СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум «Профилактика девиантного поведения в условиях учреждения дополнительного образования»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантные поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Задачей каждого учреждения образования, а также каждого педагога является помощь учащимся, у которых наблюдается проявление девиантности. Для этого педагог должен вовремя заметить и выработать стратегию работы с таким учащимся.

Учреждение образования — это важнейший институт в становлении личности ребенка, который может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум «Профилактика девиантного поведения в условиях учреждения дополнительного образования»»

Семинар-практикум «Профилактика девиантного поведения в условиях учреждения дополнительного образования»


Автор: Новикова Екатерина Михайловна,

заведующий отделом по основной деятельности

государственного учреждения образования

«Слуцкий Центр детского творчества»


Пояснительная записка

Девиантные поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания педагогов, психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

В погоне за статусом, деньгами, стираются грани дозволенного и нравственного, современным семьям порой просто некогда объяснять и уж тем более следовать общепринятым нормам поведения, неумение регулировать и контролировать свои эмоциональные проявления приводят к печальным последствиям. Задачей каждого учреждения образования, а также каждого педагога является помощь учащимся, у которых наблюдается проявление девиантности. Для этого педагог должен вовремя заметить и выработать стратегию работы с таким учащимся.

Учреждение образования — это важнейший институт в становлении личности ребенка, который может повлиять на развитие детей, тем самым помочь ребенку в дальнейшей жизни. Своевременная коррекция и профилактика девиантного поведения может уберечь детей и подростков от будущих проблем в жизни.

Цель семинара-практикума: выработать механизм работы педагогов с учащимися девиантного поведения.

Задачи:

1. раскрыть понятие «девиантные учащиеся», выявить проблемные зоны при работе с девиантными детьми;

2. выявить доступные и эффективные методы и формы работы с такими учащимися;

3. разработать концепцию работы с «девиантными учащимися».


Ведущий: Здравствуйте уважаемые коллеги, начать наш сегодняшний семинар хочется следующими словами:

Дети дерзки, привередливы, вспыльчивы, завистливы, любопытны, своекорыстны, ленивы, легкомысленны, трусливы, невоздержанны, лживы и скрытны; они легко разражаются смехом или слезами, по пустякам предаются неумеренной радости или горькой печали, не выносят боли и могут ее причинять, – они уже люди.

Жан Лабрюйер

Ведущий: Уже из этих слов вы должны были понять, что наш семинар будет посвящен учащимся с особым поведением – девиантным.

Но перед тем как приступить к работе, нам с вами необходимо настроится. Для этого предлагаю вам выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: Создать настроение на продуктивную работу, сплочение коллектива, снятие напряжения.

Ведущий: Уважаемые участники семинара, вам необходимо встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.

(Все сидят в кругу. Ведущий говорит: «Поменяйтесь местами те, кто..»:)

  • любит болтать по телефону;

  • кто любит котов;

  • кто любит петь и танцевать;

  • у кого есть дома собака (кошка);

  • кому скучно;

  • кто пришел получать новые знания.

Ведущий: Отлично, я вижу, что все, кто сегодня собрались готовы к работе и получению новых знаний.

Сегодня мы обсудим один из самых актуальных вопросов воспитания – это методику работы с учащимися с девиантным поведением.

На занятии мы с вами разберемся, кто такие девиантные дети, выявим проблемные зоны, которые требуют совместных действий, обсудим доступные и эффективные методы работы с такими учащимися, систематизируем наши знания, накопленный опыт работы, чтобы в дальнейшем использовать его в своей работе при взаимодействии с учащимися, а именно с подростками, поведение которых отклоняется.

Часто мы не можем до конца понять, как нам управлять такими детьми, детьми трудновоспитуемыми и педагогически запущенными, которые нарушают дисциплину, равнодушны к обучению, грубые, драчливые, лживые, употребляют алкоголь и пробуют наркотики и, в силу своих проблем, в конечном итоге становятся правонарушителями. Возможно, где-то мы не уделяем им должного внимания, не пытаемся вникнуть в их внутренний мир, опаздываем с принятием мер по предупреждению девиантного поведения.

