Социально - педагогические и психологические проблемы становления профессионализма молодого педагога (специалиста)
Алексеенко Светлана Григорьевна,
учитель немецкого языка
государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Ельска»
Аннотация
В данной статье рассмотрены проблемы социально-педагогического и психологического становления профессионализма молодого педагога. Социально-педагогическое и психологическое становление рассматривается как индивидуальный личностный процесс, а также профессиональное развитие личности предполагает наличие общественной составляющей и социального характера.
Социальная зрелость молодого педагога выступает в качестве важнейшего условия профессионального становления. В статье анализируются основные подходы к развитию социально-педагогического и психологического становления профессионализма молодого педагога, условия формирования, описаны задачи. Статья адресована молодым педагогам, социальным педагогам, педагогам-психологам, а также всем тем, кто интересуется вопросами педагогической, социальной психологии и психологии развития.
Ключевые слова: социально-педагогическое становление, психологическое становление, молодой педагог, социальная ситуация развития, профессиональная деятельность.
Введение
Проблема социальной зрелости учащихся юношеского возраста является особенно актуальной в период социально-экономических преобразований в Республике Беларусь. Она непосредственно связана с профессиональным становлением и личностным развитием будущих специалистов. По мнению ученых-психологов, социально зрелая личность характеризуется следующими качествами: развитым чувством ответственности, потребностью в заботе о других людях, усвоением и активным воспроизведением социального опыта, осуществляемым в общении и деятельности, способностью к конструктивному решению различных жизненных и профессиональных задач на пути к самосовершенствованию [2].
Становление молодого педагога как профессионала в процессе профессионализации личности, развитие мотивационной сферы рассматривались в современных исследованиях отечественных и зарубежных психологов Б.Г.Ананьева, В.И. Ковалёва, С.Г.Геллерштейна.
В рамках этих подходов изучаются социально-педагогические и психологические проблемы становлении профессионализма молодого педагога
Исходя из выше сказанного, выявилась проблема становления профессионализма молодого педагога.
Таки образом, решение данной актуальной проблемы предопределило объект, предмет, цель исследования и пути его совершенствования.
Объектом исследования является личность и профессиональное становление молодого педагога.
Предметом изучения являются социально-педагогические и психологические проблемы в профессиональном становлении молодого педагога.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического и эмпирического анализа процесса профессионализации выявить социально-педагогические и психологические условия становления профессионального самосознания молодого педагога в ходе его адаптации к педагогической деятельности.
С учётом цели, объекта, предмета определены следующие задачи исследования:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам различных видов сопровождения молодых педагогов.
Изучить эффективный опыт по социально-педагогическим и психологическим проблемам становления профессионализма молодых педагогов.
Провести диагностику, теоретический и эмпирический анализ по проблеме исследования.
Развивать особенности функционирования и уровней профессионального становления молодого педагога в процессе реализации педагогической деятельности
Гипотеза исследования - профессиональное становление молодого педагога будет успешной, если: осуществляется в условиях благоприятного социально психологического климата в педагогическом коллективе; организуется взаимодействие молодого педагога с педагогом - наставником в сочетании с динамикой профессионального самообразования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы: теоретический анализ, психолого-педагогической; анкетирование; исследование по выявлению трудностей, испытываемых молодыми педагогами в период профессионального становления; обработка результатов исследования; анализ опыта внедрения результатов исследования в педагогическую практику.
Планируемые результаты: подготовка молодого специалиста к профессиональной деятельности, в будущем как состоявшегося педагога; совершенствование системы методической работы; повышение уровня аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса.
Основная часть
Наблюдая, как снижается интерес у молодых педагогов, которые проработали первый год, решили использовать в работе те методы, приёмы и средства, которые будут связывать молодых специалистов с тем, что им интересно и близко. Предположение о возможном способе решения этой проблемы стало очевидным. Поэтому было решено продолжать оказывать методическую и практическую помощью молодым педагогам с помощью различных тренингов, анкетирования «Молодой педагог в учреждении образования: сложные и интересные периоды в работе»
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, что работа с молодыми педагогами сейчас должно быть «живой», должна идти в ногу со временем. И современному педагогу необходимо не отставать от изменений в обществе, влияющих на ситуацию в образовании, следует создать среду, построенную на основе инновационных подходов.
Согласна, что инновационные подходы в образовании способствуют решению главной задачи молодого педагога на современном этапе – развивать, учиться мыслить творчески, видеть проблему и находить пути ее решения, формировать ценностное отношение к информационным знаниям, стремление к образованию и самообразованию. Тогда у молодых педагогов будет постоянно поддерживаться интерес к своему предмету и как результат деятельности - всегда присутствовать и успех.
Опыт работы с молодыми педагогами вызывает интерес у учителей-предметников, которые имеют уже определённый педагогический стаж.
