Семинар-практикум «Профилактика девиантного поведения в условиях учреждения дополнительного образования»
Автор: Новикова Екатерина Михайловна,
заведующий отделом по основной деятельности
государственного учреждения образования
«Слуцкий Центр детского творчества»
Пояснительная записка
Девиантные поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Задачей каждого учреждения образования, а также каждого педагога является помощь учащимся, у которых наблюдается проявление девиантности. Для этого педагог должен вовремя заметить и выработать стратегию работы с таким учащимся.
Учреждение образования — это важнейший институт в становлении личности ребенка, который может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни.
Цель семинара-практикума: выработать механизм работы педагогов с учащимися девиантного поведения.
Задачи:
1. раскрыть понятие «девиантные учащиеся», выявить проблемные зоны при работе с девиантными детьми;
2. выявить доступные и эффективные методы и формы работы с такими учащимися;
3. разработать концепцию работы с «девиантными учащимися».
Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги, начать наш сегодняшний семинар хочется следующими словами:
Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и могут ее причинять, – они уже люди.
Жан Лабрюйер
Ведущий: Уже из этих слов вы должны были понять, что наш семинар будет посвящен учащимся с особым поведением – девиантным.
Но перед тем как приступить к работе, нам с вами необходимо настроится. Для этого предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»
Цель: Создать настроение на продуктивную работу, сплочение коллектива, снятие напряжения.
Ведущий: Уважаемые участники семинара, вам необходимо встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.
(Все сидят в кругу. Ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто..»:)
любит болтать по телефону;
кто любит котов;
кто любит петь и танцевать;
у кого есть дома собака (кошка);
кому скучно;
кто пришел получать новые знания.
Ведущий: Отлично, я вижу, что все, кто сегодня собрались готовы к работе и получению новых знаний.
Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – это методику работы с учащимися с девиантным поведением.
На занятии мы с вами разберемся, кто такие девиантные дети, выявим проблемные зоны, которые требуют совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими учащимися, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с учащимися, а именно с подростками, поведение которых отклоняется.
Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к обучению, грубые, драчливые, лживые, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конечном итоге становятся правонарушителями. Возможно, где-то мы не уделяем им должного внимания, не пытаемся вникнуть в их внутренний мир, опаздываем с принятием мер по предупреждению девиантного поведения.
Что же такое девиантное поведение?
Уважаемые коллеги, у каждого из вас на столе лежат листочки, я попрошу каждого написать ответ на вопрос что такое девиантное поведение? (участники семинара записывают свои ответы на листок бумаги).
И так, все справились с заданием. Теперь обратите внимание на нашу доску (на доске написано ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЭТО – ), сейчас вам необходимо по очереди зачитать ответ на вопрос и прикрепить свой листочек к доске.
Очень хорошо, все мы имеем представление о девиантном поведение, но давайте обратимся к словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.
Выделяют три формы девиантного поведения:
Необходимо рассмотреть каждую из этих форм. Начнем с антисоциального поведения. Для дальнейшей работы вам необходимо объединиться в 3 группы.
Ведущий: Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и которое угрожает социальному порядку и благополучию окружающих.
Коллеги, каждой группе необходимо подумать и написать какие поступки будут характерны для учащихся с асоциальным поведением.
Предполагаемые ответы: Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство, мелкого хулиганство, вандализм, порча чужого имущества, торговля наркотиками.
Каждая группа по очереди зачитывает свои записи. Ведущий корректирует ответы групп.
Ведущий: Все верно. Учащихся с подобными отклонениями в поведении легко распознать и начать с ними работать.
Следующая форма девиантного поведения — это асоциальное поведение.
Асоциальное поведение – уклонение от выполнения моральных норм, принятых в обществе, угрожает благополучию межличностных отношений.
Асоциальное поведение может возникнуть и под воздействием материальных факторов. Здесь подразумевается не материальное положение семьи, а те материальные условия (географическая среда, плотность народонаселения, способы и возможности заработать), которые способствуют формированию и развитию потребностей, порождающих асоциальные отношения.
Ведущий: Коллеги, каждой команде необходимо подумать и определить какие же проступки будут характерны для учащихся с данным видом поведения.
Предполагаемые ответы: побеги из дома; систематические пропуски в школе; агрессивное поведение; ложь; вымогательство; беспорядочные половые связи; настенные надписи и рисунки непристойного характера; ненормативная лексика.
Каждая группа по очереди зачитывает свои записи. Ведущий корректирует ответы групп.
Ведущий: Мы свами подошли в последней форме девиантного поведения.
Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развития личности.
Ведущий: на ваших карточках осталась последняя колонка, это поступки, которые характерны для учащихся с аутодеструктивным поведением, попрошу вас ее заполнить.
Предполагаемые ответы: курение; токсикомания; наркомания; вскрытие вен; алкоголизм; суицид.
Каждая группа по очереди зачитывает свои записи. Ведущий корректирует ответы групп.
Ведущий: Наконец-то мы разобрались с формами девиантного поведения. Следующий этап нашей работы — это выработка модели работы с такими учащимися. Каждой группе необходимо разработать и защитить план работы с девиантными учащимися.
Коллеги, перед вами на столах лежат конверты, откройте их и внимательно прочитайте ситуацию. Вам необходимо определить к какому виду девиантного поведения относится описанная ситуация, а также разработать план работы с таким учащимся.
Задание для первой группы.
На уроке два ученика разговаривали, мешая всему классу. После сделанного классным руководителем замечания, один из учащихся выбежал из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия - асоциальное поведение).
