Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования»
исполнительного комитета Мамадышского
муниципального района Республики Татарстан
Сетевое взаимодействие учителей физики на базе Центров образования цифрового и естественнонаучного профилей «ТОЧКА РОСТА»
Методический проект по профессиональному развитию учителей физики в рамках реализации ФГОС 2021 года
Разработчик:
Мухамадеева Ю.С.,
методист по учебным дисциплинам
МКУ «Отдел образования» исполнительного комитета
Мамадышского муниципального района РТ
Мамадыш, 2024 год.
| Паспорт проекта |
Наименование | «Сетевое взаимодействие учителей физики на базе Центров образования естественнонаучного профилей «ТОЧКА РОСТА» |
Нормативно-правовая база | Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). Национальный проект «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» Профессиональный стандарт «Педагог» (ред. от 16.06.2019) (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября2013 г. № 544н, с изменениями, внесёнными приказом Министерства труда и соцзащиты РФ от 25.12.2014 № 1115н и от 5.08.2016 г. № 422н). Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) (ред. 21.12.2020). Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.05.2012 № 413) (ред. 11.12.2020). Распоряжение Министерства просвещения РФ от 15 апреля 2019 года № Р-46 «О внесении изменений в распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации «Р-23 от 1 марта 2019 г. об утверждении методических рекомендаций по созданию мест, в том числе рекомендации к обновлению материально-технической базы, с целью реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и 6 гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах»; Распоряжение Министерства просвещения РФ от 1 марта 2019 года № Р-23 «Об утверждении методических рекомендаций по созданию мест для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей в образовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, и дистанционных программ обучения определенных категорий обучающихся, в том числе на базе сетевого партнерства». |
Цель: | Основная цель – совершенствование профессиональных компетенций учителей физики в области проектирования среды развития обучающихся с использованием оборудования центра «Точка роста». Методическое сопровождение повышения профессионального мастерства и профессиональной компетентности учителей физики в рамках реализации ФГОС 2021 года. |
Задачи: Задачи | Обеспечение научно-методического сопровождения учителей физики района для качественной организации работы в соответствии с федеральными образовательными программами и обновлёнными федеральными государственными образовательными стандартами; Совершенствование предметной и методической подготовки, а также компетентностной составляющей содержания физического образования и практико-ориентированной подготовки учащихся; -Разработка и внедрение методических основ использования цифровых лабораторий; -Создание условий для повышения профессионализма учителей физики, их квалификации по формированию экспериментальной деятельности; -Способствование формированию навыков работы с лабораторным оборудованием, в том числе с оборудованием ОГЭ; -Вовлечение обучающихся и педагогических работников в проектную деятельность; -Осуществление поддержки и развитие личностных и профессиональных компетенций учителей на основе механизмов персонализации обучения и научно-методического сопровождения (выстраивание индивидуальных маршрутов профессионального роста, дистанционная поддержка, организация работы профессиональных педагогических сообществ, в т.ч. сетевых, и др.); |
Актуальность и значимость проекта | В условиях реальности XXI века успешное развитие общества в целом и образования в частности невозможно без внедрения в школах современных инновационных образовательных технологий. На сегодняшний момент особо актуально видны потребности современных школьников: ребята находятся в мире огромного количества информации, технологий, поэтому им необходимо получить не только фундаментальные знания, но и полезные навыки, которые позволят ориентироваться в таком сложном, многообразном мире и помогут им стать успешными. Для этого необходимо в первую очередь внедрять инновации в сам процесс обучения. А чтобы их внедрять нужно повышение методического уровня учителей в этой области. Реализация выдвинутых, в рамках данного проекта задач, способствует решению этих проблем и способствует выполнению целей объявленного в Республике Татарстан в 2024 году Года научно-технологического развития. |
Новизна и инновационность | Проект способствует решению новых актуальных задач системы образования, направлен на создание эффективно работающей внутрикомплексной модели непрерывного повышения квалификации педагогов, которая может быть внедрена в любом муниципалитете и в этом состоит инновационная значимость проекта. |
