СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Северо- Западная Русь между Востоком и Западом

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведен в 2023 году  при проведении районного методического практико-ориентированного семинара по теме: "Формирующее оценивание как средство повышения качества образовательных результатов".

 

Просмотр содержимого документа
«Северо- Западная Русь между Востоком и Западом»


Тема урока: Северо-Западная Русь между Востоком и Западом

Тип урока комбинированный

Цели и задачи урока:

Цели урока: создать условия для усвоения учащимися фактов героической борьбы Северо-Западной Руси против агрессии и экспансии крестоносцев и шведов. Помочь учащимся сформировать представление о полководческом искусстве Александра Ярославовича.

В ходе урока необходимо продолжить формирование универсальных учебных действий учащихся:

предметные УУД: привлекать знания из курса истории средних веков о рыцарских орденах; усваивать и воспроизводить образы исторических событий (походы, сражения) на основе условных картографических изображений; давать оценку и характеристику исторических событий (последствия, значение побед) и исторических деятелей (Александр Невский);

метапредметные УУД: работать с текстом учебника, обосновывать свои выводы, опираясь на текст, карту; анализировать материал урока для ответа на поставленный проблемный вопрос;

личностные УУД: взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Ожидаемый результат: каждый ученик: знает: когда произошли битвы на реке Неве и Чудском озере, каков итог этих битв; умеет: показать на карте места сражений, объяснять ход сражений по картосхеме, работать с текстом учебника, с историческими документами, взаимодействовать с другими учащимися в ходе групповой и коллективной работы.

Планируемые результаты:

Предметные: овладеть целостным представлением об историческом пути Руси в середине XIII – XIVв; объяснить историческое значение побед русского народа над немецкими и шведскими рыцарями; описывать основные этапы Невской битвы и Ледового побоища; выявлять закономерности в развитии Руси; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве.

Метапредметные УУД - 1) Коммуникативные: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон. – 2) Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. – 3) Познавательные: использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения поисковых задач; представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, презентации.

Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; развивать навыки анализа, индивидуального и коллективного проектирования.

Ресурсы, оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, учебник «История России». 6 класс в 2ч./под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение, атлас, контурная карта, презентации, видео, пакет для индивидуальной работы учащихся

Основные понятия и термины: крестоносцы, Ливонский орден, рыцари.

Основные даты: 15 июля 1240г. – Невская битва, 5 апреля 1242г. – Ледовое побоище на Чудском озере.

Персоналии: Ярослав Всеволодович, Александр Невский, Биргер.

Ход урока

Основные вопросы изучения материала:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся.

3.Открытие нового знания

  • Походы шведов и походы крестоносцев.

  • Князь Александр Ярославич.

  • Невская битва.

  • Ледовое побоище.

4. Первичное закрепление новых знаний.

5. Подведение итогов. Домашнее задание.

6. Рефлексия.









Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Время

слайд

1.

Организационный момент


1 мин.








Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих.

-Добрый день, ребята и уважаемые гости.

Хочу напомнить вам правила совместной работы:

-умение слушать, говорить

- быть активным

- стремиться к успеху.


Не забывайте заполнять листы самооценки в процессе урока, а затем выставление отметки в конце урока.

Приветствие учителя, подготовка к уроку

2 мин

2.

Актуализация знаний


Проверка домашнего задания


8 мин.





























Подготовка к основному этапу урока: введение в тему, формулировка цели и задач урока.


1 мин.






Постановка проблемы


2 мин.


Вступительное слово, мотивация обучающихся для работы на уроке.

Учитель:

- Какое отрицательное последствие имело для Руси политческая раздробленность?

- О каком грозном противнике Руси мы говорили на прошлом уроке?



-Посмотрим, как вы усвоили тему прошлого урока. Игра «Крестики-нолики»


1

О

2

Х

3

О

4

Х

5

О

6

О


7

Х

8

Х

9

О


1.Походы на Русь совершили монголы под предводительством Чингисхана.

2. Баскаки- это золотоордынцы, собирающие дань с русской земли.

3. Первым подверглось нападению Черниговское княжество.

4.Государство монголов называлось Золотая Орда.

5. Хан Батый совершил три похода на Русь.

6. «Злым городком» монголо-татары назвали г. Торжок

7. Дань собираемая с Руси монголо - татарами называлась – «ордынский выход».

  1. Ярлык – это грамота на княжение.

9. Русь стала платить дань монголо - татарам с 1242 года.



Проверка на слайде.


Учитель:

Откройте карту в учебнике на стр. 16

-Какие земли были разорены и сожжены монголами?

-Дошли монголы до Новгорода?

- С какими государствами и народами граничила Новгородская земля?


В середине 13 века в Русские земли с Востока вторглись монголы. Большая часть земель оказалась полностью опустошенной и попала в зависимость от монголов. Но тут же появляется новый враг – крестоносцы и шведы, которые нападают на Северо-Западную Русь с Запада. Как вы думаете, какая тема урока у нас сегодня?


Тема нашего с вами урока «Северо-Западная Русь между Востоком и Западом». Запишем её.


Перед вами 2 исторических факта:

1. В 13 веке Руси не удается отразить нашествие монголов, и она попадает в зависимость.

2. В 13 веке Русь отражает натиск крестоносцев и шведов.

Какую проблему можно выделить, исходя из этих высказываний?


Учитель: Ваши предположения, почему?


