Формирование и развитие морально-ценностных ориентиров младших школьников в урочной в внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО
Бредихина Л.И.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей №21»
Нравственное воспитание младших школьников в условиях современного общества приобрело особое значение. Потеря моральных ориентиров и таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: слабая мотивация к учению.
Работа по нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка.
Под нравственными ориентирами понимают нормы и правила жизни, поведения, которые призваны защищать интересы человека.
Младшие школьники сегодня развиваются значительно быстрее, чем раньше. Причиной тому являются: огромный поток информации и доступность ее получения, изменения в методике воспитания и обучения. На первом плане у детей сейчас находятся игры, они поглощают большую часть времени младших школьников, нежели учеба. Вечные спутники детства - добрые сказки и игры, светлые мечты уже, к сожалению, не интересуют младших школьников. Не секрет, что многие молодые родители полагают, что в ребенке надо воспитывать сильный характер, который поможет ему в жизни. По мнению таких взрослых, сегодня выживает и процветает тот, кого отличают себялюбие, напористость, умение отстаивать свои интересы любой ценой. Настоящие волевые качества не только не исключают нравственности, морали, а также проявляемым в связи с ними качеств (доброты, справедливости, отзывчивости и чуткости), но в значительной мере должны предопределяться ими.
Основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования становится формирование базовых компетентностей современного человека: информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем); коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми); самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы); самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Воспитание школьников обеспечивает их духовно-нравственное развитие во всех видах образовательной деятельности: в урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, социальной (общественно-полезной).
Нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому мы, учителя начальных классов, основной нравственный материал включаем в различные уроки:
- на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов.
- на уроках математики материал вводится в содержание задач или в зашифрованные задания;
- на уроках русского языка, изобразительного искусства и технологии полученная информация транслируется учащимися в виде индивидуальных творческих работ.
- на уроках литературного чтения дети знакомятся с произведениями русских писателей, посвящённых человеческим ценностям.
Самым важным компонентом при формировании нравственных убеждений является чувство, эмоция. Именно эмоция, как говорят психологи, является пусковым моментом, «запускающим» работу воображения у художника. Ведь именно то, что поразило воображение, старается запечатлеть художник в образе. И читатель воспринимает именно поразивший его художественный образ. Но также, как и чувства, эмоциональное принятие нравственных ценностей, важно воплощение знания нравственной нормы в поступке. Поступок всегда выше знания и эмоции, даже словесной.
Процесс нравственного воспитания на уроках и вне урока проходит по одним и тем же основаниям и в одной и той же логике. Главные составляющие этого процесса, определяющие его результативность, – это включение разума, чувств и воли для поступка, воображения и интуиции в процесс самостоятельного анализа детьми художественных произведений.
Начинается эта работа в учебнике первого класса буквально со второго урока, когда, научившихся складывать слоги в слова, детей, мы учим читать художественный текст.
Уже читая «Лису Патрикеевну» К.Д. Ушинского мы показываем детям при анализе этого произведения, что писатель словами может нарисовать картину, которую можно представить себе. В зависимости от возраста ученика усложняется работа по формированию навыков анализа, литературному и нравственному развитию учащихся, так как подавляющее большинство литературных задач дети будут решать на уроках с нравственным содержанием.
Вся эта работа ведется в системе. Все четыре года обучения в начальной школе подготавливают учащихся к углубленному изучению литературы в основной и средней школе.
Построенная вертикаль преподавания литературы с 1 по 11 класс позволяет реализовать принципы преемственности и перспективности не только литературного образования, но и нравственного развития детей. Так, постепенно углубляясь, формируются нравственные представления детей 1-4-х классов при изучении литературы.
