СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Сетевое взаимодействие специалистов психолого – медико – педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи: реализация междисциплинарного подхода».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Согласно модели взаимодействия логопедов и медиков, разработанной Междисциплинарной ассоциацией миофункциональной терапии, стоматологу, осматривая ребёнка, обязательно следует обращать внимание на речь. Сегодня насчитывается 75% детей с факторами риска развития тех или иных речевых нарушений.

Только совместными усилиями логопеда, педагога и врача можно добиться стойкого результата в коррекции тяжелых речевых нарушений, так как обеспечивает более точное понимание мозгового механизма речевого нарушения и его формы.

Просмотр содержимого документа
««Сетевое взаимодействие специалистов психолого – медико – педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи: реализация междисциплинарного подхода».»

           «Сетевое взаимодействие специалистов психолого – медико – педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи: реализация междисциплинарного подхода».     Карпова Любовь Михайловна ,  учитель – логопед высшей квалификационной категории г.Казани

 

 

 

«Сетевое взаимодействие специалистов психолого – медико – педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи: реализация междисциплинарного подхода».

 

  Карпова Любовь Михайловна ,

учитель – логопед высшей квалификационной категории г.Казани

 Согласно модели взаимодействия логопедов и медиков, разработанной Междисциплинарной ассоциацией миофункциональной терапии, стоматологу, осматривая ребёнка, обязательно следует обращать внимание на речь. Сегодня насчитывается 75% детей с факторами риска развития тех или иных речевых нарушений.

Согласно модели взаимодействия логопедов и медиков, разработанной Междисциплинарной ассоциацией миофункциональной терапии, стоматологу, осматривая ребёнка, обязательно следует обращать внимание на речь. Сегодня насчитывается 75% детей с факторами риска развития тех или иных речевых нарушений.

 Сегодня нет налаженного механизма взаимодействия логопедов и медиков в решении речевых и зубно-челюстных нарушений.  Нарушенное формирование зубно-челюстной системы является следствием вредных привычек и неврологических отклонений (сосание пальцев, закусывание губ и др.), отсутствия правильного вскармливания, длительного сосания бутылочек и пустышек становится  У детей часто нарушено дыхание, осанка, не работают челюстно-лицевые мышцы. В практике логопедов сегодня очень много детей с сочетанными нарушениями: дизартрия, алалия, ринолалия.  Только совместными усилиями логопеда, педагога и врача можно добиться стойкого результата в коррекции тяжелых речевых нарушений, так как обеспечивает более точное понимание мозгового механизма речевого нарушения и его формы.

Сегодня нет налаженного механизма взаимодействия логопедов и медиков в решении речевых и зубно-челюстных нарушений.

Нарушенное формирование зубно-челюстной системы является следствием вредных привычек и неврологических отклонений (сосание пальцев, закусывание губ и др.), отсутствия правильного вскармливания, длительного сосания бутылочек и пустышек становится

У детей часто нарушено дыхание, осанка, не работают челюстно-лицевые мышцы. В практике логопедов сегодня очень много детей с сочетанными нарушениями: дизартрия, алалия, ринолалия.

Только совместными усилиями логопеда, педагога и врача можно добиться стойкого результата в коррекции тяжелых речевых нарушений, так как обеспечивает более точное понимание мозгового механизма речевого нарушения и его формы.

Алгоритм  комплексного сопровождения.  Сбор анамнеза - диагностика - характеристика от логопеда и анкета от родителей - гипотеза врача - назначение врача - лечение врача - логопедическая работа - обратная связь, промежуточная характеристика от логопеда, мнение родителей - корректировка лечения - стойкий результат.

Алгоритм

комплексного сопровождения.

Сбор анамнеза - диагностика - характеристика от логопеда и анкета от родителей - гипотеза врача - назначение врача - лечение врача - логопедическая работа - обратная связь, промежуточная характеристика от логопеда, мнение родителей - корректировка лечения - стойкий результат.