-Значит, сегодня на уроке мы с вами что должны узнать:?

1. Походы Шведов

2. Походы Крестоносцев

3. Князь Александр Ярославич

4. Невская Битва

5. Ледовое побоище


- Могли легко захватить.

- Монголо-татары, Золотая Орда


Работа по карточкам.

























Выставление баллов в лист самооценки.


-Юго- Восточная Русь

-Нет

-Швеция и Ливонский орден.




Северо-Западная Русь. Между Востоком и Западом.

Записывают тему урока в тетрадь







-Хороший полководец

- Кто был полководец?

- Какие были битвы?

- Кто был враг русских?

- Чем закончились битвы?

8 мин






Слайд 2

























Слайд 3






Слайд 4






Слайд 5


Слайд 6





Слайд 7





Слайд 8

3.


















































4.
















5.

Поиск решения проблемы (открытие нового знания

Переход к центральным темам урока




2 мин.






















Приём «Перевод информации»

15 мин.
















Первичное закрепление полученных знаний



Приём «Поиск ошибки»

5 мин.










Подведение итогов



1 мин.





Приём «Самооценивание»

1 мин.





- Как вы думаете почему шведы и крестоносцы напали на Новгородскую землю?




-Кто же стал защитником русских земель? Кто изображен у вас на обложке учебника



Сообщение про Александра Невского

Родился 13 мая 1221 года в городе Переславль-Залесский. Был сыном Переяславского князя Ярослава Всеволодовича. В 1225 году по решению отца в биографии Невского произошло посвящение в воины.В 1228 году вместе со старшим братом был перевезен в Новгород, где они стали княжичами новгородских земель. В 1236 году, после отъезда Ярослава, стал самостоятельно защищать земли от шведов, ливанцев, литовцев.

Умер Александр Невский 14 ноября 1263 года в Городце и был похоронен в Рождественском монастыре города Владимир. По распоряжению Петра I его мощи в 1724 году перенесены в Александро-Невский монастырь (Санкт-Петербург).

        В наши дни его именем названы улицы и площади, в его честь установлены памятники, воздвигнуты православные церкви во многих городах России.


1942 г. – учрежден орден Александра Невского

2002 г. – памятник в Санкт – Петербурге поставлен


Чем же он прославился? В каких битвах участвовал?



-Правильно. Сейчас в посмотрите видеосюжеты о этих битвах и процессе просмотра заполните таблицу:


Вопросы

Невская битва

Ледовое побоище

Дата

15 июля 1240

5 апреля 1242

С кем воевали

шведы

Немецкие рыцари -крестоносцы

Итог(кто одержал победу)

русские

русские

Какой прием ведения боя использовал Александр Невский

Внезапное нападение

Погоду, лед был тонкий на льду Чудского озера

https://www.youtube.com/watch?v=lVCsfB64S2M&ab_channel=REEBA

https://www.youtube.com/watch?v=ENRa40IcYVM


Проверка на слайде.



Какое значение имела победа русского народа над немецкими и шведскими рыцарями?


Проверим как хорошо вы усвоили материал урока.У вас на партах лежат листы с заданием "Найди ошибку". Нужно зхачеркнуть неверные слова, даты, имена и надписать верные. Всего 5ошибок.


Найди ошибку : (5 б)

5 апреля 1240 года немецкие рыцари построились клином на льду реки Невы.

Впереди находились тяжеловооруженная конница, а за ними пешие рыцари.

Новгородский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил с флангов. Началась жестокая битва. Вскоре монгольские рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лед треснул, и многие рыцари стали уходить под лед.

Это сражение вошло в историю как "Ледовая битва"


Проверка и выставление баллов.



-Ребята, сегодня мы с вами узнали про Александра Невского, про те трудности, с которыми пришлось столкнуться Новгородской земле, про знаменитые битвы и победы русских воинов. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и ответим на него:

Почему Русь не смогла отразить нашествие монголов, но отразила натиск крестоносцев???



Подведем итог вашей работы на уроке:

Посчитайте сколько баллов вы набрали и по критериям поставьте отметку. Все смогли это сделать? Кто не смог поставить отметку сегодня? Почему (мало баллов) Значит вам повторить материал &


Хотели захватить богатые земли и обратить народ в католичество.

Князь Александр Невский стал защитником Северо-Западных земель.






Обучающиеся слушают учителя и запоминают








Невская битва, Ледовое побоище.





Заполняют таблицу















Выставление баллов в лист самооценки


-Сохранили независимость земли

-Сохранили веру














Проверяют и выставляют баллы в лист самоценки





Полководец и его стратегия ведения боя


Подсчитывают количество баллов и выставляют отметку в лист самооценки


Слайд 9



Слайд 10








Слайд 11
















Слайд 12













Слайд 13

Слайд 14


Слайд 15



Слайд 16

Слайд 17







Слайд 18








Слайд 19




Слайд 20

6.

Домашнее задание

1 мин.


Метод «Составление тестов»

пар. 17. Вопросы 1-4,

& повторить, кто не поставил отметку

*Составить синквейн про Александра Невского или составить тест по теме.

Записывают в дневник

Слайд 21

7.

Рефлексия

2 мин.

Приём «Одноминутное эссе»

Ребята вам нужно написать мнение об уроке. Для этого у вас на партах листы с вопрсами. Ответьте на них.

Спасибо вам за урок!

Размышляют, пишут свои впечатления.

Слайд 22


3