АНО «ПОО медицинский колледж «Монада»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ № 5
по теме:
«Сестринский уход при бронхиальной астме»
Дисциплина: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях. Раздел 02.01.01 Сестринский уходв терапии
Специальность: 34. 02. 01 Сестринское дело
Евпатория, 2017 г.
Методическая разработка разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 502 от 12.05.2014 г., зарегистрированным в Минюсте России 18.06.2014 г. № 32766
Разработчик: Гундлах Е.Н. преподаватель ПМ 02. МДК 02.01.01 Сестринская помощь в терапии «АНО «ПОО медицинский колледж «Монада».
Рецензенты: Липова Д.В. преподаватель ПМ 04. ПМ. 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными «АНО «ПОО медицинский колледж «Монада Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии профессионального цикла Лечебное дело, Сестринское дело Председатель цикловой комиссии __________/Е.Н. Гундлах | |
Содержание
1. Методический блок …………………………………………………… | |
2. Информационный блок………………………………………………... | |
3. Блок контроля знаний…………………………………………………. | |
4. Приложения……………………………………………………………. | |
I. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Технологическая карта теоретического занятия № 5
МДК: МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.
Раздел 02.01.01 Сестринская помощь в терапии
Специальность, группа:34.02.01Сестринское дело, гр. 0СД-3
Тема лекции: Сестринский уход при бронхиальной астме.
Количество часов: 2 ч.
Тип лекции: информационный
Уровень освоения:1й, ознакомительный
Учебные цели лекции
Знать:
1.Сущность бронхиальной астмы, этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, осложнения, принципы диагностики и лечения.
2.Неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы.
3. Роль аллергологических центров в диагностике, лечении и профилактике бронхиальной астмы.
4.Сестринский уход за пациентами.
5.Возможные проблемы пациента.
Уметь:
1.Оказать неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы.
2. Составить план сестринского ухода.
3. Выявить проблемы пациента.
4. Подготовить больных к обследованиям.
Образовательные:
Способствовать освоению студентами теоретических знаний по сестринскому процессу и уходу в терапии.
Развивающие: активизировать познавательную активность студентов, обобщать и систематизировать знания по организации терапевтической службы в РФ, особенностям сестринского процесса в терапии.
Воспитательная: развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий медсестры.
Формируемые компетенции:
Общие компетенции: ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами и руководством, потребителями.
ОК 12.Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему сущность вмешательств.
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.
ПК 2.5. Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно – диагностического процесса.
ПК 2.6. Вести утверждённую медицинскую документацию.
Место проведения: учебный кабинет терапии
Учебно-методическое оснащение: рабочая программа учебной дисциплины, КТП, технологическая карта теоретического занятия, конспект занятия, раздаточный материал для студентов.
Межпредметные связи:
Клиническая фармакология, сестринское дело в акушерстве и гинекологии, сестринское дело в хирургии, основы реаниматологии, анатомия и физиология человека, основы патологии, психология, здоровый человек и его окружение. Теория и практика сестринского дела. |
Внутридисциплинарные связи:
1. Сестринская помощь в терапии (сестринский процесс, общение и обучение в сестринском деле).
2. Безопасная больничная среда для пациентов и персонала (дезинфекция, прием пациента в стационар, лечебно-охранительный режим).
Ход занятия
№ п/п | Этапы занятия | Время | Содержание |
1. | Организационный этап | 5 мин | Проверка присутствующих, проверка внешнего вида студентов, проверка готовности студентов к занятию |
2. | Этап актуализации знаний, мотивации и целеполагания | 5 мин | Сообщает студентам тему, цели и основные этапы занятия. Объясняет значимость темы для профессиональной деятельности медицинской сестры |
3. | Основной этап | 70 мин | По статистике, бронхиальной астмой в России страдает около 10 % взрослого населения и 15 % детей, а в последние годы положение еще более усугубилось, увеличилась частота заболеваний астмой и тяжесть ее протекания. По некоторым данным, количество заболевших бронхиальной астмой, за последние 25 лет, увеличилось в два раза. Ежегодно в мире около 2 млн. пациентов с бронхиальной астмой нуждаются в лечении в реанимационных отделениях, умирают от бронхиальной астмы более 250 тысяч человек. Знание этого заболевания необходимо для лучшего понимания ухода и проведения более качественной подготовки к обследованиям и контролю лечения. |
Изложение основных вопросов лекции: а) введение:Сущность бронхиальной астмы, этиологию, патогенез, классификацию, клиническую картину, осложнения, принципы диагностики и лечения. б) основная часть: Неотложная помощь при приступе бронхиальной астмы. Роль аллергологических центров в диагностике, лечении и профилактике бронхиальной астмы. в) заключение: Сестринский уход за пациентами. Возможные проблемы пациента. |
4. | Заключительный этап | 10 мин | Обобщение полученных знания. Опрос студентов по основным понятиям лекции. |
Обобщение, систематизация знаний |
Подведение итогов | Комментарии по работе студентов на данном занятии |
Задание на дом | Сестринский уход в терапии–Э.В.Смолева, Феникс, 2015г. Рекомендации для самостоятельной работы - при изучении материала обратить внимание на сестринский процесс в терапии. Сообщение заданий для самостоятельной внеаудиторной работы студентов. |
Список использованной литературы:
1.Сестринский уход в терапии–Э.В.Смолева, Феникс, 2015г., 365 с.
2. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи: практикум/ Т.П. Обуховец, под редакцией Б.В.Кабарухина. Ростов н/Д: Феникс,2014. 412 с.
3.Кулешова Л.И., Пустоветова Е.В. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии-изд.5-е- Ростов-на Дону: Феникс, 2014-733 с.ил.
4. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва, изд. группа «ГЭОТАР – Медиа», 2016г.
5. Дезинфекция. В.Л. Осипова, Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей. Москва, изд. группа «ГЭОТАР – Медиа», 2016г.
Преподаватель _______________
II. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
Текст лекции
Бронхиальная астма
Бронхиальная астма– заболевание легких, проявляющееся периодически повторяющимися приступами удушья с затрудненным выдохом, развивающимся в результате нарушения бронхиальной проходимости, в основе которой лежат бронхоспазм, отек слизистой оболочки бронхов и повышенное образование слизи, нередко измененного состава.
Бронхиальная астма (БА) – очень распространенное заболевание, у 2% населения земного шара. За последние два десятилетия число больных увеличилось в 3 раза. Наиболее высокая заболеваемость в районах с высокоразвитой химической промышленностью, в крупных городах с большим количеством транспорта. БА – полиэтиологическая (многопричинная) болезнь, основную роль играют аллергены – вещества, вызывающие аллергические реакции.
Аллергены могут быть инфекционной и неинфекционной природы.
Аллергены неинфекционной природы:
бытовые (домашняя пыль, книжная, библиотечная, дерматофагоидные клещи);
растительного и животного происхождения (пыльца деревьев и трав, сено и т. д., шерсть животных, сухие останки насекомых и членистоногих);
отдельные продукты (яйца, клубника, шоколад, хлебные злаки, рыба, крабы, мясо и др.);
продукты химического производства (синтетические клеи, порошки и т. д.).
В возникновении приступов удушья могут участвовать несколько аллергенов. БА, причиной которой служат неинфекционные аллергены, называется атопической.
К инфекционным аллергенам относятся:
различные бактерии, вирусы;
грибы (патогенные: кандида, дерматофиты и др. и непатогенные: аспергилла, пенициллиум и др.);
гельминты, простейшие, они вызывают БА, называемую инфекционно-аллергической.
Атопическую и инфекционно-аллергическую БА определяют термином «иммунологическая бронхиальная астма». Выделяют и не иммунологическую БА, в возникновении которой не удается установить роли аллергена.
При этом выявляются иные причины, приводящие к развитию удушья: астма физических усилий – форсированное дыхание при физических нагрузках, вдыхание холодного влажного воздуха и т. д.
Большую роль в развитии БА имеет состояние ЦНС. Астмой страдают люди с неустойчивой нервной системой. БА может развиваться под влиянием острого психического переживания. Такая БА называется: неврогенной (имеет значение состояние «гуморального профиля»), астма в период климакса.
Сопутствующие факторы:
наследственная предрасположенность;
патология верхних дыхательных путей (вазомоторный ринит, аллергические синуситы, полипоз носа);
заболевания бронхов и легких на фоне аллергической предрасположенности;
курение;
охлаждение.
Симптоматика: могут быть предвестники за несколько минут или дней до приступа: чихание, зуд глаз, слезотечение, сухой кашель, нарушение сна, риноррея.
Основное клиническое проявление:
приступы удушья (начинается при атопической БА – внезапно с заложенности носа)
стеснения в груди, сопровождается надсадным кашлем
При инфекционно-аллергической БА начало приступа удушья постепенное, с ухудшения симптоматики бронхита или пневмонии, на фоне которых и развилась БА.
