СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорно – тактильное игровое пособие «Табан хушуу мал», «Арбан хоёр жэл» (мягкие игрушки) как средство обучения детей бурятскому языку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дидактическое пособие предназначено для обучения и воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Сенсорно – тактильное игровое пособие «Табан хушуу мал», «Арбан хоёр жэл» (мягкие игрушки) как средство обучения детей бурятскому языку.»

Сенсорно – тактильное игровое пособие

«Табан хушуу мал», «Арбан хоёр жэл» (мягкие игрушки)

как средство обучения детей бурятскому языку.

Соктоева Майя Шагдаржаповна, учитель начальных классов

ГБОУ «Закаменская СКОШИ»,

Соктоева Мэдэгма Шагдаржаповна, воспитатель

МБДОУ «Шара-Азаргинский детский сад «Ургыхан»,

Соктоева Сэсэгма Шагдаржаповна, учитель начальных классов

МАОУ «Шара-Азаргинская СОШ»

Бурятский язык – это государственный язык нашей Республики, мы должны знать и не забывать его и во всей полноте передать молодому поколению. Дошкольники, младшие школьники изучают его как второй государственный язык. Реализация главной цели обучения детей бурятскому языку в детском саду, начальной школе связана с развитием личности ребёнка, воспитанием духовной культуры, расширением кругозора. Дети понимают себя как личность, принадлежащую к определённому языковому и культурному сообществу. Изучение бурятского языка способствует взаимообогащению национальных культур, открывает широкие возможности для приобщения к духовным ценностям. Бурятский язык изучают дети русской национальности, они с интересом учат слова, знакомятся с традициями и обычаями бурятского народа. Таким образом у нас в образовательных учреждениях созданы все условия для изучения бурятского языка. Занятия проходят в игровой форме с использованием яркого наглядного материала, в живой, весёлой атмосфере. Мы с детьми учим стихи, песни, слова, а также упражняемся в общении друг с другом.

Цель пособия – обучение бурятскому языку с помощью сенсорно – тактильного игрового пособия«Табан хушуу мал», «Арбан хоёр жэл» (мягкие игрушки).

Задачи:

привитие навыков понимания бурятской разговорной речи и говорения на бурятском языке;

привитие нравственных ценностей родной речи путем сопоставления с русским языком;

способствование активизации пассивного и активного словарей для дальнейшего овладения связной речью;

побуждение к проявлению познавательного интереса;

развитие внимания, мышления, воображения;

развитие тактильных ощущений ребенка;

развитие грамматического строя речи, навыков связной речи.

способствование развитию артикуляционного аппарата, формированию правильного произношения звуков;

Обучение бурятскому языку строится на следующих принципах:

- принцип психологической комфортности;

-принцип коммуникативности (приближение создаваемых ситуаций к естественному речевому общению);

- принцип доступности;

- принцип непрерывности.

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

Игры способствуют развитию межполушарных связей, расширению зрительного восприятия, развитию пространственных представлений, мелкой моторики и способности к произвольному самоконтролю. Необходимо формировать у дошкольников, младших школьников мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающей стабильные результаты. И все это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Опыт коррекционно – педагогической работы с детьми раннего и младшего школьного возраста показал эффективность применения сенсорно – тактильных вязанных игровых материалов.

Вязаные игрушки — это классика, которая никогда не выйдет из моды.

Вязаные игрушки для ребенка – это особый способ познать мир, возможность развить свои умственные способности, так как они постоянно будут участвовать в его играх и затеях. В отличие от пластмассовой вязаная игрушка способна снять психологический барьер между большим и непознанным миром вещей и маленьким человеком, воспитать в нем доброе и доверительное отношение к окружающей действительности. Сжимая в руках вязаный шарик или мягкого и теплого зверька, он массирует пальчики и тренирует кисти рук, что очень важно для формирования правильной речи и мышления. Занятие, уроки с использованием таких игрушек становится интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребенок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Главное достоинство вязаных игрушек – это неповторимость, функциональность — возможность совершать различные действия: собирать-разбирать, бросать, соединять детали, дергать шнуровки, крутить, складывать и т.п. Малыш повторяет эти простейшие действия бесчисленное количество раз. Поэтому чем больше разнообразных действий можно совершать с игрушкой, тем дольше ребенок будет с ней играть.

Все игрушки, сделанные своими руками – уникальны. Каждая игрушка сделана качественно, с душой и с любовью, связаны из экологически чистых материалов.

Различные стили вязки создают необычайную структуру и ребристую поверхность игрушек, что позволяет деткам развивать свои тактильные ощущения. А это, в свою очередь, прекрасно влияет на мелкую моторику малыша, а также на тактильное восприятие ребенка окружающего его мира в целом.

Игрушки ручной работы обычно имеют прямое сходство с реальными куклами, животными, фруктами, овощами и т.п. Это позволяет ребенку создавать неискаженное представление об окружающих его людях, животных и предметах.Вязаные игрушки выполняют развивающую функцию.

Обучая детей бурятскому языку в детском саду, начальной школе, мы стараемся создавать реальные жизненные ситуации и условия. Благодаря таким возможностям дети свободно могут выражать свои мысли на обучаемом языке, используя соответствующие грамматические правила.