Что же такое девиантное поведение?

Уважаемые коллеги, у каждого из вас на столе лежат листочки, я попрошу каждого написать ответ на вопрос что такое девиантное поведение? (участники семинара записывают свои ответы на листок бумаги).

И так, все справились с заданием. Теперь обратите внимание на нашу доску (на доске написано ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЭТО – ), сейчас вам необходимо по очереди зачитать ответ на вопрос и прикрепить свой листочек к доске.

Очень хорошо, все мы имеем представление о девиантном поведение, но давайте обратимся к словарю Ожегова, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных правил и норм общества и причиняет реальный ущерб обществу или самой личности.

Выделяют три формы девиантного поведения:

  • антисоциальное поведение

  • асоциальное поведение

  • аутодеструктивное поведение

Необходимо рассмотреть каждую из этих форм. Начнем с антисоциального поведения. Для дальнейшей работы вам необходимо объединиться в 3 группы.

Ведущий: Антисоциальное поведение – поведение, противоречащее правовым нормам и которое угрожает социальному порядку и благополучию окружающих.

Коллеги, каждой группе необходимо подумать и написать какие поступки будут характерны для учащихся с асоциальным поведением.

Предполагаемые ответы: Насилие над младшими и слабыми сверстниками, животными; воровство, мелкого хулиганство, вандализм, порча чужого имущества, торговля наркотиками.

Каждая группа по очереди зачитывает свои записи. Ведущий корректирует ответы групп.

Ведущий: Все верно. Учащихся с подобными отклонениями в поведении легко распознать и начать с ними работать.

Следующая форма девиантного поведения — это асоциальное поведение.

Асоциальное поведение – уклонение от выполнения моральных норм, принятых в обществе, угрожает благополучию межличностных отношений.

Асоциальное поведение может возникнуть и под воздействием материальных факторов. Здесь подразумевается не материальное положение семьи, а те материальные условия (географическая среда, плотность народонаселения, способы и возможности заработать), которые способствуют формированию и развитию потребностей, порождающих асоциальные отношения.

Ведущий: Коллеги, каждой команде необходимо подумать и определить какие же проступки будут характерны для учащихся с данным видом поведения.

Предполагаемые ответы: побеги из дома; систематические пропуски в школе; агрессивное поведение; ложь; вымогательство; беспорядочные половые связи; настенные надписи и рисунки непристойного характера; ненормативная лексика.

Каждая группа по очереди зачитывает свои записи. Ведущий корректирует ответы групп.

Ведущий: Мы свами подошли в последней форме девиантного поведения.

Аутодеструктивное поведение - поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развития личности.

Ведущий: на ваших карточках осталась последняя колонка, это поступки, которые характерны для учащихся с аутодеструктивным поведением, попрошу вас ее заполнить.

Предполагаемые ответы: курение; токсикомания; наркомания; вскрытие вен; алкоголизм; суицид.

Каждая группа по очереди зачитывает свои записи. Ведущий корректирует ответы групп.

Ведущий: Наконец-то мы разобрались с формами девиантного поведения. Следующий этап нашей работы — это выработка модели работы с такими учащимися. Каждой группе необходимо разработать и защитить план работы с девиантными учащимися.

Коллеги, перед вами на столах лежат конверты, откройте их и внимательно прочитайте ситуацию. Вам необходимо определить к какому виду девиантного поведения относится описанная ситуация, а также разработать план работы с таким учащимся.

Задание для первой группы.

На уроке два ученика разговаривали, мешая всему классу. После сделанного классным руководителем замечания, один из учащихся выбежал из класса, демонстративно громко хлопнув дверью. (Агрессия - асоциальное поведение).

Задание для второй группы.

