СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сенсорное воспитание детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей. Важность сенсорного развития в процессе всестороннего воспитания ребенка. 

Просмотр содержимого документа
«Сенсорное воспитание детей»

Выступление

на родительском собрании



«Сенсорное воспитание детей. Что это такое?»



Мир входит в жизнь ребенка постепенно. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определёнными предметами, учатся культуре общения друг с другом, развивают психические процессы, готовятся к учебной деятельности. Игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, она даёт ребёнку всестороннее развитие.

Младший дошкольный возраст – очень важный в процессе развития ребенка. Ведь в этом возрасте ребенок должен получить как можно больше разнообразный и полезный опыт. Большое значение имеет в этом вопросе сенсорное воспитание.

Что же это такое, «сенсорное воспитание»?

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребёнка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. д.

Основной задачей сенсорного развития является запоминание, мышление, воображение, которые строятся на основе образов восприятия, являются результатами их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Общеизвестно, что сенсорное развитие связано не только с формированием умственных способностей ребенка, развитием его речи, но и  оказывает сильнейшее влияние на становление эстетических и нравственных чувств. Из всех чувств, дающих наиболее яркие впечатления и, следовательно, благотворно влияющих на нравственное становление ребенка, подчеркивала Е. И, Тихеева, первое место принадлежит зрению и слуху. Слух и опирающиеся на него речь и мышление находятся в нерасторжимом единстве с духовным развитием ребенка. Посредством зрения и слуха малыш знакомится с красотой окружающего мира, а культ красоты - могучий союзник нравственности.

Но как же помочь ребенку развить сенсорное восприятие, помочь ему пользоваться чувствами во всей полноте?

В этом вопросе на помощь придет игровая деятельность. А она может быть весьма разнообразна.

Например, сенсорное восприятие можно развить посредством дидактических игр. Это, допустим, разноцветные шнурки, палочки, прищепки для ловких рук; игры с цветными пробками и закручивающими предметами, липучками: «Угощения для ёжика», «Наряди елочку», «Озеро», «Собираем урожай».



Чтобы помочь ребенку справиться с определением величин, можно использовать такие предметы, как кубики, мячики, коробки. Игры: «Какой мяч больше», «Большие и маленькие », «Подари зайчику морковку», «Сбор фруктов», «Пирамидки», «Найди кубик (большой или маленький).

Для развития тактильных ощущений прекрасно подойдет игра «Чудесный мешочек».

Также в помощь родителям для развития сенсорных способностей ребенка придет конструирование. Детское конструирование, представляющее из себя создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева, очень тесно связано с игрой и является деятельностью, которая отвечает интересам детей

В процессе конструирования сенсорные процессы развиваются непосредственно в деятельности, что раскрывает богатые возможности для сенсорного воспитания в широком его понимании. Конструируя, ребенок совмещает несколько процессов. Он учится различать не только внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение), но и развивает познавательные и практические действия. Благодаря конструированию ребенок развивает зрительное восприятие качества предмета, практически разбирает образец на детали, затем собирает их в модель, осуществляя таким образом анализ и синтез.

Еще один метод сенсорного воспитания, широко применяемый в процессе сенсорного воспитания, рисование и аппликация. Это виды изобразительной деятельности, основное направление которой – образное отражение действительности.

Важным аспектом сенсорного воспитания является эстетическое развитие детей, чему способствует постоянно расширяющийся запас знаний, основывающийся на представлениях о разнообразии форм. В процессе рисования, лепки и аппликации происходит знакомство детей с различными материалами (разные виды бумаги, красок, глина, мелки), а также их свойствами и выразительными возможностями, приобретаются навыки работы с ними.

Таким образом, можно сделать вывод, что для нормального развития ребенка сенсорное воспитание имеет такое же значение, как и научить его, допустим, навыкам самообслуживания. Ведь для детей очень важно осязать, чувствовать и понимать окружающие его предметы.