СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Серебряный век русской поэзии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Серебряный век русской поэзии»

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век русской поэзии

Знать понятия: Декадентство Реализм Модернизм Символизм Акмеизм Футуризм Новокрестьянская поэзия

Знать понятия:

  • Декадентство
  • Реализм
  • Модернизм
  • Символизм
  • Акмеизм
  • Футуризм
  • Новокрестьянская поэзия
Декаденство (лат.яз) – явление в культуре конца 19-начала 20 веков, отмеченное отказом от граж-данственности, погружением в сферу индиви-дуальных переживаний. Модернизм (фр.яз.) – художественно-эстетичес-кая система, сложившаяся в начале 20 века, характеризующаяся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бун-тарско-эпатирующим мировосприятием, преоб-ладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзий свободы художника.
  • Декаденство (лат.яз) – явление в культуре конца 19-начала 20 веков, отмеченное отказом от граж-данственности, погружением в сферу индиви-дуальных переживаний.
  • Модернизм (фр.яз.) – художественно-эстетичес-кая система, сложившаяся в начале 20 века, характеризующаяся ощущением дисгармонии мира, разрывом с традициями реализма, бун-тарско-эпатирующим мировосприятием, преоб-ладанием мотивов утраты связи с реальностью, одиночества и иллюзий свободы художника.
Символизм (греч.яз.) – знак, символ; направление в искусстве 1870-1910 гг.; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени. Акмеизм  (греч.яз.) – высшая степень чего-либо, цветущая сила. Футуризм (лат.яз.) – будущее; распадается на несколько группировок: «Ассоциация эгофуту-ристов» (И.Северянин), «Мезонин поэзии» (Р.Ивнев, В.Лавренёв), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак), «Гилея» (кубофутуристы, будетля-не – «люди из будущего» – (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников).
  • Символизм (греч.яз.) – знак, символ; направление в искусстве 1870-1910 гг.; универсальная философия, этика, эстетика и образ жизни этого времени.
  • Акмеизм (греч.яз.) – высшая степень чего-либо, цветущая сила.
  • Футуризм (лат.яз.) – будущее; распадается на несколько группировок: «Ассоциация эгофуту-ристов» (И.Северянин), «Мезонин поэзии» (Р.Ивнев, В.Лавренёв), «Центрифуга» (Н.Асеев, Б.Пастернак), «Гилея» (кубофутуристы, будетля-не – «люди из будущего» – (Д.Бурлюк, В.Маяковский, В.Хлебников).
Модернизм символизм акмеизм футуризм А.Блок К.Бальмонт А.Белый А.Блок К.Бальмонт А.Белый А.Ахматова Н.Гумилёв О.Мандельштам А.Ахматова Н.Гумилёв О.Мандельштам В.Маяковский В. Хлебников Н. Асеев И. Северянин В.Маяковский В. Хлебников Н. Асеев И. Северянин

Модернизм

символизм

акмеизм

футуризм

  • А.Блок К.Бальмонт А.Белый
  • А.Блок
  • К.Бальмонт
  • А.Белый
  • А.Ахматова Н.Гумилёв О.Мандельштам
  • А.Ахматова
  • Н.Гумилёв О.Мандельштам
  • В.Маяковский В. Хлебников Н. Асеев И. Северянин
  • В.Маяковский
  • В. Хлебников
  • Н. Асеев
  • И. Северянин
Критерии для сопоставления  Цель 2.Отношение к миру Символисты  творчества Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове, пророчество   3.Отношение к слову Возвращение поэзии ясности, вещности Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты Акмеисты Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких, вещных знаков Понимание слова как многосмыслен 4.Особеннос Вызов традиции Футуристы Одержимость идеей разрушения старого мира Господства намёков и иносказания, изыс ного послания, вести Стремление придать слову определённое, точное значение ти формы Интерес к«самови Конкретная образ канная образность, музыкальность, зна Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа тому»слову,словесным деформа ковое наполнение обычных слов ность, «прекрасная ясность» циям, создание неологизмов

Критерии

для сопоставления

  • Цель

2.Отношение к миру

Символисты

творчества

Расшифровка тайнописи, воплощённой в слове, пророчество

3.Отношение к слову

Возвращение поэзии ясности, вещности

Стремление создать картину идеального мира, существующего по законам вечной красоты

