Урок по истории России 7 класс
тема: «Северная война» (7класс)
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с событиями Северной войны 1700-1721 гг.
2. Определить значение Северной войны для России.
3. Оценить роль реформы армии и флота в достижении победы России в Северной войне.
4. Содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока.
5. Способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны.
Задачи урока: Образовательная – познакомить с основными событиями Северной войны, раскрыть значение начатых Петром I реформ, активизировать познавательную активность учащихся. Развивающая – продолжить развитие умения анализировать факты, устанавливать причинно-следственные связи, продолжить формирование умений работать с литературой, картой. Воспитательная – воспитание чувств патриотизма, гордости за свою Родину.
Оборудование:
Учебник История России конец XVI – XVIII век.
Данилов А. А., Косулина Л. Г. М.: Просвещение, 2010 г.
Компьютерная презентация, компьютер, проектор, доска, раздаточный материал.
Свитки с речью монархов.
Видеофрагмент полтавской битвы, фрагмент анимации Полтавской битвы.
У учащихся тетради по истории и кластер с темой «Северная война».
Основные понятия:
Конфузия – неловкое положение, оплошность;
Регулярная армия - постоянная армия;
Рекрут – лицо, принятое на военную службу по найму или по повинности.
Редут – земляное укрепление.
Основные даты и события:
1700-1721г.г.- Северная война
1700г.- поражение русских под Нарвой.
1703г.- основание Санкт-Петербурга.
28 сентября 1708г.- сражение у деревни Лесной.
27 июня1709г. – Полтавская битва.
1711г.- Прутский поход.
27 июля 1714г.- разгром шведов у мыса Гангут.
27 июля 1720г. – победа над шведским флотом у о. Гренгам.
1721г.- Ништадский мир.
Тип урока: урок формирования новых знаний. Изложение материала сопровождается презентацией, что способствует повышению внимания, познавательной активности учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая
Ход урока
Эпиграф к уроку слова А.С.Пушкина: « Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Слайд 1
Вступительное слово учителя: как вы понимаете смысл этих слов?
Всё чаще СМИ обращают наше внимание на тот факт, что в 21 веке современные политики пытаются пересмотреть вопросы истории и внести в них свои коррективы. Не остались без внимания и деяния Петра I, а именно Северная война, так в суверенном государстве Украина появились новые памятники: Карлу 12 и гетману Мазепе. слайд 2. Исходя из всего этого я думаю вы понимаете как важно знать правду, мы должны гордиться славою наших предков.
Наш урок будет посвящен войне, которая длилась 21 год и вошла в историю под именем Северной, в результате которой Россия стала великой и процветающей страной, получила выход к Балтийскому морю. слайд 3
Цель: исходя из всего сказанного попробуем определить цель нашего урока. (слайд 4) Задачи урока: познакомиться с основными событиями Северной войны, её причинами, ходом, итогами и почувствовать гордость за славные дела наших предков, почувствовать, что « не уважать оной (славы) есть постыдное малодушие».
Для того чтобы узнать правду я предлагаю вам отправиться в путешествие вместе с этим фрегатом ( картина на доске), каждый фрегат выходит в море со своей флотилией, есть она и у нас. (Орёл, Павел, генерал Апраксин ).
Учащиеся записывают в тетрадях тему : «Северная война 1700 – 1721гг».
Мы проплывем по местам боевой славы.
Каждая флотилия должна иметь план своего пути есть он и у нас.
ПЛАН МОРСКОГО ПУТЕШЕСТВИЯ слайд 5
1.Причины войны и её начало. (1700)
2. Реформа армии и первые победы.
3. Полтавская «виктория» (1709).
4. Победы русского флота (1714, 1720).
5.Ништадтский мир (1721). ( на партах)
У вас на партах памятки с датами, по мере наших остановок мы будем прикреплять их к нашему главному фрегату. И так мы отправляемся в путь.
(слайд6) За годом год, за вехой веха .
За полосою – полоса…
Нелегок путь, но ветер века
Он в наши дует паруса!
Швеция к началу 18 века – самое могущественное государство Северной Европы. Швеция стремилась превратить Балтийское море в «шведское озеро». Это вызвало враждебность к Швеции прибалтийских государств: Дании, Саксонии, Речи Посполитой. У России был свой счёт к Швеции. Во времена Смуты Швеция отняла у России побережье Финского залива.(слайд 7)
Вопрос учителя.
Для чего был создан Северный союз? Каков его состав? (слайд 8)
Для борьбы со Швецией был создан Северный союз. В каком году? (1699)
Какие страны в него вошли? (Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая)
Учащиеся показывают на карте вышеуказанные страны
Вывод исходя из этого, мы можно выделить основные причины Северной войны.
(учащиеся называют следующие причины войны:
1. Установление господства Швеции на Балтике.