Сроки реализации | учебный год. |
Ожидаемые результаты | - Приобретение умений конструировать образовательный процесс с использованием лабораторного оборудования «Точка роста» и разрабатывать образовательные проект; -Повышение уровня предметных компетенций в области физики; -Приобретение знаний в области обновления содержание обучения физике; -Увеличение доли исследовательских проектов естественно-научной направленности |
Целевые индикаторы и показатели | Наименование модулей, разделов и тем диагностики, где % выполнения не превышает в 54% | % выполнения в начале работы | Предпологаемый % в конце | Установление зависимости физических величин. | 54 | 81 | Преломление света. Строение глаза. | 54 | 81 | Связь электрических и магнитных явлений. Умение проводить эксперимент. Чтение электрических схем. | 45 | 81 | Применение цифрового оборудования в исследованиях тепловых явлений | 54 | 81 | Применение оборудования для формирования понятия о методах исследований электрических цепей | 54 | 81 | Методологические основы эксперимента | 45 | 81 | Методологические основы эксперимента. Педагогические задачи использования цифровой лаборатории | 63 | 90 | Технологии проектной, проектно-исследовательской и исследовательской деятельности школьников | 45 | 81 | Определение тем школьных проектов и исследований | 54 | 81 | Анализ результатов выполнения учебных заданий, направленных на Формирование естественнонаучной грамотности | 18 | 54 | Оценивание учебных заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности | 27 | 63 | Решение учебных заданий направленных на формирование естественнонаучной грамотности | 45 | 63 | |
Пояснительная записка
Физика - наука, в которой практической части отводиться важнейшая роль. Функции эксперимента в физике как науке разнообразны: наблюдение явлений, процессов, выяснение связей между физическими величинами, подтверждение или опровержение гипотез и т.д. Эксперимент имеет очень большое значение при изучении физики. Учебный эксперимент выступает одновременно как метод обучения, источник знаний и средство обучения.
Концепция современного образования подразумевает, что в учебном эксперименте ведущую роль должен занять самостоятельный исследовательский ученический эксперимент. Современные экспериментальные исследования по физике уже трудно представить без использования не только аналоговых, но и цифровых измерительных приборов. В Федеральном государственном образовательном стандарте (далее — ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий (далее — УУД), приобретаемых учащимися, должно стать умение ппроведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов. Учебный эксперимент по физике, проводимый на традиционном оборудовании (без применения цифровых лабораторий), не может в полной мере обеспечить решение всех образовательных задач в современной школе. Сложившаяся ситуация обусловлена существованием ряда проблем:
•традиционное школьное оборудование из-за ограничения технических возможностей не позволяет проводить многие количественные исследования;
•длительность проведения физических исследований не всегда согласуется с длительностью
учебных занятий;
•возможность проведения многих физических исследований ограничивается требованиями
техники безопасности и др.
Цифровая лаборатория центров образования “Точка роста” кардинальным образом изменяет методику и содержание экспериментальной деятельности и помогает решить вышеперечисленные проблемы. Широкий спектр цифровых датчиков позволяет учащимся знакомиться с параметрами физического эксперимента не только на качественном, но и на количественном уровне. С помощью Цифровой лаборатории можно проводить длительный эксперимент даже в отсутствии экспериментатора. При этом измеряемые данные и результаты их обработки отображаются непосредственно на экране компьютера.
Последние годы у учащихся наблюдается низкая мотивация изучения естественно-научных
дисциплин и, как следствие, падение качества образования. Цифровое учебное оборудование позволяет учащимся ознакомиться с современными методами исследования, применяемыми в науке, а учителю — применять на практике современные педагогические технологии.
Введение в школьный эксперимент цифровых датчиков цифровой лаборатории центров образования «Точка роста» для регистрации различных величин и возможности использовать компьютер (смартфон или планшет) для расчетов и оформления результатов опытов, позволяет перейти на новый качественный уровень проведения измерений, упростив процесс измерений и повысив их точность. Появление цифровых технологий в лабораторных работах повышает их актуальность и привлекательность в сознании современного школьника, усиливает наглядность как в ходе опытов, так и при обработке результатов с использованием программных средств.
