СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Сердце в сирени живет" Биография и творчество С.В. Рахманинова

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биография и творчество С.В. Рахманинова

Просмотр содержимого документа
«"Сердце в сирени живет" Биография и творчество С.В. Рахманинова»

« Сердце в сирени живет»   Мир мелодий   Сергея Васильевича  Рахманинова Чибирова Диана Людвиговна Учитель музыки ГБОУ прогимназии «Эрудит»

« Сердце в сирени живет» Мир мелодий Сергея Васильевича Рахманинова

Чибирова Диана Людвиговна

Учитель музыки ГБОУ прогимназии «Эрудит»

 Содержание : 1. Мелодия –душа музыки.  Мир мелодий С.В.Рахманинова  2. С.В. Рахманинов Третий концерт для ф-но с оркестром  3.«Краткая биография»- сообщение Даньшина Артура  4.«Сердце в сирени живет». И нтересные факты из жизни 2 жизнь и творчество

Содержание :

1. Мелодия –душа музыки.

Мир мелодий С.В.Рахманинова

2. С.В. Рахманинов Третий концерт для ф-но с оркестром

3.«Краткая биография»- сообщение Даньшина Артура

4.«Сердце в сирени живет». И нтересные факты из жизни

2 жизнь и творчество

  « Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова,   племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать - купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича -- так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего кузена, - была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Кузен, пьющий горькую влагу с сиреневых кистей, стал Верочке по-новому интересен». ( Из очерка Ю.Нагибина «Сирень»).

  « Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова,

  племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать - купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича -- так церемонно полагалось ей называть семнадцатилетнего кузена, - была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Кузен, пьющий горькую влагу с сиреневых кистей, стал Верочке по-новому интересен». ( Из очерка Ю.Нагибина «Сирень»).

  Позже Рахманиновым был написан тонкий и нежный, всеми любимый романс «Сирень»  на слова Е.А. Бекетовой.       По утру, на заре,  По росистой траве,  Я пойду свежим утром дышать;  И в душистую тень,  Где теснится сирень,  Я пойду своё счастье искать…  В жизни счастье одно  Мне найти суждено,  И то счастье в сирени живёт;  На зелёных ветвях,  На душистых кистях  Моё бедное счастье цветёт.

  Позже Рахманиновым был написан тонкий и нежный, всеми любимый романс «Сирень» на слова Е.А. Бекетовой.

  •     По утру, на заре, По росистой траве, Я пойду свежим утром дышать; И в душистую тень, Где теснится сирень, Я пойду своё счастье искать… В жизни счастье одно Мне найти суждено, И то счастье в сирени живёт; На зелёных ветвях, На душистых кистях
  • Моё бедное счастье цветёт.
Я потерял самого себя      «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».

Я потерял самого себя

  •      «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остаётся желания творить, не остаётся иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний».
Что же такое мелодия? «В мелодии,- главная прелесть, главное очарование звуков, без неё все бледно, бесцветно, мертво» - писал музыкальный критик и композитор Серов

Что же такое мелодия?

  • «В мелодии,- главная прелесть, главное очарование звуков, без неё все бледно, бесцветно, мертво» - писал музыкальный критик и композитор Серов
Мотив –маленькая частица мелодии состоящая из нескольких звуков.  Фраза  - это несколько музыкальных мотивов. Предложение образуется из нескольких фраз
  • Мотив –маленькая частица мелодии состоящая из нескольких звуков.
  • Фраза - это несколько музыкальных мотивов.
  • Предложение образуется из нескольких фраз
«Мелодии большого дыхания»  Протяжные мелодии, где один звук переходит в другой и мелодия льётся беспрерывным потоком. Такие мелодии часто встречаются в произведениях С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Ф.Шопена

«Мелодии большого дыхания»

  • Протяжные мелодии, где один звук переходит в другой и мелодия льётся беспрерывным потоком.
  • Такие мелодии часто встречаются в произведениях С.В.Рахманинова, П.И.Чайковского, М.И.Глинки, Ф.Шопена
Речитативные мелодии  Речитатив происходит от итальянского – « recitare », что значит «чтение вслух».  Встречается не только в опере, но и в романсе, и в песне. Часто встречаются в инструментальных произведениях и тогда мы слышим интонации человеческой речи. Интонации вопроса, восклицания, просьбы, стона, мольбы.

Речитативные мелодии

  • Речитатив происходит от итальянского – « recitare », что значит «чтение вслух».
  • Встречается не только в опере, но и в романсе, и в песне.
  • Часто встречаются в инструментальных произведениях и тогда мы слышим интонации человеческой речи. Интонации вопроса, восклицания, просьбы, стона,
  • мольбы.
Что означает слово «концерт»? Концерт –значит состязание. В музыке концертом называют произведения для солиста и оркестра. Множество концертов написано для рояля ,скрипки, виолончели. Есть концерты для других инструментов, а также для голоса с оркестром.  Иногда композироры пишут концерты для двух и трех солирующих инструментов.