Во время приступа пациенты испытывают:
тягостное чувство удушья
значительное затруднение выдоха
в тяжелых случаях и вдоха
Характерно:
вынужденное сидячее положение пациента с опорой на руки.
грудная клетка расширена «застыла» в положении вдоха.
кожа бледная, сухая, небольшой цианоз.
дыхание шумное, дистанционные хрипы жужжащего и свистящего характера.
Перкуторно над легкими врач определяет коробочный звук. При аускультации - в легких резко удлиненный выдох и большое количество сухих разнообразных хрипов. Тахикардия, сердечные тоны глухие. Продолжительность приступа в начале заболевания 10-20 мин, при длительном течении – до нескольких часов.
Мокрота во время приступа сначала отсутствует, после прекращения удушья отделяется в виде слепков с бронхов, затем свободно.
Лабораторно: при исследовании мокроты: большое количество эозинофилов, часто - кристаллы Шарко-Лейдена (продукты распада эозинофилов), спирали Куршмана («слепки с бронхов»).
В клиническом анализе крови – увеличено количество эозинофилов.
Инструментальные и дополнительные методы исследования:
на ЭКГ – высокий зубец Р во 2 и 3 стандартных отведениях (легочная гипертензия;
в межприступный период (при инфекционно-аллергической БА) изменения при исследованиях функции внешнего дыхания (нарушение бронхиальной проходимости);
спирография (показатель Тиффно
пневмотахометрия (низкая мощность выдоха);
пневмотахография (остается обструкция на уровне мелких бронхов);
бронхоскопия (эндобронхит);
длительный приступ БА называется астматическим состоянием;
стойкая и долгая бронхиальная обструкция, нарушение дренажной функции бронхов ведет к нарастанию ДН./дыхательной недостаточности/.
Развитию статуса способствует:
передозировка симпатомиметиков;
резкая отмена ГК (глюкокортикоидов);
сильное воздействие аллергена.
Лечение: разделяется на мероприятия во время приступа и направленные на предотвращение повторных рецидивов.
Во время приступа:
Независимый уход | По назначению врача |
- помочь принять удобное положение - успокоить, обеспечить приток свежего воздуха - горячее щелочное питье - горячие ножные ванны - горчичники на грудную клетку (при хорошей переносимости) - вызвать врача | - бронхолитики в виде ингаляций (атровент, сальбутамол, беротек) или внутрь (эуфиллин в таблетках растереть в порошок) При приступе средней тяжести: - бронхолитики парентерально (2,4% раствор эуфиллина 10 мл в/в медленно или раствор адреналина 0,1% - 1 мл в/м. При тяжелом приступе: - парентерально 60-90 мг преднизолона |
При астматическом статусе: в/в эуфиллин, преднизолон, ингаляция кислорода, госпитализация ОРИТ. Контроль лечения осуществляется пикфлоуметрией (определение пика объема скорости выдоха в первую секунду) с помощью пиклфлоуметра.
После приступа лечение направлено на предупреждение повторных приступов.
Диета: исключение шоколада, крепкого кофе, чая, яиц, цитрусовых.
Базовое лечение:
При тяжелом течении БА:
кортикостероиды (преднизолон, триамсинолон, дексамеазон.)
эуфиллин (теопек, теобелент)
симпатомиметики
Физиотерапевтические методы:
Дополнительно:
ЛФК, дыхательная гимнастика;
бальнеотерапия;
климатическое лечение;
иглорефлексотерапия.
При инфекционной БА – санация очагов инфекции.
При атопической БА – удаление аллергена или снижение его содержания в окружении пациента, гипосенсибилизация соответствующими аллергенами и гистоглобулином.
Для предупреждения развития приступа БА используют стабилизаторы тучных клеток - индал, задитен. Применяют антагонисты кальция – верапамил, кордафен и др.
В период ремиссии показано санаторно-курортное лечение в Крыму, Кисловодске.
Профилактика, реабилитация, прогноз
Профилактика бронхиальной астмы заключается в предупреждении развития аллергии и хронических болезней дыхательных путей: борьба с профессиональными вредностями, курением, тщательная санация очагов хронической инфекции (особенно в носоглотке).