В муниципальной системе образования Мамадышского района в настоящее время в 9 образовательных организациях кабинеты физики оборудованы цифровыми лабораториями «Точка роста». И каждый из них работает в основном, только в стенах своей школы. В ходе диагностики предметных и методических компетенций учителей физики центров образования «Точка роста» были выявлены профессиональные дефициты педагогов в области использования в учебном процессе физического эксперимента и решения физических экспериментальных задач, проектирования и реализации ученического физического эксперимента (фронтальные лабораторные работы, работы физического практикума, домашние экспериментальные работы, экспериментальные задачи и эксперимент с использованием компьютера и т.д.). и в области технологии проектной, проектно- исследовательской и исследовательской деятельности школьников. Именно поэтому возникает проблема координации работы учителей и обеспечения полноценного использования возможностей каждого центра «Точка роста». Решение такой проблемы возможно за счет разработки модели сетевого взаимодействия. При сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, идет процесс диалога между учителями школ района, осуществляется процесс отражения опыта работы, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сетевого взаимодействия оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора или зеркала, которое позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы в Центрах «Точка роста».
Анализ материально-технической и кадровых условий.
В период с 2021 по 2024 год в 9 образовательных организациях района были открыты Центры образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Во всех этих учреждениях кабинеты физики укомплектованы новым высокотехнологическим оборудованием: современные ноутбуки, конструктор LEGO, наборы RELEON. Учителя используют ресурсы Центра «Точка Роста» на уроках, при подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ, в проведении онлайн-уроков и дополнительных занятий, при подготовке к конкурсам и олимпиадам.
Характеристика комплекта оборудования Центра «Точки роста»
При комплектовании Центра «Точки роста» в кабинеты физики было поставлены 3 комплекта обо рудования с тремя компьютерами.
В комплект оборудования входит:
Беспроводной мультидатчик с экраном, в составе которого:
Приставка осциллограф (двухканальный) для исследования формы электрических сигналов.
Набор элементов электрических цепей.
Набор проводов с различными наконечниками.
Мультидатчик соединяется по USB или блютуз-каналу к компьютеру. Осциллограф соединяется по USB. На мультидатчике есть самостоятельный экран, поэтому его можно использовать без компьютера.
Основа комплекта - измерительные приборы. Но чтобы проводить эксперимент кроме данного комплекта нужно лабораторное и демонстрационное оборудование, уже имеющееся в кабинете физики. Каждый раз при использовании комплекта встает задача сопряжения нового оборудования, с уже имеющимся оборудованием, зачастую старым.
Можно выделить, видимые на первый взгляд, преимущества и недостатки в процессе интегрирования данного оборудования в учебный процесс.
Преимущества:
Передача данных с приборов на компьютер в режиме реального времени.
Наглядное отображение данных на экране в виде графиков.
Отображение данных на экране в виде таблиц.
Возможность интегрировать данные в виде таблицы в Microsoft Office Excel с последующей обработкой и построением графиков.
Расширение списка измерительных приборов, имеющихся в кабинете (датчик ускорения, расстояния).
Увеличение диапазонов измеряемой величины (пример: датчик температуры работает в диапазоне от − 40оС до + 165оС).
Измерение в режиме реального времени, во время процесса и с различной дискретизацией значений по времени.
Знакомство и опыт работы учащихся с более современными измерительными приборами, сопрягаемыми с компьютером.
Недостатки:
Недостаточное количество комплектов. Для эффективного использования на уроках комплектов должно быть не менее 14-15.
Сложности в сопряжении с лабораторным оборудованием.
Колебания значений, скачки в начале измерения.
Возможные трудности восприятия учащимися. Их надо обучать воспринимать информацию на графике и в таблице.
Необходимо сказать о методической целесообразности использования комплекта. Иногда классический опыт, видится более рациональным с позиции простоты проведения и восприятия учащимися, чем опыт с использованием данного оборудования. Поэтому при планировании использования комплекта в том или ином виде учебной деятельности надо взвесить все «за» и «против» и выбрать наиболее целесообразный вариант.
В Мамадышском муниципальном районе функционируют 24 средних и 10 основных образовательных учреждений. В этих образовательных учреждениях, в 2023-2024 учебном году, работали 26 учителей физики.11 из них работают в ЦО «Точка роста».
Таблица 1. Квалификационные категории учителей физики.
Предмет | всего учит | высшая. кат | 1 кат | сзд | не имеют |
Учителя физики | 26 | 7 | 16 | 4 | 1 |
Из них работают в ЦО | 11 | 6 | 5 | | |
С 2021 по 2024 годы 9 школ района были укомплектованы учебным оборудованием “Точка роста” естественнонаучного направления. В течение года ожидается открытие еще одного центра.
