СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сензитивные периоды в психическом развитии ребёнка

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сензитивные периоды в психическом развитии ребёнка»

Сензитивные периоды  в психическом развитии ребёнка Праток Мариет 1 курс группа 14/2

Сензитивные периоды в психическом развитии ребёнка

Праток Мариет

1 курс группа 14/2

Сенситивный период время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности. В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребёнка. Возрастная сенситивность – свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики. 0 – 6 лет 1 – 4 года 0 – 5, 5 лет 0 – 3 года 1,5 – 6,5 лет 2,5 – 6 лет

Сенситивный период

время максимальных возможностей для наиболее действенного формирования какого-либо свойства психики, период наиболее высокой пластичности.

В определенные сенситивные периоды происходит резкое увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям из-за высокой пластичности нервной системы ребёнка.

Возрастная сенситивность – свойственное определенному возрасту сочетание условий для формирования конкретных процессов психики.

0 – 6 лет

1 – 4 года

0 – 5, 5 лет

0 – 3 года

1,5 – 6,5 лет

2,5 – 6 лет

5 сенситивных периодов развития речи (Л. С. Выготский) 1,5 – 3 года – пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики. Сензитивный период развития речи 3 – 4 года – знакомство с буквами. Начало осознанной речи. 4 – 5 лет – интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма. 5 – 6 лет – развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение. 8 – 9 лет – повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.

5 сенситивных периодов развития речи (Л. С. Выготский)

1,5 – 3 года – пополнение словарного запаса. Этот же период характерен развитием моторики.

Сензитивный

период развития речи

3 – 4 года – знакомство с буквами. Начало осознанной речи.

4 – 5 лет – интерес к занятиям музыкой, математикой. Понятия размера, цвета, формы. Активное восприятие письма.

5 – 6 лет – развитие социальных навыков, интерес к общению. Письмо и чтение.

8 – 9 лет – повторный всплеск языковых способностей (совершенствование своей продуктивной речи). Развитие воображения. Восприятие культуры.

Сенситивный период для развития речи (М. Монтессори) 0 – 4 месяцев: ребёнок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам. Сензитивный период развития речи 1 – 1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова. 2 – 2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка. 2,5 – 3 года: ребёнок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли. 3,5 – 4 года: осознанное употребление речи. 4 – 4,5 года: ребёнок использует речь для решения своих проблем. 5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо. Ребёнок учится читать.

Сенситивный период для развития речи (М. Монтессори)

0 – 4 месяцев: ребёнок реагирует на речь, поворачивая голову, подражает звукам.

Сензитивный

период развития речи

1 – 1,5 года: вслушивается в мелодию языка, произносит первые слова.

2 – 2,5 года: лавинообразное накопление словарного запаса. Выражение желаний и эмоций. Начало освоения грамматических норм родного языка.

2,5 – 3 года: ребёнок думает вслух, эгоцентрическая речь. Проговаривает свои мысли.

3,5 – 4 года: осознанное употребление речи.

4 – 4,5 года: ребёнок использует речь для решения своих проблем.

5 лет: интерес к буквам, работа с подвижным алфавитом. Спонтанное письмо. Ребёнок учится читать.

0 – 3 года Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания. Сензитивный период восприятия порядка После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.

0 – 3 года

Соблюдение режима дня, последовательность определённых действий синхронизирует процессы возбуждения и торможения, развивает умение вовремя начать и закончить деятельность. Это является базой для будущего планирования речевого высказывания.

Сензитивный

период восприятия порядка

После 3-х лет будет поздно и очень трудно научить ребёнка последовательно выполнять сложные действия по алгоритму, последовательно выражать свои мысли.

0 – 5,5 года Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи. Сензитивный период сенсорного развития Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления.

0 – 5,5 года

Такой естественный опыт получения различной информации от всех органов чувств, является базой для развития речи и мышления, служит базой для словарного запаса, математического восприятия и будущей письменной речи.