Акмеисты

Понимание мира как совокупности простых предметов, острых, резких, вещных знаков

Понимание слова как многосмыслен

4.Особеннос

Вызов традиции

Футуристы

Одержимость идеей разрушения старого мира

Господства намёков и иносказания, изыс

ного послания, вести

Стремление придать слову определённое, точное значение

ти формы

Интерес к«самови

Конкретная образ

канная образность, музыкальность, зна

Обилие неологизмов, разговорная интонация, пафос эпатажа

тому»слову,словесным деформа

ковое наполнение обычных слов

ность, «прекрасная ясность»

циям, создание неологизмов

Хронологические рамки поэзии «Серебряного века»   С начала 1890-х Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне истории. Это русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 года. Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне истории. Это русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 года. до 1917 , вплоть до начала 1920 годов Поэзия чутко реагировала на все исторические потрясения эпохи и отражала в себе эти смятения, поиски, разочарования и противоречия больного века. Поэзия чутко реагировала на все исторические потрясения эпохи и отражала в себе эти смятения, поиски, разочарования и противоречия больного века.

Хронологические рамки поэзии «Серебряного века»

С начала 1890-х

  • Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне истории. Это русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 года.
  • Поэзию «серебряного века» невозможно представить вне истории. Это русско-японская война, трагедия на Ходынском поле, потрясения 1905-1907 гг., Февральская и Октябрьская революции 1917 года.

до 1917 , вплоть до начала 1920 годов

  • Поэзия чутко реагировала на все исторические потрясения эпохи и отражала в себе эти смятения, поиски, разочарования и противоречия больного века.
  • Поэзия чутко реагировала на все исторические потрясения эпохи и отражала в себе эти смятения, поиски, разочарования и противоречия больного века.
Поэзия «Серебряного века» развивалась в 2-х направлениях Внутри (отечественная) Поэзия русского зарубежья  М.Волошин  В. Ходасевич  А. Ахматова  Г. Адамович  М. Цветаева  З. Гиппиус  Б. Пастернак и др.  К. Бальмонт

Поэзия «Серебряного века» развивалась в 2-х направлениях

  • Внутри (отечественная)
  • Поэзия русского зарубежья

М.Волошин

В. Ходасевич

А. Ахматова

Г. Адамович

М. Цветаева

З. Гиппиус

Б. Пастернак и др.

К. Бальмонт

А.А.Блок (1880-1921)  А. Блок признан самым ярким представителем младшего поколения символистов. Начало его творчества – отвлечённо-романтическая лирика, полная таинственных образов, намёков, иносказаний. В зрелом творчестве поэт мыслил и писал с сознанием того, что:  … через край перелилась Восторга творческого чаша, И всё уж не моё, а наше, И с миром утвердилась связь. А. Блок вместе со своим лирическим героем всё время искал высший смысл жизни. И он нашёл его…в постижении Родины, России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь».

А.А.Блок

(1880-1921)

А. Блок признан самым ярким представителем младшего поколения символистов. Начало его творчества – отвлечённо-романтическая лирика, полная таинственных образов, намёков, иносказаний. В зрелом творчестве поэт мыслил и писал с сознанием того, что:

через край перелилась Восторга творческого чаша,

И всё уж не моё, а наше,

И с миром утвердилась связь.

А. Блок вместе со своим лирическим героем всё время искал высший смысл жизни. И он нашёл его…в постижении Родины, России. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю свою жизнь».

Н.Гумилёв (1886-1921)  Русский поэт, путешественник, переводчик, литературный критик, основатель направления акмеизма в поэзии. Прожил очень яркую, но короткую насильственно прерванную жизнь. Обвинённый в антисоветском заговоре, был расстрелян. Погиб в творческом расцвете всеми признанный Поэт. И только в 1987 году стало возможным открыто сказать о его невиновности. Пусть смерть приходит, я зову любую, Я с нею буду драться до конца, И может быть, рукою мертвеца Я линию добуду голубую.

