Семинар-практикум «Стратегии смыслового чтения»
Занятие1. Стратегия «Дерево вопросов»
I. Работа с текстом до чтения
Задачи:
вызвать активный интерес к теме;
актуализировать имеющиеся по данной теме знания
Содержание: стратегия «Мозговой штурм».
Алгоритм реализации стратегии:
Запишите все называемые понятия при ответах на вопросы: о чем может идти речь в тексте, судя по его заголовку? «Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА»
Прочитайте текст бегло. Выявите совпадения первоначальных предположений с содержанием прочитанного текста.
II. Работа с текстом во время чтения.
Цель: обеспечение полноценного восприятия текста и создание его читательской интерпретации.
Задачи: научиться задавать вопросы к каждой смысловой части, определять основную мысль высказывания
Содержание: вторичное медленное чтение текста с использованием стратегии «Дерево вопросов»
Алгоритм реализации стратегии:
Прочитайте текст, разделите его на смысловые части.
Составьте к каждой из частей вопросы, используя стратегию «Дерево вопросов». Запишите их в соответствующую графу таблицы.
Кратко запишите ответы на вопросы.
«Дерево вопросов»
Вопросы кроны: Что…? Кто...? Когда…? Как автор называет...? Ответы – в конкретных предложениях текста. | Вопросы ствола: Почему…? Зачем…? Что означает…? Как можно объяснить…? Чем можно объяснить…? Что следует из..? Почему именно так…? Ответы ищем в тексте «между строк». | Вопросы корней: Какую проблему поднимает автор? Как автор относится к героям? К какому выводу приходит автор? Какова позиция автора по проблеме? Если бы я был на месте…? Что я думаю по поводу…? Ответы формулируем самостоятельно, опираясь на текст и свой жизненный опыт. |
Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос исследования – «Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы успешно функционировать в современном обществе?». Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений.
Что является целью исследования ПИЗА? (Оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Ключевой вопрос: «Имеет ли возможность выпускник основной школы того или иного государства, получая бесплатное образование, приобрести знания и умения для того, чтобы успешно функционировать в современном обществе?») | | |
На что направлено исследование? (На оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.) | Почему именно на это направлено исследование? (Таковы современные тенденции в оценке образовательных достижений) | Какую проблему поднимает автор? (Автор поднимает проблему осмысления особенностей исследования ПИЗА) |
Согласно Всемирной Декларации «Образование для всех», образование должно удовлетворять такие образовательные потребности личности, как: грамотность, способность производить исчисления, выражать свои мысли устно, решать проблемные ситуации, усвоение базового содержания образования, - необходимые личности для того, чтобы выживать, развивать собственные способности, вести достойный образ жизни, активно участвовать в развитии общества, улучшать условия собственной жизни, принимать нестандартные решения, продолжать образование.
Исходя из этой декларации, важнейшими функциями базового образования является обеспечение прочной базы для дальнейшего обучения и усвоения наиболее значимых навыков для конструктивного поведения в контексте социальных отношений. Именно с данными целями связано понятие функциональной грамотности как способности человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Формирование функциональной грамотности может рассматриваться как прагматическая цель современного основного общего образования. Это связано с тем, что функциональная грамотность является низшей иерархической ступенькой в цепочке «грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура».
Какие образовательные потребности должно удовлетворять образование? | | |
Каковы важнейшие функции базового образования? | |
Что такое функциональная грамотность? | |
Какова цель современного общего образования? | Почему формирование функциональной грамотности становится целью современного основного образования? (Потому что это дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.) |
Инструмент каждого из исследований PISA состоит из комплексных задач. Каждая задача – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация, обычно жизненная. К этому тексту формулируется от 1 до 6 заданий-вопросов различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся понять проблему, связанную с рассматриваемой в тексте ситуацией, и решить ее, используя знания из той или иной предметной области. При этом предметное знание и (или) умение является ресурсом лишь в той степени, в которой оно помогает решить жизненную ситуацию.
Основными областями для оценки образовательных достижений является
математическая грамотность
грамотность чтения
естественнонаучная грамотность.
