«Сенсорное развитие детей посредством
дидактических игр»
Ранний возраст самый благоприятный период для сенсорного развития, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира.
Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др.
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это не интересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятия с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им не интересны.
Лучший способ закреплять и развивать сенсорные навыки у ребенка - превращать любые занятия и обязанности в игру. В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по – настоящему значимым. Этого можно добиться, подбирая дидактические игры и игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип. Кроме этого, следует помнить и о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предметами.
Специально организованные игры с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами – орудиями и строительным материалом являются основной формой работы по сенсорному воспитанию детей третьего года жизни.
Они развивают внимание, зрительную память, что дает возможность полнее воспринимать мир сенсорики. Дидактическая игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность.
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности.
Способы действий ребенка с предметами в процессе игры:
метод проб и ошибок. Используя этот способ действия, ребенок в ходе исследования предмета осуществляет большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты.
практическое примеривание – способ ориентировки, в ходе которого ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания.
Зрительное соотнесение – способ ориентировки, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения.
В работе по сенсорному развитию детей раннего и в последующем младшего дошкольного возраста, на основе изготовленных пособий и материалов, мы используем такие дидактические игры и упражнения:
Дидактические игры для изучения цвета
Знакомство малышей с цветом начинается с четырех цветов (красный, желтый, синий, зеленый) и различение цветов происходит по принципу «такой-не такой», а уже закрепление представлений о цвете происходит по названию.
Примеры игр: «Разложи палочки по стаканчикам», «Найди зайчикам хвостики», Найди домик для карандаша», «Разложи предметы по цветам» и т.д.
Дидактические игры на определение величины
При знакомстве детей с величиной можно использовать различные предметы (накрывать кастрюли крышками разной величины, складывать предметы в коробки разной величины) и специальные игрушки и игры (вкладыши – башенки, пирамидки и т.д.)
Примеры игр: «Разложи грибы по корзинкам», «Накорми зайчат», «Собери пирамидку», «Разложи кубики по ведеркам» и т.д.
Дидактические игры на определение формы
Для того чтобы ребенок мог практическим путем определить форму предмета, используют специальные дидактические игры, в ходе которых малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат игры (доски Сегена, рамки Мантессори, коробки с отверстиями разной формы). На этом этапе ребенок сравнивает предметы по форме («такой – не такой»), не называет ее.
Примеры игр: «Разложи фигурки по домикам», «Почтовый ящик», «Найди пару по форме» и т.д.
Дидактические игры на развитие осязания (тактильных ощущений)
В ходе игр направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:
-развитие хватания;
-обучение целенаправленному ощупыванию;
-развитие чувствительности пальцев рук;
-знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.
Примеры игр: «Чудесный мешочек», игры с крупами: «Накормим цыпленка», «Найди клад», «Помоги золушке» и т.д.
Упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук.
Игры с прищепками, закручивание цветных крышек и т.д.
Так же используются различные коврики, подушечки, на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т.п., с которыми манипулируют дети.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. И только при определенной системе проведения дидактических игр можно успешно повышать уровень сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста.
2