Таблица 2. Центры образования “Точка роста” естественнонаучного направления.
| ЦО | Наличие учителей физики | Квалификационные категории | Год |
1 | МБОУ «ЦО им. Ак. К.А. Валиева Лицей №2» | 2 | ВВ | 2021 |
2 | МБОУ «СОШ №1» | 1 | В | 2021 |
3 | МБОУ «СОШ №4» | 1 | В | 2021 |
4 | МБОУ «Олуязский лицей» | 1 | В | 2022 |
5 | МБОУ «Таканышская СОШ» | 1 | 1 | 2022 |
6 | МБОУ «Шадчинская СОШ» | 1 | В | 2022 |
7 | МБОУ “Нижнеошминская СОШ” | 1 | 1 | 2022 |
8 | МБОУ «Тавельская СОШ» | 1 | 1 | 2023 |
9 | МБОУ « Катмышская СОШ» | 1 | 1 | 2023 |
10 | МБОУ «Нижнесуньская СОШ» | 1 | 1 | Планируется в 2024 году |
| Всего | 11 | | |
Диагностика затруднений и профессиональных потребностей.
В апреле 2024 года на заседании РМО была проведена диагностика по выявлению профессиональных затруднений учителей физики центров образования «Точка роста», естественнонаучной направленности общеобразовательных организаций Мамадышского муниципального района в которой приняли участие 11 педагогов. В ходе диагностики осуществлялось мониторинг предметных и методических компетенций учителей физики центров образования «Точка роста».
Анализ результатов.
Более 80% заданий выполнили 6 человек. С менее 50% заданий справились 2 человека.
Таблица 3. Диагностика затруднений и профессиональных потребностей.
№п/п | Наименование модулей, разделов и тем | % выполнения |
1. | Поступательное движение. Второй закон Ньютона. Ускорение | 90 |
2. | Качественная зависимость плотности и давления насыщенного пара от температуры, их независимость от объёма насыщенного пара. Водяной пар | 90 |
3. | Установление зависимости физических величин. | 54 |
4. | Сила трения. Коэффициент трения. | 90 |
5. | Манометры. Умение пользоваться измерительным прибором. | 63 |
6. | Чтение графиков тепловых процессов | 63 |
7. | Преломление света. Строение глаза. | 54 |
8. | Электрическое сопротивление. Установление зависимости величин. Закон Ома. | 81 |
9. | Связь электрических и магнитных явлений. Умение проводить эксперимент. Чтение электрических схем. | 45 |
10. | Техника безопасности при работе с оборудованием центров "Точка роста" | 90 |
11. | Применение цифрового оборудования в исследованиях тепловых явлений | 54 |
12. | Применение оборудования для формирования понятия о методах исследований электрических цепей | 54 |
13 | Методологические основы эксперимента | 45 |
14 | Методологические основы эксперимента. Педагогические задачи Использования цифровой лаборатории | 63 |
15 | Технологии проектной, проектно-исследовательской и Исследовательской деятельности школьников | 45 |
16 | Основные признаки проектной и исследовательской деятельности | 81 |
17 | Определение тем школьных проектов и исследований | 54 |
18 | Анализ результатов выполнения учебных заданий, направленных на Формирование естественнонаучной грамотности | 18 |
19 | Оценивание учебных заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности | 27 |
20 | Решение учебных заданий, направленных на формирование естественнонаучной грамотности | 45 |
Результаты оценки предметной и методической компетенций педагогов Центров естественнонаучной направленности (учителя физики)
-100%-85% (высокий уровень)
-84%-50% (средний уровень)
-50% (низкий уровень) Всего: 11 педагог
Выводы по результатам исследования. Профессиональные дефициты педагогов выявлены в области использования в учебном процессе физического эксперимента и решения физических экспериментальных задач, проектирования и реализации ученического физического эксперимента (фронтальные лабораторные работы, работы физического практикума, домашние экспериментальные работы, экспериментальные задачи и эксперимент с использованием компьютера и т.д.), в области технологии проектной, проектно-исследовательской и исследовательской деятельности школьников и области формирования естественнонаучной грамотности.
