Семинар – практикум «Обновление дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»
Подготовила:
Гавриленко Е.В.,
методист МБУ ДО ЦДТ
Междуреченск, 2019
Основные нормативные документы:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ» (включая разноуровневые программы).
Методические рекомендации:
Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.11.2015
09-3242
«Методические рекомендации по
проектированию дополнительных
общеобразовательных программ»
(включая разноуровневые
программы).
Структура ДООП :
соответствующая Федеральному Закону РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273:
Титульный лист программы
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1.1.Пояснительная записка (общая характеристика программы):
направленность (профиль) программы
актуальность программы
отличительные особенности программы (новизна, педагогическая целесообразность, отличия от др)
адресат программы
объём программы
формы обучения и виды занятий по программе
срок освоения программы
режим занятий
1.2.Цель и задачи программы:
цель
задачи
1.3. Содержание программы:
учебный план
содержание учебно-тематического плана
1.4. Планируемые результаты
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
календарный учебный график
условия реализации программы
формы аттестации/контроля
оценочные материалы
методические материалы
рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т.п. программ – ФЗ №273, ст. 2, п.9, ст. 47, п.5)
3. Список литературы
Требования к оформлению ДООП :
Последовательность действий:
1. Выставляем параметры страницы:
Поля: Верхнее – 2 см, Левое – 2 см, Нижнее – 2 см, Правое – 1 см.
Номер страницы - ПРОСТОЙ, начиная с 2 (без форматирования и линий) по центру! Внизу страницы!
Межстрочный интервал – одинарный, шрифт Times New Roman, размер шрифта – 12.
В таблицах размер шрифта – 11.
Текст выравниваем по ширине, НЕ ИСПОЛЬЗУЕМ АВТОМАТИЧЕСКУЮ РАССТАНОВКУ ПЕРЕНОСОВ, все печатаем без переносов!!!
Отступ первой строки – 1,5 см
Требования к оформлению ДООП :
2. Печатаем (заполняем) титульный лист
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием Междуреченского городского округа»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
Принята на заседании
методического совета
от «___» ___________20_____г.
Утверждаю:
Протокол № ______
Директор МБУ ДО ЦДТ
______________/ Г.А.Сисина/
«___» ___________________20___г.
Приказ от ___________№ _______
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
… направленности
Возраст обучающихся: … лет
« … »
Срок реализации: …
Автор-составитель:
… ,
педагог дополнительного образования
Междуреченский городской округ, (год разработки программы)
Впечатываем:
- Наименование направленности ДООП
- Название ДООП
- Возраст обучающихся
- Срок реализации (все года, необходимые для её полного освоения обучающимися)
- ФИО автора – составителя ДООП
- Год разработки программы (единственный год, когда была создана, а не менять каждый год!)
Требования к оформлению ДООП :
3. Таблицу титульного листа делаем невидимой
Действия:
- Нажать на квадрат в левом верхнем углу таблицы и выделить её
- Появится панель «Конструктор», нажать на неё
- На панели «Конструктор» зайти в раздел «Границы»
- Выпадет контекстное меню
- В контекстном меню выбрать рубрику «Нет границ» – границы таблицы станут невидимыми!
Требования к оформлению ДООП :
Титульная страница
ДООП, напечатанная
в таблице выглядит
аккуратнее и
единообразно у всех,
т.к. её компоненты не
смещаются и
правильно
распределены на
листе.
Требования к оформлению ДООП :
4. Оформляем автособираемое оглавление
Автособираемое
Оглавление
находится
во вкладке «Ссылки»,
далее –
«Оглавление»,
далее –
«Автособираемое
оглавление 1»!
Более подробно об
автособираемом
Оглавлении можно
прочитать здесь:
https://ichip.ru/kak-sdelat-oglavlenie-v-word-ubijjstvenno-prostojj-sposob.html
Требования к оформлению ДООП :
4. Оформляем автособираемое оглавление
В Шаблоне дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей
программы, которую все педагоги
получили ранее Оглавление уже готово!
Ничего менять не надо!
Необходимо копировать каждый
соответствующий раздел или подраздел
устаревшей программы (начиная с Паспорта
программы) и вставлять в
обновлённый Шаблон программы,
соответствующий всем
требованиям нормативных документов по
разработке, составлению и реализации
программ.
Требования к оформлению ДООП :
4. Оформляем автособираемое оглавление
Таблицу
Оглавления
Можно
«Обновить» -
т.е. сохранить
изменения,
внесённые в
содержание
Разделов .
Особенно это
удобно для
обновления
номеров
страниц,
которые
автоматически
выставляются
по разделам
оглавления!