На приеме у логопеда.  В зависимости от учреждения, возраста и жалоб выбираются приёмы обследования. Сбор анамнеза . Важно всё, что может негативно повлиять на речевое развитие, также заключения других специалистов, особенности раннего развития. Обследование неречевых функций : контактность, особенности поведения, зрительное и слуховое восприятие, зрительно – пространственный гнозис, праксис, двигательная сфера.  Специфические  неречевые  симптомы : неустойчивый профиль латерализации, выраженная психическая истощаемость, неустойчивость внимания, длительное включение в деятельность, снижение учебной мотивации, трудности произвольного внимания и регуляции поведения, сниженный самоконтроль, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, двигательная расторможенность, слабое чувство дистанции.

На приеме у логопеда.

В зависимости от учреждения, возраста и жалоб выбираются приёмы обследования.

Сбор анамнеза . Важно всё, что может негативно повлиять на речевое развитие, также заключения других специалистов, особенности раннего развития.

Обследование неречевых функций : контактность, особенности поведения, зрительное и слуховое восприятие, зрительно – пространственный гнозис, праксис, двигательная сфера.

Специфические неречевые симптомы : неустойчивый профиль латерализации, выраженная психическая истощаемость, неустойчивость внимания, длительное включение в деятельность, снижение учебной мотивации, трудности произвольного внимания и регуляции поведения, сниженный самоконтроль, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, двигательная расторможенность, слабое чувство дистанции.

На приеме у логопеда.  Обследование речевой функции : строение органов артикуляции, артикуляционный праксис, фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура, дыхательная, голосовая функция, просодические компоненты), фонематические процессы, лексический запас, грамматический строй, связная речь, является ли речь средством коммуникации, письмо и чтение. Специфические речевые симптомы.  Искажения звукослоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушения распознавания акустически близких фонем, недостаточность мнестических процессов, трудности мыслительных операций анализа и синтеза, графические трудности, неудержание строки, нестабильный наклон и размер букв, зеркальное написание букв, оптико – кинетические смешения букв.

На приеме у логопеда.

Обследование речевой функции : строение органов артикуляции, артикуляционный праксис, фонетическая сторона речи (звукопроизношение, звукослоговая структура, дыхательная, голосовая функция, просодические компоненты), фонематические процессы, лексический запас, грамматический строй, связная речь, является ли речь средством коммуникации, письмо и чтение.

Специфические речевые симптомы.

Искажения звукослоговой структуры слова, аграмматизмы, нарушения распознавания акустически близких фонем, недостаточность мнестических процессов, трудности мыслительных операций анализа и синтеза, графические трудности, неудержание строки, нестабильный наклон и размер букв, зеркальное написание букв, оптико – кинетические смешения букв.

Направляя к неврологу, указываем специфические симптомы. При алалии: оральная диспраксия (апраксия), затруднение понимания речи, запаздывание гуления, лепета в анамнезе, особенности слухового восприятия и средств общения. При заикании: форму и локализацию судорог, эмоционально – психологическое состояние и отношение к дефекту, фобии, сопутствующие речевые нарушения (дизартрия). При дизартрии: тонус, ограничение объема движения, назализация, диспраксия, тремор, синкенезии, гиперсаливация.

Направляя к неврологу,

указываем специфические симптомы.

  • При алалии: оральная диспраксия (апраксия), затруднение понимания речи, запаздывание гуления, лепета в анамнезе, особенности слухового восприятия и средств общения.
  • При заикании: форму и локализацию судорог, эмоционально – психологическое состояние и отношение к дефекту, фобии, сопутствующие речевые нарушения (дизартрия).
  • При дизартрии: тонус, ограничение объема движения, назализация, диспраксия, тремор, синкенезии, гиперсаливация.
На приеме у невролога. Жалобы пациента Сбор анамнеза:  анамнез жизни, анамнез заболевания, семейный анамнез, материально – бытовые условия. Общий осмотр ребенка:  физическое, психомоторное развитие. Неврологический статус.

На приеме у невролога.

Жалобы пациента

Сбор анамнеза: анамнез жизни, анамнез заболевания, семейный анамнез, материально – бытовые условия.

Общий осмотр ребенка: физическое, психомоторное развитие.

Неврологический статус.

Заключение невролога.  Невролог определяет поражение церебральных структур: какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой); в каком отделе (центральном или периферическом); степень нарушения (органическое или функциональное); время наступления (до формирования речи, в процессе, после).  Для уточнения диагноза неврологу нужно заключение логопеда.  Пример диагноза невролога: специфическое расстройство экспрессивной речи (моторная алалия) на фоне резидуально – органического поражения головного мозга.  Психолого – педагогическую классификацию невролог не использует (ОНР, ФФНР).

