МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
Отдел образования Администрации Егорлыкского района
МБОУ ИООШ№21
РАССМОТРЕНО Протоколом заседания ШМО гуманитарного цикла МБОУ ИООШ №21 ________________________ Дорофеева Т.А. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ ИООШ №21 ________________________ Вербицкая Л.Н. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ ИООШ №21 ________________________ Гамов А.А. Приказ №81 от «31» 08 2023 г. |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Сенсорное развитие»
6 класс
вариант 2
(для обучающихся с задержкой психического развития
на 2023-2024 учебный год
Пояснительная записка.
Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития обучающихся, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который является результатом накопления возникающих ощущений. Обучающиеся с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.
Цель коррекционного курса: обогащение чувственного опыта ребенка через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.
Достижение поставленной цели подразумевает решение следующих задач: развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического восприятия, а также восприятие запаха и вкуса как пропедевтика формирования навыков общения, предметно- практической и познавательной деятельности.
Содержание учебного предмета.
Количество часов в неделю – 1 ч Количество часов в год – 34 ч
.
В связи с расхождением количества часов запланированных по плану и по программе уроки № 31 - №32, №33 - №34 будут объединены в 1 учебный час.
Программа курса включает следующие разделы: «Развитие зрительного восприятия»,
«Развитие слухового восприятия», «Развитие кинестетического и кинетического восприятия», «Развитие восприятия запаха», «Развитие восприятия вкуса».
Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например, эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире
Основной формой организации учебного процесса является коррекционное занятие, которое проводится с использованием разнообразных дидактических игр, занимательных упражнений и мультимедийных материалов. Структура занятий предусматривает обязательное сочетание различных видов деятельности учащихся и комплексное воздействие на разные органы чувств. Любая деятельность на занятиях по сенсорному развитию обязательно сопровождается речью учителя и детей.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса Личностные результаты:
Умение классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам.
Знание геометрических фигур (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
Способность определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре).
Возможные предметные результаты:
Умение воспринимать и демонстрировать двигательные, ориентировочные, эмоциональные и другие реакции в ответ на тактильное, кинестетическое, зрительное, слуховое, обонятельное и вкусовое воздействие;
Умение координировать работу различных анализаторов (зрительно-моторная, акустико-моторная, зрительно-акустико-моторная координация);
Умение принимать ситуацию повторения взрослым звуков, движений, действий с предметом;
Умение устанавливать причинно-следственные связи между воздействием на объект и полученным эффектом.
Календарно – тематическое планирование коррекционного курса
«Сенсорное развитие»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
1-2 | Зрительное восприятие: фиксация взгляда на лице человека. | 2 | 04.09 11.09 |
3-4 | Фиксация взгляда на неподвижном светящемся предмете. | 2 | 18.09 25.09 |
5-6 | Узнавание и различение цвета объекта 1 цвет. | 2 | 02.10 09.10 |
7-8 | Формирование сенсорных эталонов объемных фигур (кубик, мячик). | 2 | 16.10 23.10 |
9-10 | Различение предметов по величине (большой – маленький). | 2 | 13.11 20.11 |
11-12 | Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. | 2 | 27.11 04.12 |
13-14 | Соотнесение звука с его источником. | 2 | 11.12 18.12 |
15-16 | Различение речевых и неречевых звуков. Дидактическая игра «Зоопарк». | 2 | 25.12 15.01 |
17-18 | Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, ложки, бубен). | 2 | 22.01 29.01 |
19-20 | Ориентировка в собственном теле. | 2 | 05.02 12.02 |
21-22 | Движения и позы головы по показу. | 2 | 19.02 26.02 |
23-24 | Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. | 2 | 04.03 11.03 |
25-26 | Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, бумага, вода и др.), различными по температуре, фактуре, вязкости. | 2 | 18.03 08.04 |
27-28 | Различение материалов (дерево, металл) по температуре (холодный, горячий). Игра «Какой я на ощупь?». | 2 | 15.04 22.04 |
29-30 | Различение материалов по фактуре (гладкий, шероховатый). | 2 | 27.04 06.05 |
31-32 | Различение материалов по влажности (мокрый, сухой). | 2 | 13.05 |
33-34 | Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). | 2 | 20.05 |