Благодаря санаторно-курортному лечению осуществляются специальные мероприятия, направленные на ликвидацию или уменьшение выраженности аллергических проявлений, восстановление или улучшение нарушенной функции дыхания, тренировку адаптационных механизмов организма, повышение его общей резистентности.
Основой реабилитационных комплексов на курорте являются климатические процедуры:
- бальнеотерапия, гидротерапия;
- лечебная гимнастика;
- дыхательная гимнастика;
- массаж;
- мануальная терапия;
-ингаляции лекарственных средств: бронходилататоров, минеральных вод, трав;
- аппаратные методы тренировки дыхания;
- аэрофитотерапия;
- лекарственная терапия.
Прогноз при бронхиальной астме зависит от возраста. У большинства детей с аллергической астмой болезнь протекает относительно легко. Обычно к пубертатному периоду дети «вырастают» из астмы. Но у них сохраняется ряд нарушений легочной функции, бронхиальная гиперреактивность, отклонения в иммунном статусе.
Если заболевание началось в зрелом и пожилом возрасте, то характер развития и прогноз его более предсказуем. Тяжесть течения заболевания определяется его формой. Аллергическая астма протекает легче и прогностически более благоприятна. «Пыльцевая» астма протекает легче, чем «пылевая». У заболевших в пожилом возрасте отмечается первично - тяжелое течение, особенно у больных с аспириновой бронхиальной астмой.
Бронхиальная астма является хроническим и медленно прогрессирующим заболеванием. Адекватное лечение может полностью устранять симптомы, но не влияет на причину их возникновения. Прогноз для жизни и трудоспособности при адекватной терапии условно благоприятный. Периоды ремиссии могут продолжаться в течение нескольких лет.
Астма-школа
Для реализации мероприятий направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации , а также проведения групповых методов первичной и вторичной профилактики для граждан с высоким риском развития заболеваний или осложнений имеющихся заболеваний и в соответствии с приказом Минздрава России от 03.12.2013 №1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп населения» организованы школы для пациентов :
-Школа для пациентов с артериальной гипертензией;
-Школа для пациентов с хронической сердечной недостаточностью;
-Школа для пациентов с сахарным диабетом;
-Школа для пациентов с бронхиальной астмой;
-Школа преодоления табачной и алкогольной зависимости.
Астма-школа - это образовательная программа для детей и взрослых, страдающих бронхиальной астмой и их родственников, в которой участники могут узнать о течении болезни, новых методах лечения, правильном использовании ингаляторов, овладеть навыками самоконтроля и самоведения заболевания.
Пациент с бронхиальной астмой, в среднем, общается с врачом приблизительно около часа в год. Остальное время он находится наедине с заболеванием.
Занятия построены таким образом, что пациент не пассивный слушатель, а активный участник обучающего процесса: он делится своим опытом, получает информацию, решает ситуационные задачи, участвует в ролевых играх. На занятиях пациенты могут задать врачу любой вопрос о характере и осложнениях болезни, поделиться своими достижениями в терапии заболевания.
В ходе занятий больные получают знания :
Бронхиальная астма - хроническое (длительно существующее) воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся периодически возникающим, обратимым сужением этих путей — бронхоспазмом.
Во время бронхоспазма пациент ощущает у себя симптомы астмы – удушье, приступ одышки, свистящие хрипы в груди, приступ кашля. Эти симптомы могут проходить самостоятельно или после приема бронхорасширяющих препаратов короткого действия (сальбутамол, вентолин, беротек , беродуал).
Управление бронхиальной астмой, в первую очередь, основано на самоконтроле. Доказано, что самым эффективным и правдивым методом управления бронхиальной астмой является пикфлоуметрия. Это способ оценки работы дыхательной системы, а именно бронхов. Осуществляется с помощью специального прибора – пикфлоуметра.
Ингаляционные устройства для лечения астмы. Это оптимальное сочетание 3 самых важных для лекарства свойств: высокая эффективность, быстродействие, безопасность. На этих «трех китах» и основывается работа основных ингаляторных устройств.
Профилактика или предупреждение обострений и симптомов астмы направлена на контроль над первопричиной заболевания, лечение и профилактику простуд (ОРЗ), как провокатора обострений бронхиальной астмы.
СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ
Этапы сестринского процесса
Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.
Сестринский процесс при бронхиальной астме
Iэтап:сестринское обследование (сбор информации)
При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.
При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется артериальное давление (повышено).
IIэтап:определение проблем пациента
Возможные нарушенные потребности пациента:
Физиологические:
- есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов)
- дышать (удушье, одышка)
- спать (приступы удушья по ночам, утром).