2. Стремление России вернуть выход к Балтийскому морю.)
В Швеции царствовал в то время «Карл 12, бывший моложе Петра десятью годами…»
В начале царствования король не занимался делами и казался неспособным к управлению; но, получив известие о состоявшемся против него союзе, сделался необыкновенно деятельным и поклялся – «воевать, побеждать и мстить».(слайд 9)
Начало боевых действий
I остановка -1700г. (слайд 10)
Как началась война для антишведской коалиции? Подтвердите это фактами из текста учебника.
(1. Шведы нанесли поражение Дании и вынудили её выйти из войны.
2. Шведы заставили курфюрста Саксонии Августа II снять осаду с принадлежащей Швеции Риги).
В этих условиях Пётр I сумел быстро заключить мир с Турцией и направил войска к шведской крепости Нарва .Здесь, под Нарвой, в 1700году шведская армия разгромила русские войска. (карта)
В чем причины неудач России на начальном этапе Северной войны?
Используя текст учебника назовите причины поражения русской армии под Нарвой.
(1.Превосходство шведов в подготовке армии, как технической, так и тактической.
2.Предательство иностранных офицеров, служивших в русской армии.)
Шведский король Карл XII решил, что с Россией покончено, и отправился в поход на Речь Посполитую.
3. Как вы думаете, почему Карл XII решил, что с Россией покончено?
(1. Русские потеряли 8 тыс. солдат, шведы – 3 тыс.
2. Армия Петра осталась без артиллерии.)
Конфузия- (слайд 11)
После такого поражения другой бы главнокомандующий сдался, но не ПётрI,
бывший в это время в Новгороде, он не падал духом: «Господа шведы – говорил он, - побьют нас, может быть еще не раз, но у них мы научимся и побеждать их». Итак, уроки «нарвской конфузии» со всей очевидностью показали молодому царю необходимость ускорения реформы армии.
Он решил воспользоваться передышкой, чтобы усилить российскую армию.
II остановка. Реформа армии и первые победы.
Слайл: Какие меры предпринимает Петр I для реформирования армии?
II. Меры по реорганизации армии
1. Переплавка церковных колоколов на пушки. После этой затеи царь в народе получил прозвище Антихрист. (слайд 12)
Сидит царь под окошком и видит, что перед домом ходит незнакомый человек: по рваному платью видно, что посадский, но очень прилежно и без страху ходит перед царскими очами. Послал царь боярина спросить, чего тот человек хочет, а посадский отвечает: хочу-де помочь государеву горю.
Ведут человека к царю, спрашивает царь посадского: «Какие у тебя ко мне дела?....»
«Всемилостивейший государь, - говорит тот человек, - знаю, потерял ты пушечный наряд и гадаешь, где достать медь на литье новых пушек».
«То- правда, - сказал царь, - но разговор твой без пользы»…
…А тот дерзкий человек отвечает: …меди у тебя, царь много. На колокольнях колоколов за сотни лет поднакопилось. Коли швед придет, он те колокола снимет да увезет ,- так он в лихое время уже здесь делал. Снимем-ка, царь, колокола сами, отольем пушки, врага одолеем: Бог сильных любит, а когда возьмем у шведа пушки, Богу колокола вернем». Так и сделали. (слайд 13 – 15)
2. Введение рекрутского набора и пожизненной военной службы (1699)
3. Создание военных учебных заведений.
4. Создание военных заводов на Урале.
5. Принятие «Устава воинского» (1716), «Устава морского» (1720).
6. Строительство военно -морского флота.)
Вывод (слайд 17 – 21)
Эти меры привели к усилению русской армии, это привело к первым победам.
1.1702г. – Нотебург
2. 1703г. – крепость Ниеншанц.
3. 1704г. – г. Нарва и г. Дерпт). Та самая Нарва, которая стала первой неудачей в войне. Падение Нарвы очень обрадовала царя: «Нарву, которая четыре года нарывала, ныне, слава Богу, прорвало».
16 мая 1703 г. на Заячьем острове в устье Неве был заложен Санкт-Петербург, ставший вскоре более чем на двести лет столицей России.
Отсель грозить мы будем шведу.
Здесь будет город заложен
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу проложить окно,
Ногою твердой стать при море.
Физминутка. (слайд 22)
III остановка. Битва при Лесной (1708). (слайд 23)
Усиление позиций России вызвало опасения Карла XII. Итак, 3 остановка. Карл XII, ведя активные военные действия против Августа II , вывел Польшу из войны и стал готовить вторжение на территорию России. Крупное сражение произошло летом 1708года у деревни Лесной
Ученик читает текст.
Вопрос классу. Почему битва у деревни Лесной была названа Петром I «матерью Полтавской баталии»?
1. Захватили шведский обоз, двигавшийся на помощь Карлу XII.