Группа учащихся с 9 класса постоянно издеваются над учениками 4-5 классов, подстерегая их в разных местах, как в школе, так и дома. (Насилие - Антисоциальное поведение).

Задание для третьей группы.

Учащийся 11 класса нюхает токсичные вещества, постепенно привлекая к этому своих сверстников. Учащимся становится плохо. При этом они продолжают встречаться и заниматься данным занятием дальше. (Токсикомания - аутодеструктивного поведение).

Ведущий: И так, я вижу, что все группы уже справились с заданием. Давайте посмотрим, что у нас получалось.

(Каждая группа выступает с докладом по своему вопросу)

Ведущий: Все дети приходят в этот мир чистыми, хорошими. Откуда берутся потом трудновоспитуемые, социально запущенные нарушители? Как говорил в свое время Макаренко: «Лежит младенец и дрыгает ножками, а вырастает из него подхалим, пошляк, враль, подлец и преступник». Правонарушителями не рождаются, ими становятся. Как достигается такой результат?

Для наглядности предлагаю вам следующее упражнение «Чистый лист». Попрошу каждого из вас взять в руки лист бумаги на котором в центре нарисован круг, и отрывать от него кусочек, когда вы посчитаете это нужным.

Упражнение «Чистый лист».

Ведущий: Представим себе, что это душа ребенка.

Когда на ребенка в семье не обращают внимания - часть ее души отрывается.

Когда ученик не может установить контакт со сверстниками - происходит то же самое.

Когда педагог не понимает ученика и не может найти к нему подход - еще кусочек души прочь!

Когда ученик теряет веру в себя и свои способности - ........

Когда он становится никому не нужен ... что происходит с его душой?

Ведущий: как видите у всех вам в руках остался лист с огромной дырой внутри. Тоже самое происходит и с душой ученика, и он / она чувствует крах, безысходность, отчаяние.

Все эти и другие факторы создают условия, которые способствуют отклонению поведения учащегося.

Принято выделять следующие факторы риска:

  • Семья

Именно в семье формируются все моральные и эмоциональные связи, глядя на отношения в семье ученик делает те или иные умозаключения. Если перед его глазами чистый дом, любящие родители, которые всегда помогут и дадут совет по любому вопросу, то в такой семье маленькие шансы развития у ребенка девиантного поведения. А если ситуация дома складывается противоположная, то ученик попадает в зону риска.

  • Наследственность

Все мы не раз слышали выражение «Яблоко от яблони не далеко падает», в каждом человеке есть частичка от родителей. Это и накладывает отпечаток на нашу жизнь, наши поступки.

  • Проблемы в подростковом возрасте

Подростковый возраст характеризуется интенсивным процессом психического и личностного развития, физического созревания организма подростка. Перемены, которые происходят с учеником, откладывают определенный отпечаток на его поведении. Особо сильное влияние оказывают его переживания, отношение окружающих, а также самооценка. Именно в подростковом возрасте необходимо уделять особое внимание всем изменениям в поведение ученика, корректировать его, наставлять на верный путь.

  • Отсутствие прочных социальных связей.

У каждого индивида должен быть человек, с которого он будет брать пример. Самое главное, чтобы пример для подражания был достойным. У учащихся с девиантным поведением за частую напрочь отсутствуют социальные связи.

Ведущий: Коллеги, каждый из вас работает с девиантными учащимися, давайте сейчас определим, насколько эффективна проходит ваша работа. А слелаем это с помощью теста «Определение эффективности воспитательно-профилактической работы с девиантными учащимися»

Тест «Определение эффективности воспитательно-профилактической

работы с девиантными учащимися»

Инструкция: Вам необходимо ответить на 23 вопроса, отвечать можно только «да» или «нет». Попрошу вас отвечать максимально честно.

1. Веду наблюдения за трудновоспитуемыми детьми, фиксируя результаты в индивидуальном дневнике наблюдений.

2. Контролирую посещаемость занятий трудновоспитуемыми учениками.