- двигаться (одышка, удушье при физической нагрузке)
- избегать опасностей (возможность развития осложнений)
Психосоциальные:
- общаться (приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов)
- нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни)
- работать (ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами)
Возможные проблемы пациента:
Физиологические:
- приступы удушья
- экспираторная одышка
- кашель с трудноотделяемой мокротой
- дискомфорт в носоглотке
- бледность
- цианоз
- слабость
- снижение физической активности
Психологические:
- депрессия из-за приобретенного заболевания
- страх неустойчивости жизнедеятельности
- недооценка тяжести состояния
- дефицит знаний о болезни
- страх из-за возможности возникновения повторных приступов
- дефицит самообслуживания
- уход в болезнь
- дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами,
- изменение образа жизни
Социальные:
- утрата трудоспособности, ивалидизация
- материальные трудности в связи со снижением трудоспособности
- социальная изоляция
- невозможность смены места жительства
Приоритетные:
- приступ удушья
Потенциальные:
- риск развития осложнений: астматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких
IIIэтап:планирование сестринских вмешательств
Подготовка пациента и взятие биологического материала для лабораторного исследования.
Подготовка пациента к инструментальным исследованиям.
Наблюдение за пациентом и решение его проблем.
Обучение пациента и его родственников самопомощи и взаимопомощи.
IVэтап:реализация сестринских вмешательств
Подготовка пациента и взятие крови на общий анализ крови, бактериологический анализ; взятие мокроты для общего анализа.
Подготовка пациента к спирографии, пикфлоуметрии, рентгенографии органов грудной клетки, бронхоскопии. Подготовка пациента к кожным аллергологическим пробам.
Применение индивидуального ингалятора. Отвлекающие процедуры (ножные горячие ванны, горчичники). Максимальное обеспечение свежим воздухом, обеспечение плевательницей, освобождение от стесняющей одежды. Постоянный контроль за самочувствием и объективным состоянием: подсчет частоты дыхательных движений, пульса, измерение артериального давления, температуры тела
Беседа с пациентом и его родственниками о необходимости соблюдения диеты, выявления и устранения аллергенов, правильном применении ингалятора.
Vэтап:оценка эффективности сестринских вмешательств
Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода.
Улучшение общего состояния и самочувствия пациента.
Медсестринская помощь при приступе бронхиальной астмы
Срочно вызвать врача.
Обеспечить доступ свежего воздуха.
Придать пациенту удобное положение с упором на руки.
Расстегнуть стесняющую одежду. Предложить волевую задержку дыхания.
Применить карманный ингалятор с бронхолитиком ( «Сальбутамол», «Астмопен» , «Беротек» ) .
Круговые горчичники при переносимости запаха.
Подать увлажненный кислород.
Приготовить до прихода врача для внутривенного введения бронхолитики : 2,4 % 10,0 – раствор эуфиллина, 1% 1,0 раствор адреналина , баралгин ; гормональные препараты : преднизолон, гидрокортизон и сердечные гликозиды.
Постоянно наблюдать за состоянием пациента, характером отделяемой мокроты. Отмечать в листе наблюдения частоту дыхательных движений, пульс, цвет кожных покровов, характер отделяемой мокроты.
Манипуляции выполняемые медсестрой
Применение карманного ингалятора. Рисунок №1 Карманный ингалятор (Приложение 2)
1. Уточнить у пациента информированность о лекарственном средстве, ходе процедуры и согласие.
2. Прочитать название лекарственного средства.
3. Вымыть руки.
4. Дать пациенту баллончик с лекарственным препаратом. Не распылять лекарственный препарат в воздух.
5. Предложить пациенту сесть (если его состояние позволяет, лучше выполнять процедуру стоя, так как дыхательная экскурсия легких при этом эффективнее, но можно проводить ингаляцию сидя):
а) снять с ингалятора защитный колпачок;
б) перевернуть баллончик с аэрозолем вверх дном и встряхнуть его;
в) сделать глубокий выдох;
г) взять в рот мундштук ингалятора, плотно обхватив его губами; голову при этом слегка запрокинуть назад;
д) сделать глубокий вдох через рот и одновременно нажать на дно баллончика;
е) извлечь мундштук ингалятора изо рта, задержать дыхание на 5–10 с (акцентировать на этом внимание пациента!);
ж) сделать спокойный выдох.