Первый шаг к освоению языка для нас это – запоминание слов, выражений, а уже потом наложение имеющихся знаний на их грамматическую основу. Во время занятий дети, а тем более воспитатель, учитель разговаривают на родном языке. Все объяснения происходят с помощью уже знакомых фраз и лексических конструкций, также для пояснения используется мимика, жесты, аудиозаписи, любой наглядный материал – видеоролики, картинки, фотографии.

Неотъемлемой частью обучения являются ролевые игры и драматизация, что особенно эффективно на первом этапе изучения языка. Между детьми разыгрываются всевозможные интересные ситуации, различные представления, маленькие спектакли, сказки, обыгрываются повседневные жизненные ситуации, главная задача этих игр - разрабатывать активную речь (говорение). Таким образом, становление личности ребенка через воспитание, обучение и развитие в детском саду на основе восстановления и обновления национального духа (языка, культуры, истории, традиции народа) является одной из главных задач в условиях модернизации образования.

Со многими темами дети сначала знакомятся на родном языке в процессе непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающей действительностью, по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, в игровой деятельности и во время режимных моментов.Сенсорные тренажеры могут быть частью интегрированного занятия, в совместной и самостоятельной деятельности детей, как игры и упражнения.

Обучение детей бурятскому языку проходит в течение дня в режимных моментах, на прогулке и на других образовательных мероприятиях (праздники, досуги, развлечения).

Ни один  праздник  не проходит без включения  бурятских игр, песен, стихов, инсценировок.

Каждодневные тренировки на тренажере, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности подводят ребенка к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособию.

Представленные сенсорно – тактильные игровые пособия носят обучающий, развивающий и воспитывающий характер. Эти мягкие игрушки можно использовать на всех занятиях, уроках. Например, бурятский язык – перевод слов, математика, РЭМП – счет от 1 до 10, размер – большой, средний и маленький; изодеятельность – цвет, оттенок, материал; окружающий мир – среда обитания и чем питаются; трудовая деятельность – уход за животными в игровой форме; внеурочная деятельность –говорение, чтение на бурятском языке, инсценирование сказок, легенд и т.д.

Важно, чтобы ребенок постепенно расширял словарный запас. Этому помогает разглядывание и описание предмета. Взрослый, или по поручению воспитателя какой-то ребенок, может показывать и называть различные предметы, детали и части предметов, отношения между персонажами. При многократном просмотре фразы начинают повторяться и узнаваться, затем обобщаться и запоминаться. Далее ребенок уже отчасти сам может воспроизводить последовательность описания.

Другая важная составляющая владения языком – умение к месту вставлять нужные высказывания. Для этого служат различные ситуации игры-театрализации, когда ребенок узнает, как можно сказать в данной ситуации, а затем сам использует реплику в игре при следующем удобном случае. Тут важен характер ребенка: ему должно захотеться активно использовать изученное высказывание, а это легче сделать, если оно было первоначально произнесено выразительно и отчетливо. Тогда желание сказать выразительно возникает само собой, и нужно только предоставить детям возможность проявить себя.

При обучении бурятскому языку, внимание детей привлекает яркий дидактический материал, который каждый ребенок хочет потрогать,пощупать, повертеть и правильно сказать слова. Игры «Табан хушуу мал», «Арбан хоёр жэл» для закрепления и повторения слов предназначены для знакомства детей с культурой и традицией бурятского народа. С их помощью разыгрываются разные ситуации: «Ямар амитан мунөө гэртээ байнаб?», «Муноо ямар амитанай жэл гарааб?», а также учим слова, названия годов: «Хулгана, ухэр, бар, туулай, луу, могой, морин, хонин, бишэн, тахяа, нохой, гахай», учимся быстро считать на бурятском языке и называть правильно цвета.

Игра «Табан хушуу мал» включает 5 изделий из пряжи. Это верблюд – тэмээн, лошадь – морин, корова – ухэр, коза – ямаан, овца –хонин. Можно использовать при прохождении темы «Домашние животные», при счете по математике, коррекции речи, знакомстве с творчеством ГунгаЧимита, а именно произведении «Табаннухэд».

Игра «Арбан хоёр жэл» включает 12 изделий: мышь – хулгана, корова – ухэр, тигр – бар, заяц – туулай, дракон – луу, змея – могой, лошадь – морин, овца – хонин, обезьяна – бишэн, петух – тахяа, собака – нохой, свинья – гахай. Эта игра актуальна не только во время праздника Сагаалган, но и в любое другое время. Можно инсценировать легенду «Легенда о 12 годах».

Таким образом, сенсорно – тактильное пособие «Табан хушуу мал», «Арбан хоёр жэл»(мягкие игрушки)направлено, на развитие всесторонне развитой личности и раскрытие потенциальных возможностей детей дошкольного, младшего школьного возраста, а также его применение в коррекционно- развивающей работе с детьми ОВЗ. Обучение бурятскому языку в наших образовательных учреждениях построено по принципу игрового обучения с опорой на детскую инициативу, в тесном взаимодействии с родительским сообществом.



Список использованной литературы:

1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. — М.: Просвещение, 2008. – С. 315

2. Игры – занятия с малышами./ А.Н.Фролова, - К., Рад.школа, 2007. – С.368

3. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007. – С. 368

4. Фоменко Т. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры [Текст] / Т. А. Фоменко // Актуальные задачи педагогики: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 53-55