Н.Гумилёв

(1886-1921)

Русский поэт, путешественник, переводчик, литературный критик, основатель направления акмеизма в поэзии. Прожил очень яркую, но короткую насильственно прерванную жизнь. Обвинённый в антисоветском заговоре, был расстрелян. Погиб в творческом расцвете всеми признанный Поэт. И только в 1987 году стало возможным открыто сказать о его невиновности.

Пусть смерть приходит, я зову любую, Я с нею буду драться до конца,

И может быть, рукою мертвеца

Я линию добуду голубую.

А.А.Ахматова ( (1889-1966)  Стихотворениям великой поэтессы присущи повышенная чувствительность, глубокий психологизм, любимые образы (природа, любовь, смерть, бытие). Анна Ахматова, по словам Анненского, приняла таинство «полусвета-полутьмы», недосказанность «песни и муки»:  И вот одна осталась я  Считать пустые дни. О вольные мои друзья, О лебеди мои! И песней я не скличу вас, Слезами не верну, По вечерам в печальный час В молитве помяну .

А.А.Ахматова

( (1889-1966)

Стихотворениям великой поэтессы присущи повышенная чувствительность, глубокий психологизм, любимые образы (природа, любовь, смерть, бытие). Анна Ахматова, по словам Анненского, приняла таинство «полусвета-полутьмы», недосказанность «песни и муки»:

И вот одна осталась я

Считать пустые дни.

О вольные мои друзья,

О лебеди мои!

И песней я не скличу вас,

Слезами не верну,

По вечерам в печальный час

В молитве помяну .

В.В.Маяковский (1893-1930) Вошёл в нашу жизнь, как поэт- футурист, поэт-художник, поэт-трибун. В.Маяковский – предтеча, певец и жертва Октябрьской революции.  Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала. Его любили и ненавидели. Маяковский, «революцией мобилизованный и призванный», предстаёт человеком предельной самоотдачи, никакой идее, никакому делу не отдавал себя наполовину:  Светить всегда,  светить везде, до дней последних донца,  светить – и никаких гвоздей!  Вот лозунг мой - и солнца!

В.В.Маяковский

(1893-1930)

Вошёл в нашу жизнь, как поэт- футурист, поэт-художник, поэт-трибун. В.Маяковский – предтеча, певец и жертва Октябрьской революции.

Он отторгал от себя культуру прошлого, и его отторгали от культуры. Его возводили на пьедестал и свергали с пьедестала. Его любили и ненавидели. Маяковский, «революцией мобилизованный и призванный», предстаёт человеком предельной самоотдачи, никакой идее, никакому делу не отдавал себя наполовину:

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой - и солнца!

Б. Пастернак  (1890-1960)  Родился в Москве в семье известного художника Л.О. Пастернака. Уже в ранних стихах чувствовалась глубина философской мысли, внутренняя напряжённость, метафоричность и ассоциативность поэтического мышления. После Октябрьской революции примыкал к группе ЛЕФ, руководимой Маяковским.  Поэтические сборники, историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман «Доктор Живаго» и др.  Пастернак выступал как переводчик Шекспира, Гёте, грузинских поэтов. В 1958 году присуждена Нобелевская премия, от которой его заставили отказаться.

Б. Пастернак

(1890-1960)

Родился в Москве в семье известного художника Л.О. Пастернака. Уже в ранних стихах чувствовалась глубина философской мысли, внутренняя напряжённость, метафоричность и ассоциативность поэтического мышления. После Октябрьской революции примыкал к группе ЛЕФ, руководимой Маяковским.

Поэтические сборники, историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», роман «Доктор Живаго» и др.

Пастернак выступал как переводчик Шекспира, Гёте, грузинских поэтов. В 1958 году присуждена Нобелевская премия, от которой его заставили отказаться.

С.А.Есенин (1895-1925) Сергей Есенин - самый яркий и талантливый представитель «новокрестьян- ской» поэзии. Его талант не вместился в рамки этого напра-вления. Сергей Есенин – общенациональный поэт. Трагичность его судьбы связана с ощущением трагедии русской деревни. Показателен в этом отношении есенинский знаменитый «Сорокоуст». «Чувство родины основное в моём творчестве», - писал поэт. Но и тогда, Когда во всей планете Пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть,- Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли с названьем кратким «Русь». 7

С.А.Есенин

(1895-1925) Сергей Есенин - самый яркий и талантливый представитель «новокрестьян- ской» поэзии. Его талант не вместился в рамки этого напра-вления. Сергей Есенин – общенациональный поэт. Трагичность его судьбы связана с ощущением трагедии русской деревни. Показателен в этом отношении есенинский знаменитый «Сорокоуст». «Чувство родины основное в моём творчестве», - писал поэт. Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён, Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли с названьем кратким «Русь».