Особенностью проведения мониторинга по выявлению профессиональных затруднений педагогических работников является то, что он определялся как мониторинг начального этапа работы проекта. При разработке проекта также были учтены итоги диагностики профессиональных дефицитов педагогических работников общеобразовательных организаций, выявленных в рамках проведения апробации диагностики профессиональных (педагогических) компетенций педагогических работников и управленчисеких кадров Республики Татарстан, актуальных направлений професиионального развития педагогов дошкольных образовательных организаций, дополнительного образования детей, профессиональных образовательных организаций для разработки адресных программ повышения квалификации работников образования Республики Татарстан, проведенной Центром непрерывного повышения профессинального мастеррства педагогических работников Республики татарстан Института психологии и образования ФГАОУ высшего образования “Казанский (Приволжский) федеральный университет” в сентябре 2023 года.
Таблица 4. Итоги апробации 2023 года ЦОПМ и КП по Мамадышскому муниципальному району
Всего участников 6 | Теория и практика развития математической грамотности школьников | Умение научно объяснять явления | Организационно-методические умения учителя по развитию естественнонаучной грамотности | Объективная оценка естественно-научной грамотности школьников | Психолого-педагогические и коммуникативные компетенции |
Процент успешности учителей физики района | 31,10 | 72,9 | 55,88 | 67,73 | 62,71 |
Средний по республике | 40,08 | 30,37 | 67,37 | 68,05 | 63,05 |
Формы и методы реализации проекта.
В данном проекте рассматривается модель системы методической работы с учителями физики образовательных учреждений Мамадышского муниципального района. Данный проект как, реагирующий на актуальные запросы педагогов Центров «Точка роста», поможет решать выявленные проблемы и стимулирует профессиональный рост, координируя деятельность учителей физики центров образования и общеобразовательных организаций, позволит создать платформу для обмена опытом, коллективного решения проблем, формирования общей базы программ. В ходе реализации проекта предполагается сетевое взаимодействие учителей центров со с остальными учителями физики района. В план работы проекта включены семинары, вебинары, круглые столы с презентацией опыта работы учителей центров образования. Предполагается выбор 4 опорных школ, (1 координирующий и 3 кустовых) работающих по различным направлениям, позволяющим решить выявленные проблемы. Базовые школы должны стать ведущими в работе учителей физики муниципалитета за счет более качественного использования оборудования образовательных центров «Точка роста» в урочное и внеурочное время, стать единым центром по конкретным направлениям, обеспечивающим объединение педагогов муниципалитета при организации и проведении масштабных не только предметных но межпредметных мероприятий: конференций, семинаров, конкурсов, олимпиад, проектной деятельности. Учителя физики трех школ, которые получили оборудовнаие еще в 2021 году, будут осуществлять тьюторское сопровождение учителей остальных школ в начальном этапе проекта по намеченному плану. Тьюторы, совместно с остальными школами, имеющими опыт работы в использовании оборудования в различных областях, будут находятся в постоянной активной работе по решению предложенных проблем. Они уже сегодня могут предложить педагогам остальных сельских школ обмен ценнейшим практическим опытом работы в «Точках роста», который лучше всего дополняет теоретические знания. Приобретенный опыт и полученный методический материал необходимо обобщить, систематизировать и презентовать на муниципальных и региональных вебинарах, семинарах, конференциях, заседаниях РМО.
Модель механизма работы проекта и распределение общеобразовательных организаций по базовым школам.
Таблица 5. Модель механизма работы проекта и распределение общеобразовательных организаций по базовым школам.