Что означает слово «концерт»?

  • Концерт –значит состязание. В музыке концертом называют произведения для солиста и оркестра.
  • Множество концертов написано для рояля ,скрипки, виолончели. Есть концерты для других инструментов, а также для голоса с оркестром.
  • Иногда композироры пишут концерты для двух и трех солирующих инструментов.
Второе значение слова концерт.  Концерт –это исполнение музыкальных произведений на которых присутствует публика. Концерты бывают: симфонические, камерные, хоровые, эстрадные, сольные, смешанные.

Второе значение слова концерт.

  • Концерт –это исполнение музыкальных произведений на которых присутствует публика.
  • Концерты бывают: симфонические, камерные, хоровые, эстрадные, сольные, смешанные.
 Рахманинов в Ивановке за корректурой Третьего концерта (1910). Имение стало любимым местопребыванием композитора. «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу…- рассказывал он.-…Имение было степное, а степь – это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса…от горизонта до горизонта».

Рахманинов в Ивановке за корректурой Третьего концерта (1910).

  • Имение стало любимым местопребыванием композитора. «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу…- рассказывал он.-…Имение было степное, а степь – это то же море, без конца и края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса…от горизонта до горизонта».
Интересные факты Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в

Интересные факты

Крейслер и Рахманинов исполняли сонату Франка в "Карнеги-холл". Скрипач играл без нот и... вдруг память подвела его уже в первой части! Крейслер подошел ближе к пианисту и заглянул в ноты, пытаясь найти тот такт, где он мог бы "поймать" партнера. - Где мы находимся?! Где мы находимся?! - отчаянно зашептал скрипач. - В "Карнеги-холл", - не переставая играть, шепотом ответил Рахманинов.

Вы не возражаете?..

Вы не возражаете?..

- Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.  - Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то.  Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой.  - Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...  Рахманинов так и сделал.  - Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.
  • - Но если вы против... - начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора. - Он просто потерял дар речи, Петр Ильич, - подсказал кто-то. Рахманинов в подтверждение усиленно закивал головой. - Но я так и не понял, - засмеялся Чайковский, - против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните... Рахманинов так и сделал. - Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, - совсем развеселился Петр Ильич.
Со своей любимой собакой Левко .   Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу

Со своей любимой собакой Левко

  • . Как-то раз некий въедливый и не слишком грамотный интервьюер задал Сергею Васильевичу "умный" вопрос: что самое главное в искусстве? Рахманинов пожал плечами и ответил: - Если бы в искусстве имелось нечто самое главное, все было бы довольно просто. Но в том-то и дело, молодой человек, что самое главное в искусстве - это то, что в нем нет и не может быть чего-то одного самого главного...
Или кашлять - или играть   Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили:  - Отчего вы так не любите собственные вариации?  - Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...

Или кашлять - или играть

  • Сергей Васильевич очень не любил, когда в зале кашляли. Играя свои новые Вариации на тему Корелли, Рахманинов следил за тем, сколько в зале кашляли. Если кашель усиливался, он следующую вариацию пропускал, кашля не было - играл по порядку. Композитора спросили: - Отчего вы так не любите собственные вариации? - Мои вариации до того не любят, когда их обкашливают, что они сами убегают моих пальцев, предпочитая не звучать...
Зачем?   Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил:  - Почему маэстро так скромно одевается?  - Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов.  Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек.  И тот же критик через несколько лет снова спрашивает:  - Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали.  - Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.

Зачем?

  • Когда Рахманинов прибыл в Америку, один музыкальный критик удивленно спросил: - Почему маэстро так скромно одевается? - Меня все равно здесь никто не знает, - ответил Рахманинов. Со временем композитор ничуть не изменил своих привычек. И тот же критик через несколько лет снова спрашивает: - Мэстро, ваши материальные обстоятельства значительно изменились к лучшему но лучше одеваться вы не стали. - Зачем, ведь меня и так все знают, - пожал плечами Рахманинов.
Сенар

Сенар

Верю в победу  В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». 

Верю в победу

  • В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу». 
С.В. Рахманинов за рулём своего автомобиля ( Ивановка, 1912) «Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу вёрст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче»,- из письма к М.С. Шагинян.

С.В. Рахманинов за рулём своего автомобиля ( Ивановка, 1912)

«Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу вёрст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса. После такой воздушной ванны чувствую себя опять бодрее и крепче»,- из письма к М.С. Шагинян.

