СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сентябрь-первый месяц осени по УМК "Начальная школа 21 века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока к  предмету окружающий мир для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", автор Н.Ф.Виноградова. Материал из диска "Поурочное планирование для начальной школы" издательство "Учитель".

Просмотр содержимого документа
«Сентябрь-первый месяц осени по УМК "Начальная школа 21 века"»


СЕНТЯБРЬ – ПЕРВЫЙ МЕСЯЦ ОСЕНИ

Цели деятельности педагога: создать условия для формирования понятий живая и неживая природа, выявления имеющихся знаний об изменениях в природе с наступлением осени, представления об экологической связи и взаимозависимости явлений природы и объектов живой природы; способствовать развитию наблюдательности, связной речи, воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся различать понятия живая и неживая природа, определять понятия листопад, золотая осень, последовательность времен года (начиная с любого), кратко характеризовать сезонные изменения, устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: планирование – выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для  выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям).

Познавательные: общеучебные – выделять и формулировать познавательную цель; применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия: анализ, сравнение, обобщение, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения; предметные – формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения, определять понятия: «неживая природа», «листопад», «золотая осень».

Коммуникативные: взаимодействие – строить понятные для партнера высказывания; управление коммуникацией – оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Личностные: самоопределение – проявляют ценностное отношение к природному миру; смыслообразование – осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование: карточки для схемы, изображения объектов
(см. п. I урока).

Ход урока

I. Повторение изученного материала.

– Вспомните, что мы называем окружающим миром? (Окружающий мир – это всё, что нас окружает: растения, животные, люди, предметы, которые человек делает своими руками, и т. д.)

– Соберите схему.

Таблички разложены на столе, ребята собирают схему, комментируя своё решение.

– Распределите данные рисунки на схеме, найдя объект, о котором говорится в загадке:

Из горячего колодца

Через нос водица льётся.

(Чайник.)

Покружилась звёздочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка.)

Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе.

Узкий кончик – в роднике,

А широкий – в море.

(Река.)

Без языка живёт,

Не ест, не пьёт,

А говорит и поёт.

(Радио.)

Чёрен – да не ворон,

Рогат – да не бык,

Шесть ног – да без копыт.

(Жук.)

Белые горошки

На зелёной ножке.

(Ландыш.)

– Что ещё мы с вами не назвали? (В случае затруднения ребятам даётся подсказка.)

– Что такое туман, дождь, град, гром, молния, радуга? (Это явления природы.)

– В чём их особенность, отличие от объектов природы? (Объекты в природе присутствуют постоянно, а вот явления природы наступают и проходят.)

II. Изучение нового материала.

1. Беседа.

– Ещё задолго до наступления настоящей осени в природе чувствуется её приближение. Мы с вами были на экскурсии в парке. Как вы почувствовали наступление осени? (В парке, где летом звучали птичьи голоса, теперь стало значительно тише. Птицы готовятся к отлёту. Деревья и кустарники постепенно приобретают осеннюю окраску – яркую и разнообразную. Начали опадать листья, теперь они шуршат у нас под ногами.)

– Какой месяц открывает календарную осень? Совершенно верно – это сентябрь. Древнерусское название месяца – «русен», что связано с жёлтым цветом осени, другое название – «ревун». Как думаете, почему? Это название связано с дождями. А вот и третье название – «хмурень». С чем могло быть связано это название? (В сентябре световой день постепенно сокращается, солнечного света и тепла становится всё меньше.) Сентябрь ещё считают первоосеньем. С давних времён люди наблюдали за природой и постарались сохранить и передать свои знания будущим поколениям. Послушайте народные приметы и скажите, о какой природе идёт в них речь – живой или неживой:

 Гром в сентябре предвещает тёплую осень. (О неживой.)

 Паутинки стелются по растениям – к осеннему теплу. (О живой.)

 Облака низко идут – ожидай стужи. (Речь идёт о неживой природе.)

– Какие изменения в неживой природе вы заметили с приходом сентября? (Солнце всё больше прячется за тучами, всё чаще дует ветер, становится холоднее, идут частые дожди.) Оказывают ли влияние изменения, происходящие в неживой природе, на живую природу? Обоснуйте своё мнение.

Физкультминутка

ЛИПКА

Выросла я, липка,

Тоненькой и гибкой –

Дети раскачиваются
из стороны в сторону.

Не ломай меня.

Топают ногами.

Медоносным цветом

Зацвету я летом –

Разводят руки в стороны.

Береги меня.

Обхватывают себя руками.

В полдень подо мною

Спрячешься от зноя –

Приседают.

Вырасти меня.

Тянутся вверх.

Я тебя листвою

От дождя укрою –

Шевелят пальчиками
на вытянутых руках.

Поливай меня.


2. Работа с учебником.

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию в учебнике (с. 15). Какие признаки осени передал художник? Назовите деревья на следующем рисунке (с. 16). (Берёза, осина, рябина, клён.)

– Найдите среди тех листьев, которые вы собрали во время экскурсии, такие же, как в учебнике. Как вы их определили?

Ребята должны отметить отличительную особенность формы листьев, окраски.

– Давайте прочитаем предложение, записанное на странице 17 в учебнике. Что это? (Народная примета.) Как вы понимаете её смысл? Постараемся её запомнить и при случае проверить.

III. Закрепление пройденного.

Работа в тетради по заданиям (с. 9–10). Самооценка работы на уроке.

IV. Итог урока.

– О чём мы с вами говорили сегодня на уроке? Что самое важное необходимо запомнить?

– О чём бы вы хотели рассказать сегодня дома? Какими знаниями поделиться?

Задание: попробуйте изобразить осень такой, какой вы увидели её в парке или сегодня на уроке.