| Разделение по группам и направлениям | Ответственные | Обязанности |
Муниципальный координатор | Методист МКУ «ОО» | вырабатывает стратегии взаимодействия, организует методическую поддержку и сопровождение работы, осуществляет анализ и коррекцию деятельности |
Опорная школа | МБОУ «ЦО им. Ак. К.А. Валиева Лицей №2» | Тьютор, учитель Лицея №2 | Координирует, определяет основные направления деятельности, направляет, согласовывает, планирует |
| Творческие группы по указанным направлениям | | |
| 1 Куст | 2 Куст | 3 Куст | | |
Центры образования «Точка роста» 2021 года, кустовые базовые школы | МБОУ «Олуязский лицей» | МБОУ «СОШ №1» | МБОУ «СОШ №4» | Кустовые базовые школы творческих групп по направлениям работы проекта, Руководители -учителя физики указанных школ | -Проводят опыты и выявляют новые способы работы с оборудованием ЦО, -проводят учебные занятия, создают методические дидактические продукты для работы, -делают обобщение опыта, -информируют координатора об итогах совместной деятельности, -проводят практические занятия по подготовке к ОГЭ, -Проводят кустовые онлайн вебинары по «Сферум» для учителей куста -Проводят занятия по решению практических задач ОГЭ и ЕГЭ |
Основные направления для работы творческих групп | Фронтальный эксперимент | Лабораторный практикум | Внеурочная деятельность. Проектная и исследовательская деятельность | |
Центры образования «Точка роста» 2022, 2023 года | МБОУ «Шадчинская СОШ» | МБОУ «Дюсь метьевская СОШ» | МБОУ «Нижне ошминская СОШ» | |
МБОУ «Таканышская СОШ» | МБОУ «Средне кирменская СОШ» | МБОУ «Катмышская СОШ» |
Общеобразовательные организации | МБОУ «Тавельская СОШ» | МБОУ «Зверосовхозская СОШ» | МБОУ «Нижне якинская СОШ» | | Участвуют в проводимых мероприятиях |
| МБОУ «Кляушская СОШ» | МБОУ «СОШ №3» | МБОУ «Нижне суньская СОШ» | |
| МБОУ «Большешиинская СОШ» | МБОУ «Малокирменская ООШ» | МБОУ «Усалинская СОШ» | |
| МБОУ «Зюринская СОШ» | МБОУ «Омарская СОШ» | МБОУ «Мало суньская ООШ» | |
| МБОУ «Шемяковская ООШ» | МБОУ «Сокольская СОШ» | МБОУ «Верхнесуньская СОШ» | |
| МБОУ «Кемеш-Кульская ООШ» | МБОУ «Куюк-Ерыксинская СОШ» | МБОУ «Владимирская ООШ» | | |
«Дорожная карта» проекта.
Дорожная карта проекта является инновационным методом управления и представляет собой наглядное представление пошаговых действий. «Дорожная карта» проекта разрабатывалась с учетом имеющихся ресурсов и в то же время может быть дополнена позициями плана Года научно-технического развития в Республике Татарстан, и в отношении выстраивания непрерывного профессионального развития педагогических работников. Дорожная карта представляет собой систему мероприятий на указанный период.
Таблица 6. Дорожная карта проекта.
Этапы, формы и методы работы | Сроки реализации | Ответственные |
1 этап. Подготовительный. Изучение проблем и потребностей педагогов в повышении профессионального мастерства. (Апрель–май 2024 года) | | |
Разработка приказа о начале реализации проекта . | Апрель | методист |
Разработка приказа об определении базовых школ. | Апрель | методист |
Издание приказа о начале реализации проекта и о создании творческой группы. | Апрель, | Начальник МКУ «ОО» |
Разработка критериев диагностики (карты) педагогических трудностей учителей физики работающих в центрах образования. | Апрель | Методист, ТГ |
Анализ профессиональной компетентности учителей физики центров «Точка роста» на основе разработанных критериев диагностики. | Апрель | Методист, руководители РМО |
Диагностика профессиональной компетенции учителей , определение проблем и выявление профессиональных дефицитов учителей физики. | Апрель | руководители РМО |
Разработка проекта. | Апрель | Методист, ТГ |
Презентация и утверждение проекта на методическом совете МКУ «ОО». | Апрель | Методист, ТГ |
Распределение школ по зонам и определение руководителей и тьюторв для сетевого взаимодействия | Апрель | Методист, ТГ |
Составление плана работы, определение тем семинаров, творческих отчетов по итогам диагностики, и даты. | Апрель | Методист, ТГ, руководители РМО |
Содействие к построению индивидуальных маршрутов профессионального развития и совершенствования профессиональных компетенций. | Май, июнь 2024 | Методист, руководители ШМО и ОУ |
