1 доп. (2) класс
1.Психолого-педагогическая характеристика учащихся
В классе по списку обучается 6 человек, из них 5 мальчиков и 1 девочка.
Обучение учащихся с ОВЗ направлено на личностное развитие, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Для детей 1 доп. (2) класса характерна неравномерность развития отдельных психических процессов.
Основные двигательные навыки сформированы, значительные нарушения мелкой моторики отсутствуют.
Эмоциональное состояние учеников продолжает оставаться неустойчивым. Наблюдаются смены настроения, негативизм. При наступлении аффективного приступа некоторые дети напрягаются, могут закусывать зубами ручку или карандаш, начинают раскачиваться на стуле, издают монотонные звуки, начинают плакать. По внешним проявлениям их можно предугадать в самом начале и предотвратить (не всегда), переключив ученика на другой вид деятельности, обычно это физкультурные упражнения.
Испытывают значительные трудности в общении с другими людьми. Выполняют просьбу «Посмотри на меня», но останавливают взгляд на лице другого человека только на несколько секунд. Спокойно реагируют на смену занятий, делают двигательные физкультминутки между уроками, берут за руку, допускают ситуацию тактильного контакта, делают все упражнения по показу. Хорошо запоминает последовательность упражнений в комплексе.
Поведение повторяющееся, ритуалистическое. Четко выражено стремление к однообразию. Настойчивое стремление к сохранению привычного постоянства в окружающей обстановке и повседневной жизни. Очень зависимы от организации учебного пространства.
Не все ученики обладает речью, но испытывают трудности при использовании ее для значимой коммуникации. Понимают обращённую речь на бытовом уровне. Выполняет простые и некоторые сложные речевые инструкции в контексте происходящего. Отмечается наличие речевых штампов, эхолалий. Речь малосодержательная, не всегда соотносится с выполняемыми действиями. Звукопроизношение нарушено. Высказывания интонационно маловыразительны.
Уровень основных мыслительных операций снижен. Внимание неустойчивое, истощаемое. Продуктивность низкая. Целенаправленная деятельность формируется слабо. Самостоятельно работать не могут. Из-за отсутствия регуляции собственной деятельности, не могутт удержать даже простые задания.
Учебное поведение в основном сформировано: принимают учебную позу (хотя долго её не удерживают). Но вся учебная деятельность осуществляется только при непосредственной помощи и контроле учителя, при условии пошагового контроля за выполнением задания.
2. Структура курса
Входная диагностика
Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий
Коррекция, развитие и диагностика моторной деятельности
Развитие сенсорной моторики. Развитие мелкой моторики. Развитие крупной моторики. Диагностика моторной деятельности.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь величины предмета. Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Упражнение на раскатывание пластилина.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Движения и позы верхних и нижних конечностей. Движения и позы головы
Исследование развития движений ног и рук, пластичности тела.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов. Геометрические фигуры, цвет, форма.
Заключительная диагностика
Диагностика крупной и мелкой моторики. Диагностика сенсорного восприятия.
Сенсорное развитие (34ч.;1 час в неделю)
| |
Раздел | № | Название тем | Количество часов | Дата |
планируемая | фактическая |
Блок 1. | | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 | | |
| 1 | Диагностика моторики и графомоторных навыков | 1 | | |
| 2 | Диагностика крупной моторики | 1 | | |
Блок 2. | | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 10 | | |
| 1 | Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум (бросание в цель). | 1 | | |
| 2 | Общеразвивающие подвижные игры. Игровой практикум (повороты, перестроения) | 1 | | |
| 3 | Игровой практикум («дорожка следов»). | 1 | | |
| 4 | Игровой практикум (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т.д.). | 1 | | |
| 5 | Игротренинг. Пальчиковая гимнастика. Сортировка бобов, фасоли, гороха | 1 | | |
| 6 | Упражнения на развитие навыков владения письменными принадлежностями. | 1 | | |
| 7 | Обводка по трафарету (внутреннему, внешнему) и штриховка. | 1 | | |
| 8 | Упражнения на развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин). | 1 | | |
| 9 | Работа в технике «рваной» аппликации. | 1 | | |
| 10 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос. Аппликация из полосок бумаги. | 1 | | |
Блок 3. | | Тактильно-двигательное восприятие. | 4 | | |
| 1 | Определение на ощупь величины предмета (большой-маленький-самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | 1 | | |
| 2 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». | 1 | | |
| 3 | Упражнения в раскатывании пластилина. Лепка «Угощение». | 1 | | |
| 4 | Игры с крупной мозаикой. | 1 | | |
Блок 4. | | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 3 | | |
| 1 | Дидактическая игра «Море волнуется». | 1 | | |
| 2 | Движения и позы верхних и нижних конечностей (сенсорная тропа для ног, «акробаты», имитация ветра). | 1 | | |
| 3 | Движения и позы головы по показу; вербализация собственных ощущений. | 1 | | |
Блок 5. | | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 13 | | |
| 1 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). | 1 | | |
| 2 | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. | 1 | | |
| 3 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные). Занятие с использованием ИКТ | 1 | | |
| 4 | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме». | 1 | | |
| 5 | Работа с геометрическим конструктором (по показу: крупный, напольный «Лего»). | 1 | | |
| 6 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало?» (3-4 предмета). | 1 | | |
| 7 | Различение предметов по величине (большой-маленький). | 1 | | |
| 8 | Сравнение 2-х предметов по высоте и длине. | 1 | | |
| 9 | Сравнение 2-х предметов по ширине и толщине. | 1 | | |
| 10 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу. | 1 | | |
| 11 | Знакомство с основными цветам (красный, жёлтый, зелёный, синий, чёрный, белый). | 1 | | |
| 12 | Дидактическая игра «Назови цвет предмета». | 1 | | |
| 13 | Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом. | 1 | | |
Блок 6. | | Заключительная диагностика | 2 | | |
| 1 | Диагностика мелкой и крупной моторики | 1 | | |
| 2 | Диагностика сенсорного восприятия. | 1 | | |
Итого | 34 | | |