Требования к оформлению ДООП :
4. Оформляем автособираемое оглавление
Почему Оглавление, а не Содержание программы?
Разница между содержанием и оглавлением состоит в следующем:
Оглавление — указатель рубрик произведения, выпускаемого отдельным изданием.
Содержание — указатель заглавий произведений (рассказов, повестей, стихотворений, статей, документов и т.д.), включенных в издание.
Обычно понятие «оглавление» используется в моноизданиях – учебнике, учебном пособии, а «содержание» – в сборнике.
В «Оглавление» необходимо включать все разделы и подразделы текста, имеющие самостоятельные названия, в «Содержание» – заглавие произведений сборника и заглавие их разделов.
Требования к оформлению ДООП :
5. Заполняем Шаблон ДООП:
Заполнять Шаблон
программы начинаем с
Паспорта программы – пишем:
- название программы,
- свои ФИО,
- направленность программы,
- цель, задачи
- возраст обучающихся,
- год разработки,
- сроки реализации,
- методическое обеспечение программы,
- ФИО руководителя структурного подразделения, дающего внутреннюю рецензию.
Нормативно-правовое
обеспечение программы уже
расписано в Шаблоне программы
в соответствующем пункте
Паспорта программы.
Требования к оформлению ДООП :
5. Заполняем Шаблон ДООП:
В Паспорте программы
возможно потребуется
корректировка
нормативно-правового
обеспечения:
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
необходимо
добавить ещё некоторые документы.
Требования к оформлению ДООП :
Документы, необходимые для АДООП:
- Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей);
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
Программа может быть адоптирована для обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов, приём которых осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
После заполнения Паспорта программы заполняем
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы:
В пункте 1.1. Пояснительная записка пишем:
- направленность программы (художественная, техническая, социально-педагогическая, физкультурно-спортивная, естественнонаучная, туристско-краеведческая)
- актуальность программы
- отличительные особенности программы
(указать новизну, педагогическую целесообразность, отличия от других
аналогичных программ!)
- адресат программы (указать возраст обучающихся и особенности приема)
- объём программы (количество часов в год)
- формы обучения и виды занятий по программе
- сроки освоения программы (время, требуемое для полного освоения обучающимися)
- режим занятий
(в Пояснительной записке также необходимо указать уровень освоения
программы: стартовый, базовый , продвинутый !)
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Текст программы следует писать не на одной строке с названием Раздела
или подраздела (входящим в Оглавление), а под ним !
Только тогда не будет нарушаться структура
автособираемого Оглавления !
Например:
Объём программы
Объём дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Профессии моего города. Флорист, дизайнер, декоратор»
составляет 18 часов.
Если необходимо лучше ещё раз повторить название подраздела в
предложении, а не делать само название раздела частью предложения!!!
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
В 1.1. Пояснительной записке необходимо указать и дистанционную форму
организации учебного процесса.
Дистанционная форма организации учебного процесса:
Особенность: преподаватель осуществляет процесс обучения удаленно, через сеть Интернет.
Возможно дистанционное обучение как в режиме реального времени (с использованием сервиса видеоконференции), так и в режиме отложенного времени (с использованием форумов, интерфейсов комментирования заданий и т. п.) Во втором случае имеется возможность асинхронного обучения, при котором каждый обучающийся работает в своем темпе. Место нахождения участников образовательного процесса свободное, единственным условием является обеспечение каждого компьютером, подключенным к сети Интернет, и доступом к разработанным электронным учебным материалам по курсу.
Требования к оформлению ДООП:
Дистанционная форма организации учебного процесса:
Применение компьютерных технологий в учебном процессе позволяет :
- Сделать занятие наглядным, красочным, информативным;
- Приблизить урок к мировосприятию ребёнка - за счет использования программ, облегчающих/обеспечивающих коммуникативный уровень;
- Использовать дифференцированный и личностно - ориентированный подход к обучению;
- Установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между обучающимся и педагогом;
- Активизировать познавательную деятельность обучающегося;
- Повысить мотивацию обучающихся к изучению предмета;
- Развивать мышление и творческие способности обучающихся.
- Использование дистанционных технологий позволяет расширить возможности обучения, особенно детей с ОВЗ, и получить более полное восприятие окружающего их мира.