Непременным условием успешности и результативности воспитательного процесса является не только осмысление и эмоциональное принятие нравственной нормы, но и воплощение понятного и принятого в поступке или в серии поступков. Еще великий Л.Н. Толстой, который был мудрым педагогом, говорил: «Если вы хотите воспитать добрых людей, пусть они и делают добрые дела, а вы их за это хвалите». Поэтому, завершающим моментом является нравственная деятельность детей, которая имеет нравственное содержание, направленная на помощь другому человеку, заботу о слабых, о природе, животных.
«Всякая человеческая душа требует деятельности, и смотря по роду этой деятельности, которую дает ей воспитатель и окружающая среда и которую она сама для себя отыщет, – такое направление и примет ее развитие», – говорил русский педагог К.Д.Ушинский. Поэтому для действенного и действительного воспитания мало урока, невозможно только сидеть за партами – необходимо выходить за рамки урока, за пределы класса. Поэтому воспитательная деятельность учащихся должна быть еще ценностно-ориентированной.
Формы организации ценностно-ориентированной нравственной деятельности учащихся могут применять в своей работе все учителя, поскольку игра, всевозможные театрализации, проекты – все это общепринятые, подзабытые, но очень востребованные сегодня формы именно воспитательной работы.
Серьезные учебные задачи можно решить с помощью дидактических игр.
Игровые занятия проводятся в начальных классах после изучения русских мифов.
Но самой грандиозной игрой является игра в «настоящий спектакль», где происходит ролевое перевоплощение, формируется ответственность за общее дело, возникает возможность дать каждому ученику работу по душе и по силам. Дети очень любят инсценировать, поэтому в школе должен быть театр. Они, как настоящие актеры, играют роли, входят в образы героев, и этот уровень вхождения – самый глубокий, самый действенный в воспитательном смысле. А самое главное заключено в том, что творчество – это «выражение себя».
Очень популярны у детей всевозможные творческие проекты, такие, как создание диафильмов, сборников любимых сказок или стихов, кроссвордов, комиксов, иллюстраций к изучаемым произведениям, макетов декораций к спектаклям.
Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.
Благоприятны для развития нравственных ценностей детей младшего школьного возраста следующие особенности деятельности: добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеучебной деятельности.
Сегодня мы говорим о духовно- нравственном воспитании и развитии школьников в урочное и во внеурочное время.
Обратимся к опыту великих педагогов. В. А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности». В младшем школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали.
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Не менее существенным является и другое положение, что, если те или иные отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся привычными и определяют устойчивость её поведения в любых изменяющихся условиях, они превращаются в личностные качества.
В начальной школе по данному направлению проводятся занятия по внеурочной деятельности: «Я живу в России», «В гостях у сказки» и др.
На кружке «Волшебные пальчики» ребята сделали ромашку. Всем известно, что ромашка- это символ семьи. Вот и у нас в классной семье - своя ромашка. На лепестке фотография ребенка. Дети берут этот цветок и говорят своим одноклассникам что- то хорошее. Дети становятся более терпимы друг к другу, более внимательны.
Педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию. Личность ребенка в духовно-нравственном направлении формируется постепенно.
Таким образом, можно сделать следующий вывод. Для того чтобы достичь главной цели обучения и воспитания современной стратегии развития российской школы - формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности, необходимо использовать приёмы и методы активного обучения. Они позволяют учащимся под руководством взрослых достигать новых результатов в своём развитии, приводят к формированию личности, позволяют знаниям превращаться в убеждения. Ученик, решающий нравственную проблему на уроке и принимающий решение, умеет выражать свои взгляды, убеждения, делать выводы, благодаря чему приобретает навыки принятия правильных собственных решений.
Недаром народная мудрость гласит:
Если думаешь о завтрашнем дне – сей зерно,
Если на десять лет вперед – сажайте лес,
Если же на сто лет – воспитывай детей.
Литература
1.Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Под ред. А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова, В.А. Тишкова. – М.: Просвещение, 2010. - С.6
2.Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 – х книгах. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы/ Под науч. Ред. Д.И. Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр. – М. : Баласс, 2011. - С. 238
3.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. - С.