Феноменальные способности «О каком бы музыкальном произведении ни заговорили, если Рахманинов когда-либо его слышал, а тем более, если оно ему понравилось, он играл его так, как будто это произведение было им выучено. Таких феноменальных способностей мне не случалось в жизни встречать больше ни у кого», - вспоминал товарищ по консерватории А.Б. Гольденвейзер. Известен случай, когда Танеев продемонстрировал Глазунову в виде шуточной мистификации способность своего ученика сразу схватить услышанную музыку. Так, Глазунов, будучи в гостях у Танеева, сыграл первую часть своей недавно написанной Шестой симфонии. После исполнения Танеев привёл в комнату Рахманинова, представив его как автора тоже только что написанной симфонии. Рахманинов сел и сыграл… первую часть симфонии Глазунова. Глазунов, удивляясь, спросил:- Где же вы с ней познакомились, ведь я никому её не показывал, никому не играл её?А Танеев говорит:- Он у меня сидел в спальне, я его там запер.

Феноменальные способности

«О каком бы музыкальном произведении ни заговорили, если Рахманинов когда-либо его слышал, а тем более, если оно ему понравилось, он играл его так, как будто это произведение было им выучено. Таких феноменальных способностей мне не случалось в жизни встречать больше ни у кого», - вспоминал товарищ по консерватории А.Б. Гольденвейзер. Известен случай, когда Танеев продемонстрировал Глазунову в виде шуточной мистификации способность своего ученика сразу схватить услышанную музыку. Так, Глазунов, будучи в гостях у Танеева, сыграл первую часть своей недавно написанной Шестой симфонии. После исполнения Танеев привёл в комнату Рахманинова, представив его как автора тоже только что написанной симфонии. Рахманинов сел и сыграл… первую часть симфонии Глазунова. Глазунов, удивляясь, спросил:- Где же вы с ней познакомились, ведь я никому её не показывал, никому не играл её?А Танеев говорит:- Он у меня сидел в спальне, я его там запер.

Помимо дружеских отношений Рахманинова и Шаляпина связывала совместная творческая деятельность .       «Несмотря на различие характеров, вкусов, общества, в котором оба вращались, их обоих влекло друг к другу. Оба были молоды. Талантливы, оба любили искусство…,- пишет С.А.Сатина, - чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или советы более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать. Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно аккомпанируя ему». Дружба с Шаляпиным, говорил Рахманинов, «это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний моей жизни».

Помимо дружеских отношений Рахманинова и Шаляпина связывала совместная творческая деятельность .

  •       «Несмотря на различие характеров, вкусов, общества, в котором оба вращались, их обоих влекло друг к другу. Оба были молоды. Талантливы, оба любили искусство…,- пишет С.А.Сатина, - чуткий гениальный певец подхватывал малейшие указания или советы более музыкально образованного Рахманинова и исполнял вещи так, как только он мог это сделать. Рахманинов же, увлекаясь его исполнением, дополнял его, изумительно аккомпанируя ему». Дружба с Шаляпиным, говорил Рахманинов, «это одно из самых сильных, глубоких и тонких переживаний моей жизни».
 Антон Павлович Чехов(1860-1904)- любимый писатель Рахманинова.   .       Летом 1898 года произошла встреча Рахманинова с А.П. Чеховым, сразу отметившим молодого музыканта. После одного из концертов толпа поклонников окружила Шаляпина, Чехов же «прямо направился к Сергею Васильевичу со словами:-Я всё время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо – вы будете большим человеком» ( Е.А. Сомова).  «Рахманинов обожал Чехова. Всё в нём было Сергею Васильевичу дорого, близко и понятно: его светлая лирика, умный юмор, любовь к родной природе, жизненная правда. И наконец, что особенно подкупало и пленяло Сергея Васильевича в Чехове,- это изумительная чеховская музыкальность» (З.А.Прибыткова).

Антон Павлович Чехов(1860-1904)- любимый писатель Рахманинова.

  • .     Летом 1898 года произошла встреча Рахманинова с А.П. Чеховым, сразу отметившим молодого музыканта. После одного из концертов толпа поклонников окружила Шаляпина, Чехов же «прямо направился к Сергею Васильевичу со словами:-Я всё время смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо – вы будете большим человеком» ( Е.А. Сомова). «Рахманинов обожал Чехова. Всё в нём было Сергею Васильевичу дорого, близко и понятно: его светлая лирика, умный юмор, любовь к родной природе, жизненная правда. И наконец, что особенно подкупало и пленяло Сергея Васильевича в Чехове,- это изумительная чеховская музыкальность» (З.А.Прибыткова).
И.И.Левитан « Последний снег».      Картина И.И. Левитана - любимого художника Рахманинова – «Последний снег» созвучна со знаменитым, полным романтического порыва, романсом «Весенние воды» на слова Ф.Тютчева:   Еще в полях белеет снег,  А воды уж весной шумят —  Бегут и будят сонный брег,  Бегут, и блещут, и гласят...  Они гласят во все концы:  «Весна идет, весна идет…»

И.И.Левитан « Последний снег».