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Формы обучения и виды занятий:
- Демонстрационный экзамен
- Фронтальные лабораторные работы и опыты
- Исследовательская проектная деятельность
- Самостоятельная индивидуальная работа
- Групповая работа (кооперативное обучение)
- Мини-лекции
- Игры
- Презентации
- Творческая работа
- Дистанционная форма
- Экскурсии
- Мастер-класс
- Тренинг
- Научная экспедиция
- Квест
- Квиз
- Конференция
- Аукцион
- Встреча с интересными людьми
- Творческая встреча
- Гостиная
- Диспут, дискуссия
- Мозговой штурм
- Олимпиада
- Поход
- Соревнование
- Творческая мастерская
- Творческий отчёт
- Турнир
(выбрать своё или добавить )
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
1.2.Цель и задачи программы:
- В пункте 1.2. Указываем Цель — это идеальный конечный результат деятельности , она должна быть сформулирована так, чтобы можно было проверить степень её достижения (с помощью различных средств педагогической диагностики).
- В соответствии с целью дополнительной образовательной программы следует включить по 3-5 задач :
- Обучающие : Что узнает, какие представления получит, чем овладеет, чему научится;
- Развивающие : Указывающие на развитие ключевых компетентностей
- Воспитательные : Какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы
- В АДООП следует указывать и Коррекционные задачи: Указывающие на коррекцию и (или) компенсацию нарушения у обучающегося
- Цель формулируем, начиная с существительного, задачи – с глагола !
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
1.3. Содержание программы:
В пункте 1.3. Содержание программы заполняем таблицу Учебный план , с указанием:
- названия разделов или тем программы,
- количеством всех часов по каждому разделу или теме, с указанием количества теоретических и практических часов,
- формы аттестации по каждой теме
Первая тема в ДООП для постоянного состава I года обучения звучит так:
Комплектование учебных групп. Входной контроль.
Вторая тема для постоянного состава или первая для переменного:
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. (+Для п/с и II, III, V и др. г/о - Входной контроль.)
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Формы аттестации в таблице Учебного плана
могут быть следующие:
- Педагогическое наблюдение
- Проект
- Выставка работ
- Опрос
- Тест
- Практическая работа
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Лабораторная работа
- Творческий отчёт
- Экзамен
- Конкурс
- Соревнование
- Олимпиада
- Турнир
- Викторина (квиз)
- Игра
- Реферат и т.п.
Формы аттестации – это те, которые имеют критерии оценки знаний обучающихся по программе!
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Содержание учебного плана
Раздел 1. или Тема 1. Комплектование учебных групп.
Входной контроль.( 2 ч.)
Теория . …
Практика. …
Раздел 2. или Тема 2. Введение в дополнительную
общеобразовательную общеразвивающую программу.
Инструктаж по ТБ. ( … ч.)
Теория . …
Практика. …
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
1.3. Содержание программы
Учебный план и Содержание учебного плана в
программах должны быть расписаны по
каждому уровню
освоения ( стартовый, базовый продвинутый )
и годам обучения!
Один уровень освоения может содержать несколько годов обучения!
Все темы Учебного плана и Содержания учебного плана должны совпадать!
В Учебный план следует включать все мероприятия, очные и заочные конкурсы (каждый год необходимо корректировать учебный план!!!)
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
1.4. Планируемые результаты освоения программы:
В разделе 1.4. Планируемые результаты освоения программы
Необходимо указать компетенции, которые приобретут
обучающиеся после освоения каждого года программы:
Образовательные (предметные):
Межпредметные:
Личностные:
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
1.4. Планируемые результаты освоения программы:
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
… года обучения для обучающихся … лет
(… уровень)
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
В Календарном учебном графике указывается:
- Дата занятия
- Форма занятия
- Количество часов одного занятия
- Тема занятия
- Место проведения занятия
- Форма аттестации
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
В календарном учебном графике прописывается каждое занятие по
всем темам, уровням и годам программы ( точно так же как это раньше
указывалось в Календарно-тематическом плане )!
КУГ разрабатывается для каждого года обучения и для КАЖДОЙ группы.
Названия первой темы в Учебном плане, Содержании учебного плана и Календарном учебном графике должны совпадать и у всех звучит так :
Комплектование учебных групп. Входной контроль. (для I г/о пост.сост.)
Вторая тема:
Введение в дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу. Инструктаж по ТБ. Входной контроль. (для пер.сост., II, III, IV, V и др. г/о)
Остальные разделы или темы программы, сколько бы часов они не содержали, в КУГ расписываются по каждому занятию.
Темы занятий одного раздела программы не должны звучать одинаково –
не может быть 10 занятий подряд с одним названием!
В КУГ необходимо расписывать, конкретизировать, название для каждого занятия даже в рамках одного раздела или темы программы!
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Например:
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Формы аттестации в таблице КУГ могут быть следующие:
- Педагогическое наблюдение
- Проект
- Выставка работ
- Опрос
- Тест
- Практическая работа
- Самостоятельная работа
- Контрольная работа
- Лабораторная работа
- Открытый урок
- Зачёт
- Творческий отчёт
- Экзамен
- Конкурс, концерт, спектакль
- Соревнование
- Олимпиада
- Турнир
- Викторина (квиз)
- Игра
- Реферат и т.п.