Заключение невролога.

Невролог определяет поражение церебральных структур:

  • какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный или речеслуховой);
  • в каком отделе (центральном или периферическом);
  • степень нарушения (органическое или функциональное);
  • время наступления (до формирования речи, в процессе, после).

Для уточнения диагноза неврологу нужно заключение логопеда.

Пример диагноза невролога: специфическое расстройство экспрессивной речи (моторная алалия) на фоне резидуально – органического поражения головного мозга.

Психолого – педагогическую классификацию невролог не использует (ОНР, ФФНР).

Дислалия Моторная алалия Сенсорная алалия F 98.5 Заикание (запинки) R 47.1 Дизартрия и анартрия

Дислалия

Моторная алалия

Сенсорная алалия

F 98.5 Заикание (запинки)

R 47.1 Дизартрия и анартрия

Тревожные признаки у детей 2-7 лет. Головные боли, головокружения, ВЧД. Боли в руках, ногах, шее, спине, нарушение осанки. Необъяснимая агрессия, плаксивость, истерики, гиперактивность, гипервозбудимость. Задержка интеллектуального, речевого развития. Задержки в физического развития (не ходит, малый вес, плохо растет). Вялость, сонливость, плач во сне, скрипит зубами во сне, снохождение, плохой сон, энурез, энкопрез. Частые носовые кровотечения. Приступы замирания, стереотипии.

Тревожные признаки у детей 2-7 лет.

  • Головные боли, головокружения, ВЧД.
  • Боли в руках, ногах, шее, спине, нарушение осанки.
  • Необъяснимая агрессия, плаксивость, истерики, гиперактивность, гипервозбудимость.
  • Задержка интеллектуального, речевого развития.
  • Задержки в физического развития (не ходит, малый вес, плохо растет).
  • Вялость, сонливость, плач во сне, скрипит зубами во сне, снохождение, плохой сон, энурез, энкопрез.
  • Частые носовые кровотечения.
  • Приступы замирания, стереотипии.
Внимание Логопедический массаж только с разрешения невролога : мимический массаж не имеет противопоказаний, а массаж языка может спровоцировать эписиндром. ЭЭГ поможет выявить эпиактивность. Зонды только индивидуальные – боимся гепатита . Синкенезии до 4 месяцев физиологичны, а после – патологичны (признак повышенного тонуса). Хорошая осанка – залог хорошего кровотока.

Внимание

  • Логопедический массаж только с разрешения невролога : мимический массаж не имеет противопоказаний, а массаж языка может спровоцировать эписиндром. ЭЭГ поможет выявить эпиактивность.
  • Зонды только индивидуальные – боимся гепатита .
  • Синкенезии до 4 месяцев физиологичны, а после – патологичны (признак повышенного тонуса).
  • Хорошая осанка – залог хорошего кровотока.
Остеопатический прием  В остеопатии первичной причиной болезни считается в нарушение структур и взаимосвязей между различными органами и системами.  Дисфункция одного органа вызывает сбои в работе других. Вторичные симптомы могут быть более яркими и заметными, чем проявления истинной причины болезни.  Остеопат обследует внутреннее напряжение тканей, диагностирует малейшие сбои в работе связочного аппарата и ритмичности сокращения отдельных органов.

Остеопатический прием

В остеопатии первичной причиной болезни считается в нарушение структур и взаимосвязей между различными органами и системами.

Дисфункция одного органа вызывает сбои в работе других. Вторичные симптомы могут быть более яркими и заметными, чем проявления истинной причины болезни.

Остеопат обследует внутреннее напряжение тканей, диагностирует малейшие сбои в работе связочного аппарата и ритмичности сокращения отдельных органов.

Миофункциональная гимнастика -нормализации положения языка в полости рта, -выработке правильного глотания и дыхания;  -появлению полезных миофункциональных привычек; -гармонизации тонуса мышц, -улучшению положения тела в пространстве; -коррекции нарушений осанки, плоскостопия.

Миофункциональная гимнастика

-нормализации положения языка в полости рта,

-выработке правильного глотания и дыхания; 

-появлению полезных миофункциональных привычек;

-гармонизации тонуса мышц, -улучшению положения тела в пространстве;

-коррекции нарушений осанки, плоскостопия.

