- выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы
- задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?)
Средний дошкольный возраст
- вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
- вступать в общение со взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их
- рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях
Старший дошкольный возраст
- участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника формулировать и задавать вопросы формирование культуры общения
- участвовать в общей беседе, внимательно слушать собеседника
- формулировать и задавать вопросы
- формирование культуры общения
Требования к связной речи детей
В раннем возрасте - слушать и повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 – 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Во 2 младшей группе - пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, рассказывать по наглядному материалу.
В средней группе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
В старшей группе дети связно, последовательно пересказывают литературные произведения, выразительно передавая диалоги действующих лиц, характеристики персонажей.
В подготовительной к школе группе детей учат строить разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение) с соблюдением их структуры.
В настоящее время речевое развитие детей остается одной из актуальных проблем современного дошкольного образования. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. Без письменной речи он был бы лишен возможности узнать, как жили и что делали люди предыдущих поколений. У него не было бы возможности передать другим свои мысли и чувства. Речь человека - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным он должен овладеть всеми богатствами родного языка. Детский сад - это первая ступень системы образования, и на педагогов ложится огромная задача заложить основу, базис личностной культуры ребенка-дошкольника. Согласно ФГОС дошкольного образования, на этапе завершения дошкольного обучения ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь использовать ее для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Развитие устной речи закладывает основы успешного обучения в школе.
В течение дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них : плохо развитая мелкая моторика рук.
Связь развития руки с развитием мозга доказывают современные психологи и педагоги. Они утверждают, что формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, что и глаз и мысль ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука.
«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И. П. Павлов
В. А. Сухомлинский говорил «Истоки способностей и дарований детей на кончиках его пальцев» . «Рука-это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель. «Рука своего рода внешний мозг» - писал Кант. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок.
Учитывая выводы ученых, в своей работе по развитию речи и коммуникативных навыков у детей большое внимание уделяю различным видам продуктивной деятельности.
Я определила цель работы : способствовать активизации речи детей в разных видах продуктивной деятельности.
Поставила следующие задачи :
- создать в группе развивающую речевую среду;
- развивать произносительную и связную сторону речи;
- пополнять словарь детей;
- развивать мелкую моторику руки.
- овладение детьми практическими техниками и приемами в разных видах изобразительной деятельности.
Для решения данных задач создала в группе центры детской деятельности : центр «творческое развитие», центр «строительно-конструктивных игр», центр «развитие речи» , центр «сенсорное развитие». Благодаря им, дети, играя и занимаясь, учатся умениям общения друг с другом, слушать и слышать, общаться с помощью слов, фраз и предложений, излагать свои желания, отвечать на вопросы детей. Организуя деятельность дошкольников в перечисленных центрах я способствовала развитию связной речи, и продуктивной деятельности в процессе ООД, свободного общения и игр Так же мною в начале учебного года была создана рабочая программа, соответствующая требованиям ФГОС.
Перспективное планирование занятий в программе разработала в соответствии с тематическим планированием, утвержденным в детском саду. Каждое занятие состоит из двух тесно связанных условных частей.
• Первая, вводная часть - развитие речи, познавательное развитие;
• Вторая – практическая, творчески направленная.
Основные задачи первой части занятия – определить мотив деятельности детей, используя различные приемы и средства развития речи. Театрализации, игры направленные на развитие речевых компетенций, подводят детей к необходимости изготовления какого-либо крайне необходимого для игры, театрализации предмета. Сюрпризные моменты, ожидание чуда, волшебства “подогревают” интерес.
Цель второй части занятия – изготовление поделки, рисунка, аппликации
ООД: «Сказка: «Курочка Ряба»
Заучивание потешки: «Солнышко» Солнышко – солнце Выгляни в оконце Посвети немножко Дам тебе горошка
ООД «Знакомство со сказкой «Маша и медведь»
Игровая ситуация и заучивание стихотворения «Неваляшки»
Мы весёлые милашки Чудо – куклы неваляшки Мы танцуем и поём Очень весело живём
Заучивание потешки: «Водичка – водичка»
Водичка – водичка Умой моё личико Чтобы глазки смотрели Что бы щечки краснели Что б смеялся роток И кусался зубок!
ООД: «Сказка «Репка»
ООД: «Яблочко»
Что за грохот Бум – бум – бум Яблочко упало! В травке яблочко найдём, Что бы не пропало!
ООД: «Ягодки для снегиря»
Игровая ситуация: «Знакомство с народным праздником «Масленица»
ООД: «Подарим Машеньке погремушку»
Свободная организованная игровая деятельность