Что является инструментом исследования ПИЗА? | | |
Как построена комплексная задача? | | |
Что определяется по результатам выполнения заданий? | Чем отличается текст комплексной задачи от текстов привычных нам КИМов? | Какими метапредметными навыками должен обладать учащийся, чтобы успешно справляться с решением таких задач? |
В какой мере представлено в комплексной задаче предметное знание или умение? | Почему предметное знание или умение не является предметом исследования? |
Каковы основные области оценки образовательных достижений? |
Под математической грамотностью понимается способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. В большинстве заданий, которые предлагаются учащимся, требуется использовать знания и умения из нескольких разных тем и разделов курса математики, а также элементарные знания из других школьных предметов, например, физики, биологии.
Что понимается под математической грамотностью? | Зачем человек должен обладать математической грамотностью? | |
На какие предметные знания, кроме математических, должны опираться учащиеся при решении задач на определение уровня математической грамотности? | Почему при определении уровня математической грамотности используются знания и умения из других школьных предметов? | Как обеспечить интеграцию уроков математики и естественнонаучного цикла? |
Грамотность чтения – способность человека к пониманию письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Таким образом, термин «грамотность чтения» имеет широкий смысл. Не предполагается в явном виде проверять технику чтения. Предполагается, что грамотно читать означает «понимать тексты, размышлять над их содержанием, оценивать их смысл и значение и излагать свои мысли о прочитанном». Основное внимание уделяется проверке умения грамотно читать в различных ситуациях. Учащимся предлагаются тексты разных жанров: отрывки из художественных произведений, биографии, тексты развлекательного характера, личные письма, документы, статьи из газет и журналов, инструкции, рекламные объявления, географические карты и др. В них используются различные формы представления информации: диаграммы, рисунки, карты, таблицы и графики.
Оценка грамотности чтения должна учитывать следующие пять аспектов, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла; выявление информации;
развитие интерпретации;
рефлексия по поводу содержания текста; рефлексия по поводу формы текста.
Что такое грамотность чтения? | Зачем человек должен уметь грамотно читать? | Какие знания о тексте и навыки работы с ним нужно формировать на уроках? |
Какие тексты предлагаются учащимся в процессе исследования грамотности чтения? | Чем отличается проверка техники чтения от оценки грамотности чтения? |
Что свидетельствует о полном понимании текста? |
Естественнонаучная грамотность — способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты: общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов, естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.
Одной из целей исследования является комплексная проверка этих умений и понятий. Основное внимание уделяется проверке умений выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ; делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др. Реальные ситуации, предлагаемые учащимся, связаны с актуальными проблемами, возникающими в личной жизни каждого человека (например, использование продуктов при соблюдении диеты), в жизни человека как члена какого-либо коллектива или общества (например, определение места электростанции относительно города) или как гражданина мира (например, осмысление последствий глобального потепления). Естественнонаучные знания и умения, овладение которые оцениваются в исследовании PISA, формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Что понимается под естественнонаучной грамотностью? | Зачем человек должен обладать естественнонаучной грамотностью? | |
Что включает в себя естественнонаучная грамотность? | |
Какие умения проверяются? |
С какими реальными ситуациями связаны задания? |
|
III. Этап рефлексии
Цель: осмысление, систематизирование полученной информации, превращение ее в собственное знание, формирование собственного отношения к изучаемому материалу.
Содержание: послетекстовая деятельность с использованием стратегии «Даймонд».
Алгоритм реализации стратегии:
Назовите 2 существительных – антонима по теме текста.
Составьте даймонд по следующему плану:
1 строка. Первое существительное.
2 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки первого существительного.
3 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие первого существительного.
4 строка. Четыре слова, два из которых характеризуют существительное из первой строки, а два – его антоним.
5 строка. Три глагола или деепричастия, которые выражают действие второго существительного.
6 строка. Два прилагательных или причастия, раскрывающих признаки второго существительного.
7 строка. Второе существительное (антоним первого)