2.Шведы были лишены припасов, оружия.) (слайд 24)
Полтавская «виктория» (1709). (слайд25)
Карл XII решил вести свою армию на Украину, чтобы восстановить силы. На Украине на сторону шведов перешёл гетман Мазепа. Его целью было с помощью шведов создать независимое Украинское государство. Русские войска под командованием Петра I преследовали шведов. Решающая схватка произошла 27 июня 1709г. под Полтавой.
Карл XII перед боем обещал своим воинам все богатства России. А Пётр I сказал так: (слайд 26) « И не помышляли бы… быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский».
«И грянул бой, Полтавский бой (слайд 27)
В огне, под градом раскаленным,
Стеной живою отраженным,
Над падшим строем свежий строй
Штыки смыкает. Тяжкой тучей
Отряды конницы летучей,
Браздами, саблями звуча,
Сшибаясь, рубятся с плеча.
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон.
Вывод.: Определите причины победы в Полтавской битве (Текст учебника и электронного ресурса)
( Слайд28). Военные реформы Пётра I.
2. Боеспособность и мобильность русской армии.
3. Возрос боевой дух армии.
4.Мужество и героизм солдат.
5.Умелое командование.
Вопрос классу. Почему победа в Полтавском сражении не означала для России окончания войны?
IV. Победы русского флота (1714, 1720).
Итак, в 1709г. армия шведов была разбита, но война со Швецией продолжалась ещё много лет. Одна из причин затяжного характера Северной войны заключалась в том, что России кроме Швеции противостояла Турция, объявившая ей войну в 1710году. Она вошла в историю под названием Прутский поход. (слайд 29)
После поражения при Полтаве Карл 12 поднял против России турецкого султана. Петр должен был воевать на два фронта. Потерпев неудачу на р. Прут в 1711году, султану была возвращена крепость Азов и разрушен Таганрог. Потеряв надежду утвердиться на Черном море, Петр все внимание сосредоточил на Прибалтийском крае. (слайд 30)
После Прутского похода Северная война возобновилась. Это привело к активизации боевых действий на море. Русский флот одержал две серьёзные победы над шведами: в 1714г. у мыса Гангут и в 1720г. у острова Гренгам. (слайд 32 – 34)
Вывод Каково значение победы в морских сражениях?
Победы русского флота окончательно заставили шведов начать переговоры о мире.
V. Ништадский мир (слайд 35)
В 1721году в финском городе Ништадте был заключен мирный договор между Россией и Швецией.
Каковы были итоги Северной войны?( подводим итог с помощью листов) (слайд 36 – 37)
Задание классу. Используя текст источника о Ништадском мире и анимированную карту, определите условия Ништадского мира.
(1. Россия получала Балтийское побережье – Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию.
2. Швеция получала Финляндию (кроме Выборга), контрибуцию – 1,5 млн. рублей.
Вопрос .Каковы были итоги Северной войны?
1. Россия получила выход в Балтийское море.
2.Созданы условия для экономического развития страны.
3.Рост международного авторитета России.
4. Укрепление дипломатической службы на Западе.)
5. Россия становится империей. Императорский титул Петра1.
Заключительное слово учителя: Таким образом, в результате Северной войны (конец которой положил Ништадтский мир 1721г.) Россия превратилась в ведущую силу на Востоке Европы и получила статус империи. За эти годы была построена новая столица на отвоёванных у шведов невских берегах, создана военная промышленность, произошли преобразования в армии и на флоте. Одна из важнейших внешнеполитических задач, стоявших на протяжении веков, оказалась решена. Возвращаясь к словам А.С.Пушкина, хочется ещё и ещё раз сказать: да, мы можем и должны гордиться славою наших предков, сумевших выиграть в великой Северной войне.
V. Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке. (слайд 38)
VI. Домашнее задание §14 (вопросы), рабочие листы. (Слайд 39)
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧЕНИКА 7 КЛАССА
ФИО уч-ка________________________________________________
Тема урока: Северная война (1700-1721г.г.)
1. Причины Северной войны:
1).
2)
2. Северный союз
Дата создания –
Члены союза –
3. Причины поражения под Нарвой (1700г.):
1)
2)
4. Меры, принятые Петром I для усиления русской армии:
1)
2)
3)
4)
5)
6)
5. Первые победы Русской армии
Год Событие
1)
2)
3)
6. Битва у деревни Лесной:
Дата –
Результат –
7. Полтавская битва:
Дата –
Результат –
8. Причины победы русской армии в Полтавской битве:
1)
2)
3)
4)
5)
9. Прутский поход
Дата –
Результат –
10. Морские сражения
Дата
у мыса Гангут –
у острова Гренгам –
11. Ништадтский мир
Дата –
Условия –
12. Значение Северной войны (1700-1721г.г.)
1)
2)
3)
4)



13