Формы аттестации – это те, которые имеют критерии оценки знаний обучающихся по программе!
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Условия реализации программы:
- оборудованный учебный кабинет (стол для педагога, столы для обучающихся, стулья, стенды, шторы-затемнения, ровная поверхность 1.1х 2,1м).
- технические средства обучения (интерактивная доска, экран, ноутбуки).
- учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, плакаты, видеотека, методические рекомендации, сборники материалов и задач, мониторинг по дополнительной образовательной программе).
Из данного выше списка необходимо выбрать и добавить своё!!!!)
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Этапы и формы аттестации:
Вид контроля
Контрольные измерители
Входной
(что проверяется)
Форма аттестации
Промежуточный
(для программ со сроком реализации от года и более)
Итоговый
В программах
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Оценочные материалы:
Диагностика результативности сформированных компетенций обучающихся по
дополнительной общеобразовательной программе « … » осуществляется при помощи
следующих методов диагностики и контроля (критерии и показатели в Приложении № … ):
- анкетирование,
- наблюдение,
- опрос,
- контрольные задания,
- практические задания,
- лабораторная работа,
- тестирование.
(выбрать и написать свои методы диагностики)!!!
В Приложении продемонстрировать оценочные материалы!
В Приложении можно указать критерии диагностики ( правила принятия решения
по оценке чего-либо на соответствие предъявленным требованиям) !!!
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Оценочные материалы:
Для отслеживания результативности можно использовать:
- дневники достижений воспитанников,
- карты оценки результатов освоения программы,
- дневники педагогических наблюдений,
- портфолио обучающихся и т.д. — документальные
формы, в которых могут быть отражены достижения
каждого обучающегося
Педагог должен четко сформулировать методику и способы проверки
ожидаемых результатов!
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Методические материалы:
Учебно-методический комплекс к программе « … » включает:
(перечислить свои разработки, сборники, задания и т.п. )!!!
Например:
- Сборник тестовых заданий к разделу, модулю или теме « … ».
- Сборник практических заданий к разделу, модулю или теме « … ».
- Сборник практических заданий к разделу, модулю или теме « … ».
- Сборник интерактивных игр и упражнений.
- Методическая разработка занятия « … ».
- Методическая разработка занятия « … ».
(Назвать несколько самых значительных разработок, сборников и т.п.)
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Методические материалы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
В таблице учебно-методическое обеспечение расписывать более подробно
по темам программы!
Здесь можно указать НЕ только свои методические разработки, но и книги, материалы из интернета и т.п. – всё, что используется при освоении разделов программы!
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Методические материалы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Виды дидактических материалов:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может использовать наглядные пособия следующих видов:
- естественный или натуральный (гербарии, образцы материалов, живые объекты, чучела, машины и их части и т.п.);
- объемный (действующие модели машин, механизмов, аппаратов, сооружений; макеты и муляжи растений и их плодов, технических установок и сооружений, образцы изделий);
- схематический или символический (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, диаграммы, выкройки, чертежи, развертки, шаблоны и т.п.);
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Методические материалы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Виды дидактических материалов:
- картинный и картинно-динамический (картины, иллюстрации, диафильмы, слайды, диапозитивы, транспаранты, фотоматериалы и др.);
- звуковой (аудиозаписи, радиопередачи);
- смешанный (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
- дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, вопросы и задания для устного или письменного опроса, тесты, практические задания, упражнения и др.);
- аннотация, бюллетень, информационно-методический сборник, статья, реферат, доклад, тезисы выступлений на конференции и др.
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Методические материалы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Например:
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Список литературы:
При написании и оформлении данного раздела рекомендуется сформировать несколько списков:
- Список литературы, использованной педагогом при написании образовательной программы.
- Список литературы, рекомендованный педагогам (коллегам) для освоения данного вида деятельности.
- Список литературы, рекомендованной обучающимся, для успешного освоения данной образовательной программы .
- Список литературы, рекомендованной в помощь родителям (по возможности).
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Приложения
Приложение №1
Список терминов:
Приложение №2
Оценочные материалы
Требования к оформлению ДООП:
5. Заполняем Шаблон программы:
Приложения
Требования к оформлению ДООП:
Требования к оформлению ДООП:
Чтобы найти и при необходимости заменить одно
слово в тексте на другое удобно использовать функцию
поиск в правом верхнем углу -
Например удобно находить
слово «учащиеся», написав
в поиске «учащ» .
Поиск покажет количество и
место слов в документе,
начинающихся с этих букв!
Успехов!