СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с умственной отсталостью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с умственной отсталостью»»

Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с умственной отсталостью

Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с умственной отсталостью

Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать , как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается.  Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств. Сенсорная (от лат.

Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать , как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается.

Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств.

Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) - это датчик восприятия окружающего мира.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.

Метод сенсорной интеграции был разработан американским трудотерапевтом Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем. В отечественной психологии сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У Кислинг (2010) и др.

Метод сенсорной интеграции был разработан американским трудотерапевтом Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.

В отечественной психологии сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как

И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У Кислинг (2010) и др.

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных  умений ребёнка с ОВЗ. 

Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных  умений ребёнка с ОВЗ. 

 У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо тактильные раздражители. Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок. Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве. Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.

У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо

тактильные раздражители.

  • Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.
  • Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.
  • Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.
Признаки нарушений сенсорной интеграции. Проприорецептивная дисфункция: умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг; шлепают ногами во время ходьбы; любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы; трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами; жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки; трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто падают; трудно поднимаются и спускаются по ступенькам; плохо удерживают позу; не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.

Признаки нарушений сенсорной интеграции.

Проприорецептивная дисфункция:

  • умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
  • шлепают ногами во время ходьбы;
  • любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
  • трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
  • жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
  • трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто падают;
  • трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
  • плохо удерживают позу;
  • не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
Тактильная система  Пониженное восприятие Повышенное восприятие  Ищет прикосновения, потребность дотронуться до всего;  Плохо чувствует боль;  Наносит самоповреждения (щипает, кусает себя);  Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их.  Не любит, когда его обнимают боится, когда к нему неожиданно прикасаются;  Не дает причесать, помыть или постричь волосы;  В стрессовой ситуации снимает одежду.

Тактильная система

Пониженное восприятие Повышенное восприятие

  • Ищет прикосновения, потребность дотронуться до всего;
  • Плохо чувствует боль;
  • Наносит самоповреждения (щипает, кусает себя);
  • Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их.
  • Не любит, когда его обнимают

боится, когда к нему неожиданно прикасаются;

  • Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
  • В стрессовой ситуации снимает одежду.
Вестибулярная система Пониженное восприятие Повышенное восприятие  Находится в постоянном движении;  любит спрыгивать с высоких мест;  любит качаться на качелях;  любит быстрые и неожиданные движения.  Спокойные игры;  движется осторожно;  боится высоты;  часто теряет равновесие.

Вестибулярная система

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • Находится в постоянном движении;
  • любит спрыгивать с высоких мест;
  • любит качаться на качелях;
  • любит быстрые и неожиданные движения.
  • Спокойные игры;
  • движется осторожно;
  • боится высоты;
  • часто теряет равновесие.
Слуховая и зрительные системы Пониженное восприятие Повышенное восприятие  Не отвечает на своё имя;  любит громкую музыку;  разговаривает сам с собой;  не видит целую картину;  затрудняется в различии похожих между собой предметов.  Закрывает уши руками;  боится громких и неожиданных звуков;  не может слушать и смотреть одновременно;  боится яркого света, закрывает глаза.

Слуховая и зрительные системы

Пониженное восприятие

Повышенное восприятие

  • Не отвечает на своё имя;
  • любит громкую музыку;
  • разговаривает сам с собой;
  • не видит целую картину;
  • затрудняется в различии похожих между собой предметов.
  • Закрывает уши руками;
  • боится громких и неожиданных звуков;
  • не может слушать и смотреть одновременно;
  • боится яркого света, закрывает глаза.

Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:

1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов.

2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.

3. В продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, играх с водой, ручном труде, конструировании.

4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.

5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.

6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, по развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.

7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.

Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов: зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине.

Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов: зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с умственной отсталостью синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой.

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с умственной отсталостью синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой.

По итогам коррекционной работы можно сделать следующий вывод: сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности.

По итогам коррекционной работы можно сделать следующий вывод: сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности.

Список литературы  Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.  Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.  Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013  Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014  Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова , С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.   https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-korrekcionnorazvivayuschaya-rabota-sensornaya-integraciya-3149397.html

Список литературы

  • Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.
  • Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
  • Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
  • Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
  • Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова , С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92. 
  • https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-korrekcionnorazvivayuschaya-rabota-sensornaya-integraciya-3149397.html