Например, многие педагоги охотно делятся со своими коллегами и с молодыми специалистами, выступая на педагогических советах, школьных и районных методических семинарах, индивидуальных консультациях, открытых уроках. Демонстрируют свои приёмы, методы и формы работы на тренингах, учебных занятиях и во внеклассной деятельности. Они с удовольствием делятся своими профессиональными знаниями, умениями и навыками и всегда готовы к передаче опыта.
В нашем учреждении образования администрация способствует раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекает его к участию в общественной жизни коллектива, содействует развитию профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. И, конечно же, молодой педагог должен заниматься самообразованием и повышением квалификации.
Выбор формы работы с молодым педагогом начинается с анкетирования. Затем проводятся результаты «Рефлексии с установкой на саморазвитие» и подсчитывается в процентном соотношении, кто оказывает наибольшую помощь начинающему педагогу. С помощью анкетирования отслеживаются первые результаты осуществления адаптации. Молодые педагоги отметили, что помощь в адаптации им оказывалась администрацией и наставником, а также и членами коллектива. Это говорит об осознании значимости адаптации молодых педагогов с коллективом учреждения образования в целом. Выяснилось, что у молодых педагогов практически отсутствуют конфликты с администрацией и коллегами, но они испытывают трудности в общении с учащимися в процессе организации совместной деятельности.
.
В работе с молодыми педагогами применяются наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работа в "малых группах", анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию
Интересно прошел лекторий «Самообразовательная деятельность педагога как фактор повышения качества предметной подготовки учащихся». На основе примеров коллег молодой педагог учился личному лидерству, способности принимать решения, умению аргументировано формулировать собственные мысли.
Таким образом, коллеги стремятся к неформальному подходу в обучении молодого педагога, рефлексируют, обмениваются опытом. Большую эффективность по сравнению с традиционными формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением учебных занятий) имеют нетрадиционные: психологические тренинги, творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, передача педагогического опыта от поколения к поколению учителями-мастерами. Именно они ускоряют процесс вхождения начинающего педагога в педагогическую среду. В результате молодые коллеги смело проходят аттестацию на присвоение более высокой квалификационной категории, растет их профессионализм.
Результаты исследования позволяют утверждать, что цель достигнута, задачи решены, гипотеза в основном получила подтверждение. Проведенное исследование позволяет продолжать совершенствовать работу по изучению и углублению проблем становления профессионализма молодого педагога.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что на современном этапе изучение социально-педагогических и психологических проблем профессионального становления молодых педагогов является крайне актуальным и рассматривается в системном подходе профессионального роста педагога. Определение активности личности, её мотивации и отношения к педагогической деятельности позволяет оптимизировать процесс профессионального становления молодых педагогов в коллективах, сформировать основы для личностного и профессионального роста.
Процесс профессионального становления представляет собой активное включение молодого педагога в новую для него сферу педагогической деятельности и соответствующую социальную среду, усвоение им норм, правил и привычек профессионального поведения, которые позволяют ему успешно решать профессиональные задачи, а также последовательно накапливать профессиональный опыт.
На основании анализа результатов исследований было выявлено, что трудности профессионализации связаны с содержанием условий профессионального становления молодых педагогов. Были выявлены и проанализированы следующие особенности социально-педагогических и психологических условий деятельности молодых педагогов, которые оказывают влияние на процесс профессионального становления молодых специалистов: профессиональное становление молодого педагога, организация института наставничества, особенности профессионального становления молодых педагогов, особенности динамики в педагогических коллективах.
Установлено, что характеристики различных компонентов профессионального становления молодого педагога определяют реальную включенность в педагогическую деятельность, степень его профессионализма.
На основании изучения проблемы профессионального становления молодых педагогов и проведенного исследования была выявлена необходимость комплексного подхода к психологическому обеспечению профессионального становления педагогов.
Социально-педагогическое и психологическое исследование позволило сформировать ряд новых организационных предложений, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие молодых педагогов, способствующих формированию и закреплению высокопрофессионального кадрового "ядра" в системе учреждения образования.
В дальнейшем представляется важным сосредоточить внимание на определении социально-педагогических и психологических проблем профессионального становления молодых педагогов; на выявлении и психологическом обосновании путей повышения мотивированности молодых педагогов к профессиональному и личностному росту; на разработке социально-психологических тренингов с молодыми педагогами для оптимизации процесса их профессионализации.
Список цитированных источников
1. Бариева Д.П. Производство: внедрение системы наставничества [Электронный ресурс] // Справочник по управлению персоналом. - 2015. -№ 7. - Режим доступа: http://www.pro-personal.ru/ joumal/518/302194/7sphrase_ id = 296196 . Дата доступа: 18.12.2018
2. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодалев. М., 1983.
3.Карпович, Т.Н. Развитие социальной зрелости учащихся системы профессионального образования / Т.Н. Карпович // Мастерство online [Электронный ресурс]. 2015. 1(2).
Режим доступа: http://ripo.unibel.by/index.php?id=675. Дата доступа: 13.01.2019
4. Щипунова Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 845-847. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/110/26995/Дата доступа : 28.12.2018
1