Сенсорная интеграция как метод обеспечения индивидуально-ориентированной траектории развития детей с умственной отсталостью
Мы живем в большом и разнообразном мире. Важно понимать , как видит и воспринимает мир ребенок, на какой орган восприятия он опирается.
Весь окружающий мир ребенок познает с помощью органов чувств.
Сенсорная (от лат. "sensus" - чувство, ощущение) система: слух, зрение, осязание, обоняние) - это датчик восприятия окружающего мира.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, положений в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.д.
Метод сенсорной интеграции был разработан американским трудотерапевтом Энн Джин Айрес (1923-1988) и направлен на стимуляцию работы органов чувств в условиях координации различных сенсорных систем.
В отечественной психологии сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи как
И. М. Сеченов (1952), П. Ф. Лесгафт (1956), Л. С. Выготский (1983), И. А. Соколянский (1989), Н. А. Бернштейн (1990), Н. П. Вайзман (1997), У Кислинг (2010) и др.
Метод сенсорной интеграции удовлетворяет потребность в осознании себя, а также окружающего предметного мира, обеспечивает развитие моторных, познавательных сенсорных умений ребёнка с ОВЗ.
У ребенка с ограниченными возможностями здоровья наблюдаются трудности с обработкой сенсорной информации, что подтверждается их измененной реакцией на проприорецептивные, вестибулярные либо
тактильные раздражители.
- Проприоцептивные ощущения – это бессознательное различие ощущений, приходящих от наших суставов, мышц, сухожилий и связок.
- Вестибулярные ощущения – это чувства от гравитации, регистрации движений головы, а также передвижения тела в пространстве.
- Тактильные ощущения – это способность ощущать и различать прикосновения.
Признаки нарушений сенсорной интеграции.
Проприорецептивная дисфункция:
- умышленно врезаются в окружающие предметы и крушат все вокруг;
- шлепают ногами во время ходьбы;
- любят стучать палкой или другими предметами о стену или забор во время ходьбы;
- трут руки о стол, кусают и сосут пальцы, щелкают суставами;
- жуют несъедобные предметы – воротничок рубашки, манжеты, завязки капюшона, карандаши, игрушки;
- трудно понимаю расположение тела в пространстве , поэтому они часто падают;
- трудно поднимаются и спускаются по ступенькам;
- плохо удерживают позу;
- не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.
Тактильная система
Пониженное восприятие Повышенное восприятие
- Ищет прикосновения, потребность дотронуться до всего;
- Плохо чувствует боль;
- Наносит самоповреждения (щипает, кусает себя);
- Всегда тянет предметы в рот, чтобы изучить их.
- Не любит, когда его обнимают
боится, когда к нему неожиданно прикасаются;
- Не дает причесать, помыть или постричь волосы;
- В стрессовой ситуации снимает одежду.
Вестибулярная система
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- Находится в постоянном движении;
- любит спрыгивать с высоких мест;
- любит качаться на качелях;
- любит быстрые и неожиданные движения.
- Спокойные игры;
- движется осторожно;
- боится высоты;
- часто теряет равновесие.
Слуховая и зрительные системы
Пониженное восприятие
Повышенное восприятие
- Не отвечает на своё имя;
- любит громкую музыку;
- разговаривает сам с собой;
- не видит целую картину;
- затрудняется в различии похожих между собой предметов.
- Закрывает уши руками;
- боится громких и неожиданных звуков;
- не может слушать и смотреть одновременно;
- боится яркого света, закрывает глаза.
Работа над улучшением сенсорной интеграции осуществляется по нескольким направлениям, а именно:
1.В процессе специальных дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию, направленных на развитие восприятия пространственных и качественных свойств предметов.
2.В ходе игр и упражнений, направленных на развитие у ребенка социального восприятия: восприятия человека, его действий, движений, восприятие самого себя и окружающих его сверстников.
3. В продуктивной деятельности: рисовании, аппликации, лепке, играх с водой, ручном труде, конструировании.
4. Использование в занятиях различных утяжелителей, игольчатых мячей, массажных рукавичек, губок и других материалов с различной текстурой.
5. В повседневной жизни в процессе непосредственного общения с ребенком.
6. На занятиях по развитию речи (развитие слухового внимания и сосредоточения, ориентировка на лицо говорящего, речевое подражание), по музыкальному воспитанию, по развитию элементарных математических представлений, в ходе физического и моторно-двигательного развития.
7. Работа по развитию сенсорного восприятия осуществляется, как в процессе уроков, так и на внеурочных занятиях.
Основная идея сенсорной интеграции состоит в том, что мозгу для комфорта требуется определенный уровень ответа от рецепторов: зрительных, слуховых, вестибулярных, тактильных в коже и проприоцептивных в глубине.
Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с умственной отсталостью синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним. Её дисфункция приводит к деформации поведения самозащите или аутостимуляции, провоцирует возникновение трудностей в организации активных и гибких отношений со средой.
По итогам коррекционной работы можно сделать следующий вывод: сенсорный подход в интеграции всех видов деятельности дает положительную динамику, так как каждый фактор развития психических процессов (мышление, память, внимание) влияет на факторы развития речи, коммуникацию, игру, движение, мотивацию, контакт с миром, волю, воображение и дополняет друг друга - это комплексный метод развития и обучения ребёнка. Сенсорная интеграция в коррекционной работе с умственно отсталыми детьми требует творческого отношения педагога к процессу обучения и предоставляет огромные возможности для использования на занятиях и в любом другом виде детской деятельности.
Список литературы
- Айрес Э. Дж. Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития /Э. Джин Айрес; [пер. с анг. Юлии Даре]. М.: Теревинф, 2009.
- Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
- Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
- Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
- Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития: учеб.-метод. пособие / И.Н. Миненкова , С.Е. Гайдукевич. — Мн: УО БГПУ им. М. Танка, 2007. — С. 86-92.
- https://infourok.ru/prezentaciya-na-temu-korrekcionnorazvivayuschaya-rabota-sensornaya-integraciya-3149397.html