Сензитивные периоды в психическом развитии ребёнка
Праток Мариет
1 курс группа 14/2
Сенситивный период
время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности.
В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребёнка.
Возрастная сенситивность – свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики.
0 – 6 лет
1 – 4 года
0 – 5, 5 лет
0 – 3 года
1,5 – 6,5 лет
2,5 – 6 лет
5 сенситивных периодов развития речи (Л. С. Выготский)
1,5 – 3 года – пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики.
Сензитивный
период развития речи
3 – 4 года – знакомство с буквами. Начало осознанной речи.
4 – 5 лет – интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.
5 – 6 лет – развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение.
8 – 9 лет – повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.
Сенситивный период для развития речи (М. Монтессори)
0 – 4 месяцев: ребёнок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.
Сензитивный
период развития речи
1 – 1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.
2 – 2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.
2,5 – 3 года: ребёнок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.
3,5 – 4 года: осознанное употребление речи.
4 – 4,5 года: ребёнок использует речь для решения своих проблем.
5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо. Ребёнок учится читать.
0 – 3 года
Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания.
Сензитивный
период восприятия порядка
После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.
0 – 5,5 года
Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи.
Сензитивный
период сенсорного развития
Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления.
1,5 – 6,6 лет
Развивая движения кистей рук, вы подготавливайте ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку.
Сензитивный
период восприятия маленьких предметов
Подключая параллельно проговаривание потешек, стихов, пение песенок совместно развивается мелкая моторика пальцев рук и речь ребёнка. То есть, происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге.
1 – 4 года
Ограничивая подвижность ребёнка, мы провоцируем его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но и умственных и речевых в том числе.
Сензитивный
период движений и действий
Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе.
0 – 5 лет
Важно не уничтожать инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений.
Сензитивный
период развития
самостоятельности
Когда мы кормим ребёнка до 5-6 лет с ложкой, мы тормозим развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения.
2,5 – 6 лет
Именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения.
Сензитивный
период развития
социальных
навыков
Посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей расширяет не только кругозор, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи.
Ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление.
0 – 2,5 месяцев – многие родители замечают осознанность на лице новорождённого, но явных признаков, указывающих на это ещё нет.
0 – 3 лет
Сензитивный
период развития мышления
3 – 6 месяцев – первые зачатки мышления – сознания, осознания.
6 – 12 месяцев – активно развивается предметное мышление.
1 – 1,5 лет – развивается наглядно-предметное мышление.
1,5 – 3 года – формируется базисное свойство мышления – причинно-следственное, развивается понятийно-категориальный тип мышления. Совершенствуется образно-вербальное мышление с появлением речи. Накапливается база для развития практически всех видов деятельности.