СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семинар-практикум "Стратегии смыслового чтения"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка обучающего семинара для учителей, направленноя на освоение приемов смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Семинар-практикум "Стратегии смыслового чтения"»

Семинар-практикум «Стратегии смыслового чтения»

Занятие1. Стратегия «Дерево вопросов»

I. Работа с текстом до чтения

Задачи:

  • вызвать активный интерес к теме;

  • актуализировать имеющиеся по данной теме знания

Содержание: стратегия «Мозговой штурм».

Алгоритм реализации стратегии:

  1. Запишите все называемые понятия при ответах на вопросы: о чем может идти речь в тексте, судя по его заголовку? «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА»

  2. Прочитайте текст бегло. Выявите совпадения первоначальных предположений с содержанием прочитанного текста.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель: обеспечение полноценного восприятия текста и создание его читательской интерпретации.

Задачи: научиться задавать вопросы к каждой смысловой части, определять основную мысль высказывания

Содержание: вторичное медленное чтение текста с использованием стратегии «Дерево вопросов»

Алгоритм реализации стратегии:

  1. Прочитайте текст, разделите его на смысловые части.

  2. Составьте к каждой из частей вопросы, используя стратегию «Дерево вопросов». Запишите их в соответствующую графу таблицы.

  3. Кратко запишите ответы на вопросы.

«Дерево вопросов»

Вопросы кроны:

  • Что…?

  • Кто...?

  • Когда…?

  • Как автор называет...?

Ответы – в конкретных предложениях текста.

Вопросы ствола:

  • Почему…?

  • Зачем…?

  • Что означает…?

  • Как можно объяснить…?

  • Чем можно объяснить…?

  • Что следует из..?

  • Почему именно так…?

Ответы ищем в тексте «между строк».

Вопросы корней:

  • О чем заставил задуматься текст…

  • С чем можно сравнить…?

  • Какую проблему поднимает автор?

  • Как автор относится к героям?

  • К какому выводу приходит автор?

  • Какова позиция автора по проблеме?

  • Если бы я был на месте…?

  • Что я думаю по поводу…?

Ответы формулируем самостоятельно, опираясь на текст и свой жизненный опыт.

Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы успешно функционировать в современном обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.

Что является целью исследования ПИЗА? (Оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос: «Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы успешно функционировать в современном обществе?»)



На что направлено исследование? (На оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.)

Почему именно на это направлено исследование? (Таковы современные тенденции в оценке образовательных достижений)

Какую проблему поднимает автор? (Автор поднимает проблему осмысления особенностей исследования ПИЗА)

Согласно Всемирной Декларации «Образование для всех», образование должно удовлетворять такие образовательные потребности личности, как: грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации, усвоение базового содержания образования, - необходимые личности для того, чтобы выживать, развивать собственные способности, вести достойный образ жизни, активно участвовать в развитии общества, улучшать условия собственной жизни, принимать нестандартные решения, продолжать образование.

Исходя из этой декларации, важнейшими функциями базового образования является обеспечение прочной базы для дальнейшего обучения и усвоения наиболее значимых навыков для конструктивного поведения в контексте социальных отношений. Именно с данными целями связано понятие функциональной грамотности как способности человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности может рассматриваться как прагматическая цель современного основного общего образования. Это связано с тем, что функциональная грамотность является низшей иерархической ступенькой в цепочке «грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура».

Какие образовательные потребности должно удовлетворять образование?



Каковы важнейшие функции базового образования?


Что такое функциональная грамотность?


Какова цель современного общего образования?

Почему формирование функциональной грамотности становится целью современного основного образования? (Потому что это дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.)

Инструмент каждого из исследований PISA состоит из комплексных задач. Каждая задача – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация, обычно жизненная. К этому тексту формулируется от 1 до 6 заданий-вопросов различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся понять проблему, связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, и решить ее, используя знания из той или иной предметной области. При этом предметное знание и (или) умение является ресурсом лишь в той степени, в которой оно помогает решить жизненную ситуацию.

Основными областями для оценки образовательных достижений является

  • математическая грамотность

  • грамотность чтения

  • естественнонаучная грамотность.

Что является инструментом исследования ПИЗА?



Как построена комплексная задача?



Что определяется по результатам выполнения заданий?

Чем отличается текст комплексной задачи от текстов привычных нам КИМов?

Какими метапредметными навыками должен обладать учащийся, чтобы успешно справляться с решением таких задач?

В какой мере представлено в комплексной задаче предметное знание или умение?

Почему предметное знание или умение не является предметом исследования?

Каковы основные области оценки образовательных достижений?

Под математической грамотностью понимается способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. В большинстве заданий, которые предлагаются учащимся, требуется использовать знания и умения из нескольких разных тем и разделов курса математики, а также элементарные знания из других школьных предметов, например, физики, биологии.

Что понимается под математической грамотностью?

Зачем человек должен обладать математической грамотностью?


На какие предметные знания, кроме математических, должны опираться учащиеся при решении задач на определение уровня математической грамотности?

Почему при определении уровня математической грамотности используются знания и умения из других школьных предметов?

Как обеспечить интеграцию уроков математики и естественнонаучного цикла?

Грамотность чтения – способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Таким образом, термин «грамотность чтения» имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Предполагается, что грамотно читать означает «понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном». Основное внимание уделяется проверке умения грамотно читать в различных ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, инструкции, рекламные объявления, географические карты и др. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики.

Оценка грамотности чтения должна учитывать следующие пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации;

  • развитие интерпретации;

  • рефлексия по поводу содержания текста; рефлексия по поводу формы текста.

Что такое грамотность чтения?

Зачем человек должен уметь грамотно читать?

Какие знания о тексте и навыки работы с ним нужно формировать на уроках?

Какие тексты предлагаются учащимся в процессе исследования грамотности чтения?

Чем отличается проверка техники чтения от оценки грамотности чтения?

Что свидетельствует о полном понимании текста?

Естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

Одной из целей исследования является комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, возникающими в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты), в жизни человека как члена какого-либо коллектива или общества (например, определение места электростанции относительно города) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления). Естественнонаучные знания и умения, овладение которые оцениваются в исследовании PISA, формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.


Что понимается под естественнонаучной грамотностью?

Зачем человек должен обладать естественнонаучной грамотностью?


Что включает в себя естественнонаучная грамотность?


Какие умения проверяются?

С какими реальными ситуациями связаны задания?



III. Этап рефлексии

Цель: осмысление, систематизирование полученной информации, превращение ее в собственное знание, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.

Содержание: послетекстовая деятельность с использованием стратегии «Даймонд».

Алгоритм реализации стратегии:

  1. Назовите 2 существительных – антонима по теме текста.

  2. Составьте даймонд по следующему плану:

1 строка. Первое существительное.

2 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.

3 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие первого существительного.

4 строка. Четыре слова, два из которых характеризуют существительное из первой строки, а два – его антоним.

5 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие второго существительного.

6 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки второго существительного.

7 строка. Второе существительное (антоним первого)