1. | Организационный момент 1 мин. | Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих. -Добрый день, ребята и уважаемые гости. Хочу напомнить вам правила совместной работы: -умение слушать, говорить - быть активным - стремиться к успеху. Не забывайте заполнять листы самооценки в процессе урока, а затем выставление отметки в конце урока. | Приветствие учителя, подготовка к уроку | 2 мин |
2. | Актуализация знаний Проверка домашнего задания 8 мин. Подготовка к основному этапу урока: введение в тему, формулировка цели и задач урока. 1 мин. Постановка проблемы 2 мин. | Вступительное слово, мотивация обучающихся для работы на уроке. Учитель: - Какое отрицательное последствие имело для Руси политческая раздробленность? - О каком грозном противнике Руси мы говорили на прошлом уроке? -Посмотрим, как вы усвоили тему прошлого урока. Игра «Крестики-нолики» 1 О | 2 Х | 3 О | 4 Х | 5 О | 6 О | 7 Х | 8 Х | 9 О | 1.Походы на Русь совершили монголы под предводительством Чингисхана. 2. Баскаки- это золотоордынцы, собирающие дань с русской земли. 3. Первым подверглось нападению Черниговское княжество. 4.Государство монголов называлось Золотая Орда. 5. Хан Батый совершил три похода на Русь. 6. «Злым городком» монголо-татары назвали г. Торжок 7. Дань собираемая с Руси монголо - татарами называлась – «ордынский выход». Ярлык – это грамота на княжение. 9. Русь стала платить дань монголо - татарам с 1242 года. Проверка на слайде. Учитель: Откройте карту в учебнике на стр. 16 -Какие земли были разорены и сожжены монголами? -Дошли монголы до Новгорода? - С какими государствами и народами граничила Новгородская земля? В середине 13 века в Русские земли с Востока вторглись монголы. Большая часть земель оказалась полностью опустошенной и попала в зависимость от монголов. Но тут же появляется новый враг – крестоносцы и шведы, которые нападают на Северо-Западную Русь с Запада. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня? Тема нашего с вами урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». Запишем её. Перед вами 2 исторических факта: 1. В 13 веке Руси не удается отразить нашествие монголов, и она попадает в зависимость. 2. В 13 веке Русь отражает натиск крестоносцев и шведов. Какую проблему можно выделить, исходя из этих высказываний? Учитель: Ваши предположения, почему? -Значит, сегодня на уроке мы с вами что должны узнать:? 1. Походы Шведов 2. Походы Крестоносцев 3. Князь Александр Ярославич 4. Невская Битва 5. Ледовое побоище | - Могли легко захватить. - Монголо-татары, Золотая Орда Работа по карточкам. Выставление баллов в лист самооценки. -Юго- Восточная Русь -Нет -Швеция и Ливонский орден. Северо-Западная Русь. Между Востоком и Западом. Записывают тему урока в тетрадь -Хороший полководец - Кто был полководец? - Какие были битвы? - Кто был враг русских? - Чем закончились битвы? | 8 мин Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 |
3. 4. 5. | Поиск решения проблемы (открытие нового знания Переход к центральным темам урока 2 мин. Приём «Перевод информации» 15 мин. Первичное закрепление полученных знаний Приём «Поиск ошибки» 5 мин. Подведение итогов 1 мин. Приём «Самооценивание» 1 мин. | - Как вы думаете почему шведы и крестоносцы напали на Новгородскую землю? -Кто же стал защитником русских земель? Кто изображен у вас на обложке учебника Сообщение про Александра Невского Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном Переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливанцев, литовцев. Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург). В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России. 1942 г. – учрежден орден Александра Невского 2002 г. – памятник в Санкт – Петербурге поставлен Чем же он прославился? В каких битвах участвовал? -Правильно. Сейчас в посмотрите видеосюжеты о этих битвах и процессе просмотра заполните таблицу: Вопросы | Невская битва | Ледовое побоище | Дата | 15 июля 1240 | 5 апреля 1242 | С кем воевали | шведы | Немецкие рыцари -крестоносцы | Итог(кто одержал победу) | русские | русские | Какой прием ведения боя использовал Александр Невский | Внезапное нападение | Погоду, лед был тонкий на льду Чудского озера | https://www.youtube.com/watch?v=lVCsfB64S2M&ab_channel=REEBA https://www.youtube.com/watch?v=ENRa40IcYVM Проверка на слайде. Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями? Проверим как хорошо вы усвоили материал урока.У вас на партах лежат листы с заданием "Найди ошибку". Нужно зхачеркнуть неверные слова, даты, имена и надписать верные. Всего 5ошибок. Найди ошибку : (5 б) 5 апреля 1240 года немецкие рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились тяжеловооруженная конница, а за ними пешие рыцари. Новгородский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил с флангов. Началась жестокая битва. Вскоре монгольские рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лед треснул, и многие рыцари стали уходить под лед. Это сражение вошло в историю как "Ледовая битва" Проверка и выставление баллов. -Ребята, сегодня мы с вами узнали про Александра Невского, про те трудности, с которыми пришлось столкнуться Новгородской земле, про знаменитые битвы и победы русских воинов. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и ответим на него: Почему Русь не смогла отразить нашествие монголов, но отразила натиск крестоносцев??? Подведем итог вашей работы на уроке: Посчитайте сколько баллов вы набрали и по критериям поставьте отметку. Все смогли это сделать? Кто не смог поставить отметку сегодня? Почему (мало баллов) Значит вам повторить материал & | Хотели захватить богатые земли и обратить народ в католичество. Князь Александр Невский стал защитником Северо-Западных земель. Обучающиеся слушают учителя и запоминают Невская битва, Ледовое побоище. Заполняют таблицу Выставление баллов в лист самооценки -Сохранили независимость земли -Сохранили веру Проверяют и выставляют баллы в лист самоценки Полководец и его стратегия ведения боя Подсчитывают количество баллов и выставляют отметку в лист самооценки | Слайд 9 Слайд 10 Слайд 11 |