Задание для второй группы.
Группа учащихся с 9 класса постоянно издеваются над учениками 4-5 классов, подстерегая их в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие - Антисоциальное поведение).
Задание для третьей группы.
Учащийся 11 класса нюхает токсичные вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Учащимся становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания - аутодеструктивного поведение).
Ведущий: И так, я вижу, что все группы уже справились с заданием. Давайте посмотрим, что у нас получалось.
(Каждая группа выступает с докладом по своему вопросу)
Ведущий: Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?
Для наглядности предлагаю вам следующее упражнение «Чистый лист». Попрошу каждого из вас взять в руки лист бумаги на котором в центре нарисован круг, и отрывать от него кусочек, когда вы посчитаете это нужным.
Упражнение «Чистый лист».
Ведущий: Представим себе, что это душа ребенка.
Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается.
Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.
Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!
Когда ученик теряет веру в себя и свои способности - ........
Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?
Ведущий: как видите у всех вам в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.
Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.
Принято выделять следующие факторы риска:
Именно в семье формируются все моральные и эмоциональные связи, глядя на отношения в семье ученик делает те или иные умозаключения. Если перед его глазами чистый дом, любящие родители, которые всегда помогут и дадут совет по любому вопросу, то в такой семье маленькие шансы развития у ребенка девиантного поведения. А если ситуация дома складывается противоположная, то ученик попадает в зону риска.
Все мы не раз слышали выражение «Яблоко от яблони не далеко падает», в каждом человеке есть частичка от родителей. Это и накладывает отпечаток на нашу жизнь, наши поступки.
Подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Перемены, которые происходят с учеником, откладывают определенный отпечаток на его поведении. Особо сильное влияние оказывают его переживания, отношение окружающих, а также самооценка. Именно в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание всем изменениям в поведение ученика, корректировать его, наставлять на верный путь.
У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У учащихся с девиантным поведением за частую напрочь отсутствуют социальные связи.
Ведущий: Коллеги, каждый из вас работает с девиантными учащимися, давайте сейчас определим, насколько эффективна проходит ваша работа. А слелаем это с помощью теста «Определение эффективности воспитательно-профилактической работы с девиантными учащимися»
Тест «Определение эффективности воспитательно-профилактической
работы с девиантными учащимися»
Инструкция: Вам необходимо ответить на 23 вопроса, отвечать можно только «да» или «нет». Попрошу вас отвечать максимально честно.
1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.
2. Контролирую посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками.
3. Всегда ставлю родителей девиантных учащихся в известность о пропусках.
4. слежу за успеваемостью девиантных учеников.
5. Держу на контроле выполнение порученных заданий.
6. Веду активную работу с родителями.
7. Стараюсь каждый день уделять внимание девиантному ученику.
8. Стараюсь не использовать нравоучения в своей работе. Воспитываю на положительных примерах.
9. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность, использую общественные поручения.
10. Способствую обучаю девиантных учащихся методам самовоспитания.
11. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать.
12. Активно привлекаю родителей для перевоспитания.
13. Привлекаю к работе инспектора по делам несовершеннолетних.
14. Корректно веду себя в конфликтных ситуациях, не стараюсь одержать победу любой ценой. Иногда необходимо уступить.
15. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тотчас, и, только потом, без раздражения, высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.
16. Укрепляю отношения с учащимися, чтобы они делились со мной своими неприятностями.
17. Никогда не ставлю на ребенке крест. Считаю, что из любой ситуации есть выход.
18. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
19. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.
20. Диалог стараюсь начинать с вопросов, мнения по которым совпадают.
21. Веду диалог на равных, но инициативу держу в своих руках.
22. Всегда стараюсь посмотреть на происходящее глазами учащегося.
23. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.
Подведение результатов:
от 20 до 23 «Да» - Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении, и ваш ученик обязательно исправится;
от 15 до 19 «Да» - К сожалению, Вы еще недостаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться;
менее 15 «Да» - Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе Вас ждет педагогический провал.
Ведущий: Вот и закончился наш семинар. В завершение хочется пожелать вам всегда находить подход к учащимся с девиантным поведением. А также возьмите памятки для работы с девиантными учащимися (приложение).
А наш семинар давайте завершим пожеланиями.
Упражнение «Пожелания»
Материалы: карточки с изображениями различных предметов (ластик, кружка кофе, лестница, мольберт, кекс, мобильный телефон, календарь, шариковая ручка, клей, ножницы, книга).
Инструкция: Каждый участник вытягивает карточку, на которой нарисован предмет, ему необходимо придумать пожелание вязанное с этим предметом.
Например:
Ластик – Желаю чтобы все ваши проблем стерлись из ваших жизней.
Кружка кофе – Желаю всегда горячих идей.
Мобильный телефон – Желаю всегда быть на связи.
И так далее.
Литература и интернет-ресурсы
Дубская, И. В. Психокоррекционная работа в общеобразовательных учреждениях / И. В. Дубская // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. – М., 2009. – С. 23 – 32.
Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 2008. – №2. – С. 118 – 123.
Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассников: Кн. для классных руководителей. 2-е изд., доп. и перераб. / А. В. Мудрик // Педагогика. – 2002. – №3 – 4. С. 45 – 48.
Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Семинар для педагогов: «Девиантное поведение подростков - причины и способы преодоления». - Режим доступа : https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/04/23/seminar-dlya-pedagogov-deviantnoe-povedenie - Дата доступа : 05.02.2020.
П
риложение