Семинар – практикум на тему:
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
посредством логико-математических игр».
Цель:
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта работы педагога – психолога с дошкольниками по развитию логического мышления при формировании математических представлений в процессе игровой деятельности.
Задачи:
• Познакомить педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста;
• Обучить участников семинара методам и приёмам использования развивающих игр в педагогическом процессе;
• Развивать интерес к оригинальным образовательным технологиям, инициативу, желание применять на практике данные технологии;
• Вызвать желание к сотрудничеству, взаимопониманию.
Ход выступления:
Здравствуйте уважаемые, коллеги! Представляю вашему вниманию семинар-практикум на тему: «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Хочу начать свой мастер – класс с загадки: «Без чего нет и не может быть полноценного умственного развития?» (Ответы коллег)
Конечно же, это игра. Известно, что игра - это основной вид деятельности детей. Именно игра способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности, находчивости и сообразительности.
Предлагаю вам несколько интересных вопросов!
- В названии какой конфеты чувствуется холод? (Леденец)
- В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет)
- Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция? (Полиция пожары не тушит)
- У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (Пять)
-Что помогло вам, верно, ответить на все вопросы? (Ответы коллег)
-Конечно это сообразительность, креативность, внимание и такие приемы: сравнение, анализ, обобщение. А это и есть приемы логического мышления.
- Как вы думаете, зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? (выслушать ответы педагогов (если затрудняются с ответом задать вопрос: «Зачем нужна логика нам, взрослым?»).
- Совершенно верно, и нам взрослым, и детям логика нужна всегда.
- Развивает внимание.
- Учит мыслить ясно и четко.
- И, конечно же, служит фундаментом для получения знаний, развития способностей при дальнейшем обучении в школе.
Опираясь на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В котором выделены основные направления развития ребенка: самостоятельность, инициативность, творчество. Нам как педагогам очень важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми. Тем самым способствуя развитию их логического и образного мышления.
- Средства развития мышления различны, но наиболее эффективными являются логико – математические игры и упражнения.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков и качеств является навык логического мышления, способность «действовать в уме».
Характеристика логических операций:
Сравнение – заключается в установлении сходства или различия предметов по признакам;
Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части, проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов;
Синтез – это мыслительное соединение частей предметов в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете. Игра: «Сложи фигуру», «Построй домик» и др;
Упорядоченность действий – логический прием, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд» (с чередованием фигур), «Что сначала, что потом?» и др.
Классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании общих признаков.
Классификация включает 2 логических действия:
Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
Логические операции – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.
Основной неотъемлемой частью развивающей среды являются игры, способствующие развитию интеллектуальных и творческих способностей ребенка. «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огоньки пытливости и любознательности», - писал выдающийся педагог В.А. Сухомлинский.
В своей работе использую технологии А. Никитина, В. Воскобовича, которые являются средствами интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста. Благодаря использованию игровых технологий процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме.
Цель технологии – развитие интеллектуальных способностей детей
В дошкольной педагогике известно множество игр, направленных на формирование логического мышления например:
Сложи узор.
В этой игре хорошо развивается способность детей к анализу и синтезу – этим важным мыслительным операциям, используемым почти во всякой интеллектуальной деятельности, - и способность к комбинированию. Сначала дети работают по готовым образцам, а затем придумывают узоры сами.
Игры-головоломки (геометрические конструкторы).
Это игры «Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Листик», «Вьетнамскую игру». Суть игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов, животных, птиц, человека по образу или замыслу.
Сложи квадрат.
Складывая квадраты из разноцветных фрагментов различной формы, ребенок выполняет несколько видов работ, неодинаковых по содержанию и степени сложности. Все детали необходимо перевернуть на лицевую сторону и сообразить, как из фрагментов одного цвета сложить квадрат. То есть в процессе игры ребенок знакомится с сенсорными эталонами цвета и формы, соотношением целого и части, учится разбивать сложное задание на несколько простых, создавая алгоритм игры. Выполнение игровых заданий способствует развитию сообразительности, пространственного воображения, логического мышления, математических и творческих способностей.
Блоки ДЬЕНИША.
Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у ребят развиваются элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.
Палочки КЮИЗЕНЕРА.
Это универсальный дидактический материал. Основная его особенность – абстрактность. Велика их роль в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной ребенку форме. Работа с палочками позволяет перевести практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация и сериация выступают не только как познавательные процессы, операции, умственные действия, но и как методические приемы, определяющие путь, по которому движется мысль ребенка при выполнении упражнений.
Также в моей копилке много игр сделанных своими руками:
Игры с счётными палочками
Игра «Внимание – Угадайка»
Игра «Загадки в картинках»
Игра «Что лишнее?»
Математический планшет
Игра «Четвёртый лишний»
Игра «Цветные резиночки»
Игра «Аналогии»
Игра «Фигуры»
Разноцветный коврик
Игры на состав чисел: «Домики», «Круги», «Грузи и вези
Также в работе я использую «Математические раскраски», Головоломки «Судоку», «Зеркальные числа», «Находилки», «Круговая шифровка» , Лабиринты..
Сегодня я хочу поделиться с вами некоторыми играми, и как можно использовать игры.
Заключение.
Таким образом, при использовании логико-математических игр в непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности с детьми дошкольного возраста, ведёт к развитию логического мышления и повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений у детей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 19 «Улыбка»
Южноуральского городского округа
457040, Россия, Челябинская область, город Южноуральск, улица Советской Армии, дом 18 «В», тел. 8(35134) 4-86-57, E-mail: ds19u@mail.ru,
ИНН 7424000399, КПП 74240100, ОГРН 1027401401444, ОКВЭД 85.11, ОКПО 51492849
Семинар-практикум:
«Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико-математических игр».
Провела педагог-психолог: Кутикова Н.А.
2017 г.