6. Информировать пациента: после каждой ингаляции мундштук промыть водой с мылом и вытереть насухо
Количество ингаляций и временной промежуток между ними определяет врач.
7. Закрыть защитным колпачком ингалятор после промывания и убрать его.
8. Вымыть руки
9. Сделать запись о результатах обучения, выполненной процедуре и реакции на нее пациента в «Медицинской карте».
Спейсер– это вспомогательное устройство для ингаляций, камера, которая служит промежуточным резервуаром для аэрозоли лекарства. Лекарство из баллончика ингалятора поступает в спейсер, а затем вдыхается пациентом. Единственное предназначение спейсера - обеспечение максимальной эффективности и безопасности при применении дозированных аэрозольных ингаляторов.
Правила пользования спейсером:
- перед тем, как вставить ингалятор в спейсер, следует снять защитный колпачок с ингалятора и со спейсера; присоединить маску, если необходимо;
- баллончик ингалятора должен быть обращен дном кверху, а мундштуком вниз;
- встряхивание аэрозольного баллончика в большинстве случаев рекомендуется производить уже после его соединения со спейсером (вместе со спейсером);
- перед ингаляцией сделать глубокий выдох;
- губы должны плотно охватывать мундштук ингалятора, зубы не должны быть стиснуты, чтобы не препятствовать попаданию аэрозоли;
- вдох из спейсера проводиться как можно быстрее после распыления аэрозоли (через 1–2, до 5 секунд). Вдох полным, глубоким и не слишком быстрым. Сделать несколько вдохов на одну дозу препарата;
- после ингаляции задержать дыхание на 5–10 секунд, потом сделать спокойный выдох;
- если назначена ингаляция нескольких доз, их следует ингалировать последовательно с промежутком около 30 секунд;
- после ингаляции гормональных препаратов прополоскать рот (а при применении маски – еще и умыть лицо);
- спейсер надо вовремя мыть и менять на новый при повреждении или через указанные в инструкции сроки;
Пикфлоуметр
Пикфлоуметр может использоваться как в больнице, так и дома.
- помогает врачу установить, болен ли человек астмой.
- помогает оценить, насколько тяжел приступ астмы.
- помогает оценить, насколько эффективно лечение.
Правила использования пиклоуметра:
1. Опустить указатель пикфлоуметра вниз до упора на отметку «ноль».
2. Встать прямо, сделать глубокий вдох открытым ртом. Держать прибор одной рукой, не дотрагиваясь пальцами до шкалы.
3. Быстро плотно обхватить губами мундштук пикфлоуметра, не прикасаясь языком к его отверстию. Выдохнуть быстро и мощно.
4. Указатель на шкале сместился. Не трогать указатель руками. Найти число, на котором остановился указатель.
5. Записать это число на листе бумаги или в таблице.
6. Повторить измерения и записать показатели еще два раза.
Бронхиальная астма – неизлечимое заболевание, поэтому необходимо обучать пациентов жить с этим заболеванием. Обучение проводят в Астма школах.
Астма - школа одна из основных форм обучения больных. Существует несколько вариантов проведений обучения: амбулаторное и в стационаре. Занятия проводят врачи или медицинская сестра.
Обучение больных с бронхиальной астмой правилам самонаблюдения и самопомощи является важным разделом программы. Астма-школы, что признается и подчеркивается всеми международными и национальными программами по лечению бронхиальной астмы. Обучение пациентов ведет к уменьшению количества госпитализаций, обострений, вызовов скорой помощи, пропусков рабочих и учебных дней. Кроме того, спектр применяемых препаратов изменяется в сторону более современных, повышается число пациентов, применяющих пикфлоуметрию и использующих спейсер. Повышение базовых знаний про бронхиальную астму ведет к более точному соблюдению противоаллергических и профилактических режимов, увеличению приверженности к лечению и, в конечном счете, к улучшению качества жизни пациентов.
Предполагаемая методика основана на групповом обучении пациентов. Особенностью обучающей программы является углубленное изучение вопросов связанных с патогенезом заболевания, принципами терапии, профилактики, раннего распознавания обострений. В процессе занятий отрабатываются навыки самоконтроля и самоведения. Занятия проводят в больших группах больных и всем желающим.
Работа над этой курсовой помогла мне глубже понять сестринский процесс при бронхиальной астме: обучать пациентов пользоваться карманным ингалятором , спейсером, пикфлуометром, оказывать неотложную помощь при приступе бронхиальной астмы .
9