СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие»

Рабочая программа по предмету «Сенсорное развитие» для ученицы 4 класса Юркевич Марины.



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Сенсорное развитие» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

  • Федерального закона РФ от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП(одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15).

  • Учебного плана образовательного учреждения.

  • Устава КОУ ВО «ВШ №31».



Программа рассчитана на 17 часов (по 20 минут 1 раз в неделю).

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта ребенка, т.е. от того, насколько полно он воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Ребенок с ТМНР наиболее чувствителен к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

Познание мира и окружающей среды обучающимся с отклонениями в развитии в большей степени связано с развитием действий рук. Не случайно в истории развития человечества роль руки подчеркивается особо. Именно руки дали возможность развить путём жестов первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Руки обладают многообразием функций, являются специфическим человеческим органом. На кончиках пальцев имеются особые точки, которые связаны с корой головного мозга. Массаж, поглаживание, растирание кончиков пальцев уже приводит к активизации головного мозга, стимулирует умственную деятельность.

Обучающийся не знает названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки даже в предметной деятельности. Ребенок неловок, у него все падает, разрушается. Он плохо рисуют, не замыкает линию, неправильно используют цвета при окрашивании, недостаточно хорошо собирают целое из отдельных частей, не совмещают поверхности деталей в ходе конструирования, не умеет правильно пользоваться ножницами, вырезать по начерченному контуру, неловко выполняют работы по аппликации, не умеет работать с пластилином.   Обучающийся слабо владеет навыками самообслуживания: не умеет завязывать шнурки, застёгивать и расстёгивать пуговицы, не различает правого и левого ботинка, не умеет самостоятельно заправлять постель, не умеет вытирать стол после приёма пищи и т. д.   Эти трудности связаны с грубым недоразвитием сенсомоторной сферы и несовершенными движениями руки.

Для восприятия ребёнка с отклонениями в развитии характерны замедленность и фрагментарность. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение. Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов, но, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-перцептивной способности. Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности, а также чтением и письмом. Ребенок часто теряет строку, не дочитывает до конца слова, хотя и старается это сделать. При письме в тетради он фактически игнорирует строку.

Овладение навыком осознанного чтения и письменной речью для ребенка с интеллектуальной недостаточностью является сложной и одновременно очень важной задачей. От уровня овладения этими навыками зависит дальнейшее обучение школьным предметам ученика и его социальная адаптация (востребованность в обществе).



Цель программы обучения: обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

Личностные результаты:

  • осознание себя, своего «Я»;

  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

  • владение элементарными навыками коммуникации и принятыми нормами взаимодействия;


Предметные результаты:

  • наличие интереса к действиям с предметами и материалами;

  • умение выполнять простые действия с предметами и материалами под руководством взрослого;

  • умение следовать наглядному плану при выполнении предметных действий;



Индивидуально-учебный план на ученицу 4 класса Юркевич Марину на 2018-2019 учебный год

№ предмета

Учебный предмет

Количество часов по учебному плану

Количество часов по индивидуальному плану с основным учителем

Количество часов со специалистами школы или самостоятельное изучение с родителями

1

Речь и альтернативная коммуникация

2

2

-

2

Математические представления

2

2

-

3

Окружающий природный мир

2

0,5

1,5

4

Окружающий социальный мир

2

0,5

1,5

5

Человек

2

0,5

1,5

6

Домоводство

3

0,25

2,75

7

Музыка и движение

2

0,25

1,75

8

Изобразительная деятельность

3

0,5

2,5

9

Адаптивная физкультура

2

0,25

1,75

10

Сенсорное развитие

3

0,5

2,5

11

Двигательное развитие

2

0,25

1,75

12

Предметно-практические действия

3

0,25

2,75

13

Альтернативная коммуникация

2

0,25

1,75

Всего: 8 часов





Планируемые результаты освоения курса

Программой предусматривается формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего.

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков.

Обучающийся должен знать:

  • правила пользования письменными принадлежностями;

  • кинезиологические упражнения.

Обучающийся должен уметь:

  • правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения;

  • распознавать основные эмоции;

  • выполнять несложные графические работы под диктовку педагога;

  • составлять предмет из частей.

Восприятие формы, цвета, размера.