7

Николай Клюев (1884-1937) Новокрестьянский поэт. Был близко знаком с А. Блоком и тесно дружил с С. Есениным. Вершинным произведением является поэма «Погорельщина». События 1917 года привели его в восторг , но затем наступает разочарование . Новые сборники «Медный кит»и «Львиный хлеб» отражают растерянность поэта . В поэме «Последняя Русь» пророчит трагическую судьбу России. Такого Клюеву не простили . В июле 1937 г. Он был арестован и в октябре этого же года расстрелян в Томске.

Николай Клюев

(1884-1937) Новокрестьянский поэт. Был близко знаком с А. Блоком и тесно дружил с С. Есениным. Вершинным произведением является поэма «Погорельщина». События 1917 года привели его в восторг , но затем наступает разочарование . Новые сборники «Медный кит»и «Львиный хлеб» отражают растерянность поэта .

В поэме «Последняя Русь» пророчит трагическую судьбу России. Такого Клюеву не простили . В июле 1937 г. Он был арестован и в октябре этого же года расстрелян в Томске.

В.Я.Брюсов (1873-1924)  Родился в Москве в купеческой семье. Поражает в нём беспредельность творческих интересов и достижений. Чуть ли не каждый год выходили его книги: сборники поэзии, рассказов, статей, романы, драмы. Он занимался теорией стиха, исследованием культуры, литературной критикой, пере- водами. Символисты считали Брюсова своим учителем.  В творчестве поэта параллельно протекали два направления в постижении человека – его духовных тайн и роли в судьбах мира. Рядом со стихами-исповедью, медитациями – стихи-приветст-вия, гимны вечному созидательному смыслу жизни.

В.Я.Брюсов

(1873-1924)

Родился в Москве в купеческой

семье. Поражает в нём беспредельность творческих интересов и достижений. Чуть ли не каждый год выходили его книги: сборники поэзии, рассказов, статей, романы, драмы. Он занимался теорией стиха, исследованием культуры, литературной критикой, пере- водами. Символисты считали Брюсова своим учителем.

В творчестве поэта параллельно протекали два направления в постижении человека – его духовных тайн и роли в судьбах мира. Рядом со стихами-исповедью, медитациями – стихи-приветст-вия, гимны вечному созидательному смыслу жизни.

М.И.Цветаева  (1892-1941) Немало печали увидела в своей жизни Марина Ивановна, дочь И.В. Цветаева, замечательного учёного-филолога, основателя знаменитого Музея изобрази- тельных искусств. В 18 лет она постучалась в двери русской литературы…  Её поэзия говорит о бессмертном творческом духе, ищущем абсолюта в человечес-ких чувствах. Стихи о Москве, Стихи к Блоку, Маяковскому, Ахматовой, Стихи к Пушкину, Стихи к сыну, Стихи к Чехии, поэмы, драмы, очерки, перево- ды. Она стремилась уйти в «единоличье чувств» и не подозревала, что История диктовала «сюжеты» её чувствам и творчеству.

М.И.Цветаева

(1892-1941)

Немало печали увидела в своей жизни Марина Ивановна, дочь И.В. Цветаева, замечательного учёного-филолога, основателя знаменитого Музея изобрази- тельных искусств. В 18 лет она постучалась в двери русской литературы…

Её поэзия говорит о бессмертном творческом духе, ищущем абсолюта в человечес-ких чувствах. Стихи о Москве, Стихи к Блоку, Маяковскому, Ахматовой, Стихи к Пушкину, Стихи к сыну, Стихи к Чехии, поэмы, драмы, очерки, перево- ды. Она стремилась уйти в «единоличье чувств» и не подозревала, что История диктовала «сюжеты» её чувствам и творчеству.