2 этап – внедренческий (август 2024 года по май 2025 года ) Реализация Проекта. | | |
Установочный вебинар для педагогов по реализации проекта. Ознакомление педагогов результатами диагностики и рекомендациями по выявленным проблемам. | Май 2024 | методист, ТГ |
Разработка и утверждение Дорожной карты и плана – графика взаимодействия (стажировки, семинары, круглые столы). | Май 2024 | методист, ТГ |
Разработка или корректировка всеми педагогами индивидуально образовательных маршрутов (ИОМ учителя). | Июнь, июль 2024 | ТГ, педагоги |
Проведение промежуточных отчетов творческих групп по зонам через «Сферум». | 1 раз в четверть | Руководители зон |
Проведение практикоориентированных семинаров и стажировок. | По графику | |
Организация и проведение заседаний ШМО, РМО. Инициирование педагогов к активности на заседаниях районных МО. | По плану работы МКУ «ОО» | Руководители ОУ, ШМО, РМО |
Презентация лучших практик для учителей образовательных организаций. | По согласованию | методист |
Проведение занятий для учащихся 9 и 11 классов по решению экспериментальной части ГИА | Март, апрель 2025 | Методист, руководители базовых школ |
Разработка методических продуктов. Создание экспертной группы. Отбор материалов в банк методических продуктов. Создание банка методических рекомендаций, программ, информационных материалов. | в течение года | методист, руководители ТГ, тьютор |
Презентация лучших практик в дни августовских конференций | Август 2025 | методист |
В конце учебного года издается сборник по лучшим практикам | Июнь 2025 | руководители ТГ |
Размещение информации о реализации и об итогах проекта, в СМИ и Интернет-ресурсах с целью тиражирования передового опыта. | В течение года | методист, руководители ТГ, тьютор |
3 этап – аналитико-обобщающий (июнь - август 2025 года) | | |
Комплексный мониторинг эффективности повышения профессионального мастерства учителя. | Июнь 2025года | руководители РМО |
Размещение отчетов учителей на личных сайтах, на страницах социальных сетей и в сообществах. | Июль, август 2025 | учителя |
Выпуск сборника по итогам работы проекта. | Август 2025 | методист |
Выдвижение на поощрение педагогов, показавших высокий уровень качества работы (размещение благодарностей и приказа сети Интернет, в сообществах учителей на совещаниях августовской конференции, в мероприятии на день учителя). | Август 2025 | ТГ, методист |
Презентация итогов работы проекта на методической выставке в дни августовских совещании учителей. | Август 2025 | Методист |
Таблица 7. График проведения вебинаров, семинаров и заседаний РМО.
Тема | Сроки | Форма проведения | участники | Ответственные |
Использование в учебном процессе физического эксперимента и решения физических экспериментальных задач, проектирования и реализации ученического физического эксперимента (фронтальные лабораторные работы, работы физического практикума, домашние экспериментальные работы, экспериментальные задачи и эксперимент с использованием компьютера и т.д.). | Октябрь | Семинар | Все учителя ОУ района | Методист, руководитель РМО, руководители кустовых школ |
Учебный эксперимент как метод обучения, источник знаний и средство обучения. | Октябрь | Вебинар через «Сферум» | Учителя физики 1 куста | Методист, тьютор, учитель физики МБОУ «Олуязский лицей» |
Лабораторный практикум для подготовки к ОГЭ по физике по спецификации КИМ ФИПИ | Ноябрь | Вебинар через «Сферум» | Учителя физики 2 куста | Методист, тьютор, учитель физики МБОУ «СОШ №1» |
Внеурочная деятельность. Проектная и исследовательская деятельность | Ноябрь | Вебинар через «Сферум» | Учителя физики 3 куста | Методист, тьютор, учитель «физики МБОУ «СОШ №4» |
Организационно-методические умения учителя по развитию естественнонаучной грамотности, Методологические основы эксперимента. | Ноябрь | Заседание РМО | Все учителя ОУ района | Методист, руководитель РМО |
Технологии проектной, проектно-исследовательской и исследовательской деятельности школьников | Январь | Заседание РМО | Все учителя ОУ района | Методист, руководитель РМО |
Применение цифрового оборудования в исследованиях физических явлений | Февраль | Семинар | Все учителя ОУ района | Методист, тьютор, учитель «физики МБОУ «Лицей №2 им ак. К.А .Валиева» |
| Март | | | |