Интраоральный массаж  Способствует снятию отечности лица, полости рта, снимает гипертонус лицевых мышц. В некоторых случаях показан для коррекции уздечек языка, верхней и нижней губ. Массаж шейно-плечевого отдела снимает напряжение, зажимы, способствует коррекции искривлений верхнего отдела позвоночника и дисфункции ВНЧС.

Интраоральный массаж

Способствует снятию отечности лица, полости рта, снимает гипертонус лицевых мышц. В некоторых случаях показан для коррекции уздечек языка, верхней и нижней губ.

Массаж шейно-плечевого отдела снимает напряжение, зажимы, способствует коррекции искривлений верхнего отдела позвоночника и дисфункции ВНЧС.

Занятие с нейропсихологом  Ведущей задачей нейропсихологии является исследование взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.

Занятие с нейропсихологом

Ведущей задачей нейропсихологии является исследование взаимосвязи между формированием психических функций и созреванием мозга в нормальном онтогенезе и при наличии патологии мозга.

 Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития; расширить спектр диагностических методов; выделить первичные и вторичные симптомов для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов воздействия с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Нейропсихология позволяет понять мозговые механизмы различных нарушений развития; расширить спектр диагностических методов; выделить первичные и вторичные симптомов для понимания компенсаторных перестроек и выбора методов воздействия с опорой на закономерности межзональных взаимодействий в мозге, чтобы ребёнок мог в дальнейшем самостоятельно обучаться и контролировать своё поведение.

Дополнительные методы исследования . ЭЭГ; МРТ; МР – трактография; Метод вызванных потенциалов (зрительных, слуховых, мозга, когнитивных); УЗИ ГМ, УЗДГ сосудов ГМ; Рентгенография черепа и ШО; Аудиография. Немедикаментозные способы лечения в неврологии: Физиотерапия (электрофорез и др.); ДЭНАС – терапия; Массажи, ЛФК; ТКМП; Биоакустическая коррекция.  Невролог назначает медикаментозное и немедикаментозное лечение. Учитель - логопед составляет программу коррекции и реализует её.

Дополнительные методы исследования .

  • ЭЭГ; МРТ; МР – трактография;
  • Метод вызванных потенциалов (зрительных, слуховых, мозга, когнитивных);
  • УЗИ ГМ, УЗДГ сосудов ГМ;
  • Рентгенография черепа и ШО;
  • Аудиография.

Немедикаментозные способы лечения в неврологии:

  • Физиотерапия (электрофорез и др.);
  • ДЭНАС – терапия;
  • Массажи, ЛФК;
  • ТКМП;
  • Биоакустическая коррекция.

Невролог назначает медикаментозное и немедикаментозное лечение. Учитель - логопед составляет программу коррекции и реализует её.

Например, ЭЭГ при алалии показывает:  Дизритмический тип, недостаточная выраженность альфа – ритма или даже его отсутствие, гиперсинхронные колебания биопотенциалов, снижение реактивности центральной нервной системы, дисфункция стволовых регулярных систем. Патогенез алалии.  Структурное поражение височной или лобной доли головного мозга, нарушение корковой нейродинамики в области поясной извилины, изменение электроактивности стволовых структур, дефицит восходящих стволовых активаций, недостаточность ассоциативных связей между звеньями функциональной системы, низкая скорость нервных процессов, недостаточность процессов латерализации.    P.S.  «ЗРР» как нозологической единицы нет ни в одной классификации /

Например, ЭЭГ при алалии показывает:

Дизритмический тип, недостаточная выраженность альфа – ритма или даже его отсутствие, гиперсинхронные колебания биопотенциалов, снижение реактивности центральной нервной системы, дисфункция стволовых регулярных систем.

Патогенез алалии.

Структурное поражение височной или лобной доли головного мозга, нарушение корковой нейродинамики в области поясной извилины, изменение электроактивности стволовых структур, дефицит восходящих стволовых активаций, недостаточность ассоциативных связей между звеньями функциональной системы, низкая скорость нервных процессов, недостаточность процессов латерализации.

P.S. «ЗРР» как нозологической единицы нет ни в одной классификации /