СЕНТЯБРЬ – ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ
Цели деятельности педагога: создать условия для формирования понятий живая и неживая природа, выявления имеющихся знаний об изменениях в природе с наступлением осени, представления об экологической связи и взаимозависимости явлений природы и объектов живой природы; способствовать развитию наблюдательности, связной речи, воспитанию бережного отношения к природе.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать понятия живая и неживая природа, определять понятия листопад, золотая осень, последовательность времен года (начиная с любого), кратко характеризовать сезонные изменения, устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).
Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предметные – формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия: «неживая природа», «листопад», «золотая осень».
Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: карточки для схемы, изображения объектов
(см. п. I урока).
Ход урока
I. Повторение изученного материала.
– Вспомните, что мы называем окружающим миром? (Окружающий мир – это всё, что нас окружает: растения, животные, люди, предметы, которые человек делает своими руками, и т. д.)
– Соберите схему.
Таблички разложены на столе, ребята собирают схему, комментируя своё решение.
– Распределите данные рисунки на схеме, найдя объект, о котором говорится в загадке:
Из горячего колодца Через нос водица льётся. (Чайник.) Покружилась звёздочка В воздухе немножко, Села и растаяла На моей ладошке. (Снежинка.) Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик – в роднике, А широкий – в море. (Река.) | Без языка живёт, Не ест, не пьёт, А говорит и поёт. (Радио.) Чёрен – да не ворон, Рогат – да не бык, Шесть ног – да без копыт. (Жук.) Белые горошки На зелёной ножке. (Ландыш.) |
– Что ещё мы с вами не назвали? (В случае затруднения ребятам даётся подсказка.)
– Что такое туман, дождь, град, гром, молния, радуга? (Это явления природы.)
– В чём их особенность, отличие от объектов природы? (Объекты в природе присутствуют постоянно, а вот явления природы наступают и проходят.)
II. Изучение нового материала.
1. Беседа.
– Ещё задолго до наступления настоящей осени в природе чувствуется её приближение. Мы с вами были на экскурсии в парке. Как вы почувствовали наступление осени? (В парке, где летом звучали птичьи голоса, теперь стало значительно тише. Птицы готовятся к отлёту. Деревья и кустарники постепенно приобретают осеннюю окраску – яркую и разнообразную. Начали опадать листья, теперь они шуршат у нас под ногами.)
– Какой месяц открывает календарную осень? Совершенно верно – это сентябрь. Древнерусское название месяца – «русен», что связано с жёлтым цветом осени, другое название – «ревун». Как думаете, почему? Это название связано с дождями. А вот и третье название – «хмурень». С чем могло быть связано это название? (В сентябре световой день постепенно сокращается, солнечного света и тепла становится всё меньше.) Сентябрь ещё считают первоосеньем. С давних времён люди наблюдали за природой и постарались сохранить и передать свои знания будущим поколениям. Послушайте народные приметы и скажите, о какой природе идёт в них речь – живой или неживой:
Гром в сентябре предвещает тёплую осень. (О неживой.)
Паутинки стелются по растениям – к осеннему теплу. (О живой.)
Облака низко идут – ожидай стужи. (Речь идёт о неживой природе.)
– Какие изменения в неживой природе вы заметили с приходом сентября? (Солнце всё больше прячется за тучами, всё чаще дует ветер, становится холоднее, идут частые дожди.) Оказывают ли влияние изменения, происходящие в неживой природе, на живую природу? Обоснуйте своё мнение.
Физкультминутка
ЛИПКА
Выросла я, липка, Тоненькой и гибкой – | Дети раскачиваются из стороны в сторону. |
Не ломай меня. | Топают ногами. |
Медоносным цветом Зацвету я летом – | Разводят руки в стороны. |
Береги меня. | Обхватывают себя руками. |
В полдень подо мною Спрячешься от зноя – | Приседают. |
Вырасти меня. | Тянутся вверх. |
Я тебя листвою От дождя укрою – | Шевелят пальчиками на вытянутых руках. |
Поливай меня. | |
2. Работа с учебником.
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике (с. 15). Какие признаки осени передал художник? Назовите деревья на следующем рисунке (с. 16). (Берёза, осина, рябина, клён.)
– Найдите среди тех листьев, которые вы собрали во время экскурсии, такие же, как в учебнике. Как вы их определили?
Ребята должны отметить отличительную особенность формы листьев, окраски.
– Давайте прочитаем предложение, записанное на странице 17 в учебнике. Что это? (Народная примета.) Как вы понимаете её смысл? Постараемся её запомнить и при случае проверить.
III. Закрепление пройденного.
Работа в тетради по заданиям (с. 9–10). Самооценка работы на уроке.
IV. Итог урока.
– О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? Что самое важное необходимо запомнить?
– О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?
Задание: попробуйте изобразить осень такой, какой вы увидели её в парке или сегодня на уроке.