2. Сенсорное воспитание
Сенсорное воспитание детей в возрасте от 2 до 5,5 лет занимает в системе Монтессори одно из центральных мест.
Мария Монтессори подчеркивала, что дошкольное детство наиболее благоприятно для воспитания чувств, так как в возрасте от рождения до 5,5 лет ребенок находится в сензитивном периоде сенсорного развития.
Значение сенсорного воспитания:
1. Основа для интеллектуального развития.
Контакт с окружающей средой и ее непосредственное исследование дают интеллекту пищу для выработки в дальнейшем полноценных абстрактных понятий.
Основой для развития мышления Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир. В качестве одного из признаков развития мыслительных способностей детей, воспитывающихся по ее методу, Монтессори отмечала быстроту и точность реакций на внешние стимулы.
На базе сенсорного опыта вводится точные понятия, характеризующие качество предметов.
2. Упорядочивание хаотических впечатлений, полученных при взаимодействии ребенка с внешним миром.
Особое значение для психического развития ребенка Монтессори придавала порядку. Чем выше развит интеллект человека, тем более упорядоченной и дифференцированной системой понятий, образов, знаний и т.д. он обладает.
Монтессори подчеркивала активный характер процесса развития психики и настаивала на необходимости способствовать и руководить этим процессом посредствам автодидактических материалов.
Когда 2-3 летний ребенок приходит в детский сад, он уже накопил огромное количество сенсорных впечатлений, но это происходило без внешнего руководства, и поэтому существенные и случайные впечатления переплетены в единый клубок. Следовательно, ему нужно создать порядок и ясность, научиться отличать существенное от случайного. Активная познавательная деятельность с сенсорным материалом способствует их классификации и систематизации, а также построению новых знаний на основе уже известных. Педагог помогает обозначить впечатления, давая им точные и четкие наименования.
3. Развитие наблюдательности.
Дети становятся способными различать широкую гамму красок, звуков, вкусовых ощущений и т.д. и мир постепенно предстает перед ним во всем своем богатстве и многообразии.
4. Подготовка к реальной жизни.
Развитие зрения, обоняния, осязания, вкуса и т. д. нужно человеку в обыденной жизни и в профессиональной деятельности (повар, художник, хозяйки и т. д.).
5. Позитивное влияние на эстетическое воспитание. Монтессори отмечает, что чем более человек способен ощущать тонкие различия цветовых оттенков и музыкальных тонов, изысканных ароматов их вкусов, тем более он склонен воспринимать и наслаждаться красотой окружающего мира и тем более развито его эстетическое чувство. Люди с неразвитыми чувствами все время ищут грубые и сильные раздражители для получения раздражения.
6. Органы чувств - инструменты познания окружающего мира.
Их нужно совершенствовать, чтобы более эффективно познать реальный мир.
7. Основа для развития воображения.
Сенсорное воспитание развивает способность восприятия действительности во всей её полноте, помогает сосредоточить внимание ребенка на самых малозаметных деталях предметов и, таким образом, собрать «материал для воображения». Воображение не может иметь иную базу, кроме сенсорной.
8. Содействие развитию внимания.
Явление высокой концентрации внимания, полной погруженности в работу Монтессори называла особым термином «поляризацией внимания».
Под внешними условиями, способствующими возникновению поляризации внимания, Монтессори понимает развивающую предметно-пространственную среду, содержащую материалы, носящие автодидактический характер. Важнейшим условием здесь является также свободный выбор деятельности самим ребенком: если деятельность соответствует его потребностям, то мотивация остаётся высокой на протяжении всего периода работы. Речь идет, конечно, в данном случае, не только о работе сенсорным материалом, но со всем комплексом материалов, отличительной чертой которых помимо автодидактизма является возможность многократного повторения упражнения, в зависимости от желания ребенка.
Вот как протекает процесс развития внимания по Монтессори: ребенок свободно выбирает деятельность, руководствуясь спонтанным внутренним импульсом, во время этой деятельности ребенок проявляет интенсивное внимание, так как деятельность соответствует его глубинным потребностям, а материал позволяет самостоятельно контролировать ошибки и повторять упражнения сколько угодно долго. Систематическая длительная концентрация в свою очередь становиться привычной.
9. Овладение новыми способами предметно-познавательной деятельности.
Учитель первоначально показывает способ или прием определения свойств предметов:
-при различении и градации шумов - встряхивание;
-температура- прикосновение к бутылочкам;
-качество поверхности - проведение кончиками пальцев по ней;
-установление соотношения веса - «взвешивание» табличек на руках;
-соотношение длин - проведение рукой вдоль штанг и сопоставление их друг с другом.
В ходе дальнейших упражнений ребенок использует способы и приемы, которые показал учитель, подражает действиям старших детей и придумывает их самостоятельно.