Сензитивный

период сенсорного развития

Если есть ограничения, то связь между словом и предметом будет неточной и неполной, в дальнейшем могут быть трудности в развитии обобщения и мышления.

1,5 – 6,6 лет Развивая движения кистей рук, вы подготавливайте ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку. Сензитивный период восприятия маленьких предметов Подключая параллельно проговаривание потешек, стихов, пение песенок совместно развивается мелкая моторика пальцев рук и речь ребёнка. То есть, происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге.

1,5 – 6,6 лет

Развивая движения кистей рук, вы подготавливайте ребёнка к будущему письму, готовите руку к красивому почерку.

Сензитивный

период восприятия маленьких предметов

Подключая параллельно проговаривание потешек, стихов, пение песенок совместно развивается мелкая моторика пальцев рук и речь ребёнка. То есть, происходит опосредованная стимуляция артикуляционной зоны в головном мозге.

1 – 4 года Ограничивая подвижность ребёнка, мы провоцируем его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но и умственных и речевых в том числе. Сензитивный период движений и действий Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе.

1 – 4 года

Ограничивая подвижность ребёнка, мы провоцируем его на неполноценное развитие в целом. Движения – это отправная точка развития не только физических способностей ребёнка, но и умственных и речевых в том числе.

Сензитивный

период движений и действий

Малоподвижные дети не смогут длительное время сидеть за партой в школе.

0 – 5 лет Важно не уничтожать инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений. Сензитивный период развития самостоятельности Когда мы кормим ребёнка до 5-6 лет с ложкой, мы тормозим развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения.

0 – 5 лет

Важно не уничтожать инициативу к самостоятельности у ребёнка до 5 лет, иначе он не станет в будущем предприимчивым, самостоятельным, не сможет делать выбор и принимать нужных решений.

Сензитивный

период развития

самостоятельности

Когда мы кормим ребёнка до 5-6 лет с ложкой, мы тормозим развитие зрительно-моторных функций, что приведёт к плохому почерку, к ошибкам и трудностям на письме, к трудностям во время чтения.

2,5 – 6 лет Именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения. Сензитивный период развития социальных навыков Посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей расширяет не только кругозор, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи. Ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление.

2,5 – 6 лет

Именно родители для ребёнка являются ярким примером социального поведения.

Сензитивный

период развития

социальных

навыков

Посещение детских мероприятий, музеев, спектаклей расширяет не только кругозор, но и оставляет эмоциональное впечатление, что провоцирует развитие мышления и речи.

Ограниченный социальный опыт будет отражаться у ребёнка в игре (не будет формироваться сюжетно-ролевая игра), следовательно не будет развиваться вербально-логическое мышление.

0 – 2,5 месяцев – многие родители замечают осознанность на лице новорождённого, но явных признаков, указывающих на это ещё нет. 0 – 3 лет Сензитивный период развития мышления 3 – 6 месяцев – первые зачатки мышления – сознания, осознания. 6 – 12 месяцев – активно развивается предметное мышление. 1 – 1,5 лет – развивается наглядно-предметное мышление. 1,5 – 3 года – формируется базисное свойство мышления – причинно-следственное, развивается понятийно-категориальный тип мышления. Совершенствуется образно-вербальное мышление с появлением речи. Накапливается база для развития практически всех видов деятельности.

0 – 2,5 месяцев – многие родители замечают осознанность на лице новорождённого, но явных признаков, указывающих на это ещё нет.

0 – 3 лет

Сензитивный

период развития мышления

3 – 6 месяцев – первые зачатки мышления – сознания, осознания.

6 – 12 месяцев – активно развивается предметное мышление.

1 – 1,5 лет – развивается наглядно-предметное мышление.

1,5 – 3 года – формируется базисное свойство мышления – причинно-следственное, развивается понятийно-категориальный тип мышления. Совершенствуется образно-вербальное мышление с появлением речи. Накапливается база для развития практически всех видов деятельности.