СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорное развитие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное развитие»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области‌‌

Отдел образования Администрации Егорлыкского района‌

МБОУ ИООШ№21





РАССМОТРЕНО

Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21

________________________

Дорофеева Т.А.

Протокол №1 от «29» 08 2023 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21

________________________

Вербицкая Л.Н.

Протокол №1 от «30» 08 2023 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ ИООШ №21

________________________

Гамов А.А.

Приказ №81 от «31» 08 2023 г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Сенсорное развитие»

6 класс


вариант 2



(для обучающихся с задержкой психического развития

на 2023-2024 учебный год

Пояснительная записка.


Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития обучающихся, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.


Цель коррекционного курса: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.


Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно- практической и познавательной деятельности.

Содержание учебного предмета.

Количество часов в неделю – 1 ч Количество часов в год – 34 ч

.

В связи с расхождением количества часов запланированных по плану и по программе уроки № 31 - №32, №33 - №34 будут объединены в 1 учебный час.

Программа курса включает следующие разделы: «Развитие зрительного восприятия»,

«Развитие слухового восприятия», «Развитие кинестетического и кинетического восприятия», «Развитие восприятия запаха», «Развитие восприятия вкуса».


Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире


Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей.



Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты:
  • Способность целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.


  • Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.


  • Знание основных цветов радуги.


  • Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).


  • Умение определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.


  • Умение составлять предмет из 3—5 частей.


  • Способность различать речевые и неречевые звуки.


  • Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).


  • Способность согласовывать свои действия и движения.


  • Способность опосредовать свою деятельность речью.


Возможные предметные результаты:


  • Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции в ответ на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие;


  • Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация);


  • Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, действий с предметом;


  • Умение осуществлять поисковую активность в игре со взрослым и с игрушкой;


  • Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом.











Календарно – тематическое планирование коррекционного курса


«Сенсорное развитие»




Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

1-2

Зрительное восприятие: фиксация взгляда на

лице человека.

2

04.09

11.09

3-4

Фиксация взгляда на неподвижном светящемся

предмете.

2

18.09

25.09

5-6

Узнавание и различение цвета объекта 1 цвет.

2

02.10

09.10

7-8

Формирование сенсорных эталонов объемных

фигур (кубик, мячик).

2

16.10

23.10

9-10

Различение предметов по величине (большой –

маленький).

2

13.11

20.11

11-12

Локализация неподвижного источника звука,

расположенного на уровне уха, плеча, талии.

2

27.11

04.12

13-14

Соотнесение звука с его источником.

2

11.12

18.12

15-16

Различение речевых и неречевых звуков.

Дидактическая игра «Зоопарк».

2

25.12

15.01

17-18

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, бубен).

2

22.01

29.01

19-20

Ориентировка в собственном теле.

2

05.02

12.02

21-22

Движения и позы головы по показу.

2

19.02

26.02

23-24

Адекватная эмоционально-двигательная

реакция на прикосновения человека.

2

04.03

11.03

25-26

Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре,

вязкости.

2

18.03

08.04

27-28

Различение материалов (дерево, металл) по

температуре (холодный, горячий). Игра «Какой я на ощупь?».

2

15.04

22.04

29-30

Различение материалов по фактуре (гладкий,

шероховатый).

2

27.04

06.05

31-32

Различение материалов по влажности (мокрый,

сухой).

2

13.05


33-34

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый,

вязкий, сыпучий).

2

20.05