10. Усвоение «сенсорных эталонов».В системе Монтессори после того, как ребенок освоил деятельность с материалом, он выполняет ряд упражнений на применение полученных представлений о свойствах предметов и освоение способов действия в реальной жизни. Например:
-поработав с Красными штангами и ознакомившись с понятием длины, дети измеряют линейные размеры предметов в помещении или на улице. Добавим, что размеры кубов, призм и штанг подобраны так, что на их основе возможно дать представления об общеупотребляемых мерах длины, площади объема;
-научившись различать и называть цвета и их оттенки, ребенок ищет их в окружающей среде;
-научившись различать тепловые ощущения от табличек, ребенок пробует ладонями, стопами ног полы из разных материалов;
-находят в окружающем предметы разной формы, напоминающие геометрические тела и т.д.
11. Навыки учебной деятельности:
-умение сосредоточенно работать длительное время; -доводить начатое дело до конца;
внимательно наблюдать за действиями учителя, когда он дает образец работы с материалом, слушать его пояснения, если они необходимы;
-заниматься самостоятельно и контролировать свои ошибки.
12. Расширение словарного запаса (все части речи).
Сенсорное воспитание как база для обучения математики и овладения письмом.
Для того, чтобы овладеть письмом, ребенку требуются моторные и интеллектуальные умения.
К интеллектуальным умениям Монтессори относит: -упорядоченное мышление и логику;
-словарный запас, достаточный для выражения собственных мыслей;
-способность анализировать звуки в слове и наоборот, синтезировать слово из звуков;
-знание символов, соответствующих звукам - букв.
Моторные умения включают:
-свободное движение кисти руки;
-способность держать ручку или карандаш тремя пальцами; -способность координировать глаз и руку и проводить линии без отрыва карандаша от бумаги, не выходя за заданные границы.
Косвенная подготовка к письму осуществляется в ходе упражнений в практической жизни и при работе сенсорным материалом:
1. Тренировка трех пальцев имеет место при работе с Цилиндрами -вкладышами, Досками для ощупывания, Шершавыми табличками, Геометрическими и Биологическими комодами, с Географическими картами -вкладышами, деятельность с которыми первоначально осуществляются также на сенсорном уровне. Все эти материалы имеют маленькие ручки - кнопочки, за которые можно тремя пальцами вынимать фигуры и вставлять обратно в отверстие. Фигуры
-вкладыши из Биологического комода, а иногда и Географические карты
-вкладыши, в виду их сложности обводят тонкой палочкой - аналогом карандаша или ручки, упражняя при этом как три пальца, так и непрерывное движение карандаша. Легкое свободное движение кисти вырабатывается в ходе упражнений с Геометрическим комодом и Досками для ощупывания, тренируется одновременно непрерывное движение руки, необходимое при письме.
2. Сенсорные материалы позволяют ребенку развить необходимые умственные способности, необходимые при письме:
-способность к дифференцированному восприятию звуков и форм развивается с помощью Шумящих коробочек, Звоночков, Геометрического комода, Биологического комода, Конструктивных треугольников.
3. При работе с сенсорным материалом происходит расширение словарного запаса.
4. Сенсорные материалы способствуют упорядочиванию впечатлений внешнего мира и созданию внутреннего порядка в разуме ребенка.
5. Происходит развитие внимания ребенка, так необходимого при письме.
Характеристика сенсорных материалов
1. В основе - идеи Ж.Б.Г. Итара (1774-1838) и Э. Сегена (1812-1880).
2. Монтессори — материалы предназначены для всех детей независимо от их состояния здоровья и уровня развития, расы, национальности и т.д.
Подавляющее большинство Монтессори детских садов и школ посещают здоровые дети. Адаптированные средства обучения для детей с нарушением развития основаны на классических Монтессори — материалах, используются в настоящее время за рубежом для реабилитации детей с разного рода нарушениями: крупной и мелкой моторики, зрения, слуха, умственного развития, поведения и т.д.
Материалы служат средствами облегчающими знакомство и создающими дополнительные возможности для ориентации ребенка в мире.
3. Материализованные абстракции.
С их помощью у ребенка создаются: чувственный образ окружающего мира, опосредованно развиваются элементарные математические представления и логические операции, создается база для абстрактных понятий таких как -«большой - маленький», «круглый - квадратный», «тяжелый - легкий», «громкий - тихий». Тем самым они способствуют развитию математического мышления ребенка. Любая вещь в действительности обладает сразу многими свойствами: форма, цвет, величина. В сенсорных Монтессори - материалах изолировано какое-то одно качество или свойство:
-в Шумящих коробочках - шум;
-в Цветных табличках - цвет и т.д.