  •      Картина И.И. Левитана - любимого художника Рахманинова – «Последний снег» созвучна со знаменитым, полным романтического порыва, романсом «Весенние воды» на слова Ф.Тютчева: Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят — Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Они гласят во все концы: «Весна идет, весна идет…»
Его, конечно, все обожали. Вы понимаете, все носили на руках, потому что он был гигант Его музыка « поднимает» столько… Он обладал магической силой. У него было колоссальное чувство. А лицо было как у египтянина. Такое впечатление, что на него надели египетскую маску. Страшно сильное лицо и очень грустное и строгое…»( М.А. Кошиц).
  • Его, конечно, все обожали. Вы понимаете, все носили на руках, потому что он был гигант Его музыка « поднимает» столько… Он обладал магической силой. У него было колоссальное чувство. А лицо было как у египтянина. Такое впечатление, что на него надели египетскую маску. Страшно сильное лицо и очень грустное и строгое…»( М.А. Кошиц).
Величайшее счастье Рахманинов выступал во многих крупных и сравнительно небольших городах США и Канады, играл на Кубе, объездил почти все страны Европы. Пребывание на эстраде ему было необходимо как воздух. «Концерты – моя единственная радость, - отвечал он врачам, советовавшим уменьшить количество выступлений. -Если Вы лишите меня их, я изведусь.   Если я чувствую какую-нибудь боль, она прекращается, когда я играю. Если я не буду работать, я зачахну. Нет…Лучше умереть на эстраде».« Я не знаю, что доставляет мне большее удовольствие – сочинять музыку или исполнять её. Когда я играю в концерте и у меня удачный день, то я думаю, что это и есть величайшее счастье».

Величайшее счастье

  • Рахманинов выступал во многих крупных и сравнительно небольших городах США и Канады, играл на Кубе, объездил почти все страны Европы. Пребывание на эстраде ему было необходимо как воздух. «Концерты – моя единственная радость, - отвечал он врачам, советовавшим уменьшить количество выступлений. -Если Вы лишите меня их, я изведусь.
  • Если я чувствую какую-нибудь боль, она прекращается, когда я играю. Если я не буду работать, я зачахну. Нет…Лучше умереть на эстраде».« Я не знаю, что доставляет мне большее удовольствие – сочинять музыку или исполнять её. Когда я играю в концерте и у меня удачный день, то я думаю, что это и есть величайшее счастье».
Милые мои руки.  Прощайте, бедные мои руки… «Когда Сергея Васильевича перевозили с вокзала в Лос-Анджелесе в госпиталь, я сопровождал его в больницу с Натальей Александровной. Уложили его в кровать. Вид у него был хороший, не больной. Он лишь волновался, что не может заниматься на рояле. Желая ободрить его, я ему говорил, что вот он поправится и опять будет играть.— Нет, не в моём возрасте, Федя. В моём возрасте уже нельзя пропускать, — и, посмотрев на свои руки, сказал:— Милые мои руки. Прощайте, бедные мои руки...»(Из воспоминаний Ф.Ф. Шаляпина)

Милые мои руки. Прощайте, бедные мои руки…

  • «Когда Сергея Васильевича перевозили с вокзала в Лос-Анджелесе в госпиталь, я сопровождал его в больницу с Натальей Александровной. Уложили его в кровать. Вид у него был хороший, не больной. Он лишь волновался, что не может заниматься на рояле. Желая ободрить его, я ему говорил, что вот он поправится и опять будет играть.— Нет, не в моём возрасте, Федя. В моём возрасте уже нельзя пропускать, — и, посмотрев на свои руки, сказал:— Милые мои руки. Прощайте, бедные мои руки...»(Из воспоминаний Ф.Ф. Шаляпина)
Рахманинов – это… Известно, что когда Л.Н. Оборин спросил Рубинштейна, кто первый пианист в мире, то Рубинштейн назвал Горовица.«- Ну, а Рахманинов?- спросил Оборин. Тогда Рубинштейн, как бы спохватившись, сказал:- Нет, нет. Вы говорите о пианисте, а Рахманинов - это…- и он, воздев руки, посмотрел вверх».

Рахманинов – это…

  • Известно, что когда
  • Л.Н. Оборин спросил Рубинштейна, кто первый пианист в мире, то Рубинштейн назвал Горовица.«- Ну, а Рахманинов?- спросил Оборин. Тогда Рубинштейн, как бы спохватившись, сказал:- Нет, нет. Вы говорите о пианисте, а Рахманинов - это…- и он, воздев руки, посмотрел вверх».
Спасибо за внимание !
  • Спасибо за внимание !