3. Всегда ставлю родителей девиантных учащихся в известность о пропусках.

4. слежу за успеваемостью девиантных учеников.

5. Держу на контроле выполнение порученных заданий.

6. Веду активную работу с родителями.

7. Стараюсь каждый день уделять внимание девиантному ученику.

8. Стараюсь не использовать нравоучения в своей работе. Воспитываю на положительных примерах.

9. Вовлекаю трудновоспитуемого в трудовую, спортивную и творческую деятельность, использую общественные поручения.

10. Способствую обучаю девиантных учащихся методам самовоспитания.

11. Нейтрализую вредное влияние родителей, стараюсь нормализовать.

12. Активно привлекаю родителей для перевоспитания.

13. Привлекаю к работе инспектора по делам несовершеннолетних.

14. Корректно веду себя в конфликтных ситуациях, не стараюсь одержать победу любой ценой. Иногда необходимо уступить.

15. Действую только тактическим маневром и никогда – прямой атакой. Выслушиваю все, не реагируя тотчас, и, только потом, без раздражения, высказываю мнение, вносящее поправки в услышанное.

16. Укрепляю отношения с учащимися, чтобы они делились со мной своими неприятностями.

17. Никогда не ставлю на ребенке крест. Считаю, что из любой ситуации есть выход.

18. Не загоняю ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.

19. Беседу всегда начинаю с дружеского тона.

20. Диалог стараюсь начинать с вопросов, мнения по которым совпадают.

21. Веду диалог на равных, но инициативу держу в своих руках.

22. Всегда стараюсь посмотреть на происходящее глазами учащегося.

23. Общаясь с подростком, стараюсь развивать в себе готовность к педагогической импровизации.

Подведение результатов:

от 20 до 23 «Да» - Вы на правильном пути. Работайте в том же направлении, и ваш ученик обязательно исправится;

от 15 до 19 «Да» - К сожалению, Вы еще недостаточно освоили методы и приемы работы с трудновоспитуемыми детьми, необходимо самосовершенствоваться и самообразовываться;

менее 15 «Да» - Необходимо срочно пересмотреть свои взгляды на воспитание детей, иначе Вас ждет педагогический провал.

Ведущий: Вот и закончился наш семинар. В завершение хочется пожелать вам всегда находить подход к учащимся с девиантным поведением. А также возьмите памятки для работы с девиантными учащимися (приложение).

А наш семинар давайте завершим пожеланиями.

Упражнение «Пожелания»

Материалы: карточки с изображениями различных предметов (ластик, кружка кофе, лестница, мольберт, кекс, мобильный телефон, календарь, шариковая ручка, клей, ножницы, книга).

Инструкция: Каждый участник вытягивает карточку, на которой нарисован предмет, ему необходимо придумать пожелание вязанное с этим предметом.

Например:

Ластик – Желаю чтобы все ваши проблем стерлись из ваших жизней.

Кружка кофе – Желаю всегда горячих идей.

Мобильный телефон – Желаю всегда быть на связи.

И так далее.


Литература и интернет-ресурсы

  1. Дубская, И. В. Психокоррекционная работа в общеобразовательных учреждениях / И. В. Дубская // Территориальные социальные службы: теория и практика функционирования. – М., 2009. – С. 23 – 32.

  2. Иванов, В. Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В. Н. Иванов // Социально-политический журнал. – 2008. – №2. – С. 118 – 123.

  3. Мудрик, А. В. О воспитании старшеклассников: Кн. для классных руководителей. 2-е изд., доп. и перераб. / А. В. Мудрик // Педагогика. – 2002. – №3 – 4. С. 45 – 48.

  4. Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс] / Семинар для педагогов: «Девиантное поведение подростков - причины и способы преодоления». - Режим доступа : https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2015/04/23/seminar-dlya-pedagogov-deviantnoe-povedenie - Дата доступа : 05.02.2020.

П риложение