Районный семинар: «Система работы по формированию военно-патриотического воспитания школьников в современных условиях»
Военно- патриотическое воспитание призвано пробуждать у молодых людей любовь к Родине, чувство уважения к боевым традициям российского народа и его Вооруженных Сил, способствовать приобретению гражданами прикладных военных и военно-технических знаний.
Жизнь общества сегодня ставит серьезнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.
В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодежи, так как именно оно должно внести весомый вклад, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.
Военно-патриотическое воспитание – образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.
Задача подготовки защитников Родины, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время (а не предательство и уклонение от службы в армии).
Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идет по трем системообразующим направлениям:
I направление
Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
1.События по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти - выставление почетного караула на братских захоронениях, над которыми шефствует наша школа; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах, акции «Свеча памяти», «Бессмертный полк», «Георгиевская ленточка», сбор для наших военнослужащих в зоне СВО, помощь в сборе средств для больных детей).
2 Проведение экскурсий, Уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, Специальной военной операции, пограничной службы.
3. Проведение торжественных общешкольных линеек в памятные даты для нашей страны- День народного единства, День снятия блокады Ленинграда, Сталинградская битва, День Победы, День возвращения Крыма в состав РФ, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров фильмов.
4. Проведение конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных концертов посвященных великим праздникам- 23 февраля, 9 мая.
5. Проведение и участие во Всероссийских диктантах Победы
II направление
Военно-спортивные игры
Прежде всего, это «Зарница», которая в комплексе решает задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Практическая значимость игр четко прослеживается с помощью обратной связи «ШКОЛА – АРМИЯ». Опыт проведения игры «Зарница» показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. «Зарница» оказывает положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.
Команда нашей школы второй год подряд побеждает в районной «Зарнице»
III направление
Взаимосвязь школьного и воинского коллективов
Работа по данному направлению осуществляется через руководство военно-прикладными кружками и секциями, совместную организацию оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов, встреч с военнослужащими. Данные направления являются военно-патриотическими воспитательными комплексами.
В каждой семье есть свои традиции. В нашей школе, как в большой семье, тоже есть традиционные мероприятия, которые прочно вошли в систему образования.
Главным органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников. Председатель Совета был избран путем тайного голосования. Наш Совет старшеклассников активно участвует во всех события школы.
Традиционными стали от Совета- проведение мастер-классов к значимым датам
Генеральная уборка школы, проведение субботников, еженедельные экологические десанты
День дублера ко Дню учителя
Поздравление от Совета старшеклассников с праздниками
Проведение тематических дискотек в конце каждой четверти, которые помогают лучше узнать историю жизни наших мам и пап, дедушек и бабушек, возвращают в далекие 90-е или нулевые.
Совет старшеклассников - это незаменимые помощники педагогов при проведении событий и активностей.
Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.
Сложно недооценить роль военно-патриотического воспитания школьников. Ведь воспитание патриотизма — это формирование любви к своей стране, а также воспитание ответственности и социальной активности у своих граждан. А, как известно, активная гражданская позиция является залогом становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
Дети хорошо усвоили главное, что любовь к Родине – это проявление патриотизма, а защита Отечества – это долг и обязанность патриота.