Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» для ученицы 4 класса Юркевич Марины.
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).
Учебного плана образовательного учреждения.
Устава КОУ ВО «ВШ №31».
Программа рассчитана на 17 часов (по 20 минут 1 раз в неделю).
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта ребенка, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Ребенок с ТМНР наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Познание мира и окружающей среды обучающимся с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.
Обучающийся не знает названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Ребенок неловок, у него все падает, разрушается. Он плохо рисуют, не замыкает линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеет правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеет работать с пластилином. Обучающийся слабо владеет навыками самообслуживания: не умеет завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различает правого и левого ботинка, не умеет самостоятельно заправлять постель, не умеет вытирать стол после приёма пищи и т. д. Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.
Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Ребенок часто теряет строку, не дочитывает до конца слова, хотя и старается это сделать. При письме в тетради он фактически игнорирует строку.
Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для ребенка с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам ученика и его социальная адаптация (востребованность в обществе).
Цель программы обучения: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.
Личностные результаты:
осознание себя, своего «Я»;
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;
Предметные результаты:
наличие интереса к действиям с предметами и материалами;
умение выполнять простые действия с предметами и материалами под руководством взрослого;
умение следовать наглядному плану при выполнении предметных действий;
Индивидуально-учебный план на ученицу 4 класса Юркевич Марину на 2018-2019 учебный год
№ предмета | Учебный предмет | Количество часов по учебному плану | Количество часов по индивидуальному плану с основным учителем | Количество часов со специалистами школы или самостоятельное изучение с родителями |
1 | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 2 | - |
2 | Математические представления | 2 | 2 | - |
3 | Окружающий природный мир | 2 | 0,5 | 1,5 |
4 | Окружающий социальный мир | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Человек | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | Домоводство | 3 | 0,25 | 2,75 |
7 | Музыка и движение | 2 | 0,25 | 1,75 |
8 | Изобразительная деятельность | 3 | 0,5 | 2,5 |
9 | Адаптивная физкультура | 2 | 0,25 | 1,75 |
10 | Сенсорное развитие | 3 | 0,5 | 2,5 |
11 | Двигательное развитие | 2 | 0,25 | 1,75 |
12 | Предметно-практические действия | 3 | 0,25 | 2,75 |
13 | Альтернативная коммуникация | 2 | 0,25 | 1,75 |
Всего: 8 часов |
Планируемые результаты освоения курса
Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.
Обучающийся должен знать:
правила пользования письменными принадлежностями;
кинезиологические упражнения.
Обучающийся должен уметь:
правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;
распознавать основные эмоции;
выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;
составлять предмет из частей.
Восприятие формы, цвета, размера.
Обучающийся должен знать:
названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;
названия основных размеров: длина, ширина, высота;
названия форм предметов;
цвет – свойство предмета.
Обучающийся должен уметь:
выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);
анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;
различать и называть основные цвета;
классифицировать геометрические фигуры;
сравнивать предметы по размерам;
сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;
различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;
различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.
Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.
Обучающийся должен знать:
название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;
отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;
названия дней: вчера, сегодня, завтра;
названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
названия времен года: осень, зима, весна, лето.
Обучающийся должен уметь:
определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;
ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;
ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;
применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;
определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;
выделять части суток и определять порядок дней недели;
ориентироваться на поле бумаги;
определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.
Учебно-тематический план
№ урока | Тема урока | Динамика |
1 | Исследование психомоторики. | |
2 | Исследование сенсорных процессов. | |
3 | Игра «Ласковый котенок». | |
4 | Игра «Мои игрушки». | |
5 | Игра «Жучки». | |
6 | Игра «Море волнуется раз…» | |
7 | Игра «Кот и мыши». | |
8 | Игра «Лимон-банан». | |
9 | Игра «В мире запахов». | |
10 | Игра «В мире звуков». | |
11 | Игра «Игрушечный концерт». | |
12 | Игра «Звуки в природе». | |
13 | Игра «В мире звуков». | |
14 | Игра «Ближе, дальше». | |
15 | Игра «Что это?» | |
16 | Игра «Хоровод». | |
17 | Игра «Жарко-холодно». | |
18 | Игра «Готовим обед». | |
19 | Игра «Мамочка пришла». | |
20 | Игра «Стоп-игра». | |
21 | Игра «Наши пальчики». | |
22 | Игра «Повтори движение». | |
23 | Игра «Кто пришел к нам в гости». | |
24 | Игра «Выбери игрушку». | |
25 | Игра «Что изменилось». | |
26 | Игра «Что спряталось». | |
27 | Игра «Поймай меня». | |
28 | Игра «Ловим бабочек». | |
29 | Игра «Робот». | |
30 | Игра «Зеркало». | |
31 | Игра «Наполняем баночки, коробочки». | |
32 | Игра «Строим заборчик». | |
33 | Игра «Что мы делали - покажем». | |
34 | Итоговое занятие. | |
Календарно-тематическое планирование
1 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Исследование психомоторики. | 3.09 | |
2 | Исследование сенсорных процессов. | 10.09 | |
3 | Игра «Ласковый котенок». | 17.09 | |
4 | Игра «Мои игрушки». | 24.09 | |
5 | Игра «Жучки». | 1.11 | |
6 | Игра «Море волнуется раз…» | 8.10 | |
7 | Игра «Кот и мыши». | 15.10 | |
8 | Игра «Лимон-банан». | 22.10 | |
9 | Игра «В мире запахов». | 29.11 | |
Календарно-тематическое планирование
2 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Игра «В мире звуков». | 12.11 | |
2 | Игра «Игрушечный концерт». | 19.11 | |
3 | Игра «Звуки в природе». | 26.11 | |
4 | Игра «В мире звуков». | 3.12 | |
5 | Игра «Ближе, дальше». | 10.12 | |
6 | Игра «Что это?» | 17.12 | |
7 | Игра «Хоровод». | 24.12 | |
Календарно-тематическое планирование
3 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Игра «Жарко-холодно». | 14.01 | |
2 | Игра «Готовим обед». | 21.01 | |
3 | Игра «Мамочка пришла». | 28.01 | |
4 | Игра «Стоп-игра». | 4.02 | |
5 | Игра «Наши пальчики». | 11.02 | |
6 | Игра «Повтори движение». | 18.02 | |
7 | Игра «Кто пришел к нам в гости». | 25.02 | |
8 | Игра «Выбери игрушку». | 4.03 | |
9 | Игра «Что изменилось». | 11.03 | |
10 | Игра «Что спряталось». | 18.03 | |
Календарно-тематическое планирование
4 четверть
№ п/п | Тема | Планируемая дата | Фактическая дата |
1 | Игра «Поймай меня». | 1.04 | |
2 | Игра «Ловим бабочек». | 8.04 | |
3 | Игра «Робот». | 15.04 | |
4 | Игра «Зеркало». | 22.04 | |
5 | Игра «Наполняем баночки, коробочки». | 29.04 | |
6 | Игра «Строим заборчик». | 6.05 | |
7 | Игра «Что мы делали - покажем». | 13.05 | |
8 | Итоговое занятие. | 20.05 | |