Обучающийся должен знать:

  • названия основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый;

  • названия основных размеров: длина, ширина, высота;

  • названия форм предметов;

  • цвет – свойство предмета.

Обучающийся должен уметь:

  • выделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение);

  • анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;

  • различать и называть основные цвета;

  • классифицировать геометрические фигуры;

  • сравнивать предметы по размерам;

  • сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся; из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный;

  • различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат;

  • различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей.

Раздел Развитие пространственно-временного восприятия.

Обучающийся должен знать:

  • название положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко;

  • отношения порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за;

  • названия дней: вчера, сегодня, завтра;

  • названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

  • названия времен года: осень, зима, весна, лето.

Обучающийся должен уметь:

  • определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе;

  • ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа; то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;

  • ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;

  • применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации;

  • определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;

  • выделять части суток и определять порядок дней недели;

  • ориентироваться на поле бумаги;

  • определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве.





















































Учебно-тематический план



№ урока

Тема урока

Динамика

1

Исследование психомоторики.


2

Исследование сенсорных процессов.


3

Игра «Ласковый котенок».


4

Игра «Мои игрушки».


5

Игра «Жучки».


6

Игра «Море волнуется раз…»


7

Игра «Кот и мыши».


8

Игра «Лимон-банан».


9

Игра «В мире запахов».


10

Игра «В мире звуков».


11

Игра «Игрушечный концерт».


12

Игра «Звуки в природе».


13

Игра «В мире звуков».


14

Игра «Ближе, дальше».


15

Игра «Что это?»


16

Игра «Хоровод».


17

Игра «Жарко-холодно».


18

Игра «Готовим обед».


19

Игра «Мамочка пришла».


20

Игра «Стоп-игра».


21

Игра «Наши пальчики».


22

Игра «Повтори движение».


23

Игра «Кто пришел к нам в гости».


24

Игра «Выбери игрушку».


25

Игра «Что изменилось».


26

Игра «Что спряталось».


27

Игра «Поймай меня».


28

Игра «Ловим бабочек».


29

Игра «Робот».


30

Игра «Зеркало».


31

Игра «Наполняем баночки, коробочки».


32

Игра «Строим заборчик».


33

Игра «Что мы делали - покажем».


34

Итоговое занятие.







Календарно-тематическое планирование

1 четверть

№ п/п

Тема

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Исследование психомоторики.

3.09


2

Исследование сенсорных процессов.

10.09


3

Игра «Ласковый котенок».

17.09


4

Игра «Мои игрушки».

24.09


5

Игра «Жучки».

1.11


6

Игра «Море волнуется раз…»

8.10


7

Игра «Кот и мыши».

15.10


8

Игра «Лимон-банан».

22.10


9

Игра «В мире запахов».

29.11

































Календарно-тематическое планирование

2 четверть

№ п/п

Тема

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Игра «В мире звуков».

12.11


2

Игра «Игрушечный концерт».

19.11


3

Игра «Звуки в природе».

26.11


4

Игра «В мире звуков».

3.12


5

Игра «Ближе, дальше».

10.12


6

Игра «Что это?»

17.12


7

Игра «Хоровод».

24.12





































Календарно-тематическое планирование

3 четверть

№ п/п

Тема

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Игра «Жарко-холодно».

14.01


2

Игра «Готовим обед».

21.01


3

Игра «Мамочка пришла».

28.01


4

Игра «Стоп-игра».

4.02


5

Игра «Наши пальчики».

11.02


6

Игра «Повтори движение».

18.02


7

Игра «Кто пришел к нам в гости».

25.02


8

Игра «Выбери игрушку».

4.03


9

Игра «Что изменилось».

11.03


10

Игра «Что спряталось».

18.03































Календарно-тематическое планирование

4 четверть

№ п/п

Тема

Планируемая дата

Фактическая дата

1

Игра «Поймай меня».

1.04


2

Игра «Ловим бабочек».

8.04


3

Игра «Робот».

15.04


4

Игра «Зеркало».

22.04


5

Игра «Наполняем баночки, коробочки».

29.04


6

Игра «Строим заборчик».

6.05


7

Игра «Что мы делали - покажем».

13.05


8

Итоговое занятие.

20.05